Первые проблемы подросткового возраста
Материал для проведения родительского собрания
в 4 е классе
(201 5 -201 6 уч.год)
Классный руководитель Ермолаева Ю . В .
Я не верю, что жизнь человека предопределены его детством. Я думаю. Что существует ещё очень важные периоды: отрочество, юность…
Ж.-П. Сартр
Подростковый возраст (11-15 лет)
- Перестройка организма ребенка – половое созревание
- Границы этого периода достаточно неопределенны
- Протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых
Подростковый возраст называют затянувшимся кризисом
Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать «гормональную бурю». Подростки как будто все время находятся в состоянии стресса.
Новый образ физического «Я»
Резко повышается интерес к своей внешности:
- Ребенок остро переживает все изъяны внешности , действительные и мнимые
- Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба – все расстраивает , а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу
- Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны проявить и понимание, и тактичность
Развитие самосознания
В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания : чувство взрослости и « Я-концепция »
Подростку еще далеко до истинной взрослости – и физически, и психологически, и социально, но он стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права.
Подражание взрослым
- Внешний облик
- Манеры
- Развлечения (поездки за город, дискотеки)
- Романтические отношения (свидания, записки)
Как проявляется чувство взрослости подростка?
- В желании, чтобы все – и взрослые и сверстники – относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому
- В стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей
Претендует на равноправие в отношениях со взрослыми и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию
Вопросы внешности, отношений со сверстниками, иногда учебы
- Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения
- Появляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками:
взаимная поддержка,
помощь в случае нужды,
уверенность в друге и доверие к нему,
защита друга в его отсутствие,
принятие успехов друга,
эмоциональный комфорт в общении.
Так как подросток во многом непоследователен и противоречив, он часто отступает от этого свода правил, но от друзей ожидает их неукоснительного соблюдения
Все нестабильно, взгляды могут измениться через неделю
«Один за всех и все за одного»
Внутренний мир
- Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты и поступки анализируются им пристрастно
- Подросток хочет понять, какой он на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть
Личностная рефлексия, потребность разобраться в себе самом порождают и исповедальность в общении с ровесниками, и дневники , которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии
Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой по своему общему уровню и неустойчивой
Подростковые реакции
Подростковая самостоятельность
- Стремление к эмансипации от взрослых
- Освобождение от опеки взрослых, контроля
- Разнообразные увлечения – неучебные занятия
Общение со взрослыми
- Влияние родителей уже ограничено
- Ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей
- Для подростков характерно стремление к эмансипации от близких взрослых:
нуждаясь в родителях, их любви и заботе, в их мнении,
они испытывают сильное желание быть самостоятельными,
равными с ними в правах.
То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит главным образом от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться – принять чувство взрослости своего ребенка.
Родительский контроль
Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д.
Контроль может быть принципиально различным
- Крайние, самые неблагоприятные для развития подростка случаи – жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля , когда подросток оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным
- Родители регулярно указывают детям, что им делать
- Подросток может высказать свое мнение, но родители, принимая решение, к его голосу не прислушиваются
- Подросток может принимать отдельные решения сам, но должен получить одобрение родителей
- Родители и подросток имеют почти равные права, принимая решение
- Подросток сам решает, подчиняться ему родительским решениям или нет
Стили семейного воспитания
- Демократичный – родители ценят в поведении подростка и самостоятельность, и дисциплинированность, предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях его жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей
- Авторитарный – родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов; они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать не вполне корректно
- «Воспитание по типу Золушки» - высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным , отвергающим отношением к подростку
- Гипоопека – сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля
- Гиперопека – излишняя забота о подростке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте,- приводит пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками
- Противоречивое воспитание – отношение родителей к подростку как к маленькому ребенку и непоследовательность требований, когда от него ожидается то детское послушание, то взрослая самостоятельность
Отношения с окружающими – наиболее важная сторона жизни подростков
Подростковые проблемы
- Ранняя алкоголизация, токсикомания и наркомания
- Противоправное поведение
- Самоубийства
К социальным проблемам приводят обычно особые обстоятельства :
- Изолированность
- Отсутствие понимания в семье и школе
- Встреча с асоциальной группой или сверстником, имеющим соответствующий жизненный опыт
Причины подростковых проблем разнообразны
- Неудовлетворенность отношениями со взрослыми и сверстниками
- Недостаточная загруженность реальными делами и скука
- Желание утвердиться и выделиться
- Протест против существующих в обществе норм и правил
- Протест против «серой безликой толпы», для которой «ты ничего не значишь»