-Ребята, сегодня на занятии мы поговорим о самом приятном и согревающем душу каждого человека. А вот о чём, вы узнаете, посмотрев на слайд (на слайде картинка семьи). Вопросы:
-Как вы думаете, кто изображён на этом слайде?
У меня есть мама,
У меня есть папа,
У меня есть дедушка,
У меня есть бабушка,
А у них есть я.
Что это? СЕМЬЯ.
-Почему их можно назвать семьёй?
- Мы начинаем изучать раздел «Моя семья» и поговорим сегодня о семье каждого из вас. На нашем занятии вы узнаете: Что такое семья? Что объединяет членов семьи?
3. Решение учебной задачи
I. Что такое семья? - работа с определением к слову семья:
-Родина каждого из нас начинается с родного дома, с семьи. А что такое в вашем понимании семья?
-Давайте посмотрим на слайд и прочитаем определение.
1. - это группа, живущих вместе людей;
2. - объединение людей, сплочённых общими интересами;
3. – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
-Какое из этих определений более точно подходит слову семья? (выберите вариант). Почему?
-А как вы думаете, всегда ли люди жили семьями?
-До сих пор никто не знает, как и почему образовалась первая семья. Раскопки, проведённые в пещерах, где разбили свои стоянки древние люди, показали, что они жили небольшими группами.
Неясно, правда, подразделялись ли уже в те времена человеческие группы на «семьи» в нынешнем понимании – отец, мать и дети. Но даже в то время, женщины заботились о своём потомстве.
1 задание: «Расскажи о своей семье» (по рисункам на доске)
Мы оформили выставку рисунков. Кто хочет рассказать о том, что вы отразили в своём рисунке? Расскажите о своей семье. Кто живёт с вами в одном доме? Как зовут ваших маму и папу? Есть ли у вас братья и сёстры? Как их зовут? Кто ещё у вас есть из близких родственников?
(опрос ребят по желанию)
2: - А теперь поиграем в игру «Кто кому кто?»:
–ты кто для мамы? (дочь, сын)
–кто называет тебя сыном/ а тебя дочкой? (папа, мама)
–ты кто для бабушки? (внук/внучка)
–у твоего папы есть мама. Кто она тебе? (бабушка)
- у твоей мамы есть папа. Кто он тебе? (дедушка)
–у мамы твоей есть сестра. Кто она тебе? (тётя)
- у твоего папы есть брат. Кто он тебе? (дядя)
–у маминой сестры есть дети: сын и дочь. Кто они тебе? (двоюродные братья и сестры).
II. Что объединяет членов семьи?
Семья – это самые близкие люди. Членов семьи объединяет любовь и уважение друг к другу, взаимная забота и помощь, совместные труд и отдых.
- Какие события в ваших семьях самые значимые и памятные?
-Что вы любите делать вместе?
4. Физкультминутка:
- А сейчас поиграем в игру «Встаньте все те, …»
- у кого есть старший брат или старшая сестра
- у кого есть младшая сестра или младший брат
- у кого бабушка и дедушка живут в городе Димитровграде,
- у кого бабушка и дедушка живут в деревне
- у кого бабушка и дедушка живут вместе с вами
- Ну, вот я про вас немного больше узнала. А вы вспомнили своих близких и дальних родственников.
- Дедушки, бабушки, внуки и правнуки – все вместе и все друг другу помогают, так жили раньше. Один - по хозяйству поспевает, другой - в поле, третий - помогает по дому… Такой дом был настоящей крепостью и твердыней. Жили весело. Уважали старость, младость жалели и оберегали. Вспомним русские пословицы о семье.
Игра «Собери пословицу»
(Дети делятся на две команды. Игрокам даются разделённые на две части пословицы. За 1 минуту игроки должны соединить начало и конец. Объяснить смысл пословиц).
- Родные люди держатся вместе. Вокруг каждого из нас много родных, с ними мы связаны незримыми ниточками. Встанем в круг, закроем глаза и пожелаем своим родным здоровья и благополучия. (в конце занятия дети становятся в круг и каждый про себя желает каждому члену своей семьи здоровья и благополучия. (Выполняется с закрытыми глазами). 1. В гостях хорошо, а дома лучше.