Просмотр содержимого документа
«15 правил обучения ребенка с нарушением слуха»
15 ПРАВИЛ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ Отрывок из книги "Дети с нарушениями слуха. Книга для родителей и педагогов", авторы: Инна Королева, Петер Антон Янн
1. При общении глаза взрослого должны находиться на одном уровне с глазами ребенка. Правильно располагайтесь по отношению к ребенку во время общения и особенно во время целенаправленного занятия – вы можете сидеть рядом на полу, на маленьких стульях или диване.
2. Развивайте у малыша умение смотреть на лицо (в глаза) взрослого (контакт «глаза в глаза»).
Когда малыш смотрит на лицо взрослого, общающегося с ним, он больше обращает внимание на речь взрослого, лучше улавливает связь между предметами и тем, что говорит взрослый, запоминая слова, лучше понимает, что взрослый от него хочет и как оценивает его действия и поступки. Умение смотреть на лицо (в глаза) взрослого также важно для развития у ребенка понимания речи слухозрительно (на слух и по движениям губ). Привлечь внимание ребенка к вашему лицу помогает выразительная мимика, яркая помада или интересующая ребенка игрушка, если вы поднесете ее к своему лицу.
3. Устанавливайте совместное внимание (взгляд) ребенка на один предмет или действие.
Чтобы взрослый смог чему‑нибудь научить малыша, они должны вместе смотреть на предмет. Способы организации совместного внимания следующие:
Первый способ: Взрослый смотрит на предмет или осуществляет с ним какие‑либо действия и пытается привлечь внимание ребенка. Например, сидя рядом с малышом, берете в руки резиновую игрушку‑лягушку и говорите, привлекая внимание ребенка к игрушке: «Ой, какая лягушка! Смотри. Лягушка. Лягушка говорит “ква‑ква” и прыгает». Делаете соответствующие движения. Все это время вы следите за взглядом ребенка, стараясь сосредоточить его на игрушке. Он тянется за игрушкой, пытаясь подражать действиям взрослого. Вы продолжаете комментировать действия ребенка: «Да, лягушка прыгает. Лягушка говорит “ква‑ква”».
Второй способ: Ребенок смотрит на какой‑либо предмет или действия взрослого, а взрослый, следя за его взглядом, начинает смотреть на этот предмет вместе с малышом и рассказывать о нем (см. след. пункт).
Можно поднести заинтересовавший ребенка предмет/игрушку к своим губам, тогда ребенок обратит внимание на ваше лицо, губы. Это поможет ему связать вашу речь с предметом/игрушкой.
4. Следуйте за направлением внимания ребенка. Например, вы хотите играть с малышом в пирамидку, помогая ему учиться соотносить предметы по размеру. Но в этот момент малыш заинтересовался цветком, стоящим на подоконнике, смотрит на него или потянулся к нему. Вы пользуетесь тем, что внимание ребенка привлечено к цветку, и рассказываете про цветок: «Цветок. Ты хочешь цветок? Цветок. Тебе нравится цветок? Красивый цветок! Смотри, у него зеленые листья. Цветок растет в горшке. Вот горшок. Давай потрогаем цветок. Листья гладкие… Цветок хочет пить. Польем цветок водой…» При этом вы многократно повторяете ключевое слово «цветок», выполняя с ребенком совместные действия (смотрите на цветок, поливаете его, трогаете листья) и комментируя их. Когда внимание ребенка активно привлечено к чему‑то, то он хорошо усваивает информацию, связанную с этим объектом. Любую ситуацию можно использовать, чтобы научить ребенка думать, понимать речь и говорить! Любой предмет можно превратить в интересное учебное пособие для ребенка! К пирамидке вы вернетесь позже.
5. Проявляйте искренний интерес к игре и действиям ребенка. Игра – самый естественный и лучший способ развития, научения и обучения ребенка. Ребенок, видя вашу заинтересованность, будет стараться делать то, что вызывает вашу положительную реакцию.
6. Комментируйте все свои действия и действия ребенка так, как это делает хорошая мама нормально слышащего малыша.
Нередко мамы плохо слышащих детей, уже привыкшие к тому, что их ребенок не слышит, перестают говорить с ним в обычных ситуациях. Часто они сетуют: «Как же с ним говорить? Он же ничего не понимает». Да, с СА или КИ малыш слышит, но сначала не понимает речь. Для того чтобы он научился понимать речь, он должен ее постоянно слышать. Мы же не рассчитываем, что новорожденный или даже ребенок в возрасте года понимает речь! Но мы разговариваем с ним, осознавая, что, когда мы с ним говорим, он учится нас понимать. Мы также учитываем его возможности – сначала говорим очень простыми и короткими фразами, но по мере развития у ребенка словаря и понимания речи наша речь усложняется.
Ребенок может понять и запомнить значение слова, только если он много раз слышит его и одновременно видит предмет или действие, называемое этим словом.
Комментирование взрослым своих действий или действий ребенка является идеальной естественной ситуацией для развития у ребенка понимания значений слов и предложений. Например, вы одеваете утром ребенка (СА или КИ уже надет и включен!) и комментируете свои и его действия: «Давай наденем футболку. Где у футболки воротник? Вот он, воротник! Руки надо продеть в рукава футболки. Где рукава? Вот рукава! Надели футболку. Красивая футболка. А теперь наденем шорты. Где Сашины шорты? Правильно, вот шорты! Синие шорты. Смотри, на шортах зайчик нарисован. У него уши. А где у тебя уши? Молодец, правильно! А у меня? Да! (Ребенок берет шорты неправильно.) Зайчик на животе, спереди. А где у Саши живот? Вот так. Правильно! Надень шорты. Молодец! Заправь футболку в шорты. Нет, не правильно. Давай я тебе помогу. Скажи: “Мама, помоги!”» Теперь красиво. Молодец!» При этом вы обращаете внимание ребенка на соответствующие предметы.
7. Обязательно оставляйте паузу между своими фразами, давая ребенку возможность ответить вам.
Ребенок может что‑то возбужденно пролепетать, привлечь ваш взгляд к своим действиям, попытаться повторить ваши слова или действия, посмотреть, одобряете ли вы его действия. Маленький ребенок думает и действует медленно, ему надо время, чтобы вам ответить. Паузу между фразами надо делать всегда, даже если ребенок пока ничего не говорит.
8. Часто задавайте ребенку вопросы, комментируя свои действия и действия ребенка.
Вопросы‑комментарии к совершаемым действиям помогают развивать у ребенка понимание речи и умение общаться с помощью речи. Речь – это прежде всего диалог, даже если ответная реплика отсутствует. Например, вопросы к действиям в следующей ситауции: «Давай наденем футболку. Где у футболки воротник? (Пауза для реакции ребенка.) Вот он воротник! Руки надо продеть в рукава футболки. Где рукава? (Пауза для реакции ребенка.) Вот рукава! Надели футболку. Красивая футболка. А теперь наденем шорты. Где Сашины шорты? (Пауза для реакции ребенка.) Правильно, вот шорты! Синие шорты. Смотри, на шортах зайчик нарисован. У него уши. А где у тебя уши? (Пауза для реакции ребенка. Он показывает на ухо и произносит «Э‑у‑у».) Молодец, правильно! А у меня? (Пауза для реакции ребенка.) Да! (Ребенок берет шорты неправильно.) Зайчик на животе, спереди. А где у Саши живот? (Пауза для реакции ребенка). Вот так. Правильно! Надень шорты. Молодец! Заправь футболку в шорты. Нет, не правильно. Давай я тебе помогу. Скажи: “Мама, помоги!”». (Пауза для реакции ребенка. Он пытается произнести «Ма‑ма‑а».) Да, теперь красиво. Молодец!».
Ребенок может не знать, как ответить. В этих случаях можно всед за паузой ответить за него, попросив повторить ответ, или задать то же вопрос другому взрослому. Второй вариант дает ребенку возможность видеть, что один человек спрашивает, а другой отвечает, и помогает быстрее понять, что надо не повторять, а отвечать! Не требуйте от него каждый раз повторять за вами.
9. Реконструируйте высказывания ребенка при общении с ним. Неговорящий или плохо говорящий ребенок часто хочет вам ответить, но не знает, что сказать и как это сделать. Поэтому при общении, помогите ему, оставляя паузу для реакции. При этом используйте те слова, которые, по вашему мнению, он мог сказать, если бы умел. Например, завершение диалога с ребенком: «Заправь футболку в шорты. Нет, не правильно. Давай я тебе помогу. Скажи: “Мама, помоги!”». (Пауза для реакции ребенка. Ребенок произносит: «Мама – пама…».) Правильно: «Мама, помоги!» Теперь красиво. Молодец!
10. Моделируйте жесты, действия, мимику, звуки, слова, которым вы хотите научить малыша.
Глухому ребенку часто трудно объяснить, что мы от него хотим, даже если он старается это понять. Взрослый должен сыграть роль малыша, т. е. сделать за малыша то, чему хочет его научить. Малыш посмотрит и поймет.
Например, мы хотим научить ребенка различать один и много ударов барабана. Папа сидит с барабаном напротив ребенка, рядом – мама. Папа ударяет в барабан один раз так, чтобы ребенок видел его действия, и, показывая один палец, говорит: «Один». Потом папа ударяет в барабан несколько раз и, шевеля всеми пальцами поднятых рук, говорит: «Много‑много». Он повторяет эти действия 2–3 раза. Затем папа говорит: «Сейчас будет слушать мама». Он опять ударяет в барабан один раз (ребенок видит действие), а мама, указывая на ухо «я слышу», говорит: «Один» – и показывает один указательный палец. Папа хвалит маму: «Молодец!» В следующий раз папа ударяет в барабан несколько раз, а мама, указывая на ухо, говорит: «Я слышу», шевелит всеми пальцами поднятых рук и произносит: «Много‑много». Мама моделирует поведение ребенка в этой ситуации, что помогает ему понять задачу и ожидаемые от него действия. На следующем этапе ребенок выполняет задание сам или с небольшой помощью мамы. После того как станет ясно, что ребенок понял задание, упражнение выполняется только на слух, чтобы ребенок не видел действия при ударе.
11. Подражайте действиям, жестам, мимике ребенка, а также поощряйте подражание ребенком вашим действиям или жестам.
Малыш учится разным вещам, подражая действиям или жестам взрослого. Поэтому формирование подражательной активности ребенка очень важно для его развития. Например, малыш бросает мяч, вы, подражая действиям ребенка, включаетесь в игру и учите его бросать мяч не просто в сторону, а вам в руки, говоря каждый раз, когда кидаете мяч: «Оп!» А если мяч или малыш упал, произносите: «Бух, упал», одновременно делая рукой жест «упал». Малыш предпочитает играть вместе и будет бросать мяч вам, ожидая ответного действия. Если в следующий раз малыш, бросая мяч, произнесет «А!», подражая вам, похвалите его, показывая, что он сделал правильно: «Оп! Молодец!» Постепенно малыш будет подражать вашим жестам и словам в этой игре, а жест и слова «бах» («а», «бэ», «бух») и «упал» («па», «пап», «пал», «упал») будет использовать в разных ситуациях, когда что‑либо падает. Для развития речи и умения общаться с людьми важно учить малыша подражать жестам общения («нельзя», «ай‑я‑яй», «нет», «хорошо, «молодец», «дай», «на», «пока», «привет», «тут», «там» и др.). Помним: жесты обязательно сопровождаются соответствующими словами. Похвалите ребенка за любую попытку подражать вашим жестам, действиям, словам, за намерение действовать вместе с вами.
12. Подражайте звукам, произносимым ребенком (до 2 лет), а также поощряйте подражание или повторение ребенком произносимых вами слов, фраз.
Данное правило является продолжением предыдущего, направленного на становление у ребенка подражательной активности. Оно еще в большей степени связано с развитием у ребенка произношения звуков речи, слов, фраз, формированием контроля над интонацией, силой голоса и речевого дыхания. Например, малыш полутора лет играет с любимым мишкой. В процессе игры он эмоционально произносит что‑то похожее на «А!» Вы повторяете это «А!» с той же интонацией (подражая ему) и затем продолжаете диалог, давая малышу образцы для подражания: «Мишка! Как мишка ходит?» Вы вступаете с малышом в игру и показываете, как мишка ходит, переваливаясь, озвучиваете эти движения: «Топ‑топ‑топ‑топ…» При этом оставляете паузу, чтобы ребенок мог повторить ваши действия и слова. При любой попытке ребенка вы повторяете произносимый им звук и произносите: «Да, правильно, топ‑топ». В процессе такого взаимодействия ребенок уточняет свои артикуляции, постепенно приближая произношение слова к нормативному.
13. Создавайте привычные для ребенка ситуации и повторяйте действия. Весь день ребенка состоит из регулярно повторяющихся дел: встал, оделся, умылся, поел, пошел гулять (в магазин, в детский сад) и т. д. Повторяющиеся ситуации помогают ребенку запомнить эти дела, понять связь между ними, предметами и действиями. Например, если он видит, что мама берет сумку, то знает, что она, наверное, пойдет в магазин. Если мама ведет его в ванную, значит, они будут мыть руки. Если мама моет ему руки, то, значит, руки грязные или что пора кушать. Все это позволяет ребенку учиться прогнозировать события и действия и соответственно правильно на них реагировать. Если мы сопровождаем действие одними и теми же словами, акцентируя на них внимание ребенка, то он запоминает эти слова. Создавая привычные ситуации и повторяя действия, мы учим малыша говорить «Пока‑пока» при прощании со всеми, «Привет» при встрече,
«Дай» и многому другому. Например, утром или после дневного сна, надевая малышу СА или процессор КИ и включая его, вы всегда произносите: «Па‑па‑па, Саша слышит». При этом вы показываете ему на ушко и выражаете радость: как это замечательно – слышать! Через несколько дней большинство малышей уже сами, после того как им надевают и включают СА или КИ, показывают на ушко, кивают головой и произносят: «Па‑па‑па».
Создание привычных ситуаций и повторение действий во время целенаправленных занятий и ежедневных дел облегчает ребенку запоминание требуемых от него действий, произносимых слов и т. д.
14. В процессе обучения используйте ситуации, удивляющие ребенка. Помимо создания привычных повторяющихся ситуаций и повторения действий не менее важно создавать ситуации, удивляющие ребенка. Такие ситуации улучшают запоминание слов, фраз, поддерживают интерес ребенка к занятию, вызывают эмоциональное возбуждение, во время которого малыш произносит больше звуков, что необходимо для развития речи. Например, вы собираетесь гулять и, «перепутав», даете ребенку свою куртку, а сами пытаетесь надеть его куртку. Ребенок сразу замечает это и начинает что‑то лепетать. Вы делаете непонимающее лицо и спрашиваете его: «Что? Что случилось?.. Это куртка, да. Мы идем гулять – надеваем куртку… Это не твоя куртка?.. Чья куртка?.. Ой, это моя куртка… А где твоя?.. Ой, я перепутала… На, вот твоя куртка. Дай мне мою куртку. Спасибо».
Всем известная любовь малыша к открыванию коробочек, проверке сумок позволяет организовать игру – положить туда самые неожиданные для него предметы, которые потом можно с ним называть, рассматривать, как они работают, рассказывать о них и др.
15. Используйте при обучении случайные ситуации. Нередко случайные ситуации, возникающие во время обычных ежедневных дел или занятий, помогают ребенку быстро понять или запомнить что‑либо важное. Например, во время утреннего одевания вы забыли надеть малышу второй носок, он это замечает и начинает показывать вам, что нет носка. Вы делаете вид, что не понимаете, показываете, что у него есть уже носок, потом смотрите на свои ноги и, как бы догадываясь, хвалите малыша: «Да, правильно, нужен второй носок. Сколько у тебя ног? Две ноги: одна (показываете) и вторая (показываете). Значит, надо два носка. А у мамы? Тоже две ноги (показываете). Да, и у меня два носка. А давай посмотрим у куклы…» Потом подключаем к этому руки и перчатки. А для контраста число 2 можно сравнить с одной головой и одной шапкой.