Эффективное использование современных технических средств в обучении детей с особенностями психофизического развития
Эффективное использование современных технических средств в обучении детей с особенностями психофизического развития
В младшем школьном возрасте для детей с ОПФР использование информационных технологий в учреждении образования дает возможность развитию познавательных процессов, развивает любознательность и наблюдательность, расширяет кругозор ребёнка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Эффективное использование современных технических средств в обучении детей с особенностями психофизического развития»
ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Волкова А.Д., учитель -дефектолог
Использование информационных технологий в учреждении образования является одной из актуальных проблем в отечественной специальной педагогике. Они значительно расширяют возможность родителей, педагогов и специалистов в сфере обучения детей с ОПФР. Компьютер является одним из эффективных современных технических средств, при помощи которых можно значительно разнообразить процесс восприятия, обучения и развития ребёнка. Каждое занятие с применением компьютера вызывает у ребёнка эмоциональный подъём, желание добиться успехов, сделать задание до конца. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала, его многократное повторение.
Первое знакомство детей с компьютером осуществляется через компьютерную игру. Именно поэтому, по мнению Дж. Солпитер, компьютерные программы для детей должны отличаться исследовательским характером, легкостью доступа и использования, высоким техническим уровнем, возрастным соответствием, занимательностью. При этом должны развивать у ребёнка широкий спектр навыков и представлений.
Необходимо отметить, что наибольший интерес вызывают у детей интерактивные мультфильмы, игры для развития памяти, воображения, мышления, «говорящие» словари языков с хорошей анимацией, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков. Благодаря такой библиотеке, ребёнок с помощью компьютера знакомится с книжной иллюстрацией. Он может изменять литературный персонаж, его внешний вид, окружающую обстановку. Дети могут найти ошибки на иллюстрации, дорисовать её, раскрасить по-своему. С удовольствием играют дети в компьютерные игры-путешествия, «бродилки». В этих играх ребёнок попадает в виртуальный волшебный мир чудес и превращений.
Таким образом, по сравнению с традиционными формами обучения детей компьютер несёт в себе образный тип информации, который наиболее понятен детям с ОПФР. Стимулом для познавательной активности детей в процессе компьютерной игры выступает обязательное поощрение ребёнка при правильном выполнении игрового задания. Вместе с тем, по мнению Ю.Горвица, «компьютер «бесконечно терпелив», поэтому может без устали предлагать ребёнку различные варианты игры.
Компьютер не занудлив и не строг, не сердится и не кричит в случае неудачи, поэтому дети не боятся допустить ошибку. Наоборот, иногда реакция на ошибки бывает настолько привлекательной, что дети специально их делают, чтобы ещё и ещё раз спровоцировать появление забавного сюжета.
Отметим также, что такие игры предоставляют возможность индивидуального обучения. Ребёнок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач.
В своей работе мы используем компьютерные игры для оптимизации процесса ознакомления детей младшего школьного возраста с ОПФР с художественным словом, что расширяет возможности литературного образования учащихся, позволяет наиболее успешно реализовывать развитие художественных способностей детей. Но использование электронных учебных пособий должны быть индивидуальны. Например, электронное учебное издание «Мои любимые сказки», где художественно – речевые игры разработаны на основе программных требований, дифференцированно, с учётом задач художественного развития детей младшего школьного возраста. В содержание игр включены игровые задания проблемно-творческого характера, выстроенные в соответствии с принципом от простого к сложному и направленные на получение от ребёнка игрового результата, а также проявления элементарных умений и действий с компьютером.
Содержание игровых заданий складывается из следующих составляющих: понимание проблемной ситуации и нахождение варианта её правильного решения; узнавание частей целого; составление целого из частей; поиск нужного компонента для определённого сюжета; определение части нужного сюжета.
Для детей предлагается выполнить такие задания, как: найди лишнее, собери из частей целое, подбери пару, найди отличия, собери картинку, раскрась картинку и распечатай её, Выполняя игровые задания, ребёнок учится планировать, выстраивать логику элементов конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать.
Игры проводятся педагогом индивидуально с каждым ребёнком в свободное от уроков время. Выполняя игровое задание посредством навыков и умений работы с компьютером, ребёнок, совершая определённые умственные операции, даёт ответ. Если ответ правильный, ребёнок получает сигнал – поощрение в виде звукового сигнала. Например, словесное поощрение - «молодец!», «здорово!», «правильно!».
В процессе выполнения игрового задания ребёнок внимательно его слушает; проговаривает совместно с игровым персонажем отдельные слова и выражения; внимательно воспринимает и эмоционально отзывается на решение проблемы; ищет правильный вариант её решения; выбирает правильные действия и выполняет их; самостоятельно или с помощью педагога закрепляет умения и навыки работы с компьютером.
Педагог наблюдает за действиями ребёнка и оказывает педагогическую поддержку. Он является главным помощником работе детей с компьютером. Это связано с тем, что на первых этапах обучения работе за компьютером ребёнок испытывает определённые трудности в работе с клавиатурой и мышкой. Временная продолжительность такого занятия 10-15 минут. Несмотря на временное ограничение, использование информационных технологий в учреждении образования для детей с ОПФР является обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды, важным средством образования.
Таким образом в младшем школьном возрасте для детей с ОПФР использование информационных технологий в учреждении образования даёт возможность развитию познавательных процессов, развивает любознательность и наблюдательность, расширяет кругозор ребёнка при знакомстве со сказочными персонажами.
Список источников
1.Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М.: Просвещение, 1991. – с.179.
2.Коррекционная педагогика в начальном образовании: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г. Ф. Кумарина, М.Э. Вайнер, Ю. Н. Вьюнкова и др.; под ред. Г. Ф. Кумариной. – М.: Академия, 2001. – 320с.
3.Обучение и развитие /Под ред. Л.В.Занкова. – М:Педагогика. 1975. – 440 с.
4.Сиротюк, А.Л. Коррекция обучения и развития школьников / А. Л. Сиротюк. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 80 с.
5.Педагогическая практика в начальной школе: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. Г. М. Коджаспировой, Л.В. Бориковой. – М. : Издательский центр «Академия», 2000.- 272с.
6.Говиц, Ю. Зачем малышам компьютер / Ю. Горвиц // Детский сад от А до Я. – 2003. - №1. – с. 15-18.