В презентации даны ключевые особенности организации инклюзивного образования. Прграмма педагогического изучения ребенка с ОВЗ. А также методы и приемы работы с детьми ОВЗ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности организации инклюзивного образования»
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Васильева Наталья Евгеньевна ,
учитель начальных классов
МАОУСОШ №8
г. Старая Русса
Новгородской обл.
ЕСЛИ МЫ СЕЙЧАС НЕ МОЖЕМ ПОКОНЧИТЬ С НАШИМИ ОТЛИЧИЯМИ, МЫ, ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ, В СОСТОЯНИИ СДЕЛАТЬ МИР МЕСТОМ, БЕЗОПАСНЫМ ДЛЯ МНОГООБРАЗИЯ.ДЖОН КЕННЕДИ
КЛЮЧЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
дети ходят в местный (находящийся рядом с домом) детский сад и школу;
поддержка в обучении детей с различными способностями (таким образом, улучшается качество обучения не только детей с особыми потребностями, но и показатели всех детей);
все дети участвуют во всех мероприятиях, где класс и школьная среда являются инклюзивными;
индивидуальное детское обучение поддерживается совместной работой учителей, родителей и всеми теми, кто может оказать такую поддержку;
инклюзивное образование помогает предотвратить дискриминацию в отношении детей и поддерживает детей с особыми потребностями в их праве быть равноправными членами своих сообществ и общества в целом.
Основной принцип инклюзивного образования – это обучение детей с особыми образовательными потребностями в обычных образовательных учреждениях, при условии, что этим образовательным учреждениям создаются все условия для удовлетворения специальных образовательных потребностей таких лиц, т.е. - не дети созданы для школы, а школа создана для детей, т.е. школа должна учитывать потребности детей, а не дети должны подходить под те или иные рамки, которые установила школа.
ОСОБЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
- начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития;
-ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;
-использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения;
-индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;
-обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;
-максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения .
РЕБЕНОК ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ТИП ШКОЛЫ
УСЛОВИЯ ПРЕБЫВАНИЯ
Потребность в сопровождении (тьютор)
Рекомендуемая образовательная программа
Направленность коррекционной работы (логопед, психолог, дефектолог, специальный педагог, ЛФК, врач, и т.п.)
Рекомендуемый режим занятий и консультаций
Дополнительная помощь специалистов
Срок повторного обращения к специалистам
СОШ (Центр Образования) с инклюзивными классами
Школа Здоровья с инклюзивными классами
Школа надомного обучения
СКОШ (диагностический класс)
СКОШ ( Интегрированный класс)
Учреждения дополнительного образования
ПМПК или ПМПк ОУ
ДЕТИ С ОВЗ, ОБУЧАЮЩИЕСЯ В НАШЕЙ ШКОЛЕ:
Дети с тяжелыми нарушениями речи;
Дети с ослабленным зрением;
Дети соматически- ослабленные;
Дети с нарушениями опорно- двигательного аппарата;
Дети с ДЦП;
ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ РЕБЕНКА С ОВЗ
I. Общие сведения о ребенке
II. История развития.
III. Семья.
IV. Физическое состояние.
V. Особенности познавательной деятельности.
1. Состояние органов чувств
2. Особенности речи.
3. Особенности внимания.
4. Особенности восприятия и осмысливания
5. Особенности памяти.
6. Особенности усвоения учебного материала.
7. Интересы
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ
Специалисты
Содержание диагностики
Психолог
Показатели развития ребенка
Устойчивость психического состояния
Наличие возрастных признаков психической депривации
Сформированность познавательных процессов и их произвольность
Состояние здоровья ребенка и соотнесение с возрастными нормами
Группа здоровья
Наличие хронических заболеваний
Функциональное состояние органов зрения, слуха, опорно-двигательной системы
СПЕЦИАЛИСТ ДИАГНОСТИКА
Логопед
выявлениие нарушений речи, которые препятствуют успешному освоению программного материала (дети с фонетическим, фонетико-фонематическом и общим недоразвитием речи);
организация коррекционных занятий по исправлению нарушений устной и письменной речи учащихся.
логопедическое сопровождение учебно-воспитательного процесса
СПЕЦИАЛИСТ ДИАГНОСТИКА
Учитель
Выявление трудностей в обучении
Статус в детском коллективе, взаимоотношения со сверстниками, взрослыми
Интересы и увлечения
Соблюдение правил поведения
Пед. прогноз учебных возможностей
Ликвидация пробелов в знаниях
Диагностика школьн ой готовности
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБУЧЕНИИ
1. образовательно-воспитательная;
2. диагностическая;
3. коррекционно- развивающая;
4. учебно- методическая;
5. социально-педагогическая .
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ
укрепление соматического и психического здоровья ребёнка: предупреждение перегрузок, эмоциональных срывов, создание климата психологического комфорта, содействующего успешности учебной деятельности в её фронтальной и индивидуальной формах;
организация благоприятной социальной среды, которая обеспечивала бы соответствующее возрасту развитие ребёнка, стимулировала его познавательную деятельность, коммуникативные функции речи, активное воздействовала на формирование интеллектуальных и практических умений;
стартовая и текущая психолого-медико-педагогическая диагностика состояния ребенка и успешности прохождения им программы;
постоянное и комплексное медико-психологическое сопровождение, осуществляемое специалистами;
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ
обогащение детского кругозора, формирование обобщённых представлений о предметах и явлениях окружающей действительности;
повышение уровня общего развития и коррекция индивидуальных вторичных отклонений в развитии;
формирование навыков социально-нравственного поведения, обеспечивающих успешную адаптацию к школьным условиям (осознание социальной роли ученика, выполнение определённых обязанностей, ответственное отношение к учёбе, соблюдение правил поведения на уроке, правил общения и т.д.);
формирование учебной мотивации и учебных навыков;
развитие личностных компонентов познавательной деятельности — познавательной активности, самостоятельности, произвольности психических процессов, преодоление интеллектуальной пассивности
ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Три способа восприятия речи:
слухо-зрительный - воспринимают речь, если видят лицо, губы собеседника и слышат его с помощью слухового аппарата ;
слуховой - воспринимают речь, не глядя на собеседника;
зрительный - воспринимают речь по артикуляции
собеседника.
СЛУХО-ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ:
расширяет возможности общения плохослышащих людей с окружающими;
на основе слухо-зрительного восприятия строится учебный процесс для детей с нарушениями слуха;
на этой основе должен строиться учебный процесс в общеобразовательной школе .
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА, ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОШ
дети с незначительным понижением слуха
реабилитированные дети с разной
степенью снижения слуха
испытывают затруднения при
не испытывают значительных
восприятии лишь шепотной речи;
трудностей в устном общении со слышащими людьми;
до школы посещали массовый
умеют читать и пишут без грубых ошибок;
имеют смазанное, искаженное произношение и стойкие аграмматизмы;
испытывают затруднения при связном высказывании;
имеют сниженный, по сравнению со слышащими, объем словаря.
детский сад;
испытывают трудности в усвоении программного материала;
имеют общее недоразвитие речи;
переносят в письмо нарушения устной речи;
имеют достаточно объемный словарь.
ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ:
По результатам логопедического обследования в школе выявлены следующие основные нарушения :
дизартрический компонент
лексико-грамматическое недоразвитие
дислексия
дисграфия
дети, не владеющие русским языком
ЗАНЯТИЯ С ЛОГОПЕДОМ
НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
-развитие артикуляционной моторики;
-развитие слухового внимания и памяти;
-развитие фонетико-фонематических представлений;
-формирование звукового анализа;
-развитие умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
-развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями);
- развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.);
-развитие речи, овладение техникой речи;
- расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:
1.Коррекционное обучение – сообщение знаний о путях и средствах преодоления недостатков психического и физического развития детей и взрослых с нарушением зрения, усвоение способов применения полученных знаний.
2.Коррекционное воспитание – процесс целенаправленного влияния на формирование типологических свойств и качеств личности лиц с дефектами зрения, инвариантных предметной специфики деятельности (познавательной, трудовой, коммуникативной, эстетической и др.), позволяющих адаптироваться в социальной среде.
3.Коррекционное развитие – преодоление недостатков психофизического развития учащихся, связанных со зрительными нарушениями, в результате активного взаимодействия социальных и биологических факторов формирования нейродинамических механизмов компенсации дефекта.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-КОМПЕНСАТОРНОЙ РАБОТЫ
КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Общеобразовательные цели и задачи уроков, групповых занятий, воспитательных мероприятий обязательно объединяются с целями коррекции, и это единение осуществляется во всех содержательно-методических звеньях проводимых занятий, увязывается со средствами и методами проведения, спецификой их структурного построения.
КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Методика занятий, коррекционные приёмы и способы направлены на преодоление психофизических недостатков в развитии, связанных с конкретной аномалией .
Специальные коррекционные занятия ориентированы на определённый дефект и конкретное функциональное нарушение у ребёнка, связанные со слепотой, слабовидением, с менее сложными поражениями органа зрения.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОРРЕКЦИОННЫЕ ПРЕДМЕТЫ
В учебных планах есть перечень специальных коррекционных предметов , которые изучаются помимо предметных уроков:
развитие осязания;
развитияе остаточного зрения;
ЛФК;
Ритмика, логоритмика;
ориентировка в пространстве;
Логопедия;
социально-бытовая ориентировка и др.
КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ В СЕМЬЕ
проводятся силами родителей, чтобы коррекционные знания и умения детей закреплялись дома в познавательной, трудовой, игровой и других видах деятельности.
организация для родителей просветительской и консультативной помощи и показ необходимых приёмов, способов, средств коррекции, нормативных физических, зрительных и тактильных нагрузок, связанных с формой и видом зрительной патологии ребёнка.
несложная педагогическая коррекция в семье, должна быть подконтрольна и направляться специалистами школы.
САМОКОРРЕКЦИЯ
осуществляется самими детьми, знания, умения и навыки закрепляются и совершенствуются в ходе самостоятельной познавательной, трудовой, игровой, коммуникативной и других видах деятельности.
педагоги наблюдают и контролируют процесс самокоррекции, содействуют его совершенствованию, соотносят к общему развитию ребёнка, к возрастным периодам.
МЕТОДИКИ РАЗВИВАЮЩИЕ ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ( ПО Л.П. ГРИГОРЬЕВОЙ)
1 . дозированная ритмическая стимуляция глаза (частота 1 герц)
2. наглядно-действенная обеспечивает экстериоризацию ориентировочно-исследовательской деятельности, развивающей перцептивные действия;
3. наглядно- образная , формирует умение производить когнитивные операции с образами: сравнение, классификация, вербальный логический анализ;
МЕТОДИКИ РАЗВИВАЮЩИЕ ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ( ПО Л.П. ГРИГОРЬЕВОЙ
4 . наглядно-образное для компьютерного использования;
5. кинопроекционная- создает возможность для развития таких зрительных функций, как конвергенция, развитие глазных движений;
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ ЗРЕНИЯ
Гигиена зрения : соблюдение нормативов освещения;
Создание благоприятных гигиенических и внешних условий: использование наглядных пособий, рисунков контрастных и четких, книги с крупным шрифтом, бумага для письма не глянцевая;
Соблюдение режима : точное время сна, утреннего подъема, приема пищи, подготовки домашнего задания, пребывания на свежем воздухе и т.д.
Медицинская коррекция;
ПРИЕМЫ РАБОТЫ С СОМАТИЧЕСКИ-ОСЛАБЛЕННЫМИ ДЕТЬМИ:
Медицинская и педагогическая помощь на выявление болезненных состояний, своевременного лечения;
соблюдение режима дня, психологической помощи;
учитывать его повышенную утомляемость и истощаемость, чередовать периоды занятий и отдыха, обязательный дневной сон;
возможно пролонгированного характера, витаминизированное и полноценное питание;
может быть рекомендовано обучение в специализированных школьных или санаторных условиях, которые имеют активные формы и методы реабилитации соматических и психосоматических расстройств.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Практические методы и приемы обучения:
постановка практических и познавательных задач;
целенаправленные действия с дидактическими игрушками; многократное повторение практических и умственных действий; наглядно-действенный показ (способа действия, образца выполнения); подражательные упражнения;
дидактические игры;
создание условий для применения полученных знаний, умений и навыков в общении, предметной деятельности, в быту.
НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ
обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, слуховое, комбинированное);
наблюдения за предметами и явлениями окружающего;
рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий.
СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ
речевая инструкция, беседа, описание предмета;
указания и объяснение как пояснение способов выполнения задания, последовательности действий, содержания;
метод аудирования (записанный на аудиокассету голосовой и речевой материал для прослушивания ребенком);
вопросы как словесный прием обучения (репродуктивные, требующие констатации; прямые; подсказывающие);
педагогическая оценка хода выполнения деятельности, ее результата;
ДВИГАТЕЛЬНО-КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ:
дифференцированный (в том числе логопедический) массаж;
пассивная гимнастика;
искусственная локальная контрастотермия.
используются специальные игры, направленные на совершенствование имеющихся двигательных навыков;
освоение новых этапов тренировки вестибулярного аппарата, развитие познавательной активности и мотивации (в том числе речевой), развитие ощущений себя в пространстве;
РАЗНООБРАЗНЫЕ ФОРМЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА :
индивидуальные и групповые коррекционные занятия;
тьюторство;
групповые и индивидуальные родительские консультации;
организация пространства;
организация свободной деятельности детей на переменах;
консультирование учителя-дефектолога по поводу подбора методов обучения и развития ребенка в соответствии с его психическими особенностями;
организация информационной связи между семьей и учителем.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
успешность овладения учащимися с ОВЗ рекомендованной образовательной программой;
отсутствие пропусков занятий учащимися без уважительной причины;
положительная динамика психосоматического здоровья и снижение заболеваемости учеников с ОВЗ;
наличие друзей у детей с ОВЗ среди одноклассников;
активность участия детей в системе дополнительного образования;
участие родителей в сопровождение детей с ОВЗ;
участие детей и подростков в коллективных видах деятельности;