Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Труд (технология)"»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план по предмету «Профессионально-трудовое обучение» разработан в соответствии с нормативными правовыми актами:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), разработанная на основе ФГОС для детей с ОВЗ;
Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015г №26 (СанПиН 2.4.2.3286-15) "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования";
Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 4 сентября 1997 года № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIIIвидов» (с изменениями на 26 декабря 2000 года)
Приказ комитета образования и науке Волгоградской области №856 от 31.08.2017г «Об утверждении примерного учебного плана общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в государственных образовательных организациях, подведомственных комитету образования и науки Волгоградской области»;
Приказ комитета по образованию и науке администрации Волгоградской области от 14 февраля 2012 г. n 123 "Об утверждении примерного учебного плана индивидуального обучения на дому лиц, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающих общеобразовательные учреждения";
Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения (письмо Управления специального образования Министерства образования РФ от 28.02.2003 г. № 27/2643-6);
Письмо Министерства образования РФ №01-50-25/32-05 от 24.01.03 "О защите конституционных прав на образование и иных социальных прав детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью";
Постановления Правительства РФ от 18.08.2008 № 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья»;
Письмо Минобразования РФ от 06.09.2002 № 03-51-127ин/13-03 «Об объемных показателях для разработки федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования»);
Письмо Министерства образования РФ от 14.03.2001 года №29/1448-6 «Рекомендации по порядку проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.12.2011 № 19337 "О введении третьего часа физической культуры";
Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 года № 345 "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования";
Устав образовательной организации ГКОУ «Котовская школа-интернат».
Целькоррекционно - педагогической работы по профессиональному труду – социальная адаптация умственно отсталых, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни, в том числе в условиях, когда они не выключены из окружающей среды.
Задачи обучения.
Формирование положительного эмоционального отношения к труду.
Развитие интереса к деятельности и ее результатам.
Формирование умения соотносить полученные результаты.
Формировать представления о значении одежды, обуви об их уходе.
Формировать знания и умения о приспособлениях для работы с тканью.
Обогащение, уточнение и закрепление о посуде, кухонных предметах, электроприборах и явлениях окружающей среды.
Воспитание культуры труда и культуры поведения за столом и общения.
Формирование навыков гигиены.
Иметь представление о комнатных растениях и правилах ухода за ними.
Программа по хозяйственно-бытовому труду строится по следующим основным разделам:
Жилище, одежда, обувь, сезонные работы, комнатные растения, социальные связи.
Сроки реализации программы-1 год. Программа рассчитана на 1 час в неделю.
2.Общая характеристика учебного предмета
. . Процесс обучения детей с интеллектуальным нарушением должен максимально содействовать их всестороннему развитию. Целькоррекционно - педагогической работы – социальная адаптация умственно отсталых, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни, в том числе в условиях, когда они не выключены из окружающей среды.
Если же у ребёнка имеются особенности в интеллектуальном или физическом развитии, то, как следствие возникают функциональные ограничения в двигательной сфере, в восприятии и ощущениях, в процессе говорения и мышления. Таким образом, их участие в общественной жизни ограниченно, поэтому здесь необходима особая дидактическая и методическая помощь, которую и представляет школа для детей с умственными проблемами.
Овладение даже простейшими навыками самообслуживания, не только снижает зависимость ребенка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах. Ребенок становится более самостоятельным, если он сам может выполнять простые домашние дела. Ухаживать за собой, вытирать пыль, поливать цветы, убирать со стола и т.д. Как всякая практическая деятельность, будучи конкретной и простой по содержанию, хозяйственно бытовой труд является наиболее понятным и доступным средством активного познания окружающей действительности.
В задачу занятий по хозяйственному труду входит сообщение учащимся необходимых знаний и формирование практических умений и навыков по бытовому труду. Выработать у ребёнка определённые трудовые навыки можно, если многократно показывать ему все операции. Успех овладения навыками детьми может быть обеспечен в том случае, если знания и умения, которые даются на уроках, постоянно закрепляются и вводятся в их повседневную жизнь. Детей с выраженными интеллектуальными нарушениями можно обучить различным видам деятельности самообслуживания, привлекать к уборке помещений, работе на школьном участке, стирке и глаженью и починке белья, следует давать некоторые поручения. Большое внимание уделяется технике безопасности, эстетическому воспитанию. Всё это способствует физическому и интеллектуальному развитию подростков с ограниченными умственными способностями.
В воспитании и обучении детей с выраженными интеллектуальными нарушениями важную роль играет выработка у них привычек и навыков поведения, а так же чёткая последовательность и выполнение отдельных действий. Дети данной категории легко поддаются внушению и очень склонны к подражанию. Таким образом, обучение детей бытовому и общественно полезному труду должно быть гибким. В нём должно учитываться индивидуальные особенности каждого ребёнка. Эти особенности должны быть использованы при воспитании у них нужных норм поведения и при обучении их полезной деятельности.
Данная программа нацелена на обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями (интеллекта, моторики, зрения, слуха, эмоционально-волевой сферы).
Учитель, исходя из материально – технической базы школы и уровня подготовленности учащихся, вправе заменить темы занятий. Время на изучение тем не регламентируется по аналогичным причинам.
Основной формой организации учебного процесса является урок разного типа: комбинированный урок, урок изучения нового материала, закрепления изученного, повторение, проверка знаний, умений, навыков, обобщающий урок.
Основными методами урока являются: словесные – чтение, рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой.
Формы работы: рассказ, беседа, показ, самостоятельные работы
3.Место учебного предмета в учебном плане.
Данный учебный предмет относится к предметной области «Технология». Профессиональный труд по рабочей программе включён с сентября 2022 года по май 2023 года. Выделено планом 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год. Количество учебных недель – 34
Количество часов по четвертям
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Всего за год
8 ч
7 ч
10 ч
8 ч
34 ч
4. Содержание учебного предмета.
Наименование раздела
Количество часов
Содержание тем учебного предмета
Практическая часть
Личная гигиена
4
Личная гигиена
Выбор мыла для гигиенических процедур. Выбор полотенца (банного, для рук, для ног). Стрижка ногтей на руках. Мытьё рук. Нанесение крема на руки. Уход за предметами личной гигиены: расчёской, зубной щёткой, мочалкой. Выбор предметов личной гигиены для индивидуального пользования.
Сезонные работы
8
Сезонные работы
Определять на местности дерево, куст, газон, клумбу. Применять инвентарь по назначению и готовить его к хранению. Использовать спецодежду по назначению и готовить её к хранению. Технологически правильно держать инструменты во время работы и следить за своей осанкой. Соблюдать правила безопасной работы с инвентарём, работы на пришкольном участке.
Работа по дому
7
Работа по дому
Включить и выключить плиту, электрочайник, СВЧ - печь. Положение осанки, рук при работе с ножом, овощечисткой. Разобрать примеры опасных ситуаций на полу разлит жир, можно поскользнуться; в раковине лежит разбитый стакан, можно порезаться; прибор включен в сеть, осторожно, прибор надо выключить.
Уход за комнатными растениями
5
Уход за комнатными растениями
Определение строения листьев. Полив растений. Опрыскивание. Уход за поддонами и инвентарём.
Уход за одеждой и обувью
7
Уход за одеждой и обувью
Умение. Чистить одежду сухой и влажной одёжной щёткой. Размещать свою одежду в шкафу: на плечиках, на полке, на стуле. Технологически правильно выполнять этапы ухода за обувью.
Упражнения. Размещение одежды на стуле и в шкафу. Подготовка обуви к сушке. Набивание обуви газетной бумагой.
Практические работы. Чистка одежды влажной и сухой щёткой. Выбор обуви в зависимости от её функционального назначения.
5.Требование к уровню подготовки учащегося.
Ученица должна знать:
1. Правила техники безопасности.
2. Санитарно-гигиенические правила.
3. Правила организации рабочего места.
4. Названия инструментов, посуды, приспособлений, способы хранения и обработки продуктов.
5. Название хозяйственного инвентаря, его назначение, хранение.
7. Иметь представление о чистоте и порядке в классе, комнате.
Ученица должна уметь:
1. Ориентироваться в задании.
2. Применять инструменты, приспособления, по назначению.
3. Иметь представление о чистоте и порядке.
4. Накрывать на стол, убирать и мыть посуду.
5. Ухаживать за одеждой и обувью.
6. Ухаживать за комнатными растениями.
6 .Критерии нормы оценки.
Оценивание достижений обучающегося ведётся по пятибалльной системе.
Основным инструментарием для оценивания планируемых результатов освоения программы является:
класс
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
6
Самостоятельно выполненная работа
Самостоятельно выполненная работа
Самостоятельно выполненная работа
Самостоятельно выполненная работа
Оценка «5» ставится ученику, если качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям и работа выполнена самостоятельно.
Оценка «4» ставится ученику, если к качеству, выполненной работы имеются замечания и качество частично не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена самостоятельно.
Оценка «3» ставится ученику, если качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена с помощью учителя.
7.Календарно-тематическое планирование
№
Тема урока
Количество
часов
Дата
Примечание
1
1 чет
Личная гигиена
4
02.09
09.09
16.09
23.09
Выбор мыла для гигиенических процедур. Выбор полотенца (банного, для рук, для ног). Стрижка ногтей на руках. Мытьё рук. Нанесение крема на руки. Уход за предметами личной гигиены: расчёской, зубной щёткой, мочалкой. Выбор предметов личной гигиены для индивидуального пользования.
Включить и выключить плиту, электрочайник, СВЧ - печь. Положение осанки, рук при работе с ножом, овощечисткой. Разобрать примеры опасных ситуаций на полу разлит жир, можно поскользнуться; в раковине лежит разбитый стакан, можно порезаться; прибор включен в сеть, осторожно, прибор надо выключить.
4
3 чет
Уход за комнатными растениями
5
13.01
20.01
27.01
03.02
10.02
Определение строения листьев. Полив растений. Опрыскивание. Уход за поддонами и инвентарём.
5
Уход за одеждой и обувью
5
17.02
24.02
03.03
10.03
17.03
Умение. Чистить одежду сухой и влажной одёжной щёткой. Размещать свою одежду в шкафу: на плечиках, на полке, на стуле. Технологически правильно выполнять этапы ухода за обувью.
Упражнения. Размещение одежды на стуле и в шкафу. Подготовка обуви к сушке. Набивание обуви газетной бумагой.
Практические работы. Чистка одежды влажной и сухой щёткой. Выбор обуви в зависимости от её функционального назначения.
6
4 чет
Весенние работы на территории у дома.
4
07.04
14.04
21.04
28.04
Выбор спецодежды и хозяйственного инвентаря для весенних работ. Весенние работы: расчистка дорожек, подметание дорожек, прополка сорняков на клумбах, полив почвы из лейки
7
Подготовка одежды и обуви к хранению
2
05.05
12.05
Теоретические сведения. Способы чистки верхней одежды одёжной щёткой. Проветривание одежды. Подготовка к хранению. Размещение одежды (на плечиках, на полке в шкафу). Материалы для изготовления обуви. Подготовка обуви к хранению.
Умение. Подбирать одежду и обувь по сезону. Очищать одежду щёткой. Проветривать. Хранить одежду в чехле. Мыть, сушить, чистить обувь, укладывать в коробку.
Упражнения. Подобрать одежду и обувь по сезону. Отработка приёмов очищать одежду, чистить обувь.
8
Социальные связи. Предприятия бытового обслуживания. Химчистка.
2
19.05
26.05
Теоретические сведения. Химчистка, её назначение, виды услуг. Порядок обращения. Целесообразность пользования химчисткой.
Умение. Обратиться с просьбой, вопросом к приёмщику заказа в службе быта.
Практическая работа. Экскурсия на предприятия службы быта. Ролевые игры.
8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Учебники:
Программно-методическое обеспечение:
*Закон Российской Федерации «Об образовании» ( по состоянию на 5 июля 2007 год)- Новосибирск. Сибирский Университет 2007-64 с.
*Мороз Л.Н. Маляр. Технология и организация работ. Учебное пособие. Л.Н.Мороз. Ростов. Феникс. «2007-
152с.
*Примерные программы по учебным предметам. Технология 5-9 классы Стандарты второго поколения, проект-М. Просвещение, 2010-96с.
*Постановление главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189-Москва «Об утверждении Сан.Пин 24.2.2821-10 «Санитарно-эпидемилогические требования в образовательных учреждениях РФ- Федеральный выпуск № 5430 от 16.03.2011
* Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В. В, «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, - М. Гуманитарное издательство Владос 2010- сб 2.
*Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённое приказом Мин.Образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897.