Рабочая программа по предмету "Слесарное дело" 9кл
Рабочая программа по предмету "Слесарное дело" 9кл
Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производственных заданий по обработке приемов опиливания металла, изучению устройства станков и приспособлений со специализацией по профессии « Слесарь механосборочных работ»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Слесарное дело" 9кл»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР
_______/ В.М. Лукашевич/
«29» августа 2023г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
__________ /О.Г. Аксенова/
Приказ №__159_
от «29» августа 2023г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету (курсу)
_Слесарное дело
9 класс
на 2023 -2024 учебный год
Составитель рабочей программы
Учитель слесарного дела
Высшей категории Шныр В.Л.
Рассмотрено на заседании ШМО
Протокол № __ от «__» августа 2023г.
Руководитель ШМО ______ /А.В.Садовникова_/
Структура рабочей программы по
профильному труду
предусматривает следующие разделы:
Пояснительная записка;
Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его освоения учащимися;
Описание места учебного предмета в учебном плане;
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета;
Содержание учебного предмета;
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
Описание материально- технического обеспечения образовательной деятельности;
Приложение (контрольно-измерительные материалы, , содержание НРК, содержание профминимума, критерии оценивания).
Пояснительная записка
Рабочая программа по профильному труду составлена в соответствии снормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 №115» (с изменениями от 11 февраля 2022 г. №69).
-Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении Федеральчного Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- В соответствии с АООП (1 вариант) образовательной организации;
-Планируемыми результатами освоения, обучающимися с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы.
- Приказом Минпросвещения России от 23.12.2020 N 766 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. N 254" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.03.2021 N 62645).
Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 31 июля 2023г. № 02/1834 «О внедрении единой модели профессиональной ориентации (профессиональный минимум)».
Методические рекомендации по реализации профориентационного минимума в общеобразовательных организациях Российской Федерации
- Учебным планом СКО школы-интерната VIII вида на 2023-2024 учебный год Миссия СКО школы-интерната VIII вида: «Воспитание, обучение, реабилитация, социальная интеграция». Рабочая программа основывается на данной миссии и реализации её на уроках. Цель уроков слесарного дела СКО школы - интерната VIII вида – формирование у учащихся необходимого объёма профессиональных знаний и общетрудовых умений. Развитие происходит путём планомерного сокращения помощи учащимся в умственных и перцептивных (воспринимающих) действиях.
Основными задачами преподавания по слесарному делу являются:
Коррекция недостатков психофизических особенностей учащихся.
Развитие качеств личности учащихся, необходимых в современном труде (взаимопомощь, ответственность за решение общей задачи, корректность в деловых контактах с товарищами, правдивость во взаимооценке работы).
Воспитание волевых качеств личности, способствующих в адаптации к предстоящей трудовой деятельности
Привитие любви к труду.
Формирование навыков самостоятельной работы на учебных станках.
В начале обучения помощь осуществляется максимально. В отношении ориентировочных действий она состоит в демонстрации и объяснении конечного результата труда, а также учащихся. условий работы (применяемых орудий, материалов, наглядных пособий). Развёрнутая помощь в планировании заключается в групповом обсуждении предстоящей работы и в практическом показе учителем последовательности её выполнения, в применении демонстрационных технологических карт. Карты используются и при обсуждении плана работы и во время самой работы. Результативность самоконтроля обеспечивается за счёт полноты и точности сформированного у учащихся сформированного у учащихся образа конечного и промежуточного результатов работы, а также за счёт формирования контрольно-измерительных умений и привычки к выполнению контрольных действий
Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производственных заданий по обработке приемов опиливания металла, изучению устройства станков и приспособлений со специализацией по профессии « Слесарь механосборочных работ»
В 9 классе учащиеся знакомятся с организацией и гигиеной труда на производстве. Предусмотрены упражнения по освоению приёмов работы по заточке инструмента. Формирование навыков обработки металла проводится и по другим разделам программы, для чего специально выделяется время на занятиях. В программу 9 класса включены темы по пригонке плоского шарнира, механосборочные работы, построению чертежа и составлению плана работы. Повторение всех ранее изученных тем.
В программе не указано количество часов, отведённых на изучение той или темы. Учитель, исходя из уровня подготовленности учащихся сам определяет продолжительность преподавания. По той же причине не дано содержание некоторых контрольных работ.
Обучение слесарному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторику у аномальных детей. Кроме того, выполнение работ из жести формирует у них эстетическое представление, благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определённой степени самостоятельность в быту.
Для проведения уроков слесарного дела в кабинете имеются все необходимое оборудование и инструменты (для практической и теоретической работы)
В рабочей программе выделены практическое повторение, указаны межпредметные связи, а также по годам обучения сформулированы основные требования к знаниям и умениям школьников.
Основные межпредметные связи строятся по линиям:
Слесарное дело – математика
Слесарное дело – черчение
Слесарное дело – чтение и развитие речи
Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению в соответствии ОБУП и Учебным планом СКО школы – интерната VIII вида в классе рассчитана на 34 учебных недель (333часа по 10 часов в неделю)
Тема
Количество часов
Вводное занятие
8
Механосборочные работы
29
Пригонка плоского шарнира
20
Заточка инструмента
19
Защита металлов от коррозии
14
Т,Б. на производстве
11
Гигиена труда
9
Сборка неподвижного соединения
11
Сборка узлов и механизмов
25
Обработка деталей по чертежу
9
Разборка и ремонт оборудования
37
Сантехнические трубы
6
Изготовление узлов из стальных и чугунных труб
16
Оплата труда
8
Самостоятельные работы
15
Практическое повторение
51
Итого:
333
В соответствии с АООП на изучение регионального содержания профессионально-трудового обучения отводится 10% учебного времени в год. Это способствует формированию у обучающихся патриотических чувств, воспитанию любви к родному краю.
Распределение НРК по крупным темам
Тема
Кол-во часов
Вводное занятие
1
Машиностроительный завод
1
Виды предприятий
1
Подбор инструмента
1
Контроль размеров штангенциркулем
1
Устройство электроточила
1
Абразивные инструменты и материалы
1
Внутризаводской транспорт
1
Меры безопасности при подъеме грузов
1
Требования к состоянию одежды
1
Первая доврачебная помощь
1
Операционная карта
1
Нарезание резьбы вручную
1
Сверление отверстий
1
Точность и предел измерения
1
Сборочная единица машины
1
Определение брака
1
Фрезерный станок
1
Термическая обработка
1
Легированные стали
1
Покраска деталей
1
Чертеж основной документ
1
Устройство штангенциркуля
1
Механизированные инструменты
1
Подшипники скольжения
1
Правила безопасной работы
1
Технические карты
1
Распределение деталей на годные
1
Характеристика сталей для труб
1
Литые части
1
Трубные узлы, соединительные части
1
Простейшие неисправности в станках
1
Разборка и замена сливного бачка
1
Практическое повторение.
34
Национально-региональный компонент (НРК) представлен в виде элементов урока (от 5 до 15 минут).
Личностные и предметные результаты учебного процесса
Личностные результаты
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально-значимых мотивов учебной деятельности;
Сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Развитие этнических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
Проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты
Допустимый уровень:
Проверка качества кроя, соответствия цвета изделий, ниток, пуговиц и прикладного материала;
Проверка исправности и установки машинной иглы, регулировки натяжения и заправка нижней и верхней нитей;
Регулировка скорости машины при выполнении различного вида швов;
Распознание видов швейных материалов, их лицевую и изнаночную стороны;
Проверка качества выполненной работы;
Соблюдение требований безопасности труда, внутреннего распорядка и пожарной безопасности;
Соблюдение правил работы на швейной машине, регулирование частоты строчек и натяжения нити, правил смены игл и шпуль;
Распознание видов основных и вспомогательных швейных материалов, их назначение, пошивочные свойства;
Знакомство с наименованиями деталей изделия и способами их обработки;
Соблюдение технических условий выполнения операций, последовательность обработки деталей изделия в потоке.
Минимальный уровень:
Соблюдать правила техники безопасности;
Знать устройство швейной машины;
Освоить приемы работы швейной машины;
Уметь выполнять машинные строчки и швы;
Уметь обрабатывать прямые, косые и закругленные срезы в бельевых и некоторых бытовых швейных изделиях;
Уметь снимать мерки;
Уметь строить не сложный чертеж;
Уметь выполнять практические работы.
Учебно-методическое обеспечение учебного курса:
Основной учебник: И.Г Спиридонов. Г.П. Буфетов. В.Г.Копелевич
«Слесарное дело» 7-8 класс Москва «Просвещение» 2016 год
Дидактические пособия для учащихся:
Картины, коллекции режущего и сверлильного инструмента, диафильмы, плакаты, предметно-технологические карты, образцы черных и цветных металлов.
Дидактические и методические пособия для учителя:
Журналы: «Школа и производство», «Воспитание и обучение школьника», «Дефектология». Поурочные планы. Издательство «Учитель-АСТ».
В.Г.Патракеев. Справочный дидактический материал по слесарному делу Москва Владос. 2016 год.
2. Содержание предмета
9 КЛАСС
I четверть
Вводное занятие
Повторение пройденного в 8 классе. Задачи обучения и план работы на четверть.
Механосборочные работы
Организация труда и производства на машиностроительном заводе
Теоретические сведения. Машиностроительный завод: этапы производственного процесса (подготовка производства, получение материалов, изготовление и обработка заготовок, изготовление деталей, сборка узлов и изделий, контроль качества, испытание готовой продукции, упаковка, транспортировка), структура. Цех основное звено производства. Основные и вспомогательные цехи Участок, Рабочее место. Заводоуправление.
Понятие массовое, серийное и индивидуальное производство, норма времени (время па выполнение данной операции) норма выработ (количество готовой продукции в единицу времени). Виды предприятий: государственное, акционерное, частное.
Пригонка плоского шарнира
Изделия. Циркуль разметочный с дужкой (рамкой). Ножницы по металлу.
Теоретические сведения. Назначение припасовки деталей. Использование в технике точного сопряжения деталей, полученного подгонкой вручную. Припасовка одной детали по готовой второй. Припасовка детали по готовой пройме. Припасовка проймы по готовой детали.
Упражнение. Изготовление образца сопрягаемых деталей (материал — поделочная сталь полосовая или квадратного сечения).
Практические работы. Подбор инструмента. Последовательная обработка припасовываемых плоскостей. Контроль: размеров — штангенциркулем, плоскости — лекальной линейкой и на плите под окраску. Подгонка одной детали по готовой второй.
Заточка инструмента
Объект работы. Зубило, чертилка, кернер.
Теоретические сведения. Зависимость угла заострения зубила от твердости обрабатываемого металла. Требования к форме затачиваемой грани. Устройство электроточила. Абразивные инструменты и материалы: виды (шлифовальные круги, бруски, шкурки, порошки и пасты), сравнение по твердости, зернистости абразивного материала и связке. Действие шлифовального круга на металл. Причины «засаливания» круга. Нагревание затачиваемого инструмента: причины и следствия. Правила безопасной работы на электроточиле.
Умение. Работа на электроточиле.
Практические работы. Заточка зубила. Контроль угла заточки по шаблону. Охлаждение зубила при заточке. Правка лезвия на бруске. Заточка чертилки. Заточка кернера
Правила безопасности на территории и в цехах машиностроительного завода
Теоретические сведения. Внутризаводской и внутрицеховой транспорт: предупредительные сигналы, указатели и надписи о безопасности движения. Меры безопасности при использовании гру- зоподьемного устройства. Правила электробезопасности.
Документация по технике безопасности базового предприятия.
Экскурсия. Машиностроительный завод. Механосборочный цех (количество готовой продукции в единицу времени). Виды предприятий: государственное, акционерное, частное.
Практическое повторение
Виды работы. Изготовление тисков шарнирных ручных (из поковок) и 2 или 3 изделия по выбору учителя. (Ориентировка по чертежу, работа — по инструкционно-технологическим картам).
Гигиена труда, производственная санитария и профилактика травматизма
Теоретические сведения. Утомляемость в процессе работы. Переутомления, признаки и способы предупреждения. Значение рационального режима труда и отдыха, занятий спортом для повышения работоспособности. Требования к состоянию рабочей одежды. Правила гигиены и режим питания. Требования к освещению рабочих мест и вентиляции производственных помещений.
Инфекционное заболевание: виды, пути распространения, предупреждение.
Кожно-гнойничковое заболевание: виды, причины (мелкие травмы и нарушения правил гигиены).
Влияние паров щелочных эмульсий и масел на верхние дыхательные пути и организм в целом. Влияние шума и вибрации на организм человека. Заболевания, возникающие от действия пыли. Травма глаз: причины, меры предупреждения. Поражением электрическим током: последствия, меры защиты. Первая доврачебная помощь при порезах, ушибе, переломе, электротравме, отравлении, кровотечении, ожоге, обморожении. Вредное воздействие на организм курения, употребления алкоголя, наркотиков и токсических веществ.
Санитарно-технические работы
Объекты работы. Водоразборный и туалетный краны. Водопроводная труба.
Теоретические сведения. Профессия монтажника и ремонтника внутренних санитарно-технических систем и оборудования. Общее представление об источниках водоснабжения и внутреннем водопроводе.
Трубы, арматура и соединительные части, применяемые в санитарно-технических работах. Размеры стальных труб. Понятие условный проход. Трубная резьба: назначение, применение. Требования к резьбовым трубным соединениям. Инструменты и приспособления для нарезания цилиндрической трубной резьбы: метчики, плашки, клуппы. Санитарно-техническая система в жилом доме: неисправности, ремонт. Водоразборная, туалетная и смесительная арматура: краны (водоразборные, туалетные), смесители для умывальников, вентили керамические, трубы пластиковые, герметики. Санитарные приборы и приемники: умывальники, раковины, ванны, бачки смывные. Слессарно-монтажный инструмент: ключи трубные рычажные, пассатижи, электродрель. Уплотнительный материал, применяемый при соединении труб на резьбе. Правила безопасности при выполнение санитарно-технических работ. Направление развития современных санитарно-технических систем и приборов.
Упражнения. Разборка и сборка крана туалетного. Нарезание трубной резьбы и соединение труб с помощью соединительных частей трубопровода.
Практические работы. Нарезание трубной резьбы. Ремонт кранов водоразборных и туалетных: замена уплотнительных прокладок, набивка сальников, крепление маховичков. Разборка и соединение водопроводных труб и арматур.
Практическое повторение
Виды работы. По выбору учителя.
II четверть
Вводное занятие
План работы на четверть. Правила техники безопасности в мастерской.
Механосборочные работы
Состав машины и виды соединений деталей в машине
Теоретические сведения. Детали машины. Взаимозаменяемость деталей. Наиболее распространенные детали машин: вал, ось, зубчатое, колесо, шкиф, фланец, кронштейн, втулка, болт, винт, гайка и др. Сборочная единица машины. Подвижное и неподвижное, разъемное и неразъемное соединения. Неподвижное разъемное соединение: резьбовое, шпоночное, шлицевое, клиновое. Неподвижное неразъемное соединение: сварное, заклепочное, выполненные с помощью запрессования, паяния. Подвижное разъемное соединение: выполненные с помощью подшипников, зубьев колес зубчатых передач, опорных поверхностей (станин, направляющих и т. п.).
Сборка неподвижного соединения
Объекты работы. Учебные сборочные единицы, механизмы, машины.
Теоретические сведения. Сборка резьбовых соединений. Диаметральный зазор болтового соединения в обычных и ответственных сопряжениях. Соединение с помощью резьбовой шпильки. Брак в резьбовом соединении (дефект резьбы, перекос гайки). Ручной инструмент для сборки резьбовых соединений. Гаечный ключ: открытый, накладной, торцевой, трещоточный. Ключи для установки шпилек. Отвертки. Стопорение гаек: контргайкой, разводным шплинтом, пружинной шайбой из мягкой стали, проволокой. Правила безопасной работы при сборке резьбового соединения. Прессовое соединение: виды, назначения. Применение тепловых посадок. Прессовое соединение деталей без нагрева. Брак при запрессовке. Инструменты и приспособления для запрессовки деталей. Молотки со вставками из цветных металлов, выколотки ручные. Пневматический и гидравлический прессы. Приспособление для разборки запрессованных деталей (винтовой съемник). Правила безопасной работы.
Практические работы. Установка и затяжка резьбового соединения. Определение брака в резьбовом соединении. Стопорение резьбового соединения.
Запрессовка деталей вручную с помощью выколотки. Запрессовка с использованием ручного пресса. Определение брака при запрессовке. Разборка прессовых соединений.
Практическое повторение
Виды работы. По выбору учителя.
Санитарно-технические работы Уплотнительные материалы
Теоретические сведения. Назначение и технические требования к уплотнительным материалам. Материалы для прокладок: пластина резиновая, паронит, фибра, картон, специальная эбонитовая масса, картон асбестовый, герметики. Резиновые изделия: манжеты для присоединения санитарных приборов, уплотнительные кольца и др. Материалы для уплотнения резьбовых соединений: льняная прядь с суриковой замазкой, белила, олифа натуральная, уплотнительные ленты и шнуры и др. Материалы для уплотнения сальников арматуры. Сальниковые набивки: хлопчатобумажные, асбестовые, пеньковые, асбестопроволочные.
Соединение стальных труб
Изделие. Трубное соединение.
Теоретические сведения. Соединения груб на резьбе. Назначение трубных соединений. Соединение труб накидной гайкой. Требования к соединению стальных труб. Способы разметки, резки и обработки концов труб. Соединение труб: виды, назначение и технические характеристики. Последовательность выполнения соединений на резьбе, на фланцах, накидной гайкой и на сварке. Назначение и устройство трубного ключа разных конструкций. Правила безопасности при соединении стальных труб.
Практические работы. Разметка труб. Отрезка вручную. Отбортовка труб. Нарезание наружной и внутренней резьбы вручную раздвижными клуппами или плашками. Сборка соединений на резьбе с уплотнительным и без уплотнительного материала. Разборка резьбовых соединений.
Сборка и разборка фланцевого соединения. Соединение труб небольшого диаметра накидной гайкой с отбортовкой конца трубы или нарезанием резьбы.
Практическое повторение
Виды работы. По выбору учителя.
Illчетверть
Вводное занятие
План работы на четверть. Правила техники безопасности.
Механосборочные работы Механизированные инструменты для сборочных работ.
Теоретические сведения. Электрические и пневматические гайковерты, механизированные отвертки, электрический шпильковерт: назначение, устройство, применение. Правила безопасной работы. Правила электробезопасности.
Сборка узлов и механизмов вращательного движения
Объекты работы. Учебные сборочные единицы, механизмы и машины.
Теоретические сведения. Использование шпоночных соединений. Шпонка: виды (клиновая, призматическая, сегментная), материал, инструмент для установки (молоток со вставными бойками). Шпоночные канавки. Сухое и жидкое трение. Разница между этими видами трения. Подшипники скольжения (цельные и разъемные). Антифрикационный материал: виды, свойства. Приспособления для запрессовки втулок в корпус подшипника. Контроль правильности запрессовки. Подшипник качения: виды, устройства. Правила запрессовки подшипника качения на вал и в корпус. Применение съемников при демонтаже узлов и механизмов с подшипниками качения. Правила безопасной работы при монтаже и разборке узлов вращательного движения.
Практические работы. Подгонка и установка шпонок. Разборка подшпоночного соединения. Запрессовка и стопорение неразъ- емных подшипников. Демонтаж втулок. Сборка узлов с подшипниками качения. Проверка правильности установки подшипников.
Разборка, ремонт, сборка и регулировка производственного оборудования
Объект работы. Изношенное оборудование школьной мастерской.
Теоретические сведения. Инструкционно-технологические карты на разборку и сборку узлов (механизмов) станочного оборудования и приспособлений.
Виды простейших неисправностей в станках и приспособлениях: ослабление резьбового соединения, зазоры в подшипниках и направляющих, погнутость кронштейнов и ограждений, трещины и поломка в деталях; износ крепежных деталей. Распределение деталей на годные, подлежащие ремонту (восстановлению) и негодные (требующие замены). Применение разводных гаечных ключей. Дефектная ведомость. Технические условия на сборку. Порядок сборки. Правила безопасности при работе с керосином.
Практические работы. Подготовка рабочего места и инструмента для разборки. Отвинчивание резьбовых деталей. Подбор рабочей части отвертки по размерам шлица винта. Подбор гаечного ключа по головке винта. Отвинчивание туго сидящих гаек и винтов. Отвинчивание винта со сломанной головкой. Удаление обломка винта высверливанием. Определение дефектов деталей на глаз и с помощью измерительного инструмента.
Исправление дефектов винтов и гаек прогонкой резьбы. Припи- ливание граней для захвата гаечным ключом. Снятие фасок на торце винта. Удаление шплинтов, цилиндрических и конических штифтов, призматических и сегментных шпонок. Съем подшипников качения, шкивов, муфт. Разметка по месту. Сверление отверстий дрелями и нарезание резьбы в станине станка. Удаление, заусенцев, шабрение и шлифовка направляющих. Промывка, протирка и смазка деталей. Сборка узлов. Стопорение резьбовых соединений: контргайкой, шплинтом, проволокой, пружинной шайбой, шайбой с отгибаемым краем. Покраска деталей кистью.
Практическое повторение
Виды работы. По выбору учителя. Ориентировка в задании по чертежу и образцу.
Санитарно-технические работы Трубы стальные и соединительные части
Теоретические сведения. Характеристика сталей для труб и соединительных частей. Конструкции. Стальная труба: виды по кон струкции (сварная, бесшовная). Общее представление о технологии изготовления труб.
Стальная труба в санитарной технике: виды (водогазопроводная черная и оцинкованная), обыкновенная, усиленная и облегченная, электросварочная с прямым и спиральным швом, бесшовная), применение. Соединительные части для стальных труб из ковкого чугуна: виды, размеры, применение. Стальные сварные и штампованные соединительные части. Литые стальные соединительные части. Виды стального фланца. Технические требования к качеству труб и соединительных частей.
Теоретические сведения. Стальные узлы и детали; назначение, виды и применение при монтаже систем отопления, водоснабжения и газоснабжения. Трубные узлы и типовые изделия. Трубы и соединительные части, применяемые для изготовления узлов.
Изготовление узлов и деталей: требования, назначение, устройства и правила подготовки к работе применяемых механизмов приспособлений и инструментов. Правила безопасной работы при изготовлении узлов и деталей. Сварка труб.
Практические работы. Разметка, ручная и механизированная резка и гибка труб, нарезание резьбы. Изготовление прокладок, крепежных деталей, подставок, регистров, полотенцесушителей, смывных труб, компенсаторов, радиаторных узлов.
Практическое повторение
Виды работы. По выбору учителя.
IV четверть
Вводное занятие
План работы на четверть. Правила техники безопасности.
Механосборочное работы Разработка, ремонт, сборка и регулировка производственного оборудования
Объект работы. Учебные станки.
Теоретические сведения. Ползун и направляющие — основные звенья механизма поступательного движения. Направляющие: регулирующие устройства (компенсаторы), виды неисправностей и
износа, способ устранения дефектов (шабрение). Пригонка трущихся деталей. Контрольная плита: виды, назначения, устройства. Простейшие способы выверки плоскостей: на глаз, с помощью поверочной линейки на просвет, поверочной плитой на краску.
Умение. Ориентировка по образцам обработанных плоскостей. Планирование работы по устной инструкции учителя.
Практические работы. Устранение характерных неисправностей направляющих: отколы, выбоины, заусенцы, износ. Установка вставок и накладок при ремонте выбоин и отколов. Обработка направляющих после заварки дефектов. Ремонт прижимных планок и регулировка зазора с их помощью. Заточка инструмента.
Техническое нормирование, квалификационные характеристики и оплата труда слесаря-сборщика и слесаря-ремонтника
Теоретические сведения. Значение нормирования труда. Норма времени и норма выработки. Слагаемые оперативного времени на выполнение технологических операций (основное и вспомогательное, на обслуживание рабочего места, на отдых и удовлетворение естественных надобностей).
Основные признаки квалификации рабочего: объем теоретических и практических знаний, навыков и умений. Тарифные разряды и квалификационные характеристики профессий. Зависимость заработной платы рабочего от тарифного разряда (тарифный коэффициент, тарифная ставка). Формы и системы зарплаты. Бригадные формы организации и оплаты труда.
Практическое повторение
Виды работы. Сборка и подгонка деталей учебных станков
Планирование коррекционной работы по трудовому обучению
в 9 классе
Развитие слуховой, зрительной памяти:
- умение использовать приёмы запоминания и припоминания при работе с карточками-заданиями;
- развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану при работе с образцом;
Развитие импрессивной речи:
- формирование умений слушать речь отвечающих и учителя;
- развитие умения выполнять определённые задания к упражнениям в устной форме;
Формирование экспрессивной речи:
- устранять недоразвитие словаря через толкование новых незнакомых слов;
- опора на контекст упражнений;
- подбор синонимов, антонимов;
- подбор родственных слов;
- обогащение словаря прилагательными;
- работа над предложением;
- развитие коммуникативной функции речи;
Коррекция мышления:
- совершенствовать навыки и умения делать выводы и умозаключения;
- использовать развивающие упражнения, помогающие исключить или обобщить;
Коррекция нарушений и развитие эмоционально - личностной сферы:
- развитие способности понимать главное в воспринимаемом учебном материале на каждом этапе урока;
- коррекция пространственной ориентировки при составлении плана предстоящей работы;
- развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости при работе с инструментами, приспособлениями, оборудованием;
- критическая самооценка самого себя и своих одноклассников при анализе выполненного изделия;
- релаксационные упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения.
Тема и содержание Н.Р.К.
№
п\п
Наименование тем
Тема НРК и краткое содержание
1
План работы на четверть
План выпуска продукции на заводе « Урал»
2
Машиностроительный завод
Машзаводы «Росси»
3
Виды предприятий
Трудовой договор на заводах в Уральском регионе
4
Подбор инструмента
Специальный инструмент для сборки машин на з. «Урал»
5
Контроль размеров штангенциркулем
Штангенциркуль- как основной контрольный инструмент токаря профессионала
6
Устройство электроточила
Электробезопасность на предприятиях г. Миасс
7
Абразивные инструменты и материалы
Заводы России, изготовители абразивных материалов
8
Внутризаводской и внутрицеховой транспорт
Цеха предприятий Региона
9
Меры безопасности при подъеме грузов
Профессия стропальщик на стройках России
10
Экскурсия на завод
Завод «Урал» в г.Миассе
11
Требования к состоянию одежды, режим
Охрана труда на заводах
12
Инфекционные заболевания. Кожные заболевания
Просмотр рабочих Региона
13
Первая доврачебная помощь
Знание рабочих по оказанию первой помощи пострадавшему в г.Миассе
14
Операционная карта на токарную операцию
Рабочие чертежи на заводе «Урал»
15
Назначение резьбы вручную
Станки для нарезания резьбы на заводе «Кедр»
16
Сверление отверстий на токарном станке
Пооперационная работа в цехах Региона
17
Точность и предел измерения
Выбраковка готовых изделий на заводе «Урал»
18
Сборная единица машины
Сборный цех завода «Урал»
19
Инструмент для сборки резьбовых соединений
Шуруповерт, гайковерт – пневматические, электрические заводы России
20
Определение брака и стопорение деталей
Отдел технического контроля Автозаводы Региона
21
Фрезерный станок
Станкостроительный завод России
22
Работа на фрезерном станке
Профессия токарь-фрезеровщик
23
Термическая обработка
Литейный цех завода «Урал»
24
Легированные стали
Применение легированных сталей на заводах России
25
Покраска деталей
Лакокрасочный з. г.Челябинска
26
Чертёж – основной документ
Производственные чертежи завода «Кедр»
27
Устройство штангенциркуля ШЦ-2
Проверка готовых деталей на з. «Урал»
28
Механизированные инструменты для сборочных работ
Сборочный цех завода. «Урал»
29
Подшипники скольжения
Применение подшипников на транспорте «России»
30
Правила безопасной работы
Инженер по Т.Б. на предприятиях г.Миасс.
31
Технические карты на разборку и сборку узлов
Техпроцесс на заводе «кедр»
32
Простейшие неисправности в станках
Профессия-слесарь-наладчик на предприятиях « России»
33
Распределение деталей на годные и негодные
Контролер О.Т.К. на заводе «Урал»
34
Характеристика сталей для труб
Магнитогорский Трубопрокатный завод
35
Литые части
Литейный цех завода «Урал»
36
Трубные узлы, соединительные части
Трубопроводы «России»
37
Разборка и замена сливного бачка
Профессия слесарь- сантехник
№
п\п
Дата
Тема урока
Содержание профессионального минимума
1
Машиностроительный завод
Профессия- слесарь механосборочных работ
2
Виды предприятий
Инженер отдела кадров
3
Подбор инструмента
Припасовка деталей
Слесарь -лекальщик
4
Контроль размеров штангенциркулем
Контролер О.Т.К.
5
Заточка зубила Контроль угла заточки
Слесарь-заточник режущего инструмента
6
Безопасность в работе
Инженер по технике безопасности
7
Меры безопасности при подъеме грузов
Инженер по охране труда
8
Освещение и вентиляция помещений
Слесарь по обслуживанию зданий ,сооружений
9
Изделие –уголок слесарный
Изделия – слесаря инструментальщика
10
Детали машин
Слесарь- агрегатчик
11
Инструмент для сборки резьбовых соединений
Слесарь сборщик
12
Ручной пресс, применение в работе
Профессия - кузнец
13
Фрезерный станок
Станочник - фрезеровщик
14
Чистка и смазка станка
Слесарь -наладчик
15
Легированные стали
Профессия - сталевар
16
Чертеж - основной документ
Инженер конструктор
17
Механизированные инструменты для
Сборочных работ
Электроинструмент слесаря сборщика оборудования
18
Использование шпоночных соединений
Наладчик карусельных станков
19
Снятие и запрессовка подшипников.
Слесарь запрессовщик
20
Правила безопасной работы
Профессия стропальщик
21
Технические карты на разборку и сборку узлов
Инженер составитель карт по сборке узлов и агрегатов
22
Разборка резьбовых деталей
Слесарь - универсал
23
Разборка резьбовых деталей
Слесарь - фасовщик
24
Съем стопорящих соединений
Профессиональные съемники
25
Сверление отверстий и нарезание резьбы
Слесарь по обслуживанию станков
26
Порядок сборки
Инженер разработчик технологического оборудования
27
Стальная труба в сантехнике
Слесарь- сантехник
28
Трубные узлы., соединительные части
Тракторист- трубоукладчик
29
Пригонка трущихся деталей
Слесарь -подгончик
30
Устранение неисправностей на учебных станках
Мастер производственного обучения
31
Зарплата рабочего
Бухгалтер
32
Свойства чугуна для труб
Сталевар по выплавке чугуна
33
Соединение чугунных труб
Инженер сантехнических работ
34
Трудовой договор, расторжение трудового договора
Инженер отдела кадров
36
Контроль размеров
Контролер по выпуску готовой продукции
Список используемой литературы для реализации НРК:
«Почётные граждане города Миасса» А.П. Борисов, Миасс, 2008.
«Отчий дом» В. Суродина, О. Суродина; Миасс, «Геотур», 2011
Хрестоматия «Литература России. Южный Урал. 10-11 класс» Т.Н. Крохалёва, Т.В. Соловьёва; ООО Издательский центр «Взгляд», 2003.
«Южноуральская панорама событий и достижений (книга для чтения по краеведению)», А.П. Моисеев, А. В. Драгунов, выпуск 1, Челябинск; «АБРИС», 2006.
«Природа Южного Урала (учебное пособие для учащихся 3-4 классов)»; Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, Южно-Уральский издательский торговый дом, 2001.
«Весёлая энциклопедия уральских следопытов: 100 игр по истории, культуре, географии Урала» И.С. Огоновская; Екатеринбург, Издательский дом «Сократ», 2006.
«Заповедники России (учебное пособие для учащихся 5-9 классы), Челябинск «Взгляд», 2003.
«Ильмены» О.Н. Суродина, ОАО «Челябинский Дом печати», 2005.
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
Основные санитарно-гигиенические требования.
Правила поведения и безопасной работы в слесарной мастерской.
Организацию рабочего места.
Подготовку рабочей одежды, материалов и инструментов.
Простейшие сведения по металловедению.
Программный материал по станкам и оборудованию.
Программный материал по технологии обработке металла
Основы трудового законодательства.
Учащиеся должны уметь:
1. работа ручным слесарным инструментом
2. Ориентировка по образцу и чертежу изделия.
3. Разметка детали
4. правила безопасности при выполнении слесарных работ
8. Соединение деталей с помощью слесарного инструмента.
9. Экономия металла.
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов, контрольных работ. Тексты контрольно-измерительных материалов создаёт учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого класса. Для эффективного обучения умственно отсталых детей необходимо проводить систематическое изучение динамики развития их трудовых способностей. В конце каждой четверти проводятся самостоятельные работы (промежуточный контроль). В конце года проводится итоговая контрольная работа (итоговый контроль) по изученному материалу. Два раза в учебный год проводятся контрольные срезы знаний, умений, навыков, полученных на уроках профессионально-трудового обучения. Целенаправленное изучение таких работ учителем, наряду с другими методами наблюдения за ребёнком, позволяют выявить сильные и слабые стороны трудовой деятельности каждого ученика, наметить задачи исправления присущим им недостатков
Самостоятельные работы
по профессионально-трудовому обучению
(слесарное дело) в 9 классе.
I четверть
Изделие - винт мебельный М8х50
II четверть
Изделие - болт арматурный мб на 120 мм
III четверть
Изделие - зажим для столярных тисков
IV четверть
Изделие - прижимная планка для фрезерного станка
Контрольные срезы
на начало учебного года в 9 классе
1. Защита от коррозии поверхности деталей
2. Техника безопасности при паянии мягким припоем
3. Контрольно-измерительный инструмент
Контрольные срезы
на конец учебного года в 9 классе
1. Малка назначение, применение
2.Правила безопасности при сборке резьбовых соединений
3. Применение электричества в технике и быту
№п\п
Наименование тем
Кол-во
часов
Дата
Вид деятельности, словарь
Тема и содержание НРК
Материал для повторения
Наглядные пособия
Профессио-нальный минимум
Вводное занятие
(2ч)
1-четверть
1-4
Повторение. План работы на четверть
Техника безопасности при работе на станках.
1
3
Повторение пройденного материала в 8 классе. План работы на четверть. Техника безопасности при работе на станках
План выпуска продукции на заводе "Урал"
Инструкции по Т.Б. № 1,2,3
Плакаты, рисунки, учебники
Механосборочные работы. Организация труда и производства на машзаводе (7ч)
5
Машиностро-ительный завод
1
Машиностроительный завод: этапы производственного процесса
Машзаводы России
журналы
Профессия – слесарь механосбороч-ных работ
6-7
Цех-основное звено производства
2
основные и вспомогательные цеха, участок. Рабочее место,
Рабочее место слесаря
Плакаты, рисунки
8-9
Массовое, серийное, индивидуальное производство
2
Понятие массового, серийного, индивидуального производства
10
Норма времени
1
Норма времени, норма выработки
Время в часах, минутах
11-12
Виды предприятий
2
Виды предприятий: государственное, акционерное, частное
Трудовой договор на заводах Региона
журналы
Инженер отдела кадров
Пригонка плоского шарнира (20ч)
13
Назначение припасовки деталей
1
Использование в технике точного сопряжения деталей
Ремонт прижимных планок и регулировка зазора с их помощью
Ремонт станков на заводе «Урал»
Подбор инструмента для работы
Инструмент
268-270
Заточка инструмента
Угол заточки Заточка инструмента
Безопасности в работе
Плакаты , инструменты
Оплата труда слесаря – сборщика 8(ч)
271
Нормирование труда
Норма времени и норма выработки
272
Норма времени и норма выработки
Основное вспомогательное время рабочего места
Охранный режим на заводах Региона
Подготовка инструмента к работе
Конспект, рисунки
273
Квалификация рабочего
Приобретение и накопление трудовых умений и знаний
Записи в тетрадях
274
Тарифные разряды
Квалификация профессий
Работа с книгой
Конспект
275
Зарплата рабочего
Бригадные формы труда
Записи в тетрадях
Бухгалтер
276-279
Сборка учебных станков
Сборка и подгонка деталей учебных станков
Мастерская школы, сохранность станков и оборудования
Безопасности в работе
Образцы
Изготовление узлов и деталей из чугунных труб 3(ч)
280
Свойства чугуна для труб
Свойства чугуна для труб и соединительных частей
Химический состав
Книги, образцы
Сталевар по выплавке чугуна
281
Виды чугунных труб
Виды чугунных труб по толщине и способу литья
Трубопроводы г.Миасс
Записи в тетрадях
282
Технические требования к трубам
Технические требования к чугунным трубам
Физические свойства чугуна
Демонстрация на образцах
Практические работы 7(ч)
283
Разметка труб
Разметка труб
Мера длины
Образцы
284-288
Обработка концов труб
Виды напильников и их применение Обработка концов труб вручную
Инструменты приспособле-ния
289-292
Нарезание трубной резьбы
Нарезание трубной резьбы
Инструменты ,приспособле-ния
293-300
Соединение чугунных труб
Соединение чугунных труб
Безопасности в работе
Слесарь сантехнических работ
Трудовое законодательство 4(ч)
301
302
Кодекс законов о труде
Кодекс законов о труде
Книги
303-305
Права и обязанности рабочих
Права и обязанности рабочих
Трудовые соглашения на предприятиях Региона
Записи в тетрадях
306-308
Трудовой договор, расторжение трудового договора
Трудовой договор
Записи в тетрадях
Инженер отдела кадров
309-310
Время работы и время отдыха
Время работы и время отдыха
Охранный режим
Записи в тетрадях
311-312
Заработная плата
Заработная плата Составление договора об оплате труда
Стимулирование рабочих на заводе «Урал»
Уровень квалификации
Конспект
Контрольная работа 3(ч)
313
Изделие – прижимная планка
Ориентировка в задании и по чертежу
Образец
314-317
Изделие – прижимная планка
Последовательное выполнение изделия
Безопасности в работе
Образец ,инструкцион-ная карта
Практическое повторение 12(ч)
318-319
Подбор инструмента
Виды гаечных ключей
Подбор инструмента для выполнения работ
Рабочее место ,инструменты
320
Контроль размеров
Устройство штангенциркуля Контроль размеров штангенциркулем
.
Мера длины
Образец, плакат
Контролер по выпуску готовой продукции
321-322
Контроль плоскости
Контрольные инструменты Контроль плоскости лекальной линейкой, угольником.
Поверочный инструмент
323
Заточка зубила
Заточка зубила
Безопасность при работе
Заточной станок
324-328
Заточка зубила.
Угол заточки для твердых и мягких металлов Контроль угла заточки по шаблону. Правка лезвия на бруске
.
Рисунки инструмент
.
329-333
Заточка чертилки, кернера.
Заточка чертилки, кернера.
Инструмент
Критерии оценки знаний и умений науроках профессионально-трудового обучения
за теоретические знания
«5» - ставится, если ученик усваивает теоретический материал, понимает, какие именно действия и в какой последовательности она должна выполнять поставленную задачу в рамках содержания материала.
- Уровеньсформированности знаний высокий
«4» - ставится, если ученик, усваивает материал, может достигать поставленной цели, но не всегда последовательно и целеустремленно
- Уровень сформированности знаний средний
«3» - ставится, если ученик слабо усваивает теоретический материал
Критерии оценки знаний и умений
на уроках профессионально-трудового обучения за выполнение практической работы
«5» - ставится за безошибочное выполнение работы, выполненную в соответствии с планом, инструкционной картой за отведённое на выполнение время.
«4» - ставится за работу, выполненную качественно с незначительными нарушениями. Нарушен порядок работы по инструкции или по плану.
«3» - ставится за работу, выполненную с нарушениями - значительные нарушения выполнения последовательности плана работы или порядка работы по инструкции;- выполнение работы с ошибками.