Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Математические представления"»
1. Пояснительная записка.
Предмет «Математические представления» - важный общеобразовательный предмет, который готовит учащихся с ограниченными умственными возможностями к интеграции в социуме. Изучение предмета математики направлено на развитие математических способностей и формирование элементарных математических представлений у детей со сложной структурой дефекта развития.
Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа по предмету «Математические представления» разработана на основе следующих документов:
1. Федеральным Законом « Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273-Ф3;
2. Требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
3. Адаптированной основной образовательной программой для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
4. Годовым учебным календарным графиком общего образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития на 2021-22уч.год.;
5.Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 10 июля 2015года №26.
6.Программа образования обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Баряевой, Н.Н. Яковлевой.-С.-П: ЦДК: проф. Л.Б.Баряевой,2017
Обучение предмету «Математические представления» направлено на достижение следующих целей:
- преодоление недостатков в познавательной деятельности и эмоционально-волевой сфере учащихся с нарушением интеллекта;
- подготовка к трудовой деятельности, коррекция интеллекта и личности учащегося, его социальная адаптация в современном обществе.
В ходе обучения учебному предмету «Математические представления» выделяются следующие основные задачи:
развитие элементарной, жизнеобеспечивающей ориентировки в пространственно-величинных, временных и количественных отношениях окружающей действительности;
формирование практических навыков и умений в счете, вычислениях, измерении на наглядно представленном материале в бытовых ситуациях;
формирование элементарных общеучебных умений;
овладение элементарной терминологией, значимой для социально-бытовой ориентировки в окружающей действительности;
общее развитие учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Образовательные и воспитательные задачи обучения математике решаются комплексно. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов их решения.
Содержание программы по математике позволяет шире использовать дифференцированный подход к учащимся. Это способствует нормализации нагрузки обучающихся, обеспечивает более целесообразное их включение в учебную деятельность, своевременную корректировку трудностей и успешное продвижение в математическом развитии.
Реализация программы рассчитана на 1 год.На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, всего – 102 часа, 34 учебных недели, по учебнику: Математика. 1 класс Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид) в 2-х частях. Т.В. Алышева - М. «Просвещение», 2017,?
2. Общая характеристика учебного предмета.
При изучении учебного предмета«Математические представления» особое внимание обращается на практическую направленность знаний, умений и навыков, которые должны сформироваться у школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью для их социально-бытовой адаптации.
Целью образования обучающихся по предмету математика является:
• расширение у учащихся с нарушением интеллекта жизненного опыта, наблюдений о количественной стороне окружающего мира; использование математических знаний в повседневной жизни при решении конкретных практических задач.
Задачи обучения:
• формирование начальных временных, пространственных, количественных представлений, которые помогут учащимся в дальнейшей трудовой деятельности;
• повышение уровня общего развития учащихся, коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств;
• воспитание трудолюбия, самостоятельности, настойчивости, любознательности, формирование умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение математике организуется на практическо - наглядной основеи должно быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению социально - трудовыми знаниями и навыками, учить использовать математические знания в нестандартных ситуациях.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные). Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода.
Применяются следующие методы обучения: демонстрация, наблюдение, объяснение, сравнение, упражнение, беседа, работа с учебником, самостоятельная работа и др. Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. На уроках математики важно учить детей повторять собственную речь, вводить хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно – практической деятельности и действий с числами.
При обучении используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
На каждом уроке необходимо уделять внимание закреплению и повторению ведущих знаний по математике, особенно знаниям состава чисел первого десятка. Программа в целом определяет оптимальный объём знаний и умений по математике, который доступен большинству учащихся.
3.Место учебного предмета в учебном плане.
Образовательная область, к которой относится учебный предмет - «Математика»
Сроки изучения учебного предмета (курса) – 1год;
Количество часов на изучение предмета – 3 часа в неделю, 102 часа в год;
Количество учебных недель - 34.
4.Содержание учебного предмета.
Основное содержание в рабочей программе по развитию математических представлений и формированию конструктивных навыков и умений учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью направлено на создание условий для усвоения ими элементарных понятий. Количественные, пространственные, временные и другие математические представления формируются у учащихся, исходя из их индивидуально-типологических особенностей.
Предмет «Математические представления» включает в себя следующие разделы и темы:
Сравнение предметов по разным признакам
Геометрические фигуры - круг, квадрат, треугольник;
Называние и различие геометрических фигур;
Штриховка фигур;
Понятия «Большой – маленький»;
Справа-слева;
Понятия «Один-много»;
Понятия «Вверху-внизу»
Понятия «Впереди-сзади»
Цвет предметов.
Числа. Первый десяток (в пределах 10)
Число и цифра от 6-10;
Прямой и обратный счет;
Сравнение предметов, группы предметов;
Игровые упражнения на формирование представлений о составе числа (в пределах 10);
Чтение, запись чисел в пределах 10 по обводке;
Сравнение чисел в пределах 10;
Откладывание однозначного числа на счетах;
Различие названия знаков арифметических действий сложения и вычитания;
Сложение и вычитание в пределах 10;
Чтение и запись примеров на сложение и вычитание, вычисление суммы, остатка.
Повторение
Обобщение и повторение изученного за год.
Содержание математического развития и формирования конструктивных навыков и умений учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью направлено на создание условий для усвоения ими элементарных понятий.На уроках математики учащимся необходимо обеспечить условия для формирования у них математических представлений, понятий и умений на наглядно-действенной основе. В результате освоения предметного содержания курса математики у учащихся формируются общие учебные умения и способы познавательной деятельности.
При разработке рабочей программы учитывался существующий разброс в уровне развития учащихся и индивидуальный характер восприятия ими образовательных знаний и умений. Таким образом я разделила класс на 2 группы:
5. Требования к уровню подготовки обучающихся
Программа «Математические представления» обеспечивает достижение учащимися следующих результатов.
Учащийся 1 группы к концу учебного года должен уметь и знать:
- отвечать на вопрос «сколько?» с помощью учителя;
- выполнять штриховку фигур по обводке;
- выполнять прямой и обратный счет в пределах 10 с помощью педагога;
- умение работать по инструкциям, алгоритму, предложенному учителем.
- писать числа от 1 до 10 по обводке;
- пользоваться знаками и обозначениями: +, —,;
- узнавать, называть и различать геометрические фигуры с помощью педагога;
- откладывать однозначные числа на счетах в пределах 10 под контролем педагога;
- читать и записывать примеры на сложение и вычитание в пределах 10 с помощью педагога.
- геометрические формы;
-понятие «большой-маленький»;
- понятие «один-много»;
- цвет предметов (красный, желтый, синий);
- цифры от 1-10 (с помощью учителя);
- названия, знаки арифметических действий сложения и вычитания (с помощью учителя);
- количественные, порядковые числительные в пределах 10 (с помощью учителя).
-временные понятия – день, ночь (показывать движениями(с помощью педагога));
-порядок собирания пирамидки с учётом величины колец (под контролем учителя).
Учащиеся 2 группы к концу учебного года учащиеся должны уметь и знать:
- совершать действия по словесной инструкции педагога (принеси конструктор) (с помощью педагога);
- выполнять упражнения по заданию педагога – собери домик для куклы, выбери колечки, спрячь шарики(с помощью педагога) ;
- совершать подражательные действия при выполнении имитационных упражнений(с помощью педагога) .
- выделять (показывать) 1 и много предметов – с помощью учителя) ;
- соотносить количество 1 с количеством пальцев (по наводящим вопросам(с помощью педагога);
- различать предметы по величине (большой- маленький) (с помощью педагога);
- выполнять по подражанию простейшие манипуляции с объёмными формами из детского конструктора, используя две формы (кубик, «крыша» (с помощью педагога));
- понимать слова, используемые учителем при создании конструкций: возьми, поставь, принеси, кубик, кирпичик, дорожка, лесенка;
-пользоваться трафаретами( с помощью учителя)
6. Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета.
Оценка знаний и умений обучающихся будет проводиться по пятибальной системе с помощью проверочных работ или тестов, в которые будут включаться вопросы (задания) по основным темам программы предмета. Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный контроль (проверочные работы) - 4 часа.
По своему содержанию письменные проверочные работы будут: однородные (штриховка, письмо цифр по обводке, счет предметов), а также комбинированные.
Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых работ. Контроль предметных ЗУН предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета обучающимся и не подразумевает его сравнение с другими детьми.
7. Календарно-тематическое планирование по предмету «Математические представления» в 9 классе – 102 часа.
№
Содержание, тема занятий
Кол-во часов
Дата
Индивидуально-дифференцированная работа
Примечания
I четверть
23
1
Сравнение предметов по разным признакам. Инструктаж по Т.Б. Диагностика.
2
01.09.21
02.09.21
Знакомства с математикой. Свойства предметов.
Инструктаж по Т.Б.
Предметные картинки. Цветовые карточки, учебник.
2
Сравнение предметов по разным признакам. Понятия «Большой – маленький», Понятия «Один-много»
3
06.09.21
07.09.21
Знакомства с математикой. Свойства предметов. Закрасить большой мяч. Заштриховать короткую полоску.
9. График контрольных, самостоятельных, тестовых и др. проверочных работ.
№
Тема
Дата
1.
Диагностика.
2.
Проверочная работа.
«Соотнесение числа 1-6 с количеством предметов. Запись цифр 1-6, по обводке».
11.10.21
3.
Проверочная работа.
«Соотнесение числа 6, 7 с количеством предметов. Запись цифр 6, 7 по обводке. Штриховка геометрических фигур».
16.12.21
4.
Проверочная работа.
«Соотнесение числа 8 с количеством предметов. Запись цифр 8 по обводке, примеры на сравнение».
10.03.22
5.
Проверочная работа за IV четверть
«Сложение и вычитание чисел в пределах 10, сравнение количества предметов».
23.05.22
6.
Диагностика.
24.05.22
10. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебники:
- Алышева Т.В. Математика: 1 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид) в 2 частях. – М..Просвещение, 2016.
Программно-методическое обеспечение:
- Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики.- М.: Просвещение, 1990 г.
- Эк «Обучение математике учащихся младших классов» М.Просвещение 2005 г.
-«Моя математика. Количество и число (развивающая книга для детей старшего дошкольного возраста)» 5-е изд., Е.В.Соловьева 2002 г.
-«Развитие элементарных математических представлений» Е.С.Демина, 2009 г.
-Белошистая А.В. О коррекционно-развивающем обучении математике в начальной школе/Вопросы психологии. - 2002. - №6
-Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Просвещение, 1996 г.
-Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой. – СПб.:ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011г.;
-Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. (НИИ Дефектологии АПН СССР).- М.,1983 г.
-Программы для 1-4 классов специальных /коррекционных/ учреждений: Сб.1.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000 .- 224 с.
Печатные пособия:
- Дидактические игры и упражнения по математике для работы с учащимися;
- Карточки для индивидуальной работы;
- Набор цифр, плакаты.
- Наглядный дидактический материал;
- Опорные таблицы, схемы;
- Проверочные работы;
- Разрезной демонстрационный материал для индивидуальной работы;
-Математические цветы – пособие для устного и письменного счета.
Учебно-практическое оборудование:
- Гимнастики для глаз;
- Дыхательной гимнастики;
- Пальчиковых игр;
-Артикуляционной гимнастики;
Картотеки:
-Разрезной демонстрационный материал для индивидуальной работы;