Просмотр содержимого документа
«Доклад "Художественно -эстетическое воспитание школьников с ОВЗ"»
Художественно-эстетическое воспитание в школе-интернате является не только одним из направлений воспитательной работы, но и неотъемлемой частью единого коррекционно-воспитательного процесса. При создании надлежащих педагогических условий, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, способны достаточно продвинуться в своем эстетическом развитии. У них формируется интеллектуальная и эмоциональная отзывчивость по отношению к объектам эстетического восприятия, способность замечать и оценивать прекрасное. Многие способны овладеть элементами художественного творчества, освоить простейшие навыки и умения создавать красивое. Художественно-эстетическое воспитание значительно осложняется в силу присущих данной категории детей с ограниченными возможностями здоровья особенностей: недостатков познавательной, речевой, эмоционально-волевой и двигательной сфер.
Специальная (коррекционная) школа, закладывая основы формирования личности ребенка, воспитывает из них не только сознательных граждан и хороших специалистов, но и людей с развитым эстетическим чувством.
Эстетическое воспитание- это процесс целенаправленного и систематического формирования умений адекватно воспринимать, правильно понимать, верно оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе, а также развитие способности создавать красивое. Совокупность педагогических средств, предназначенных для решения этих задач, составляет сущность работы по эстетическому воспитанию.
В основе методологии эстетического воспитания лежит научное положение, согласно которому эстетическое неразрывно связано с эстетическим. Такая взаимосвязь двух начал (красоты и нравственности) благоприятствует развитию личностных качеств ребенка, оказывает активное воздействие не его интеллектуальную, эмоциональную и волевую деятельность. (В.А. Артемов, А.В. Запорожец и др.).
Эстетическая воспитанность предполагает:
1) Эмоциональное отношение ко всему окружающему.
2) Осмысливание содержания и средств выражения прекрасного.
3) Наличие эстетических и нравственных суждений.
4) Стремление к самостоятельному художественному творчеству.
Особенность эстетического воспитания состоит в том, что оно затрагивает прежде всего чувства человека, вызывает у него разнообразные переживания, создает эмоциональную атмосферу, побуждает к общению с прекрасным. Однако стремление к красоте и эстетическая потребность-это не врожденные качества. Они формируются под влиянием окружающей среды и педагогического воздействия. Эстетическое воспитание в коррекционной школе - неотъемлемая часть единого коррекционно-развивающего процесса. При создании надлежащих педагогических условий дети с ограниченными возможностями здоровья значительно продвигаются в эстетическом развитии, хотя и не в состоянии достичь того уровня, который характерен для их сверстников, обучающихся в массовой школе.
В ходе систематической и целенаправленной работы по эстетическому воспитанию прежде всего происходит сенсорное развитие учащихся, составляющее фундамент их умственного развития. Под влиянием эстетических средств, затрагивающих чувства ребенка, заметно активируется познавательная деятельность, благодаря чему улучшается качество воспитания, ярче и богаче представления.
В коррекционной школе эстетическое воспитание учащихся осуществляется, главным образом, в двух направлениях: развитие эстетического восприятия и развитие эстетического творчества учащихся (конечно, на доступном для детей уровне и в более узком объеме)
В процессе эстетического воспитания у учащихся удается сформировать интеллектуальную и эмоциональную отзывчивость по отношению к объектам эстетического восприятия, способность замечать, выделять и оценивать прекрасное. Благодаря педагогическому воздействию обогащаются чувства детей, а их эмоциональное переживание и реакция становятся разнообразными и устойчивыми. Многие школьники, кроме того, овладевают элементами художественного творчества, осваивают простейшие навыки и умения создавать красивое.
С учетом своеобразия развития детей с ограниченными возможностями и здоровья и особой роли коррекционной школы как специального учреждения эстетическое воспитание направлено на решение следующих задач:
1)способствовать коррекции (исправлению, ослаблению, сглаживанию) дефектов психологического и физического развития детей постоянно проявляя заботу о становлении личности каждого ребенка в целом и подготовке его к самостоятельной жизни.
2)формировать у учащихся этической восприимчивости, умение видеть и понимать красивое в искусстве, природе, повседневной жизни, обогащать имеющийся опыт школьников эстетическими впечатлениями; воспитывать у детей сенсорную культуру, личное отношение к восприятию, развивать эстетический вкус; приучать школьников к нравственно- эстетическим оценкам и правильным, аргументированным суждениям.
3)развивать и совершенствовать эмоциональную сферу учащихся, вызывать у них эстетические чувства и переживания ( удовольствия, радость, восхищение и пр.) добиваясь адекватной реакции на красоту природы, произведения искусства или окружающую обстановку.
4)содействовать развитию элементарных творческих способностей (наклонностей) и доступных детям художественных навыков (в области изобразительной деятельности, художественного рукоделия, ручного творчества).
Вместе с тем, обладая значительными коррекционно-развивающими возможностями, эстетические средства воспитания раскрывают перед ребенком реальный мир, расширяющего кругозор, учат лучше видеть и понимать действительность. Эстетическое воспитание вносит в жизнь детей новые эмоции, конкретные образы. Яркость, насыщенность и сила раздражителей воздействуют на их чувства, повышают восприимчивость, на длительное время оставляют заметный след в создании детей.
Характер знаний во внеклассное время во многом отличается от уроков, так как здесь широко применяются самые разнообразные материалы и инструменты.
В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе- пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество- верная дорога к сердцу ребенка».
Эстетическое воспитание по существу начинается с внешней обстановки, с эстетики быта. Чистота, уют, со вкусом подобранные и расставленные предметы, красивые игрушки, цветы — все это формирует эстетический вкус ребенка. Однако лишь созерцательное отношение к удобствам и красоте окружающего мало способствует воспитанию вкуса человека. Необходимо включать учащихся в активную работу по благоустройству и оформлению помещений — классов, отрядов, мастерских, и т. д. Большое значение придается внешнему содержанию дворов, пришкольных земельных участков, игровых площадок.
Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы дети следили за своей одеждой и обувью, были опрятны, чисто и аккуратно одеты. Серьезные требования предъявляются и к состоянию рабочего места, учебных принадлежностей, инструментов, изделиям.
Организация творческой и исполнительской деятельности в школах осуществляется в разнообразных секциях, кружках, объединяющих детей по склонностям и интересам. Занятия в них способствуют увлекательному заполнению досуга, создают условия для творчества и художественной самодеятельности. Наиболее часто организуемыми в школе являются следующие виды кружков эстетической направленности: художественно-изобразительные (рисование, лепка, аппликация, выпиливание, выжигание, художественное вышивание, мягкая игрушка и др.); художественно-музыкальные (хор, вокал, музыкальные инструменты, танцы); драматические (пантомима, драма, кукольный театр).
Практика организации подобной работы показывает возможность и целесообразность деятельности данных кружков, их положительного влияния на развитие личности умственно отсталого ребенка, коррекции имеющихся у него недостатков.
Занятия во внеурочное время способствуют общему эстетическому развитию учащихся коррекционной школы. А сам процесс работы располагает большими возможностями: способствует развитию у детей глазомера, чувства формы, ритма, пониманию цвета и его преобразованию.
Занимаясь в творческих кружках нашей школы, дети приобретают ряд знаний, ориентировок практических умений для их общего развития. Выполняя декоративные аппликационные работы ,рисунки дети знакомятся с цветом, величиной, осваивают знания о ритме и симметрии, приобретают ориентировку в использовании ограниченного пространства листа бумаги. Правильность и четкость форм, а также разнообразие цветов и оттенков в материале доставляют детям эстетическое удовольствие и способствуют развитию художественного вкуса.
Занимаясь художественно-эстетическим воспитанием детей, я формирую у них позитивное отношение к миру. Благодаря этому, дети с ограниченными возможностями здоровья, которые живут и воспитываются в нашей школе-интернате, испытывают радость и обретают уверенность в собственных силах, что врачует лучше любого лекарства. Тонкий, отзывчивый человек не появляется сам собой. Воспитать ребенка таким, развить в нем культуру чувств, наполнить жизнь его радостью – важнейшая задача, стоящая перед педагогами.
Организовать занятие с детьми с овз не просто. Тем более сложно довести начатое дело до конца. В связи с этим необходимо сформировать у ученика положительную мотивацию. Для этого нужно, чтобы конечный результат был привлекателен, а процесс изготовления поделок ,рисунков- посилен. В процессе работы не ставлю жестких требований сделать так или по образцу. На первых порах даю одинаковые задания, но потом постепенно в соответствии с приобретенными навыками предлагаю дифференцированные, самостоятельные задания. Главное - чтобы дети самостоятельно думали и создавали новый рисунок , поделку, вносили что-то свое.
Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, учащиеся ощущают прилив энергии, испытывают положительные эмоции, внутреннее удовлетворение, в них просыпаются творческие способности и возникает желание жить по законам красоты.
На занятиях своего кружка я провожу беседы, творческие часы, где дети изготавливают различные поделки из разного материала, рисуют красками, карандашами, мелками в нетрадиционной форме.
Эти занятия требуют большей раскованности детей, возможности свободно проявить своё эмоциональное состояние, самостоятельность. Обсуждая близкие им темы (о семье, о друзьях, о природе и другие) в непринужденной обстановке дети учатся рассказывать, беседовать, описывать, рассуждать, вести диалог, проявлять свое творчество.
Участие детей с ограниченными возможностями здоровья в мероприятиях различного уровня, способствует воспитанию у них нравственных качеств личности: любви к Родине, уважительного отношения друг к другу.
Во время прогулок на свежем воздухе проводим наблюдения за окружающим миром. При этом расширяется кругозор воспитанников, развивается речь, познавательный интерес. Окружающая ребенка атмосфера должна быть пропитана доброжелательностью, любовью. Только так, воздействуя на чувства, используя разнообразные методы и формы можно воспитать гармонически развитую личность, ориентированную на общечеловеческие ценности. Научить детей видеть и понимать красоту родной природы, бережно и гуманно относится ко всему живому, подтверждая и подкрепляя это деятельным подходом - одна из главных и актуальных задач эстетического воспитания. У наших детей удивительное восприятие мира!
Работа всего коллектива по художественно-эстетическому воспитанию в течение многих лет дает свои результаты. К концу обучения повышается уровень воспитанности обучающихся, снижается количество правонарушений, появляются положительные привычки, формируются трудовые и творческие навыки, развиваются способности общаться и жить среди людей.
ДОКЛАД
«Создание воспитательно - образовательной среды, способствующей получению эстетического развития