kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Детство без обид и унижений. Проблемы насилия в семье и школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Далеко не все учащиеся с радостью пошли первого сентября в школу, ожидая встречи с одноклассниками. Для многих из них этот день — черная дата, знаменующая возвращение в среду, где вновь придется столкнуться с унижениями, насмешками, нередко жестокостью со стороны сверстников. Не секрет, что подобным страхам подвержены и учителя — наверное, каждый из них хотя бы раз испытывал на собственной шкуре неуважение, оскорбительное поведение, а порой и откровенную травлю со стороны учеников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Детство без обид и унижений. Проблемы насилия в семье и школе.»

Проблемы насилия в семье и школе

I. Далеко не все учащиеся с радостью пошли первого сентября в школу, ожидая встречи с одноклассниками. Для многих из них этот день — черная дата, знаменующая возвращение в среду, где вновь придется столкнуться с унижениями, насмешками, нередко жестокостью со стороны сверстников. Не секрет, что подобным страхам подвержены и учителя — наверное, каждый из них хотя бы раз испытывал на собственной шкуре неуважение, оскорбительное поведение, а порой и откровенную травлю со стороны учеников.

Результаты исследований свидетельствуют о том, что насилию в школе хотя бы однажды подвергались 65% девочек и 50% мальчиков в возрасте 9-11 лет; 84% девочек и 70% мальчиков в возрасте 12-14 лет; 56% девочек и 51% мальчиков в возрасте 15-16 лет. В целом, по мнению школьников, в перечне мест, где они чаще всего сталкиваются с насилием, школа занимает третье место (53%) после улицы (89%) и семьи (71%). Но, говоря о собственном опыте, школу они ставят на первое место, за исключением мальчиков старшего и младшего возраста, которые говорят, что с насилием чаще сталкиваются на улице. В свою очередь, 65% опрошенных учителей замечали проявления насилия среди учащихся в своей школе. При этом 95% педагогов считают, что главным источником насилия по отношению к детям являются другие дети.

Согласно другим данным, которыми оперируют исследователи, по крайней мере, 5% учащихся подвергаются издевательствам в школах еженедельно или чаще. Причем эти тенденции остаются стабильными довольно длительное время, а значит, миллионы учеников испытывают на себе насилие и агрессию.

Формы проявления насилия, с которым сталкиваются школьники, разнообразны: побои, унижения, оскорбления, использование обидных прозвищ и так далее. Сегодня в профессиональный лексикон психологов входит понятие “буллинг”, которым активно пользуются и зарубежные коллеги (от анг. bullying — травля, запугивание, третирование).

Школьным буллингом, как правило, называют форму агрессивного поведения, при которой ученик повторно или постоянно подвергается негативным действиям со сторон одного или нескольких лиц. Различают физический буллинг – это умышленные удары, пинки, подзатыльники и другое и психологический - насилие, связанное действием на психику: словесные оскорбления или угрозы, преследование, запугивание, изоляция и бойкот, вымогательство и так далее.

Особое беспокойство вызывают все чаще отмечаемые случаи так называемого кибербуллинга — съемки избиений или унижений и распространение этого видео с помощью мобильных телефонов и сети Интернет; пересылка неоднозначных изображений и фотографий, травля одноклассника СМС-ками или распространение слухов и клеветы о нем в социальных сетях, чатах, на форумах и так далее.

Если последствия физического насилия заметны сразу, то выявить психологическое насилие адекватно отреагировать на него не так просто, а если между учителем и учениками нет доверия, то и вовсе невозможно.

Педагоги часто склонны замечать преимущественно те формы насилия, мимо которых уже невозможно пройти, закрывая глаза на сложные для идентификации явления, или на те, где они зачастую чувствуют себя бессильными. Поэтому потерпевшим детям очень часто не предоставляется адекватная помощь. Кроме того, такая позиция учителей провоцирует тех, кто оказывает насилие не только на его продолжение, но и на развитие и усиление подобных действий.

В последние годы в сети интернет появилась масса групп, пропагандирующих жестокость по отношению к сверстникам. В которых с разных уголков страны, и не только, собираются видео с избивающими и унижающими друг друга подростками. Показательным в этом отношении является случай в одной из школ. Шесть выпускников сняли восьмиминутный видеофильм под названием “Лох – это судьба”, в котором зафиксировали сцены избиения своих одноклассников и младших учеников, характерные для армейской дедовщины “приемы” и другие издевательства: опускание головы жертвы в унитаз, имитацию полового акта на одном мальчике и так далее.

Снималось все это в помещении школы. Смонтированный фильм был выложен в сеть Интернет. Во время служебного расследования оказалось, что учителям школы было известно об этом случае, но они не усматривали в нем ничего вопиющего — мол, “мальчики хотели приколоться”.

Этот и другие подобные факты дают возможность довольно четко определить характерные черты современного школьного насилия.

Во-первых, оно становится все более изощренным, циничным и жестоким. Психологи и педагогические работники отмечают рост агрессивности в поведении учеников, увеличение количества девочек-подростков, совершающих антиобщественные действия.

Во-вторых, агрессивность и жестокость проявляет не только двоечники или дети, воспитывающиеся в проблемных семьях. Шестеро “героев” черновицкой истории положительно характеризовались педагогами, окончили школу на достаточно высоком уровне и поступили в ВУЗы на престижные специальности.

В-третьих, в ситуациях насилия (особенно буллинга) обычно фигурируют не только жертва и ее конкретный обидчик, но и аудитория: те, кто смеется над жертвой, поддерживает обидчика, те, кто наблюдает за ними со стороны или (что бывает редко) вмешивается и помогает жертве. В случае кибербуллинга эта аудитория может выходить не только за пределы класса, но и целой школы. Следовательно, каждый случай насилия в большей или меньшей мере оказывает воздействие на всю школьную среду.

В-четвертых, для адекватной помощи жертвам школьного насилия и разрешения конфликтных ситуаций становится все более очевидной необходимость привлечения специалистов: психологов и социальных педагогов. Ведь, как показывают результаты упомянутого исследования, дети стремятся отвечать на насилие насилием и ожидают таких же действий по отношению к агрессору со стороны учителей. Более того, для разрешения ситуаций, связанных с насилием, они чаще всего привлекают друзей, прибегают к эскалации конфликта и к более жестоким формам.

Факторов, влияющих на рост агрессии среди школьников, много: кризис семейных взаимоотношений, падение авторитета учителя, размывание морально-этических ценностей в нынешнем обществе, утрата эмоциональной восприимчивости к чужой боли, вызванная обилием жестокости и насилия на теле- и киноэкранах, чрезмерное увлечение компьютерными играми, особенно “стрелялки” и так далее.

Более того, возникновение насилия и агрессии в школьной среде – явление в определенной степени естественное. Ведь, с одной стороны, агрессивность является неизбежной и, по мнению ряда психологов, нормальной формой активности ребенка, позволяющей ему самоутверждаться, добиваться своих целей, отстаивать свои интересы и так далее.

С другой стороны, формированию агрессии способствует сам школьный уклад. “Традиционная школа — это учреждение, заключающее в своей организационной структуре много элементов принуждения, таких как: обязательное посещение уроков, подчинение себя ритму уроков и перемен, пребывание в классном коллективе, участие в дидактических занятиях и так далее.

Школа в своей ежедневной действительности принимает характер учреждения, в котором жизнь существует по определенным правилам. Принуждение выражается также и в том, что отдельные формы деятельности и задачи, поставленные перед учениками, имеют инструментальный характер. Они служат больше реализации официальных задач школы, чем потребностям самих учащихся, — считают исследователи.

Все это, впрочем, не преуменьшает проблему школьного насилия, а наоборот, подчеркивает чрезвычайные сложности, с которыми связано ее решение.

Эксперты рекомендуют укреплять штат школ психологами и социальными педагогами, активизировать работу социальных служб, повышать квалификацию педагогов, привлекать к решению конфликтных ситуаций и разработке механизмов профилактики насилия самих школьников и их родителей. Достичь всего этого в одночасье не удастся не только по экономическим причинам, но также в связи со сложностью и даже болезненностью налаживания атмосферы доверия между участниками образовательно-воспитательного процесса, ломки сложившихся стереотипов, школьного уклада и так далее.

Одним из эффективных способов профилактики конфликтов в учебных заведениях, формирования позитивной атмосферы в коллективах является создание школьных служб школьной медиации. Они представляют собой команды старшеклассников-посредников (медиаторов), помогающих своим ровесникам решать конфликты мирным путем, используя в работе восстановительные практики — медиацию (добровольный и конфиденциальный процесс, в котором нейтральное, третье лицо (медиатор) помогает сторонам конфликта найти взаимоприемлемый вариант выхода из сложившейся ситуации) или круг принятия решений (обсуждение сложных вопросов в круге людей на основе равенства в общении). Работу служб организовывает координатор — обычно психолог или социальный педагог, прошедший соответствующую подготовку и владеющий знаниями и навыками руководства такой службой.

II. Вместе с тем, школьное насилие нельзя рассматривать и как явление изолированное, спровоцированное исключительно спецификой школьной среды и воспроизводимое только в ее пределах. Насилие понимается как социальное явление, которое можно объяснить с различных позиций, и обусловлено оно множеством причин биологического, социально-экономического, культурно-исторического характера.

Наиболее значимыми причинами девиантного поведения являются незащищенность ребенка в жизни, низкий самоконтроль, размытые жизненные ориентиры и социальные нормы, подавление личности. В результате семейной социализации возникают дифференцированные типы поведения, часть из которых в школе воспринимается как девиантные.

По данным статистики ежедневно в России около 17 тысяч детей разного возраста становятся жертвами насильственных преступлений, из них 2 тысячи детей оказываются жертвами убийств. Ежегодно около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями. Для 10 % этих детей исходом становится смерть, а для 2 тысяч детей - самоубийство. Более 50 тысяч детей уходят из дома, спасаясь от собственных родителей.

Жестокое обращение в семье наносит детям серьезные психические травмы. Они озлобляются, становятся агрессивными, что выражается в немотивированной жестокости подростков к посторонним людям, в их стремлении к разрушительным действиям. А объяснение этому простое: жестокость родителей порождает жестокость детей – порочный круг замыкается.

В других случаях дети, пытаясь как-то приспособиться к трудной ситуации,

избежать жестокости старших, вынуждены искать неадекватные средства самозащиты. Наиболее распространенные из них – ложь, хитрость, лицемерие, которые в дальнейшем становятся устойчивыми чертами детского характера.

Насилие в семье – это умышленное нанесение физического и/или психологического ущерба и страдания членам семьи, включая угрозы совершения таких актов, как принуждение, лишение личной свободы и др.


Жестокое обращение – это любые действия или бездействия по отношению к ребенку со стороны родителей, лиц, их заменяющих, или других взрослых, в результате чего нарушается здоровье и благополучие ребенка или создаются условия, мешающие его оптимальному физическому или психическому развитию, ущемляются его права и свободы.

Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их замещающими, либо ответственными за воспитание.

Сексуальное насилие или развращение – вовлечение ребенка с его согласия или без, осознаваемое или неосознанное им в силу возрастной незрелости или других причин, в сексуальные отношения с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или для достижения корыстных целей.

Моральное насилие или жестокость (пренебрежение нуждами ребенка) – отсутствие со стороны родителей, опекунов или других взрослых, ответственных за воспитание ребенка, элементарной заботы о нем, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

Эмоциональное (психическое) насилие – это любое действие, которое вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, что подвергает опасности нормальное развитие его эмоциональной жизни.

К наиболее типичным причинам насилия над детьми можно отнести:

• Многовековые традиции патриархального воспитания, проповедовавшего порку как лучшее воспитательное средство. Это отразилось в русском фольклоре: «За одного битого двух небитых дают», «Больше тумаков – меньше дураков» и др.

• Пропагандируемый в современном обществе культ жестокости, пик которого, по мнению социологов, приходился на 1994–1996 годы и не пошел на спад в дальнейшем.

• Низкий уровень общей и правовой культуры населения, когда ребенок воспринимается как объект воздействия, а не субъект взаимодействия.

• Вытекающее из невежества бессилие родителей, которые не могут добиться позитивных результатов иными средствами, кроме жестокости.


В результате многочисленных исследований специалистов в области семейной психологии были определены факторы и условия, которые способствуют жестокому обращению с детьми.

• Семья родителя-одиночки, а также многодетность семьи. В неполной семье больше предпосылок для переживания стресса, чем в обычной семье (более тяжелое материальное положение, дефицит свободного времени у родителя, приоритетное внимание одному ребенку в ущерб другим и т. д.).

• Отчим в семье или приемные родители (риск сексуального насилия

над девочкой увеличивается в семьях с отчимом).

• Конфликтные или насильственные отношения между членами семьи.

• Межпоколенная передача. Родители, испытавшие или видевшие в детстве насилие, склонны к нему в обращении со своими детьми.

• Проблемы взаимоотношений родителя и ребенка. Если между родителем и ребенком не формируется привязанность, то растет риск насилия.

Высокий риск стать жертвами насилия имеют дети со следующими проблемами в психическом и физическом развитии:


• нежеланные дети, а также те, которые были рождены после потери родителями предыдущего ребенка;

• недоношенные дети, имеющие при рождении низкий вес;

• дети, живущие в многодетной семье, где промежуток между рождениями детей был небольшой (погодки);

• дети с врожденными или с приобретенными увечьями, низким интеллектом, с нарушениями здоровья (наследственный синдром, хронические

заболевания, в том числе и психические);

• с расстройствами и особенностями поведения (раздражительность, гневливость, импульсивность, гиперактивность, непредсказуемость поведения, нарушения сна, энурез);

• с определенными свойствами личности (требовательный без насыщения, замкнутый, апатичный, равнодушный, зависимый, в значительной степени внушаемый);

• с привычками, «действующими на нервы родителям»; с низкими социальными навыками;

• с особенностями внешности , с которыми родители никак не могут примириться, или ребенок «не того» пола;

• дети, чье вынашивание и рождение было тяжелым для матерей, которые часто болели и были разлучены с матерью в течение первого года жизни.

Существует ряд общих признаков, характеризующих переживания и поведение детей из семей, в которых практикуется насилие. Естественно, что не все эти признаки присущи всем подобным детям, но вероятность наличия многих из них велика.

  • страхи. Дети из семей, где практикуется насилие, переживают чувство страха. Этот страх может проявляться различным образом: от ухода в себя и пассивности до насильственного поведения.

  • Внешние проявления поведения. Дом, в котором прибегают к насилию, это пугающее, совершенно непредсказуемое место для маленького ребенка, который не может знать, когда произойдет следующая вспышка насилия и насколько сильной она будет. В результате уязвимость и отсутствие контроля над ситуацией приводят к проявлению упрямства и несговорчивости в поведении или к агрессивным поступкам.

  • Неспособность выразить чувства вербально. Наблюдая за практикой насилия в семье, дети приходят к выводу, что насилие – способ, которым «взрослые» разрешают свои конфликты и наболевшие проблемы. Так как никто не показал этим детям, как следует говорить об их чувствах, они очень часто не знают, что они переживают или испытывают, и как можно выразить свои эмоции и чувства в вербальной форме.

  • Чувство ненужности.

  • Изоляция. В большинстве семей, в которых прибегают к насилию, факт насилия не обсуждается открыто. Родители дают понять детям, что не следует обсуждать семейную ситуацию в школе или с друзьями. Это заставляет детей чувствовать себя особенными. Некоторые дети даже думают, что с ними что-то не в порядке, так как их жизнь в семье отличается от жизни их сверстников.

  • Чувство ответственности за насилие. Реакция ребенка: «Если бы я был хорошим, мои родители не делали бы друг другу и мне больно...»

  • Чувство вины за постоянное насилие или жестокость могут испытывать дети при частом или непрекращающемся насилии.

  • Постоянное возбуждение. Даже в спокойной обстановке от ребенка можно ожидать вспышки агрессивности.

  • Страх быть покинутым. Дети, отделенные от одного из родителей в результате акта насилия, могут испытывать глубокий страх, что второй родитель также может их покинуть или умереть. Поэтому часто ребенок отказывается даже на короткое врёмя расставаться со вторым родителем.

  • Чрезмерная потребность во внимании взрослых. Эта потребность может быть особенно проблематичной для родителей, которые пытаются справиться с собственной болью или уже принятыми решениями.

  • Стыд. Чувствительность к позору от насилия над супругом или ребенком может выражаться в форме стыда, в особенности для детей старшего возраста.

  • Беспокойство о будущем. Неуверенность в повседневной жизни заставляет детей думать, что в будущем их не ждет ничего хорошего.

Индикаторами жестокого обращения являются:

• агрессивность или, наоборот, подавленность;

• безнадзорность;

• ухудшение успеваемости;

• ухудшение здоровья;

• физические признаки (следы побоев, истязаний, другого физического воздействия; следы сексуального насилия;

  • запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.);

  • отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними;

  • систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна, ребенка выгоняют из дома.


• информация из других источников (родители, одноклассники, соседи и пр.)


Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно - ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни.

Результат насилия в семье это «психологическая бомба замедленного действия», которая включает в себя нарушенную социализацию и самореализацию в целом, хронические депрессивные состояния, низкую самооценку, которая приведет к низкой коммуникабельности, самодеструктивное поведение личности, трудности функционирования в супружеской и родительской ролях, и в обществе в целом.

Поэтому и в школе должна вестись непрерывная работа по профилактике насилия и жестокости в семье:

1.Выявление детей, испытывающих жестокое обращение.

2.Работа с родителями через индивидуальные беседы, проведение классных

собраний для определенной категории родителей, приглашение родителей на

заседания школьного совета профилактики, посещение семьи на дому.

3. Работа с детьми – привлечение их к общественной жизни, индивидуальная

и групповая работа, беседы, тренинги. Задачей этой работы является предупреждение развития негативных последствий насилия для ребенка.

4. Меры вмешательства в случаях, когда насилие над ребенком уже совершилось. Они направлены на оказание помощи пострадавшему и предупреждение повторения насилия в будущем. Этот уровень требует выделения ребенка из среды жестокости и

проведения реабилитационных мероприятий (медицинское лечение, психотерапия и т.д.).

1.Необходимо быть внимательными к ученикам, отмечать малейшие изменения в их поведении, любые отклонения от нормы. Пристального внимания педагогов и родителей требуют резкие (“вдруг” возникшие) изменения в поведении.

2. Обратить внимание на изменение работоспособности ученика (не может продолжительное время работать без отвлечений и ошибок из-за быстро нарастающего утомления).

3. В любой ситуации проявлять терпение, доброжелательность по отношению к ребенку.

4. Быть объективными не только в оценке ученика, но и в сложившейся ситуации. Не поддаваться эмоциям, чувствам, которые мешают решению проблемы.

5. Всегда чувствовать психологическую атмосферу в классе. Для этого необходимо:

- наблюдать за детьми и обращать внимание на их поведение;

- понимать выражение глаз ребят, их мимику, жесты;

- уметь сопоставлять психологическую атмосферу сегодняшнего дня со вчерашней.

6. Искренне интересоваться жизнью своих учеников. Относиться сочувственно к мыслям и желаниям детей: не придираться, не пытаться переделать, не критиковать, чаще хвалить!

7. Нам нужно быть бдительными в этом вопросе! Не оставлять без внимания особенности поведения родителей и детей! Отнеситесь к детям, подвергшимся насилию или жестокому обращению, с любовью, лаской, добротой.

Список использованной литературы.

1) Берковец Л. Агрессия: причины, последствия, контроль. СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2010 г.

2) Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. -СПб.: Питер, 2000 г.

3) Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. М.: “Мысль”, 1987 г.

4) В ракурсе дети: Алексей Лысенков — Санкт-Петербург, Олма Медиа Групп, 2007 г.

5) Виктимология. Психология поведения жертвы: И. Г. Малкина-Пых — Санкт-Петербург, Эксмо, 2010 г.

6) Насилие в зеркале аудиовизуальной культуры: К. А. Тарасов — Санкт-Петербург, НИИ киноискусства, Белый берег, 2009 г.

7) Насилие в семье: Р. И. Ерусланова, К. В. Милюхин — Санкт-Петербург, Дашков и Ко, 2010 г.

8) О насилии: Славой Жижек — Санкт-Петербург, Европа, 2010 г.

9) М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2007.

10) Гурко Т.А.Брак и родительство в России. М.: Институт социологии РАН, 2008.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Детство без обид и унижений. Проблемы насилия в семье и школе.

Автор: Ильина Валентина Станиславовна

Дата: 19.03.2019

Номер свидетельства: 503667


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства