Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету " Окружающий природный мир"»
«Рассмотрено»
на заседании МО учителей
начальных классов, ТМНР
Протокол № 1
от «29 » августа 2024 г.
Руководитель МО
_______ Алексеева И.В.
«Согласовано»
Заместитель директора
по УР
_____ Т.М.Семенникова
от «29» августа 2024 г.
«Утверждаю»
Директор ГКОУ
«Котовская школа-интернат»
__________В.П.Алатарцев
от «30» августа 2024 г.
Рабочая программа
для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
по предмету: «Окружающий природный мир»
предметная область: «Окружающий мир»
класс: 5Б2
2024-2025 учебный год
Разработала: Алексеева И.В.
КОТОВО 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету « Окружающий природный мир » для 5 класса (вариант 2), составлена на основе:
- адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями),далее АООП УО( вариант 2) ГКОУ « Котовская школа-интернат», утвержденная приказом № 182 от 31.08.2023г.
- проекта рабочей программы по предмету « окружающий природный мир» федерального государственного бюджетного научного учреждения « Институт коррекционной педагогики»
- учебного плана ГКОУ « Котовская школа-интернат» на 2024-2025 учебный год.
В рабочей программе указано место учебного предмета в учебном плане, определены БУД. Тематическое планирование составлено с учетом особенностей обучающихся 5 класса. В нём распределено количество часов на изучение тем и конкретизирована тема каждого урока.
Важным аспектом обучения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету "Окружающий природный мир" рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, ее многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Цель : формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Задачи :
-формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире.
- развитие речевой активности детей и использование усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
- формирование и расширение словарного запаса, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
Материально-техническое обеспечение предмета включает: объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в том числе собранного вместе с обучающимися в ходе экскурсий); наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся); муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари; изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у обучающихся доступных представлений о природе; аудио- и видеоматериалы; живой уголок, аквариум, скотный дворик, огород, теплица.
Общая характеристика учебного предмета
В процессе формирования представлений о живой и неживой природе ученики получают знания о природных явлениях, о цикличности в природе – сезонных, суточных изменениях, учится устанавливать общие закономерности жизни природы. При изучении раздела «Почва» учащиеся знакомятся со свойствами почвы, ее составом, значением для жизни животных и человека. Ученики знакомятся с разнообразием животного и растительного мира, получают представление о среде обитания животных и растений. Внимание ребенка обращается на связь объектов живой и неживой природы. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями и, посильно участвуя в нем, ребенок приобретает и совершенствует навыки повседневного труда. Много внимания в программе уделено вопросам бережного отношения к природе. В 5-м классе продолжается изучение жизненно важных органов человеческого организма. Программа предполагает формирование элементарных представлений о значении мозга человека, о правильной организации своей жизни.
Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол, стебель, ветка, лист, цветок).
Знание значения частей растения. Знание значения растений в природе и жизни человека. Узнавание (различение) деревьев (береза, дуб, клен, ель, осина, сосна, ива, каштан). Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья). Узнавание (различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива). Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев. Знание значения деревьев в природе и жизни человека. Узнавание (различение) кустарников (орешник, шиповник, крыжовник, смородина, бузина, боярышник). Знание особенностей внешнего строения кустарника.
Узнавание (различение) лесных и садовых кустарников. Знание значения кустарников в природе и жизни человека. Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Знание значения фруктов в жизни человека. Знание способов переработки фруктов. Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей овоща. Знание значения овощей в жизни человека. Знание способов переработки овощей. Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика, брусника, клюква) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение лесных и садовых ягод. Знание значения ягод в жизни человека. Знание способов переработки ягод. Узнавание (различение) грибов (белый гриб, мухомор, подберезовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка, вешенка, шампиньон) по внешнему виду. Знание строения гриба (ножка, шляпка). Различение съедобных и несъедобных грибов. Знание значения грибов в природе и жизни человека. Знание способов переработки грибов. Узнавание или различение садовых цветочно-декоративных растений (астра, гладиолус, георгин, тюльпан, нарцисс, роза, лилия, пион, гвоздика).
Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений (ромашка, фиалка, колокольчик, лютик, василек, подснежник, ландыш); знание строения цветов (корень, стебель, листья, цветок). Соотнесение цветения цветочно-декоративных растений со временем года. Знание значения цветочнодекоративных растений в природе и жизни человека. Узнавание травянистых растений. Узнавание (различение) культурных и дикорастущих травянистых растений (петрушка, укроп, базилик, кориандр, мята, одуванчик, подорожник, крапива). Знание значения трав в жизни человека. Узнавание (различение) лекарственных растений (зверобой, ромашка, календула). Знание значения лекарственных растений в жизни человека. Узнавание (различение) комнатных растений (герань, кактус, фиалка, фикус). Знание строения растения. Знание особенностей ухода за комнатными растениями. Знание значения комнатных растений в жизни человека. Узнавание (различение) зерновых культур (пшеница, просо, ячмень, рожь, кукуруза, горох, фасоль, бобы) по внешнему виду. Знание значения зерновых культур в жизни человека. Узнавание (различение) растений природных зон холодного пояса (мох, карликовая береза). Знание особенностей растений природных зон холодного пояса. Узнавание (различение) растений природных зон жаркого пояса (кактус, верблюжья колючка, пальма, лиана, бамбук). Знание особенностей растений природных зон жаркого пояса.
Раздел "Животный мир".
Знание строения домашнего (дикого) животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши). Знание основных признаков животного. Установление связи строения тела животного с его образом жизни. Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Знание питания домашних животных. Знание способов передвижения домашних животных.
Объединение животных в группу "домашние животные". Знание значения домашних животных в жизни человека. Уход за домашними животными. Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок).
Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр). Знание питания диких животных. Знание способов передвижения диких животных. Объединение диких животных в группу "дикие животные". Знание значения диких животных в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок).
Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж). Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания животных. Знание способов передвижения животных. Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, крокодил).
Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания животных. Знание способов передвижения животных. Знание строения птицы. Установление связи строения тела птицы с ее образом жизни. Знание питания птиц. Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк). Знание особенностей внешнего вида птиц. Знание питания птиц. Объединение домашних птиц в группу "домашние птицы". Знание значения домашних птиц в жизни человека.
Узнавание (различение) детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок). Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова). Узнавание (различение) перелетных птиц (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль). Знание питания птиц. Объединение перелетных птиц в группу "перелетные птицы". Объединение зимующих птиц в группу "зимующие птицы". Знание значения птиц в жизни человека, в природе.
Узнавание (различение) водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь, пеликан). Знание значения птиц в жизни человека, в природе. Знание строения рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, жабры).
Установление связи строения тела рыбы с ее образом жизни. Знание питания рыб. Узнавание (различение) речных рыб (сом, окунь, щука). Знание значения речных рыб в жизни человека, в природе. Знание строения насекомого. Установление связи строения тела насекомого с его образом жизни. Знание питания насекомых.
Узнавание (различение) речных насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела, таракан). Знание способов передвижения насекомых. Знание значения насекомых в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) морских обитателей (кит, дельфин, морская звезда, медуза, морской конек, осьминог, креветка). Знание строения морских обитателей. Установление связи строения тела морского обитателя с его образом жизни. Знание питания морских обитателей. Знание значения морских обитателей в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) животных, живущих в квартире (кошка, собака, декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки). Знание особенностей ухода (питание, содержание).
Раздел « Объекты природы».
Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Узнавание Луны. Знание значения луны в жизни человека и в природе. Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда). Знание знаменитых космонавтов. Узнавание изображения Земли из космоса. Узнавание глобуса - модели Земли. Знание свойств воздуха. Знание значения воздуха в природе и жизни человека. Различение земли, неба. Определение месторасположения земли и неба. Определение месторасположения объектов на земле и небе.
Узнавание (различение) форм земной поверхности. Знание значения горы (оврага, равнины) в природе и жизни человека. Изображение земной поверхности на карте. Узнавание (различение) суши (водоема). Узнавание леса. Знание значения леса в природе и жизни человека. Различение растений (животных) леса. Соблюдение правил поведения в лесу. Узнавание луга. Узнавание луговых цветов. Знание значения луга в природе и жизни человека. Узнавание некоторых полезных ископаемых (например, уголь, гранит, известняк, песок, глина), знание способов их добычи и значения в жизни человека. Узнавание воды. Знание свойств воды. Знание значения воды в природе и жизни человека. Узнавание реки. Знание значения реки (ручья) в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на реке. Узнавание водоема. Знание значения водоемов в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на озере (пруду). Узнавание огня. Знание свойств огня (полезные свойства, отрицательное). Знание значения огня в жизни человека. Соблюдение правил обращения с огнем.
Раздел « Временные представления.»
Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности. Определение частей суток по расположению солнца. Узнавание (различение) дней недели. Представление о неделе как о последовательности 7 дней. Различение выходных и рабочих дней. Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности. Узнавание (различение) месяцев. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев. Соотнесение месяцев со временами года. Узнавание (различение) календарей (настенный, настольный). Ориентация в календаре (определение года, текущего месяца, дней недели, предстоящей даты). Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. Представление о годе как о последовательности сезонов. Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года. Рассказ о погоде текущего дня.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения учебного предмета:
Программа направлена на то, чтобы каждый ученик, как субъект учебно–познавательной
деятельности, мог проявить свои личностные качества:
- проявлять познавательный интерес;
- проявлять и выражать свои эмоции;
- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
- участвовать в совместной, коллективной деятельности;
- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;
- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.
Предметные результаты освоения учебного предмета:
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого
. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Предполагаемые (ожидаемые) результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут уметь:
1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.
Интерес к объектам и явлениям неживой природы.
Представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы, формы земной поверхности, полезные ископаемые и др.).
Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.
Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.
2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.
Интерес к объектам живой природы.
Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.).
Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними.
Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).
3) Элементарные представления о течении времени.
Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года.
Представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток, дней недели, месяцев в году и др.
Базовые учебные действия:
1.умение понимать мимику и пантомимику сверстников направленность взгляда на говорящего взрослого/задание умение оценивать состояние сверстников, взрослых по мимике, пантомимике
2 .Формирование учебного поведения умение выполнять инструкции педагога; умение выполнять действия по образцу и по подражанию. умение использовать по назначению учебный материал
3. Формирование умения выполнять задание: умение выполнять задание в течение определенного периода времени, умение выполнять задание от начала до конца, умение выполнять задание с заданными качественными параметрами
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. умение пошагово выполнять задание умение следовать наглядной развернутой инструкции педагога умение следовать словесной инструкции педагога умение самостоятельно выполнять задание.
Характеристика класса по учебной деятельности обучающихся
При разработке рабочей программы учитывался существующий разброс в уровне развития учащихся и индивидуальный характер восприятия ими образовательных знаний и умений. Таким образом я разделила класс на 2 группы:
1 группа
Мордовин
Никита
Учащиеся для, которых характерна умственная отсталость в умеренной степени, она сочетается с расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени и сочетающимися в разных вариантах. У этих детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их развитие и обучение. Они зависимы от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности и коммуникации. Развитие детей данной группы, у которых менее выражено интеллектуальное недоразвитие, благоприятствует формированию представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации. Так, у этих детей проявляется интерес к общению и взаимодействию, что является предпосылкой для обучения использованию невербальных средств коммуникации (жесты, мимика, графические изображения и др.). Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений. Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного развития, однако, при высокой мотивации его продолжительность может быть увеличена. У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью запас сведений и представлений об окружающем мире существенно сужен. Отмечается значительное недоразвитие восприятия и памяти. Вместе с тем, при целенаправленной планомерной коррекционно-педагогической работе у обучающихся формируются элементарные представления об окружающей действительности и о себе. Перенос освоенных действий и применение представлений в новых ситуациях часто затруднены, требуются дополнительные в них упражнения, либо формирование заново. Часть детей с умеренной, умственной отсталостью имеет замедленный темп, вялость, неловкость движений
2 группа
Иванов
Кирилл
Анфимова
Кристина
Внимание у обучающихся с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью.
Общемоторное развитие, как правило, нарушено. Имеются отклонения в координации, точности и темпе движений. Движения замедленны, неуклюжи. У обучающихся возникают большие сложности при переключении движений, быстрой смене поз и действий. У других наблюдается повышенная подвижность, сочетающаяся с не целенаправленностью, беспорядочностью, не скоординированностью движений.
В связи с неразвитостью волевых процессов дети оказываются не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в процессе деятельности, что не редко вызывает проблемы поведения. Кроме всего перечисленного, трудности в обучении вызываются недоразвитием мотивационно-потребностной сферы обучающихся с умственной отсталостью и МНР. Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.
Описание места учебного предмета в учебном плане:
Класс
5класс
Количество часов в неделю
2 часа
Итого в год
68 часов
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Во время обучения в третьем классе, в течении года, используется только качественная оценка.
На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
1. Оценка достижений возможных предметных результатов по практической составляющей (что умеет) производится путем фиксации фактической способности к выполнению учебного действия, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:
Оценка
1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.
3
2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом.
3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.
4
4 – выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции.
5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.
5
2. Оценка достижений предметных результатов по знаниевой составляющей (что знает) производится путем фиксации фактической способности к воспроизведению (в т.ч. и невербальному) знания, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:
1 – воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и
пробелами.
3
2 – воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками.
3 – воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками.
4
4 – воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок.
5 – воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу.
5
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема урока
Кол-во часов
Дата проведения
Дифференциация видов деятельности обучающихся
1 группа
2 группа
I четверть 17ч Мордовин Никита Иванов Кирилл, Анфимова Кристина
1
Сезонные изменения в природе.
Влияние солнца на смену времен года.
1
02.09
Рассматривание иллюстрации, нахождение признаков лета, осени. Работа с лотом соотнесение признаков лета и осени с картинкой.
Рассматривание иллюстрации, нахождение признаков лета, осени. Работа с лотом соотнесение признаков лета и осени с картинкой.
2
Сутки. Восход и закат Солнца. Долгота дня летом и зимой. Осенние месяцы.
1
04.09
Запоминание названий осенних месяцев. Рассматривание нарисованных листьев. Сбор и сушка листьев в осенние месяцы, сравнение листьев. Изготовление поделки осенний лес из природного материала.
Запоминание названий осенних месяцев. Рассматривание нарисованных листьев. Сбор и сушка листьев в осенние месяцы, сравнение листьев. Изготовление поделки осенний лес из природного материала.
3
Времена года. Осень Растения осенью.
1
09.09
Соотнесение пиктограмм с фотографиями по времени года «Осень» Проговаривание признаков осени. Рассматривание рисунков. Нахождение рисунка в соответствии с темой. Работа с календарем. Нахождение различий на рисунках. Прослушивание стихотворения Осень. Определение по схеме сезонных изменений. Работа с опорными словами (осень, листопад)
Соотнесение пиктограмм с фотографиями по времени года «Осень» Проговаривание признаков осени. Рассматривание рисунков. Нахождение рисунка в соответствии с темой. Работа с календарем. Нахождение различий на рисунках. Прослушивание стихотворения Осень. Определение по схеме сезонных изменений. Работа с опорными словами (осень, листопад)
4
Растения поля. Растения сада. Овощи.
1
11.09
Рассматривание иллюстраций, нахождение называние и показ признаков осени с использованием опорных схем . Наблюдения за опаданием листьев. Рассматривание погоды за окном. Определение погодного явления. Работа с природным календарем ( осень
Рассматривание иллюстраций, нахождение называние и показ признаков осени с использованием опорных схем . Наблюдения за опаданием листьев. Рассматривание погоды за окном. Определение погодного явления. Работа с природным календарем ( осень
5
Времена года. Осень. Растения осенью. Растения леса.
1
16.09
Работа с пластилином. Приемы размазывания аппликации «Дерево осенние Просмотр мультфильма «Какая осень за окном» Игра «Вопрос ответ.
Работа с пластилином. Приемы размазывания аппликации «Дерево осенние Просмотр мультфильма «Какая осень за окном» Игра «Вопрос ответ.
6
Времена года. Осень. Животные осенью.
1
18.09
Беседа, рассмотрение картин: представления о занятиях людей осенью. Просмотр презентации. Дидактическая игра «Времена года».
Беседа, рассмотрение картин: представления о занятиях людей осенью. Просмотр презентации. Дидактическая игра «Времена года».
7
Времена года. Осень Занятия людей осенью. Осенние полевые работы.
1
23.09
Беседа, рассматривание сюжетных картинок: формирование представлений о труде людей осенью . Просмотр видеоролика: Труд людей осенью.
Беседа, рассматривание сюжетных картинок: формирование представлений о труде людей осенью . Просмотр видеоролика: Труд людей осенью.
8
Явления природы: солнце, ветер.
1
25.09
Зарисовка объекта природы. Называние объектов природы. Отгадывание загадок.
Зарисовка объекта природы. Называние объектов природы. Отгадывание загадок.
Явления природы: солнце, ветер. Повторение
Просмотр видеоролика Ветер. Прослушивание рассказа о влиянии Солнца на смену времен года.
Просмотр видеоролика Ветер. Прослушивание рассказа о влиянии Солнца на смену времен года.
9
Представление о диких животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд, слон)
1
30.09
Рассматривают картинки с изображением животных. Сравнивают животных. Находят сходства. Знают особенности питания и образ жизни.
Рассматривают картинки с изображением животных. Сравнивают животных. Находят сходства. Знают особенности питания и образ жизни.
10
Водоемы. (река, озеро, море) Правила поведения возле водоемов весной
1
02.10
Беседа, просмотр видеоматериалов, дидактическая игра, раскрашивание. Работа с карточками ПЭКС по теме
Беседа, просмотр видеоматериалов, дидактическая игра, раскрашивание. Работа с карточками ПЭКС по теме
11
Неживая природа. Почва. Песок.
1
07.10
Наблюдение, слушание педагога, практическое знакомство с землей, песком, глиной на основе образцов.
Наблюдение, слушание педагога, практическое знакомство с землей, песком, глиной на основе образцов.
12
Неживая природа. Почва. Глина.
1
09.10
Просмотр видеофильма, раскрашивание по теме, слушание педагога.
Просмотр видеофильма, раскрашивание по теме, слушание педагога.
13
Неживая природа. Почва. Камни.
1
14.10
слушание педагога, практическое знакомство с землей, камней на основе образцов.
слушание педагога, практическое знакомство с землей, камней на основе образцов.
14
Обобщающее занятие по теме "Почва. Состав почвы".
1
16.10
слушание педагога, практическое знакомство с землей, песком, глиной на основе образцов.
слушание педагога, практическое знакомство с землей, песком, глиной на основе образцов.
15
Представление о диких животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (крокодил, черепаха)
1
Рассматривают картинки с изображением животных. Сравнивают животных. Находят сходства. Знают особенности питания и образ жизни.
Рассматривают картинки с изображением животных. Сравнивают животных. Находят сходства. Знают особенности питания и образ жизни.
16
Живая природа. Растения. Многообразие растений.
1
21.10
Работа с сюжетными картинками. Элементарные представления о многообразии растений. Совместно с учителем отбирать картинки с изображением растений. Просмотр обучающего мультфильма. Побуждение к звукоподражанию, речевому высказыванию
Совместно с учителем отбирать картинки с изображением растений. Просмотр обучающего мультфильма. Побуждение к звукоподражанию, речевому высказыванию
Работа с сюжетными картинками. Элементарные представления о многообразии растений. Совместно с учителем отбирать картинки с изображением растений
Работа с сюжетными картинками. Элементарные представления о многообразии растений. Совместно с учителем отбирать картинки с изображением растений
2 четверть
15ч
1
Сравнение растений
1
06.11
Просмотр обучающего мультфильма. Расширение представлений о растениях; находит и показывает части растений (лист) . Раскрашивание листа в альбоме по образцу. Аппликация из листьев. Побуждение к речевому высказывани
Просмотр обучающего мультфильма. Расширение представлений о растениях; находит и показывает части растений (лист) . Раскрашивание листа в альбоме по образцу. Аппликация из листьев. Побуждение к речевому высказывани
2
Живая природа. Растения. Группы растений.
1
11.11
Составление по картинкам рассказа о ягодах, созревающих в сентябре. Изготовление поделки Осенние цветы из природного материала.
Составление по картинкам рассказа о ягодах, созревающих в сентябре. Изготовление поделки Осенние цветы из природного материала.
3
Живая природа. Растения. Части растений. Корни, стебли.
1
13.11
Просмотр обучающего мультфильма. Расширение представлений о растениях; находит и показывает части растений (лист) . Раскрашивание листа в альбоме по образцу. Аппликация из листьев. Побуждение к речевому высказывани
Просмотр обучающего мультфильма. Расширение представлений о растениях; находит и показывает части растений (лист) . Раскрашивание листа в альбоме по образцу. Аппликация из листьев. Побуждение к речевому высказывани
4
Времена года. Поздняя осень. Изменения в живой и неживой природе.
1
18.11
Беседа по тему урока явление природы. Наблюдения за опаданием листьев. Работа с пиктограммой дождь и листопад. Объяснение слова листопад. Определение погодного явления по картинкам по картин.
Беседа по тему урока явление природы. Наблюдения за опаданием листьев. Работа с пиктограммой дождь и листопад. Объяснение слова листопад. Определение погодного явления по картинкам по картин.
5
Живая природа. Растения. Части растений. Листья, цветы.
1
20.11
Знакомство по теме Деревья и листья. Работа сюжетных картинок на тему деревья и листья. Коллективная работа - наклеивание осенних листьев на макет дерева.
Знакомство по теме Деревья и листья. Работа сюжетных картинок на тему деревья и листья. Коллективная работа - наклеивание осенних листьев на макет дерева.
6
Живая природа. Растения. Части растений. Закрепление.
1
25.11
Просмотр видеоролика осенние деревья и листья. Сбор и сушка листьев. Узнавание различения листьев деревьев.
Просмотр видеоролика осенние деревья и листья. Сбор и сушка листьев. Узнавание различения листьев деревьев.
7
Живая природа. Растения. Растения сада. Деревья.
1
27.11
Знакомство с видами растений. Работа с сюжетными картинками - узнавание деревьев и кустарников (различение), показ растений на картинках. Работа в тетради обведи дерево и кустарник.
Знакомство с видами растений. Работа с сюжетными картинками - узнавание деревьев и кустарников (различение), показ растений на картинках. Работа в тетради обведи дерево и кустарник.
8
Живая природа. Растения. Растения сада. Ягодные кустарники.
1
02.12
Знакомство с видами растений. Работа с сюжетными картинками - узнавание деревьев и кустарников (различение), показ растений на картинках. Работа в тетради обведи дерево и кустарник.
Знакомство с видами растений. Работа с сюжетными картинками - узнавание деревьев и кустарников (различение), показ растений на картинках. Работа в тетради обведи дерево и кустарник.
9
Живая природа. Растения. Деревья лиственные и хвойные.
1
04.12
Называют, сравнивают растения. Работа с карточками, раскрасками
Называют, сравнивают растения. Работа с карточками, раскрасками
10
Живая природа. Парки. Растения парка поздней осенью.
1
09.12
Работа с сюжетными картинками. Элементарные представления о осени. Совместно с учителем отбирать картинки с изображением осени. Просмотр обучающего мультфильма. Побуждение к звукоподражанию, речевому высказыванию
Работа с сюжетными картинками. Элементарные представления о осени. Совместно с учителем отбирать картинки с изображением осени. Просмотр обучающего мультфильма. Побуждение к звукоподражанию, речевому высказыванию
11
Живая природа. Растения. Плоды и семена.
1
11.12
Прослушивание рассказа об Различение ягод - грибов . Зарисовка и раскрашивание в тетради изображения предметов Зарисовка объекта природы. Ответы на вопросы
Прослушивание рассказа об Различение ягод - грибов . Зарисовка и раскрашивание в тетради изображения предметов Зарисовка объекта природы. Ответы на вопросы
12
Живая природа. Растения. Овощи в питании человека.
1
16.12
Дидактическая игра готовим блюд из «овощей. Просмотр видеоролика: помощь взрослому в приготовлении овощного супа. Алгоритм приготовления супа. Выбор на рисунках овощей для приготовления супа
Дидактическая игра готовим блюд из «овощей. Просмотр видеоролика: помощь взрослому в приготовлении овощного супа. Алгоритм приготовления супа. Выбор на рисунках овощей для приготовления супа
13
Живая природа. Растения леса. Для чего используют древесину
1
18.12
Прослушивание рассказа об древесины. Зарисовка и раскрашивание в тетради изображения предметов Зарисовка объекта природы. Ответы на вопросы
Прослушивание рассказа об древесины. Зарисовка и раскрашивание в тетради изображения предметов Зарисовка объекта природы. Ответы на вопросы
14
Живая природа. Растения. Огород.
1
23.12
Работа с картинками, муляжами. Расширить представления о растительном мире; выделять существенные признаки. Различение овощей по внешнему виду, вкусу, запаху. Элементарные представления о овощах (форма, цвет, вкус).Побуждение к звукоподражанию, речевому высказыванию
Работа с картинками, муляжами. Расширить представления о растительном мире; выделять существенные признаки. Различение овощей по внешнему виду, вкусу, запаху. Элементарные представления о овощах (форма, цвет, вкус).Побуждение к звукоподражанию, речевому высказыванию
15
Живая природа. Представление о пряных травянистых растениях: петрушка, укроп, базилик, мята
1
25.12
Называют, сравнивают травы. Работа с карточками, раскрасками
Называют, сравнивают травы. Работа с карточками, раскрасками
3 четверть 18 ч.
1
Живая природа. Растения культурные и дикорастущие.
1
13.01
Называют, сравнивают растения. Работа с карточками, раскрасками. Знают особенности ухода за ними, значением в жизни человека. Работа по карточкам ПЭКС
Называют, сравнивают растения. Работа с карточками, раскрасками. Знают особенности ухода за ними, значением в жизни человека. Работа по карточкам ПЭКС
2
Живая природа. Лекарственные растения.
1
15.01
Слушание педагога, просмотр видеоматериалов, дидактическая игра, . Составление коллажа по теме урока
Слушание педагога, просмотр видеоматериалов, дидактическая игра, . Составление коллажа по теме урока
Называют, сравнивают растения. Работа с карточками, раскрасками
Называют, сравнивают растения. Работа с карточками, раскрасками
4
5
Времена года. Зима. Изменения в живой и неживой природе
22.01
Нахождение признаков осени, зимы на картинке. Объяснение пословицы Зима. Рассматривание схемы. Запоминание названия зимних месяцев.
Нахождение признаков осени, зимы на картинке. Объяснение пословицы Зима. Рассматривание схемы. Запоминание названия зимних месяцев.
Представление о годе, как о последовательности 12 месяцев.
1
27.01
Соотнесение месяцев с временами года. Раскрашивание картинок с разными временами года.
Соотнесение месяцев с временами года. Раскрашивание картинок с разными временами года.
6
Времена года. Зима. Растения зимой. Зимние полевые работы.
1
29.01
Беседа, рассмотрение картин: представления о занятиях людей . Просмотр презентации. Дидактическая игра «Времена года».
Беседа, рассмотрение картин: представления о занятиях людей . Просмотр презентации. Дидактическая игра «Времена года».
7
Зима. Природные явления зимы (снег, метель, гололед, мороз). Изменения в живой и неживой природе зимой. Зимние месяцы
1
03.02
Слушание педагога, просмотр видеоматериалов, дидактическая игра, уметь по подражанию изображать погодные явления с помощью имитационных жестов.
Раскрашивание зимнего пейзажа. Работа с карточками ПЭКС по теме
Слушание педагога, просмотр видеоматериалов, дидактическая игра, уметь по подражанию изображать погодные явления с помощью имитационных жестов.
Раскрашивание зимнего пейзажа. Работа с карточками ПЭКС по теме
8
Времена года. Зима. Животные зимой.
1
05.02
Составление рассказа по рисунку. Определение последовательности объектов по рисунку.
Составление рассказа по рисунку. Определение последовательности объектов по рисунку.
9
Времена года. Зима. Животные зимой. Закрепление.
1
10.02
Беседа, рассмотрение картин: представления о занятиях людей .Просмотр презентации. Дидактическая игра «Времена года».
Беседа, рассмотрение картин: представления о занятиях людей . Просмотр презентации. Дидактическая игра «Времена года».
10
Времена года. Зима. Занятия людей зимой.
1
12.02
Беседа, рассмотрение картинок. Упражнения: выбор нужного природного явления из представленных картинок.
Беседа, рассмотрение картинок. Упражнения: выбор нужного природного явления из представленных картинок.
11
Обобщающее занятие. Времена года. Зима.
1
24.02
Вырезывание объекта природы (аппликация) по готовому образцу. Работа с опорными словами (зима
Вырезывание объекта природы (аппликация) по готовому образцу. Работа с опорными словами (зима
12
Обобщающее занятие по теме «Времена года. Зима».
1
26.02
Просмотр видеоролика « Одежда и обувь зимой» Рассматривание аппликации. Нахождение и называние предметов зимней одежды. Разучивание подвижной игры «Мороз Красный нос»
Просмотр видеоролика « Одежда и обувь зимой» Рассматривание аппликации. Нахождение и называние предметов зимней одежды. Разучивание подвижной игры «Мороз Красный нос»
13
Живая природа. Животные. Дикие и домашние животные.
1
03.03
Рассматривание рисунков. Составление рассказа о диких животных. Ответы на вопросы. Просмотр слайдов диких животных. Прослушивание ауди звуки диких животных.
Рассматривание рисунков. Составление рассказа о диких животных. Ответы на вопросы. Просмотр слайдов диких животных. Прослушивание ауди звуки диких животных.
14
Домашние животные. Многообразие домашних животных
1
05.03
Рассматривание рисунков. Составление рассказа о домашних животных. Ответы на вопросы. Просмотр видеоролика домашние животные
Рассматривание рисунков. Составление рассказа о домашних животных. Ответы на вопросы. Просмотр видеоролика домашние животные
15
Домашние животные осенью.Повторение.
1
10.03
Беседа, просмотр видеоматериалов, дидактическая игра, раскрашивание, викторина. Восприятие и имитация голосов животных. Работа с карточками ПЭКС по теме
Беседа, просмотр видеоматериалов, дидактическая игра, раскрашивание, викторина. Восприятие и имитация голосов животных. Работа с карточками ПЭКС по теме
16
Дикие животные. Лиса. Заяц. Медведь. Волк
1
12.03
Просмотр обучающего мультфильма. Расширение представлений о диких животных; находит и показывает знакомых животных. Игра-лото, Раскрашивание раскраски. Побуждение к речевому высказыванию
Просмотр обучающего мультфильма. Расширение представлений о диких животных; находит и показывает знакомых животных. Игра-лото, Раскрашивание раскраски. Побуждение к речевому высказыванию
17
А кто такие зимующие птицы?
1
17.03
Работа с предметными картинками. Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия ,проводить несложные наблюдения в окружающей среде . Побуждение к речевому высказыванию.
Работа с предметными картинками. Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия ,проводить несложные наблюдения в окружающей среде . Побуждение к речевому высказыванию.
18
Декабрь - ворота зимы.
Наблюдение за погодой (холодно, снег
1
19.03
Рассматривание иллюстраций о зиме и о правилах поведения на льду в зимнее время.. Просмотр презентации. Последовательное выполнение отдельных операций действия по образцу учителя. Составление коллажа по теме урока. Побуждение к речи с помощью жестов, к звукоподражанию, к речевому высказыванию.
Рассматривание иллюстраций о зиме и о правилах поведения на льду в зимнее время.. Просмотр презентации. Последовательное выполнение отдельных операций действия по образцу учителя. Составление коллажа по теме урока. Побуждение к речи с помощью жестов, к звукоподражанию, к речевому высказыванию.
4 четверть18 ч.
1
Птицы. Строение птиц. Многообразие птиц.
1
31.03
Работа с плакатами «Животные», «Птицы». Игра «В мире животных».
Работа с плакатами «Животные», «Птицы». Игра «В мире животных».
2
Птицы – защитники растений.
1
02.04
Беседа, рассмотрение картин: представления о птицах, их образе жизни и повадках весной. Дидактическая игра.
Беседа, рассмотрение картин: представления о птицах, их образе жизни и повадках весной. Дидактическая игра.
3
Водоемы. (река, озеро, море) Правила поведения возле водоемов весной
1
07.04
Беседа, просмотр видеоматериалов, дидактическая игра, раскрашивание. Работа с карточками ПЭКС по теме
Беседа, просмотр видеоматериалов, дидактическая игра, раскрашивание. Работа с карточками ПЭКС по теме
4
Дикие птицы. Утка. Гусь. Лебедь.
1
09.04
Рассмотрение картин: представление о птицах, их значении. Просмотр презентации. Работа с раздаточным материалом, лото «В мире животных».
Рассмотрение картин: представление о птицах, их значении. Просмотр презентации. Работа с раздаточным материалом, лото «В мире животных».
5
Сходство и различие диких и домашних птиц.
1
14.04
Рассмотрение картин: представление о птицах, их значении. Просмотр презентации. Работа с разрезными картинками по теме урока домашние и дикие животные.
Рассмотрение картин: представление о птицах, их значении. Просмотр презентации. Работа с разрезными картинками по теме урока домашние и дикие животные.
6
Домашние птицы. Куры.
1
16.04
Рассматривают картинки с изображением птиц. Сравнивают, находят сходства. Знают особенности питания и образ жизни.
Рассматривают картинки с изображением птиц. Сравнивают, находят сходства. Знают особенности питания и образ жизни.
7
Времена года. Сезонные изменения в природе весной.
1
21.04
Рисование по теме «Весна» после прослушивания стихотворения. Определение цветовой гаммы рисунка. Работа с опорными словами (лето, цветы)
Рисование по теме «Весна» после прослушивания стихотворения. Определение цветовой гаммы рисунка. Работа с опорными словами (лето, цветы)
8
Времена года. Весна. Растения весной.
1
23.04
Работа по сюжетным картинкам и пиктограммам «Весна». Показ объектов природы на рисунках, ответы на вопросы. Определение аромата цветов (практическое). Составление рассказа о цветении березы и тополя. Прогулка, экскурсия. Наблюдение за молодой листвой на деревьях. Нахождение и называние распустившихся
Работа по сюжетным картинкам и пиктограммам «Весна» Показ объектов природы на рисунках, ответы на вопросы. Определение аромата цветов (практическое). Составление рассказа о цветении березы и тополя. Прогулка, экскурсия. Наблюдение за молодой листвой на деревьях. Нахождение и называние распустившихся.
9
Времена года. Весна. Животные весной.
1
28.04
Просмотр обучающего видео о жизни животных, повадках, питании. Побуждение к речи с помощью жестов, к звукоподражанию, к речевому высказыванию. Работа в альбоме по теме урока.
Просмотр обучающего видио о жизни животных, повадках, питании. Побуждение к речи с помощью жестов, к звукоподражанию, к речевому высказыванию. Работа в альбоме по теме урока.
10
Времена года. Весна. Занятия людей весной. Весенние полевые работы.
1
30.04
Работа по учебнику. Рассмотрение картины «Труд людей».
Работа по учебнику. Рассмотрение картины «Труд людей».
11
Живая природа. Насекомые.
1
05.05
Представления о насекомых, их образе жизни через видеопрезентацию; выделение существенных признаков, сравнение с другими живыми существами. Выполнение пальчиковой аппликации.
Представления о насекомых, их образе жизни через видеопрезентацию; выделение существенных признаков, сравнение с другими живыми существами. Выполнение пальчиковой аппликации.
12
Пчёлы. Продукты пчеловодства.
1
07.05
Представления о насекомых, их образе жизни через видеопрезентацию; выделение существенных признаков, сравнение с другими живыми существами. Выполнение пальчиковой аппликации.
Представления о насекомых, их образе жизни через видеопрезентацию; выделение существенных признаков, сравнение с другими живыми существами. Выполнение пальчиковой аппликации.
13
Человек. Мозг человека.
1
12.05
Беседа на тему: «Роль природы в жизни человека», просмотр видеоролика человек и природа, прослушивание аудиозаписей по теме раздела. Нахождение сходства и различий объектов природы (человек) по картинке (внешний вид, пол, возраст). Работа с опорными словами (люди, возраст, пол).
Беседа на тему: «Роль природы в жизни человека», просмотр видеоролика человек и природа, прослушивание аудиозаписей по теме раздела. Нахождение сходства и различий объектов природы (человек) по картинке (внешний вид, пол, возраст). Работа с опорными словами (люди, возраст, пол).
14
Человек. Сравнение мозга человека и животных.
1
14.05
Просмотр видеоролика Нахождение сходства и различий объектов природы (человек) по картинке (внешний вид, пол, возраст). Работа с опорными словами (люди, возраст, пол).
Просмотр видеоролика Нахождение сходства и различий объектов природы (человек) по картинке (внешний вид, пол, возраст). Работа с опорными словами (люди, возраст, пол).
15
Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана.
1
19.05
Представления о рыбах, их образе жизни через видеопрезентацию; выделение существенных признаков, сравнение с другими живыми существами. Выполнение пальчиковой аппликации.
Представления о рыбах, их образе жизни через видеопрезентацию; выделение существенных признаков, сравнение с другими живыми существами. Выполнение пальчиковой аппликации.
16
Человек. Будь осторожен!
1
21.05
Составление рассказа по рисунку. Определение последовательности объектов по рисунку. Знакомство с правилом безопасного поведения в природе. Ответы на вопросы. Определение безопасного поведения по рисунку
Составление рассказа по рисунку. Определение последовательности объектов по рисунку. Знакомство с правилом безопасного поведения в природе. Ответы на вопросы. Определение безопасного поведения по рисунку
17
Время года «Лето». Занятия и игры детей летом.
1
26.05
Классификация предметов по картинке. Рассматривание и определение занятий детей в летний период. Дифференциация летних объектов для игр (игрушки). Разучивание подвижной игры «Рыбак и рыбаки»
Классификация предметов по картинке. Рассматривание и определение занятий детей в летний период. Дифференциация летних объектов для игр (игрушки). Разучивание подвижной игры «Рыбак и рыбаки»
18
Времена года. Лето. Сезонные изменения в природе летом. Растения летом. Животные летом.
1
28.05
Просмотр видеоролика тему как вести себя летом. Составления рассказа о лете по картинкам.
Просмотр видеоролика тему как вести себя летом. Составления рассказа о лете по картинкам.
ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ, САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ, ТЕСТОВЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
Дата
Дата
Дата
Дата
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у детей с нарушение
развития. Путешествие в мир окружающих предметов. М, Владос, 2003.
ХилькоА.А., Ермощенко М.Е., Смирнова А.Д
2. Шаргородская Л.В. Формирование и развитие предметно-практической
деятельности на индивидуальных занятиях Л.В.Шаргородская. – М.: Теревинф,
4. Детство без пожаров. Правила пожарной безопасности в играх и упражнениях:
Учебно-методическое пособие / Под общ.ред. В. В.Груздева, С. В. Николаева, С.
В. Жолована. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б.Баряевой, 2010.- 320
5.Примерная адаптированная общеобразовательная программа образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018.
6. Матвеева Н.Б., Попова М.А., Куртова Т.О.. Ярочкина И.А. Мир природы и человека. Учебник для 4 класса образовательных учреждений. Реализующих адаптивные общеобразовательные программы – М.: Просвещение, 2018 г.
Демонстрационный и раздаточный дидактический материал:
Демонстрационные карточки "Дикие животные":
Демонстрационные карточки "Птицы России" :
Демонстрационные карточки "Домашние животные":
Демонстрационные карточки "Птицы домашние и декоративные":