Игры для коррекции заикания. Игровые упражнения на развитие темпа речи.
“Произнеси в разном темпе”.
Произнести сочетание гласных звуков с разным темпом. (и – э – а – о – у – ы; ы – у – о – а – э – и).
Произнести слоговые ряды с разным темпом:
На “с, сь” - (сы – сэ – са – со – су – сы), (си – се – ся – сё – сю – си).
На “з, зь” - (зы – зэ – за – зо – зу – зы), (зи – зе – зя – зё – зю – зи).
На “ц” - (цы – цэ – цо – цо – цу – цы).
На “ш” - (шы – шэ – ша – шо – шу – шы).
На “л,ль” - (лы – лэ – ла – ло – лу – лы), (ли – ле – ля – лё – лю – ли).
На “ж” - (жи – жэ – жа – жо – жу – жи).
На “р, рь” - (Ры – рэ – ра – ро – ру - ры), (ри – ре – ря – рё – рю – ри).
На “к,кь” - (кы – кэ – ка – ко – ку – кы), (ки – ке – кя – кё – кю – ки).
На “г, гь” - (гы – гэ – га – го – гу – гы), (ги – ге – гя – гё – гю – ги).
На “х” - (хы – хэ – ха – хо – ху – хы), (хи – хе – хя – хё – хю – хи).
На “ч” - (чи – че – ча – чо – чу – чи).
На “щ” - (щи – ще – ща – що – щу – щи).
“Скороговорки”. Произнести в разном темпе.
На “с, сь” - У Сени и Сани в сетях сом с усами.
- Сидел воробей на сосне,
Заснул и свалился во сне.
Если б он не свалился во сне,
До сих пор бы сидел на сосне.
На “з,зь” - У зайки Бубы заболели зубы.
- У маленькой Зины бузина в корзине.
- Звенит звонок, звонок зовёт,
И Зоя в класс к себе идёт.
На “ц” - Цапля, стоя на крыльце
Написала букву Ц.
На “ш” - Яшка в фуражке едет на черепашке.
- На окошке крошку мошку
ловко ловит лапой кошка.
На “ж” - У ежа ежата, у ужа ужата.
На “ч” - Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
- Шубка овечки – теплее любой печки.
На “щ” - Волки рыщут - пищу ищут.
- Щетинка у чушки, чешуя у щучки.
На “л,ль” - Лена искала булавку,
А булавка упала под лавку.
Под лавку заглянуть было лень,
Искала булавку весь день.
- Иголка, иголка, ты остра и колка.
На “р,рь” - Во дворе горка,
Под горкой норка,
В норке крот,
Норку стережёт.
На “к,кь” - Коси коса пока роса.
- Наш Полкан попал в капкан.
- Купи кипу пик.
На “г,гь” - Собирала Маргарита маргаритки на траве,
Потеряла Маргарита маргаритки на дворе.
На “х” - Ха – ха – ха, ха – ха – ха получилась чепуха.
Логоритмические игры с палочками.
“Помидор”.
И.П. – стоя на коленях, палочки лежат на полу, параллельно друг к другу – в горизонтальном положении.
Толстопузый помидор - перекладывать палочки поочерёдно через
Перелез через забор. одну в ритме стихотворения.
Как весёлый красный шар - покрутить палочки в руках при помощи
Покатился на базар. пальцев.
Обежал за рядом ряд… - стучать палочками о пол в темпе стихотв.
На ходу надел халат… - потирать палочки друг о друга
Подал звонкий голосок… - стучать торцами палочек.
Продаю томатный сок! - стучать одновременно двумя палочками.
“Вы скачите палочки…”.
И.П.- сидя на коленях, палочки в руках.
Вы скачите палочки. – стучит двумя палочками одновременно.
Как солнечные зайчики.
Прыг – прыг, скок – скок, - стучат, скрестив палочки, друг о друга.
Прискакали на лужок,
Правой ножкой топ – топ, - правой палочкой о пол.
Левой ножкой топ – топ, - левой палочкой о пол.
На головку сели, - изобразить “рожки” палочками.
Песенку запели:
Ля – ля – ля, ля – ля – ля. – стучать заданный ритм, пропевая на “ля”.
“Весёлые ножки”.
Сидя на стуле, палочки в руках. Логопед задаёт вопросы, дети отвечают.
Ножки – ножки вы скакали?
- мы скакали, мы скакали! - палочками по коленям стучат одновременно.
Ножки – ножки вы бежали?
- мы бежали, мы бежали! - палочками по коленям стучать поочерёдно.
Ножки – ножки вы плясали?
- мы плясали, мы плясали! - стучать друг палочками друг о друга.
Ножки – ножки вы стучали?
- мы стучали, мы стучали! - стучать торцами палочек.
Ножки – ножки вы устали?
- мы устали, мы устали! - положить на колени.
Ножки – ножки, отдыхали?
- отдыхали, отдыхали! - покатать палочки по коленям ладонями.
И опять всё начинали. – стучать скрещенными палочками.
“Лягушка”.
Сели дружно на лугу -стучат палочками одновременно справа и
слева по полу в ритме стиха.
Зелёные лягушки. –стучать основаниями палочек друг о друга.
Купались весе- -стучать палочкой о палочку.
-ло в пруду -стучать одновременно по полу.
Забавные квакушки -движения как на вторую строчку.
Куа – ква – ква, -задания как на третью строчку
Куа – ква – ква
Зелёные лягушки -как на четвёртую строчку.
Куа – ква – ква, -как на третью строчку
Куа – ква – ква
Забавные подружки. –как на вторую строчку.
“Гвоздь и молоток”.
Гвоздь и молоток -показать палочку в правой, затем в левой
руке.
Построили мосток -стучать палочками скрестив их.
Мы по мостику пойдём -стучать поочерёдно по полу.
И друзей себе найдём. –стучать “шляпками” палочек
Игровые упражнения на расширение диапазона голоса.
“Шмель”. Произнести звук “ж” с разной степенью высоты, подражая жужжанию большого шмеля (низко) и маленькой пчёлки (высоко).
“Пожарная машина”. Произнести звуки “У – у – У – у”, изображая пожарную машину, которая едет на пожар.
“Три медведя”. Произнести фразу “кто сидел на моём стуле и сдвинул его с места?” голосом Михайло Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки.
“Чтение стихотворения”. Сначало читать стихотворение повышая высоту голоса, а потом понижая.
Вверх и вниз.
В гору, в гору поднимались,
Выше, выше забирались,
Забирались, поднимались –
Оказались на верху.
Вниз помчались – ух, помчались!
Шибче, шибче разогнались,
Разогнались – повстречались. –
С кем бы это? Со столбом!..
С. Погорельский
“Кузнечик”. На доске цветы из бумаги расположенные в два ряда. На указку прикрепляется кузнечик. Кузнечик будет прыгать и издавать звуки “тр – р – р”.
Если кузнечик прыгает по верхним цветам, то поём высоко, если по нижним, то – низко.