Просмотр содержимого документа
«Детство без обид и унижений.»
«Детство без обид и унижений»
Цель: Формировать у учащихся понимание того, что никто не имеет права оскорблять, обижать или унижать их.
Задачи:
Учить анализировать поступки героев и оценивать свои.
Развивать нравственные качества личности.
Воспитывать нравственную культуру общения, толерантность
Оформление и оборудование: трафареты лиц , анкеты для каждого ученика
Эпиграф «Унижая своих близких — мы унижаем себя… и теряем свое человеческое достоинство в глазах окружающих…»
Ход
1 вед:
Доброе утро, людям и птицам.
Доброе утро, улыбчивым лицам.
Доброе утро, открыто, доверчиво
Доброе утро продлится до вечера.
Доброе утро всем, кто сегодня хорошо позавтракал.
Доброе утро всем, кто любит читать хорошие книги
Доброе утро всем, кто умеет прощать.
2 вед:
Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь уютный, теплый дом
Видеть тихий мирный сон.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть весёлым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым
И любить и быть любим
Он на свете не один!
А кто же в государстве обязан защищать права детей? На эти и другие вопросы мы постараемся сегодня ответить.
1 вед:
Свои обязанности и права
Ты должен знать
Как дважды – два.
В наш, бурный, XXI век,
Культурный, здравый человек
Осмыслить должен, для чего
Он на Земле живёт давно.
2 вед:
Давай представим, ты растёшь…
Учиться лет с семи пойдёшь
Окончишь, скажем, ты Лицей,
Перед тобою сто путей
И право чем тебе заняться,
Ты сможешь выбрать постараться.
С ребятами спорили мы много раз,
Ведь есть же закон в поддержку для вас?
1 вед:
Как защитить свои вам права?
Да, способов много: взаимопомощь, самозащита, переговоры, обращение к учителям… примеров здесь много можно привести, но …
Ребята! Вы, наверное, удивились такому необычному названию нашего мероприятия? Как вы думаете, почему мы будем обсуждать эту тему?
(ответы детей)
Как вы считаете, можно ли нанесение обиды человеку, его унижение и оскорбление назвать человеческими качествами?
(ответы детей)
А как выглядит обиженный человек? Нарисуйте лицо такого человека (вывешиваем на доску)
2 вед:
Подойди, загляни в глаза, И плечо его тихо тронь. На щеке у него слеза, И обиды в душе огонь.
Его боль раздели на двоих, Помоги ему, он – твой друг. Видишь, льдинки тают в глазах, От тепла твоих верных рук.
На ладонь положи звезду, И звезду эту другу дай. Пусть она его вместе с тобой, Поведёт в прекрасную даль.
Попробуем разобраться, какие же права вы имеете.
1 вед:
Мальчишки и девчонки,
И мы вместе с ними
С рождения имеют право на имя.
Имеете право сказать, как один:
“Я – полноправный страны гражданин!”
2 вед:
Имеете право нормально питаться,
Учиться, лечиться и развлекаться.
Расти в своём доме, в полной семье,
А не на уличной мёрзнуть скамье.
1 вед:
К ребёнку нельзя относиться небрежно,
А только с любовь, заботой и нежно.
Ребёнка нельзя как товар продавать,
И от учёбы его отрывать.
2 вед:
Терпимость и дружба –
Всеобщее братство,
Духовная близость –
Вот это богатство.
А ваши родители и педагоги
Должны вас направить
На эти дороги.
Но, зная права, не надо забывать и об обязанностях. Как вы думаете, каковы ваши обязанности?
( Ответы детей)
1 вед:
Обязанности ребенка:
Ребенок обязан соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других граждан, традиции и культурные ценности народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относиться к окружающей среде, всем видам собственности.
В Декларации о правах человека есть статья 5, где говорится: «Никто не может быть подвергнут жесткому, бесчеловечному отношению». Как вы себе представляете жесткого, бесчеловечного человека? Какие черты лица у него? Какие поступки он совершает? Нарисуйте лицо такого человека.
2 вед:
В названии нашего мероприятия два слова вызывают негативную реакцию: обида и унижение. В словаре русского языка С.И.Ожегова говорится, что обида - несправедливо причиненное огорчение, оскорбление, а также чувство, вызванное таким огорчением.
Ребята, а вы в жизни испытывали чувство обиды?
Что же чувствует человек, которого обидели или который обиделся? (высказывания детей)
- Наукой доказано, что когда человек обижается, то:
1. Учащается сердцебиение;
2. Затуманивается разум;
3. В кровь начинают поступать вещества, которые настраивают человека против другого. Эти вещества (империалы) оказываются отравляющими. Они не уходят из организма, а остаются в нём и отравляют человека. И чем чаще человек обижается, тем всё больше их накапливается. И тогда человек начинает обижаться из-за всякой мелочи, пустяка.
- Принесёт ли такой человек какую-то пользу окружающим?
- Легко ли живётся такому человеку? Почему?
Вызывает ли у вас обиду жестокое обращение с вами? Унижает ли оно вас? Какие виды жестокого обращения с детьми вы можете назвать?
(дополняю)
1 вед:
Жестокое обращение с детьми - это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую Душу.
Пренебрежение может выражаться в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.
Жестокое обращение с детьми включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи), опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка, подростками.
Различают следующие формы насилия :
Физическое насилие - преднамеренное нанесение физических повреждений.
Сексуальное насилие (или развращение) - вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.
Психическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психической форме насилия относятся:
открытое неприятие и постоянная критика ребёнка;
угрозы в адрес ребёнка в словесной форме;
замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка;
преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка;
ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;
однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребёнка психическую травму.
За применение форм насилия виновные могут быть привлечены к ответственности.
Как вы считаете, со стороны кого дети могут подвергаться насилию?
Анкета
Просим Вас, как можно искренне ответить на поставленные вопросы. Анкета анонимная. Подходящий для вас ответ обведите или поставьте галочку.
1. Как Вы считаете, нарушаются ли Ваши права?
А) Да
Б) Нет
2. Если нарушались то кем?
А) Педагогами
Б) Одноклассниками
В) Техническим персоналом
Г) Родителями
3. Если права нарушались, то какие?
А) Право на образование
Б) Право на самовыражение
В) Право на свободу
Г) Другие права
4. Подвергались ли Вы, какому либо насилию?
А) Да
Б) Нет
5. Если да то, какому?
А) Психологическому
Б) Физическому
В) Другому
6. Если подвергались, то со стороны кого?
А) Родителей
Б) Учителей
В) Одноклассников
Г) Сверстников
Д) Других лиц
7. Если вы подвергались насилию, то кому вы об этом рассказали?
А) Ни кому
Б) Родителям
В) Друзьям
Г) Педагогам
Д) Другим лицам.
2 вед:
Вы должны знать – если вы подвергаетесь насилию – помогут правила:
1. Нельзя вступать в контакт с незнакомыми людьми на улице. Тем более соглашаться на их предложения сходить в кино, покататься на машине, посмотреть коллекцию марок и т.п.
2. Возвращаясь после секции, вечера домой, идите группой, нигде не задерживайтесь.
3. Не стесняйтесь громко кричать и звать на помощь.
4. Сообщите родителям и учителям о посягательстве.
1 вед:
А какие права есть у школьника:
- право на учёбу;
- право на каникулы;
- право на занятиях в кружках и секциях;
- право на общение друг с другом;
- право на помощь в учёбе;
Школьник не имеет права :
- опаздывать без уважительной причины;
- не выполнять домашнего задания;
- плохо учиться;
- пропускать уроки без уважительной причины;
- врать старшим;
- обижать младших и своих сверстников;
- драться;
- молчать, если его обижают
2 вед:
Всегда считалось, что самое безопасное место для детей - это собственный дом и семья. Однако факты ставят это утверждение под сомнение. По данным статистики, около двух с половиной миллионов несовершеннолетних в возрасте до 14 лет избивают родители, более 50 тыс. ежегодно убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения, более 50 % преступлений в быту совершаются в присутствии детей, 30-40 % всех тяжких преступлений в быту совершается в семье.
Вы должны знать, что никто, даже ваши родители, не имеют права нарушать ваши права.
Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается – запрещается». Я буду читать стихотворение, а вы хором должны говорить
«Это запрещается или разрешается»
Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка Строго (запрещается)
С мамой дети должны жить, Ей цветы всегда дарить – Это (разрешается).
Рисовать и петь, учиться, Если заболел – лечиться, Это – (разрешается).
Этот трудится ребенок, Мало у него силенок, Ноги подгибаются. В детстве тяжкая работа (запрещается).
Вместе дружно в мире жить, с разными детьми дружить это (разрешается).
Этот слабый горбит спину, Пред сильным преклоняется. Быть рабом у господина Строго (запрещается).
1 вед:
Ребята, объясните, пожалуйста, почему в семье могут происходить конфликты, в результате которых у обеих сторон остается обида? (мнения детей)
Сценка «Про Петю».
Ребятам необходимо посмотреть внимательно и найти ошибки в поведении членов семьи.
В комнате собралась почти вся семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.
Сын: Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть (садится за стол, начинает есть).
Мама: С грязными руками за стол?! Помой руки!
Сын: Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребенка знакомились!
Бабушка: Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.
Сын: Бабуль, не имеешь право эксплуатировать ребенка (встает из-за стола). Спасибо, я так наелся.
Мама: Помой посуду, сынок.
Сын: Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).
Отец: Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!
Сын: Это проявление жестокости, папа!
(анализ ситуации)
2 вед:
Посмотрите на доску. Нравятся ли вам эти обиженные и злые лица? А вы, когда – нибудь,
так выглядели?
Ребята, как вы считаете, что необходимо предпринять, если вам нанесли обиду – независимо от того, кто это сделал? (подвести к выводу о том, что надо научиться прощать)
А каким человеком надо быть, чтобы уметь прощать?
Ребята, как вы понимаете такую пословицу: «Злой не верит, что есть добрые люди». Можете ли вы назвать добрых людей, которые встречались вам в жизни?
Нарисуйте лицо доброго человека.
1 вед:
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену, Ты судом поспешным не греши. Гнев на друга может быть мгновенным, Изливать покуда не спеши. Может друг твой сам поторопился, И тебя обидел невзначай, Провинился друг и повинился, Ты ему греха не поминай.
Люди, я прошу вас, ради бога, Не стесняйтесь доброты своей, На земле друзей не так уж много, Опасайтесь потерять друзей
В прощении заключается великая сила. Все ли можно простить? Сразу, пожалуй, нет (слишком велика может быть обида). Всегда ли нужно прощать? Всегда! Если человека любишь по-настоящему и собираешься продолжить с ним отношения - постарайся поставить себя на его место и простить. Если даже при таком условии простить не удастся - найди ему оправдание, придумай что-нибудь и прости. А иначе, как жить дальше с обидой? Носить в себе, а тем более "холить и лелеять" обиду нельзя: душа ожесточится, а обида будет "разъедать" вас изнутри, подобно ржавчине. Конечно, это очень трудно – простить. Нам иногда кажется, что на обиду и зло надо отвечать злом. Но это не так. Уметь прощать – это удел сильных людей. Научитесь быть сильными! Научитесь любить и прощать!
2 вед:
Любовь, словно бабочка в небе парит.
Она не потерпит обид, униженья…
Кто холоден с ней – от того улетит,
Оставив лишь в памяти крыльев движенье…
Та бабочка счастье подарит тогда,
Когда ей без страха судьбу доверяют.
Она выбирает два нежных цветка
И яркой окраскою их соблазняет…
Она дарит легкость сознанья и ласку,
В душе зарождает торжественный пир.
Она переносит в волшебную сказку,
Зовет за собою в свой сладостный мир.
Одно лишь нельзя никогда забывать:
Бабочку нужно беречь и лелеять!
Тогда, если чувства начнут остывать,
Она приобнимет крылом и согреет.
Физкультминутка “Хлопай-топай”
– Если действия, которые я буду называть, вы считаете неправильными – тогда топаете, а какие, наоборот, подходят для вас – хлопайте.
Помощь маме.
Посещение концерта.
Нарушение обещания.
Посещение кружка, секции.
Помощь другу.
Драка.
Невыполнение домашнего задания.
Признание своих ошибок.
Грубость в разговоре, поведении.
1 вед:
А сейчас я предлагаю разбиться на две команды. Я буду рассказывать эпизоды из сказок, а вы должны правильно выбрать и показать ту карточку, где описано, какое право ребёнка нарушено.
1. Была зима. Шёл январь месяц. Снегу намело столько, что от дверей его приходилось отгребать лопатами, а в лесу на горе деревья стояли по пояс в сугробах и даже качаться не могли, когда на них налетал ветер.
Люди сидели в домах и топили печки.
В такую-то пору, под вечер, злая мачеха приоткрыла дверь, поглядела, как метёт вьюга, а потом вернулась к тёплой печке и сказала падчерице:
- Сходила бы ты в лес да набрала там подснежников.
Посмотрела на мачеху девочка: шутит она или вправду посылает её в лес? Страшно теперь в лесу! Да и какие среди зимы подснежники! Раньше марта месяца они и не появятся на свет, сколько их не ищи. Только пропадёшь в лесу, увязнешь в сугробах.
А сестра говорит ей:
- Если и пропадёшь, так плакать о тебе никто не станет! Ступай да без цветов не возвращайся. Вот тебе корзинка.
Заплакала девочка, закуталась в рваный платок и вышла из дверей.
(С. Маршак «Двенадцать месяцев» нарушено право ребёнка на заботу родителей)
2. С первых же дней мачеха стала обижать девушку. Она плохо одевала и кормила её и заставляла делать самую тяжёлую работу. Девушка и полы подметала, и посуду мыла, и бельё стирала. Спала она на чердаке под самой крышей, на полу, на соломенной подстилке, а сёстры её жили в тёплых, светлых комнатах и спали на чистых постелях под шёлковыми одеялами.
Окончив работу, бедная девушка садилась возле камина, у ящика с золой.
Однажды молодой королевич устроил бал и пригласил к себе всех богатых людей. Девушкины сёстры тоже получили приглашение.
Когда она причёсывала сестёр, они говорили ей:
- А, что, хотелось бы тебе поехать на бал?
- Ах, сестрицы, вы всё смеётесь надо мной!
- Ха-ха-ха! – смеялись сёстры. – Вот было бы весело, если бы ты и в самом деле пришла на бал в своём грязном платье!
Наконец сёстры сели в карету и уехали.
Девушка долго смотрела им вслед, а потом принялась плакать.
(Ш.Перро «Золушка» нарушено право на отдых, игры)
3. На площади собралось много детей. Те, что были посмелее, привязывали свои санки к большим крестьянским саням и катили до самых городских ворот.
И вот в самый разгар катанья, неизвестно откуда, появились большие белые сани. Того, кто сидел в них, совсем нельзя было разглядеть – белая меховая шапка была надвинута до самых бровей, воротник белой меховой шубы поднят до самых глаз. Сани неторопливо объехали вокруг площади два раза. Мальчик привязал к ним свои санки, и вдруг большие сани понеслись быстрей ветра.
Несколько раз пытался мальчик отвязать свои санки, но стоило ему взяться за верёвку – человек в белой шубе кивал ему, и он ехал дальше.
Наконец они выехали за городские ворота. Мальчик на ощупь распутал верёвку, которой были связаны сани, но его маленькие санки точно приросли к большим саням и вихрем неслись всё дальше и дальше.
Мальчик громко закричал, но ему никто не отозвался. Снег валил, санки мчались, то ныряя в сугробах, то прыгая через изгороди и канавы.
Вдруг большие сани остановились, и тот, кто сидел в них, встал во весь рост. Это была высокая, статная, величавая женщина в ослепительно белой шубе и шапке из чистого снега. Поцелуй её был холоднее льда. И он позабыл и соседскую девочку, и бабушку, и всех домашних.
В тот же миг они взвились на чёрное облако.
Женщина жила среди вечных снегов и нетающих льдин. Метели возвели стены её чертогов, буйные ветры пробили в них двери. На самой середине замёрзшего озера стоял ледяной трон.
(Г.Х. Андерсен «Снежная королева» нарушено право ребёнка: жить со своими родителями)
4. Два храбрых братца пошли гулять.
По дороге они пели и плясали. А когда вошли в лес, то так расшумелись, что разбудили волка, который спал под сосной.
И вдруг они увидели настоящего живого волка!
Волк приготовился к прыжку, щелкнул зубами, моргнул правым глазом, но поросята вдруг опомнились и, визжа на весь лес, бросились наутёк.
Сверкая пятками и поднимая тучи пыли, поросята неслись каждый к своему дому.
Ниф-Ниф первый добежал до своей соломенной хижины и едва успел захлопнуть дверь перед самым носом волка.
Волк начал дуть: «Ф-ф-ф-у-у-у!»
С крыши дома слетали соломинки, стены дома тряслись.
Волк ещё раз глубоко вздохнул и дунул во второй раз: «Ф-ф-ф-у-у-у!»
Когда волк дунул в третий раз, дом разлетелся во все стороны, как будто на него налетел ураган.
Но Ниф-Ниф ловко увернулся и бросился бежать. Через минуту он был уже у двери Нуф-Нуфа.
Волк принялся дуть. Дом немного покосился. Волк дунул второй, потом третий, потом четвёртый раз.
С крыши слетали листья, стены дрожали, но дом всё ещё стоял.
И, только когда волк дунул в пятый раз, дом зашатался и развалился.
В ужасе бросились поросята бежать. Братья мчались к дому Наф-Нафа.
Волк нагонял их огромными скачками. Но ему опять не повезло. Брат быстро впустил их в дом.
(С. Михалков «Три поросёнка» нарушено право жить в своём доме и чувствовать себя хозяином)
5. Девочка дёрнула за верёвочку, дверь отворилась.
Когда она вошла, Волк закрылся одеялом до самого носа, чтобы девочка его не узнала, и говорит:
- Поставь горшочек масла да пирожок и полежи со мной, отдохни с дороги!
Девочка легла рядом с Волком и говорит:
- Бабушка, какие у вас длинные руки!
- Это, внучка, чтобы получше обнимать тебя.
- Бабушка, какие у вас большие уши!
- Это, внучка, чтобы получше слышать тебя.
- Бабушка, какие у вас большие глаза!
- Это, внучка, чтобы получше видеть тебя.
- Бабушка, какие у вас большие зубы!
- Это для того, чтобы съесть тебя.
С этими словами Волк бросился на девочку и проглотил её.
(Ш. Перро «Красная шапочка» нарушено право ребёнка на жизнь и свободу)
6. Злой колдун обманом похитил девушку и увёз её далеко на остров.
Джигит Байсерэ пошёл искать красавицу и увидел дом, в котором была девушка, прикованная цепью к стене.
(Казахская народная сказка «Айгуль» нарушено право: никто не должен содержаться в рабстве)
7. Однажды Алдару – Косе пожаловался бедный сосед. По его словам он уже два года пас байский скот. И был у них уговор: если бедняк не исполнит воли бая и поступит ему наперекор, то бай вправе прогнать его в любое время, не оплатив за труд. Этим уговором ловко пользовался хитрец. Бедняки по нескольку месяцев задарма пасли его скот, а бай за надуманную провинность прогонял их со двора.
- А другого уговора не было? – полюбопытствовал у соседа Алдар.
- Было ещё одно условие, – ответил бедняк. – Если бай по какому–либо поводу выйдет из себя и начнёт кричать на работника, тот вправе забрать половину поголовья.
- О! Это прекрасно! Теперь–то я найду способ проучить плута.
(Алдар Косе защита прав бедных)
8. Тут появился перед ними сам Бармалей и, размахивая саблей, закричал:
- Эй вы, мои верные слуги! Возьмите этого глупого доктора со всеми его глупыми зверями и посадите в тюрьму, за решётку! Завтра я разделаюсь с ними!
Подбежали слуги Бармалея, схватили доктора, схватили Крокодила, схватили всех зверей и повели их в тюрьму. Они бросили своих пленников в тюрьму, и лохматый старик запер их там на ключ.
А ключ отдал Бармалею. Бармалей унёс его и спрятал у себя под подушкой.
Свинка захрюкала, собака завыла. А крокодил заплакал такими большими слезами, что на полу сделалась широкая лужа.
(К. Чуковский «Доктор Айболит» жестокое, бесчеловечное обращение)
2 вед:
Только ты на свет родился, Право первое твое: Получи, чтоб им гордиться Имя личное свое. Очень трудно самому, Жить на свете одному. Правом с Мамой жить, И с Папой, Пользуйтесь везде, ребята. Есть еще такое право – Помнить, думать и творить, И другим свои раздумья, Если хочешь, подарить. Кто росточком не доволен, И пока не так силен, Но не смей им делать больно – Есть у нас такой закон. Если жар, все тело ломит, И совсем не до игры, То позвать врача на помощь, Тоже право детворы. Чтоб с наукой подружиться, С книжкой в маленькой руке, Правом пользуюсь “учиться, На родимом языке”. Подросли, вы взяли книжки И пошли вы в первый класс. В школу ходят все детишки – Это право есть у вас. Будь ты слабым или сильным, Белым, черным – все равно! Ты родился быть счастливым, Это право всем дано.
1 вед:
Закончить наш разговор мы хотим просьбой:
1. Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищам в беде. Не причиняй людям зла, уважай и почитай мать и отца – он дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.
2. Не будь равнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.
Люби людей, если хочешь, чтобы люди тебя любили.
1. Как Вы считаете, нарушаются ли Ваши права?
А) Да
Б) Нет
2. Если нарушались то кем?
А) Педагогами
Б) Одноклассниками
В) Техническим персоналом
Г) Родителями
3. Если права нарушались, то какие?
А) Право на образование
Б) Право на самовыражение
В) Право на свободу
Г) Другие права
4. Подвергались ли Вы, какому либо насилию?
А) Да
Б) Нет
5. Если да то, какому?
А) Психологическому
Б) Физическому
В) Другому
6. Если подвергались, то со стороны кого?
А) Родителей
Б) Учителей
В) Одноклассников
Г) Сверстников
Д) Других лиц
7. Если вы подвергались насилию, то кому вы об этом рассказали?
А) Ни кому
Б) Родителям
В) Друзьям
Г) Педагогам
Д) Другим лицам.
Сценка «Про Петю».
Ребятам необходимо посмотреть внимательно и найти ошибки в поведении членов семьи.
В комнате собралась почти вся семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.
Сын: Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть (садится за стол, начинает есть).
Мама: С грязными руками за стол?! Помой руки!
Сын: Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребенка знакомились!
Бабушка: Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.
Сын: Бабуль, не имеешь право эксплуатировать ребенка (встает из-за стола). Спасибо, я так наелся.
Мама: Помой посуду, сынок.
Сын: Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).
Отец: Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!