Просмотр содержимого документа
«Презентация к родительскому собранию по теме "Проблемы подросткового возраста"»
Первые проблемы подросткового возр а ста
Я не верю, что жизнь человека предопределены его детством.Я думаю. Что существует ещё очень важные периоды: отрочество, юность…
Ж.-П. Сартр
Вопросы родителям:
1.Можете ли Вы подтвердить или опровергнуть с помощью ответов «да» или «нет» , что Ваш ребенок стал больше интересоваться
А) своей внешностью
Б) своим весом и ростом
В) гигиеной собственного тела
Г) противоположным полом.
2.Что он стал больше:
А) общаться с друзьями по телефону
Б) проводить время у зеркала
В) проводить время с друзьями вне дома
Г) обращать внимание на свою одежду.
3.В личностном плане он стал:
А) более скрытным
Б) менее реагирующим на родительскую ласку и внимание
В) чутко реагирующим на замечания в свой адрес
Г) менее ответственным в учебной деятельности
Результаты анкетирования ребят
1) В последнее время тебе больше нравиться проводить время:
А. В кругу своей семьи.
Б. С друзьями.
В. В одиночестве.
2) Изменения твоей внешности, роста, веса:
А. Радуют.
Б. Огорчают.
В. Раздражают и злят.
3) Тебе больше всего хотелось бы быть:
А. Умным.
Б. Красивым.
В. Общительным.
4) Если бы ты был в центре внимания благодаря своей внешности, тебя бы это :
А. Радовало.
Б. Огорчало.
В. Безразлично.
5) Если бы ты привлекал внимание противоположного пола, то тебя бы это:
А. Радовало.
Б. Огорчало.
В. Безразлично.
Подростковый возраст (11-15 лет)
Границы этого периода достаточно неопределенны
Перестройка организма ребенка –половое созревание
Протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых
Подростковый возраст называют затянувшимся кризисом
Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать«гормональную бурю».Подростки как будто все время находятся всостоянии стресса.
Новый образ физического «Я»
Резко повышается интерес к своей внешности:
Ребенок остро переживает все изъяны внешности , действительные и мнимые
Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба – все расстраивает , а иногда приводит кчувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу
Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны проявить и понимание, и тактичность
Развитие самосознания
В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания:чувство взрослости и «Я-концепция »
Подростку еще далеко до истинной взрослости – и физически, и психологически, и социально, но он стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права.
Подражание взрослым
Внешний облик
Манеры
Развлечения(поездки за город, дискотеки)
Романтические отношения(свидания, записки)
Чувство взрослости -
отношение подростка к себе как к взрослому и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком
Как проявляется чувство взрослости подростка?
В желании, чтобы все – и взрослые и сверстники – относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому
В стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей
Претендует на равноправие в отношениях со взрослыми и иде на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию
Вопросы внешности, отношений со сверстниками, иногда учебы
Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения
Появляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками:
взаимная поддержка,
помощь в случае нужды,
уверенность в друге и доверие к нему,
защита друга в его отсутствие,
принятие успехов друга,
эмоциональный комфорт в общении.
Так как подросток во многом непоследователен и противоречив, он часто отступает от этого свода правил, но от друзей ожидает их неукоснительного соблюдения
Все нестабильно, взгляды могут измениться через неделю
«Один за всех и все за одного»
Внутренний мир
Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты и поступки анализируются им пристрастно
Подросток хочет понять, какой он на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть
Личностная рефлексия, потребность разобраться в себе самом порождают иисповедальностьв общении с ровесниками, идневники,которые начинают вести именно в этот период,стихи и фантазии
Самооценка в подростковом возрасте оказываетсянизкойпо своему общему уровню инеустойчивой
Общение со сверстниками
Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на неучебные занятия, и на отношения с родителями
Ведущая деятельность в этот период –интимно-личностное общение
Подростковая дружба – сложное, часто противоречивое явление
«Счастье – это когда тебя понимают»
Близкие друзья – ровесники одного и того же пола, учатся в одном классе, принадлежат к одной и той же среде
Неформальные группы
Взаимная симпатия
Общие интересы, занятия
Способы развлечений, место проведения свободного времени
Общение со взрослыми
Влияние родителей уже ограничено
Ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей
Для подростков характерно стремление кэмансипацииот близких взрослых:
нуждаясь в родителях, их любви и заботе, в их мнении,
они испытывают сильное желание быть самостоятельными,
равными с ними в правах.
То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит главным образом от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться – принять чувство взрослости своего ребенка.
Ваше собственное поведение – самая решающая вещь.
Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете даже тогда, когда вас нет дома.
Родительский контроль
Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д.
Контроль может быть принципиально различным
Крайние, самые неблагоприятные для развития подростка случаи – жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда подросток оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным
Родители регулярно указывают детям, что им делать
Подросток может высказать свое мнение, но родители, принимая решение, к его голосу не прислушиваются
Подросток может принимать отдельные решения сам, но должен получить одобрение родителей
Родители и подросток имеют почти равные права, принимая решение
Подросток сам решает, подчиняться ему родительским решениям или нет
Стили семейного воспитания
Демократичный – родители ценят в поведении подростка и самостоятельность, и дисциплинированность, предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях его жизни;не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей
Авторитарный– родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов;они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать не вполне корректно
«Воспитание по типу Золушки»- высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношением к подростку
Гипоопека– сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля
Гиперопека– излишняя забота о подростке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте,- приводит пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками
Противоречивое воспитание– отношение родителей к подростку как к маленькому ребенку и непоследовательность требований, когда от него ожидается то детское послушание, то взрослая самостоятельность
Отношения с окружающими – наиболее важная сторона жизни подростков
Подростковые проблемы
Ранняя алкоголизация, токсикомания и наркомания
Противоправное поведение
Самоубийства
К социальным проблемам приводят обычно особые обстоятельства:
Изолированность
Отсутствие понимания в семье и школе
Встреча с асоциальной группой или сверстником, имеющим соответствующий жизненный опыт
Причины подростковых проблем разнообразны
Неудовлетворенность отношениями со взрослыми и сверстниками
Недостаточная загруженность реальными делами и скука
Желание утвердиться и выделиться
Протест против существующих в обществе норм и правил
Протест против «серой безликой толпы», для которой «ты ничего не значишь»