Аксёнова А.К. Методика преподавания русского языка для детей с нарушениями интеллекта / А. К. Аксёнова, С. Ю. Ильина, М.: Просвещение, 2011
Воронкова, В.В. Воспитание и обучение детей в коррекционной школе / Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Издательский центр «Академия», 1994.
Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П. Я. Гальперин: - М.: 2006.
Глаголева, Е.А. Преодоление трудностей при обучении младших школьников чтению и письму // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2003. - №4.
Егоров, Т.Г. Психология овладения навыком чтения / Т.Г. Егоров. – М.: Просвещение, 1963.
Зикеев, А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений [Текст] / А.Г. Зикеев. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
Иванов, Е.С. Что такое умственная отсталость / Е.С. Иванов, Д.Н. Исаев. – СПб., 2000.
Иншакова, О.Б. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция / О.Б. Иншакова. – М.: Педагогика, 2000.
Каше, Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы / Под ред. Р.Е.Левиной. – М.: Правда, 1965.
Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению. - М.: ВАКО, 2004.
Шишкова М.И Чтение. Методические рекомендации. 5–9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / М. И. Шишкова. — М.: Просвещение, 2020. Календарно-тематическое планирование
№ п/п (№ урока) | План, сроки проведения | Факт, сроки проведения | Тема урока | Форма учебного занятия, урока | Тип учебного занятия, урока | Виды учебной деятельности обучающихся на уроке |
Устное народное творчество 13 часов |
1. | | | Введение. Устное народное творчество. Фольклор родного края. | урок | Комбинированный | Работа над пониманием фольклорного текста, изучение жанров народного творчества, понимание происхождения устного народного творчества. Работа над устными высказываниями учащихся, работа в парах. Работа над выразительным чтением. Работа над выяснением морали сказки, признаков волшебной сказки, поэтики сказки, сказочных формул. Рассказывание сказки с использованием сказочных слов и выражений. Просмотр мультфильма по сказке |
2. | | | Сказки.«Сивка - бурка» (русская народная сказка) | урок | Комбинированный |
3. | | | « Сивка - бурка» - волшебная сказка. | урок | Комбинированный |
4. | | | «Журавль и цапля» - сказка о животных. | урок | Комбинированный | Чтение предложений с прямой и косвенной речью. Работа над образами персонажей сказки. Работа с иллюстративным материалам. |
5. | | | «Умный мужик» - сказка бытовая. | урок | Комбинированный | Просмотр мультфильма к сказке Сопоставление пословиц и поговорок с текстом сказки. Работа над описанием героев сказки, их характерами и поступками. |
6. | | | Вн.\чт «Сказания земли Омской» (УНТ народов прииртышья) | урок | Комбинированный | Рассмотрение графических иллюстраций книг перед чтением. Работа над устными высказываниями учащихся, работа в парах |
7. | | | Былина. «Три поездочки Ильи Муромца». | урок | Комбинированный | Прослушивание, анализ и чтение былины Обучение умению прогнозировать содержание текста и развитие смысловой догадки. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Создание иллюстраций к тексту |
8. | | | Язык былины. Чем былина похожа на сказку (на примере былины «Три поездочки Ильи Муромца») | урок | Комбинированный |
9. | | | Русские народные песни. «Ах, кабы на цветы не морозы…», «По улице Мостовой…» | урок | Комбинированный | Развитие выразительности речи учащихся. Анализ народных песен с опорой на вопросы учителя, музыку, произведения искусства. Работа над особенностями текста фольклорной песни |
10 | | | Пословицы. Загадки. | урок | Комбинированный | Прослушивание, анализ и чтение пословиц и загадок. Работа над логическим ударением. Работа над смысловым значением пословиц. Подбор пословиц по разной тематике. |
11. | | | Вн.\чт Пословицы, поговорки и загадки омского Прииртышья. | урок | Комбинированный | Работа с раздаточным материалом Работа над смысловым содержанием текста. Проведение конкурсов и викторин. Работа в парах и группах |
12 | | | Сочинение по теме «Что за прелесть эти сказки!» | урок | Урок развития речи | Составление рассказа по плану и опорным словам |
13 | | | Сочинение по теме «Что за прелесть эти сказки!» | урок | Урок развития речи | Запись рассказа |
Русская литература XIX века- 52 часа |
14. | | | Пушкин Александр Сергеевич. Биография поэта. | урок | Комбинированный | Формирование понимания связи литературных произведений с эпохой их написания. Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о знакомых учащимся произведениях А. С. Пушкина |
15 | | | Пушкин А.С. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». | урок | Комбинированный | Работа с учебником Работа над техникой чтения: правильность, осознанность, выразительность. Анализ сказки по вопросам учителя. Работа над правильной расстановкой пауз Выборочное чтение. Чтение по ролям. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. |
16. | | | Чудеса на острове Буяне | урок | Комбинированный |
17. | | | Признаки волшебной сказки в «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина | урок | Комбинированный | Развитие умения участвовать в диалоге, высказывать своё мнение. Работа над выяснением морали сказки, признаков волшебной сказки, поэтики сказки. |
18 | | | Характеристика героев сказки А.С. Пушкина | урок | Комбинированный | Развитие навыка характеристики и анализа текста. Работа с иллюстративным материалом. Работа над характеристиками персонажей, внешним видом, поступками. |
19 | | | Обобщающий урок по сказке А.С. Пушкина | урок | Комбинированный | Просмотр мультфильма по сказке. Коллективное обсуждение, высказывание собственного мнения. Заучивание наизусть отрывка из сказки |
20. | | | Пушкин А.С. «Зимний вечер» | урок | Комбинированный | Анализ стихотворения по вопросам учителя с опорой на исторические факты. Определение в произведении изобразительно-выразительных средств языка. Составление образа няни. Работа с трудными для понимания словами и выражениями. |
21 | | | Пушкин А.С. «У Лукоморья» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила») | урок | Комбинированный | Работа над выразительным чтением Анализ стихотворения по вопросам учителя с опорой на исторические факты, произведения искусства, музыку. |
22 | | | Сочинение по теме «Сказка –ложь, да в ней - урок» | урок | Урок развития речи | Составление рассказа по плану и опорным словам |
23 | | | Сочинение по теме «Сказка –ложь, да в ней - урок» | урок | Урок развития речи | Запись рассказа |
24. | | | Вн.\чт Стихи омских поэтов о родной природе. | урок | Комбинированный | Работа над смысловым содержанием текста. Проведение конкурсов и викторин. Работа в парах и группах. Коллективное обсуждение, высказывание собственного мнения. |
25 | | | Лермонтов Михаил Юрьевич. Биография поэта. | урок | Комбинированный | Формирование понимания связи литературных произведений с эпохой их написания. Знакомство с биографией и основными этапами творчества поэта. Ответы на вопросы. |
26 | | | Лермонтов М.Ю. «Бородино» | урок | Комбинированный | Работа над выразительным чтением. Анализ стихотворения по вопросам учителя с опорой на исторические факты, произведения искусства. Составление образа солдата. Работа с трудными для понимания словами и выражениями. Определение главной мысли (идеи) стихотворения. Коллективное обсуждение, высказывание собственного мнения. Заучивание наизусть отрывка из стихотворения |
27 | | | Лермонтов М.Ю. «Бородино» | урок | Комбинированный |
28 | | | Проверка сформированности навыков осмысленного чтения | урок | Урок контроля | Самостоятельная работа Выбор правильного ответа |
29 | | | Крылов Иван Андреевич. Биография баснописца | урок | Комбинированный | Развитие понимания связи литературных произведений с эпохой их написания. Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о знакомых учащимся произведениях И.А. Крылова. |
30 | | | И.А. Крылов «Кукушка и Петух» | урок | Комбинированный | Повторение особенностей басни как жанра литературы. Работа над выборочным чтением. Работа над выразительным чтением. Чтение по ролям. Работа с иллюстративным материалом. Составление диалога Обсуждение возможных вариантов продолжения истории Анализ произведений по вопросам учителя. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Характеристика персонажей. Соотношение поступков и черт характера героев басен с поступками и чертами характера людей. Нахождение общего и различий между сказкой и басней. Использование элементов драматизации. Определение морали басен. Заучивание басни наизусть |
31 | | | И.А.Крылов «Волк и Журавль». | урок | Комбинированный |
32 | | | И.А. Крылов «Слон и Моська» | урок | Комбинированный |
33 | | | Некрасов Николай Алексеевич. Биография поэта. | | Комбинированный | Знакомство с биографией и основными этапами творчества поэта Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о знакомых учащимся произведениях Н. А. Некрасова. Выборочное чтение. |
34 | | | Н.А. Некрасов «Несжатая полоса». | урок | Комбинированный | Соотнесение предложений и рисунков. Работа над техникой чтения. Работа над выразительным чтением по ролям. Анализ стихотворения по вопросам учителя. Работа над средствами выразительности в стихотворении. Словесное рисование. Работа над трудными для понимания и незнакомыми словами и выражениями |
35 | | | Н.А. Некрасов «Генерал Топтыгин» | урок | Комбинированный | Прогнозировать темы, сюжета, эмоционального характера произведения, опираясь на заглавие и иллюстрацию. Работа над трудными для понимания и незнакомыми словами и выражениями. Характеристика персонажей |
36 | | | Вн.\чт «О чём рассказывают басни» | урок | Комбинированный | Выборочное чтение, рассказывание отрывков из произведений. Использование элементов драматизации. Работа с иллюстративным материалом, рисунками учащихся. Организация работы в парах, командах. |
37 | | | Проверка сформированности навыков осмысленного чтения | урок | Урок контроля | Самостоятельная работа Выбор правильного ответа |
38 | | | Лев Николаевич Толстой. Биография писателя. | урок | Комбинированный | Формирование понимания связи литературных произведений с эпохой их написания. Знакомство с биографией и основными этапами творчества писателя. Ответы на вопросы.. |
39 | | | Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» Глава 1. Неудачное решение | урок | Комбинированный | Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Работа над выборочным чтением. Анализ текста по вопросам учителя. Работа с иллюстративным материалом. Работа над трудными для понимания и незнакомыми словами и выражениями. Выделение главной мысли произведения. Характеристика главных действующих лиц. Коллективное обсуждение, высказывание собственной точки зрения. Деление текста на части, озаглавливание частей. Работа над пересказом содержания прочитанного |
40 | | | Глава 2. В плену. Поведение Жилина и Костылина. | урок | Комбинированный |
41 | | | Глава 3 Жилин не смирился с жизнью в плену | урок | Комбинированный |
42 | | | Глава 4 Жилин готовится к побегу | урок | Комбинированный |
43 | | | Глава 5 Побег. | урок | Комбинированный |
44 | | | Глава 5. Настоящий товарищ | урок | Комбинированный |
45 | | | Глава 6. Дружба Жилина и Дины | урок | Комбинированный |
46 | | | Характеристика Дины. | урок | Комбинированный |
47 | | | Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» (урок-обобщение). Тестирование. | урок | Комбинированный | Самостоятельная работа Выбор правильного ответа |
48 | | | Сочинение - рассуждение на тему «Над чем заставил меня задуматься рассказ «Кавказский пленник»? | урок | Урок развития речи | Составление рассказа по плану и опорным словам |
49 | | | Сочинение - рассуждение на тему «Над чем заставил меня задуматься рассказ «Кавказский пленник»? | урок | Урок развития речи | Запись рассказа |
50 | | | Антон Павлович Чехов. Жизнь и творчество. | урок | Комбинированный | Формирование понимания связи литературных произведений с эпохой их написания. Знакомство с биографией и основными этапами творчества писателя. Ответы на вопросы.. |
51. | | | А.П. Чехов «Хамелеон» | урок | Комбинированный | Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Работа над выборочным чтением. Анализ текста по вопросам учителя. Работа с иллюстративным материалом. Работа над трудными для понимания и незнакомыми словами и выражениями. Выделение главной мысли произведения. Характеристика главных действующих лиц. Нахождение смешного и комичного в рассказе. Коллективное обсуждение, высказывание собственной точки зрения |
52 | | | А.П. Чехов «Хамелеон» | урок | Комбинированный |
53 | | | Тестирование по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон» | урок | Урок контроля | Самостоятельная работа Выбор правильного ответа |
54 | | | Вн.\чт Чтение произведений о силе человеческого характера, о смелых и красивых поступках людей | урок | Комбинированный | Выборочное чтение, рассказывание отрывков из произведений. Использование элементов драматизации. Работа с иллюстративным материалом, рисунками учащихся. Организация работы в парах, командах. |
55 | | | Владимир Галактионович Короленко. Биография писателя. | урок | Комбинированный | Знакомство с биографией и основными этапами творчества писателя Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о знакомых учащимся произведениях Н. А. Некрасова. Выборочное чтение. |
56 | | | В. Г. Короленко «Дети подземелья». Я и мой отец | урок | Комбинированный | Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Работа над выборочным чтением. Анализ текста по вопросам учителя. Работа с иллюстративным материалом. Работа над трудными для понимания и незнакомыми словами и выражениями. Работа над характеристикой героев повести. Сравнение взаимоотношений Валика и Васи с сёстрами. Работа над пересказом содержания прочитанного. Работа над основной мыслью повести. Высказывание своего мнения о прочитанном |
57 | | | В. Г. Короленко «Дети подземелья» Я приобретаю новое знакомство | урок | Комбинированный |
58 | | | В.Г. Короленко «Дети подземелья» Знакомство продолжается | урок | Комбинированный |
59 | | | Рассказ-описание героев повести «Дети подземелья» | урок | Комбинированный |
60 | | | В.Г. Короленко «Дети подземелья». Осенью | урок | Комбинированный |
61 | | | В.Г. Короленко «Дети подземелья». Кукла | урок | Комбинированный |
62 | | | Характеристика главных героев повести «Дети подземелья» | урок | Комбинированный |
63 | | | Р/р Сочинение «Минуты радости и тревоги» | урок | Урок развития речи | Слушание объяснений учителя. Составление письменного рассказа по данному плану |
64 | | | Тестирование по повести В.Г. Короленко «Дети подземелья» | урок | Урок контроля | Самостоятельная работа. Выбор правильного ответа |
65 | | | Вн.\чт Легенды земли Омской. | урок | Комбинированный | Анализ прочитанных произведений. Выборочное чтение, рассказывание отрывков из произведений. Характеристика персонажей и их поступков. Коллективное обсуждение, высказывание собственного мнения. |
Русская литература XX века - 71 час |
66 | | | Максим Горький. Биография писателя. | урок | Урок обобщения и систематизации | Формирование понимания связи литературных произведений с эпохой их написания. Знакомство с биографией и основными этапами творчества писателя. Ответы на вопросы.. |
67 | | | А.М. Горький.«Детство» | урок | Комбинированный | Совершенствование техники чтения. Работа над выборочным чтением. Анализ текста по вопросам учителя. Работа с иллюстративным материалом. Работа над трудными для понимания и незнакомыми словами и выражениями. Чтение по ролям. Работа над характеристикой героев повести. Работа над пересказом содержания прочитанного. Работа над основной мыслью повести. Высказывание своего мнения о прочитанном |
68 | | | А.М. Горький. «Детство» Часть 2. Порядки в доме деда. | урок | Комбинированный |
69 | | | Часть 3. Характеристика главных героев. | урок | Комбинированный |
70 | | | Часть 4. Характеристика Алексея. | урок | Комбинированный |
71 | | | Тестирование по повести А.М. Горького «Детство» | урок | Урок контроля | Самостоятельная работа. Выбор правильного ответа |
72 | | | А.М. Горький.«В людях». | урок | Комбинированный | Работа над выборочным чтением. Анализ текста по вопросам учителя. Работа с иллюстративным материалом. Работа над характеристикой героев повести. Озаглавливание частей текста, работа над пересказом содержания прочитанного. Работа над основной мыслью повести. |
73 | | | «В людях» - повесть-автобиография. | урок | Комбинированный |
74 | | | Тестирование по повести А.М. Горького «В людях»» | урок | Урок контроля | Самостоятельная работа. Выбор правильного ответа |
75 | | | Михаил Васильевич Исаковский. Краткая биография поэта. | урок | Комбинированный | Знакомство с биографией и основными этапами творчества М. В. Исаковского. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. |
76 | | | М.В. Исаковский «Детство». | урок | Комбинированный | Работа над выразительным чтением. Сравнительный анализ произведений М. Горького и стихотворения М. Исаковского. |
77 | | | М.В. Исаковский «Ветер». | урок | Комбинированный | Работа над выразительным чтением. Работа над выразительными средствами языка. Словесное рисование. Разучивание стихотворения наизусть |
78 | | | М.В. Исаковский «Весна». | урок | Комбинированный | Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства, музыку, знания и опыт школьников. Анализ стихотворений по вопросам учителя. Выборочное чтение. |
79 | | | Тестирование по прочитанным произведениям М.В. Исаковского | урок | Урок контроля | Самостоятельная работа. Выбор правильного ответа |
80 | | | Вн/чт Стихи омских поэтов о природе родного края. | урок | Комбинированный | Анализ прочитанных произведений. Выразительное чтение, рассказывание наизусть отрывков из произведений. Работа над выразительными средствами языка. |
81 | | | Константин Георгиевич Паустовский. Жизнь и творчество. | урок | Комбинированный | Знакомство с биографией и основными этапами творчества К. Г. Паустовского. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о знакомых учащимся произведениях К. Г. Паустовского |
82 | | | К.Г. Паустовский «Последний черт». | урок | Комбинированный | Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Работа над выборочным чтением. Анализ текста по вопросам учителя. Работа с иллюстративным материалом. Работа над просторечными словами и выражениями. Работа над трудными для понимания и незнакомыми словами и выражениями. Работа над рассказом-описанием. Работа над характеристикой героев. Высказывание своего мнения о прочитанном |
83 | | | Способы отражения своеобразия героя в рассказе К. Паустовского. | урок | Комбинированный |
84 | | | Тестирование по рассказу К.Г. Паустовского | урок | Комбинированный |
85 | | | Михаил Михайлович Зощенко. Биография поэта. | урок | Комбинированный | Знакомство с биографией и основными этапами творчества М. М. Зощенко. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о знакомых учащимся произведениях М. М. Зощенко. Составление ответов на вопросы |
86 | | | М.М. Зощенко «Великие путешественники». | урок | Комбинированный | Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Работа над выборочным чтением. Анализ текста по вопросам учителя. Работа с иллюстративным материалом. Работа над характеристикой героев. Нахождение смешного и комичного в рассказе. Высказывание своего мнения о прочитанном |
87 | | | «В кругосветное путешествие тайком» 2 ч рассказа «Великие путешественники». | урок | Комбинированный |
88 | | | Чему учит рассказ М.М. Зощенко «Великие путешественники». | урок | Комбинированный |
89 | | | Тестирование по рассказу М.М. Зощенко «Великие Путешественники» | урок | Урок контроля | Самостоятельная работа. Выбор правильного ответа |
90 | | | Константин Михайлович Симонов. Биография поэта. | урок | Комбинированный | Знакомство с биографией и основными этапами творчества К. М. Симонова. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту |
91 | | | Симонов К.М. «Сын артиллериста» часть 1. «Два товарища» | урок | Комбинированный | Беседа о подвигах солдат с опорой на иллюстрации, знания школьников. Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Выразительное чтение. Работа над выборочным чтением. Анализ текста по вопросам учителя. Работа с иллюстративным материалом. Работа над характеристикой героя. Определение главной мысли произведения. Соотнесение пословиц с содержанием текста. Высказывание своего мнения о прочитанном. Разучивание наизусть отрывка стихотворения |
92 | | | Симонов К.М. «Сын артиллериста» часть 2. | урок | Комбинированный |
93 | | | Тестирование по произведению К.М. Симонова «Сын артиллериста» | урок | Урок контроля | Самостоятельная работа. Выбор правильного ответа |
94 | | | Валентин Петрович Катаев. Биография и творчество. | урок | Комбинированный | Знакомство с биографией и основными этапами творчества В. П. Катаева. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. |
95 | | | В.П. Катаев «Флаг». | урок | Комбинированный | Беседа о подвигах солдат с опорой на иллюстрации, знания школьников. Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Выразительное чтение. Работа над выборочным чтением. Анализ текста по вопросам учителя. Работа с иллюстративным материалом. Работа над характеристикой героев. Определение главной мысли произведения. Составление рассказа по прочитанному. Сравнение стихотворения К. Симонова «Сын артиллериста» и рассказа В. Катаева «Флаг». Высказывание своего мнения о прочитанном. |
96 | | | Тестирование по рассказу В.П. Катаева «Флаг» | урок | Комбинированный | Самостоятельная работа Выбор правильного ответа |
97 | | | Сочинение - рассуждение на тему « Что я знаю о войне? | урок | Урок развития речи | Составление рассказа по плану и опорным словам |
98 | | | Сочинение - рассуждение на тему « Что я знаю о войне? | урок | Урок развития речи | Запись рассказа |
99 | | | Николай Иванович Рыленков | урок | Комбинированный | Знакомство с биографией и основными этапами творчества поэта. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Работа с интерактивными заданиями |
100 | | | Н.И. Рыленков «Деревья» | урок | Комбинированный | Выразительное чтение. Работа над выборочным чтением. Анализ текста по вопросам учителя. Работа над характеристикой героя. Определение главной мысли стихотворения. Сравнение стихотворения М. Исаковского «Детство» и стихотворения Н. Рыленкова «Деревья». Коллективное обсуждение, высказывание собственного мнения |
101 | | | Н.И. Рыленков «Весна без вещуньи-кукушки…» | урок | Комбинированный | Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства, музыку, знания и опыт школьников. Выразительное чтение стихотворений. Обсуждение народных примет и пословиц, соотнесение их с прочитанными текстами. Словесное рисование. Работа над выразительными средствами языка. Разучивание стихотворения наизусть Самостоятельная работа Выбор правильного ответа |
102 | | | Н.И. Рыленков «Всё в тающей дымке…» | урок | Комбинированный |
103 | | | Тестирование по произведениям Н.И. Рыленкова | урок | Комбинированный | Самостоятельная работа Выбор правильного ответа |
104 | | | Вн.\чт Поэты о русской природе | урок | Комбинированный | Коллективное обсуждение, высказывание собственного мнения. Работа с иллюстративным материалом, рисунками учащихся. Организация работы в парах, командах. |
105 | | | Юрий Иосифович Коваль «Капитан Клюквин» | урок | Комбинированный | Знакомство с биографией и основными этапами творчества Ю. И. Коваля. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Совершенствование техники чтения. Анализ рассказа по вопросам учителя. Выборочное чтение. Составление характеристики клеста по данному плану. Характеристика рассказчика истории по опорным словам. Выделение комического в рассказе. Составление характеристики собаки Тузика. Работа с иллюстративным материалом. Описание собаки по плану. Составление рассказа от первого лица |
106 | | | Характеристика главных героев рассказа «Капитан Клюквин» | урок | Комбинированный |
107 | | | Чему учит рассказ Ю.И. Коваля «Капитан Клюквин» | урок | Комбинированный |
108 | | | Тестирование по рассказу Ю.И. Коваля «Капитан Клюквин» | урок | Урок контроля |
109 | | | Ю. И. Коваль «Картофельная собака» Глава 1. | урок | Урок закрепления знаний и умений |
110 | | | Ю. И. Коваль «Картофельная собака» Глава 2. | урок | Комбинированный |
111 | | | Тестирование по рассказу Ю.И. Коваля «Картофельная собака» | урок | Урок контроля | Самостоятельная работа. Выбор правильного ответа |
112 | | | Юрий Яковлевич Яковлев «Багульник». Часть 1 «Молчальник» | урок | Комбинированный | Знакомство с биографией и основными этапами творчества Ю. Я. Яковлева. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о породах собак с опорой на иллюстрации и знания учащихся. Совершенствование техники чтения. Анализ рассказа по вопросам учителя. Выборочное чтение. Составление характеристики героев рассказа. Работа с иллюстративным материалом. Составление рассказа от первого лица. Составление рассказа по данному плану. Выделение главной мысли рассказа. Коллективное обсуждение |
113 | | | Часть 2. «По следам Косты» | урок | Комбинированный |
114 | | | Часть 3. «Багульник расцвёл» | урок | Комбинированный |
115 | | | Тестирование по рассказу Ю.Я. Яковлева «Багульник» | урок | Урок контроля | Самостоятельная работа. Выбор правильного ответа |
116 | | | Сочинение «Мой питомец» | Урок развития речи | Комбинированный | Составление рассказа по плану т опорным словам |
117 | | | Радий Петрович Погодин «Время говорит - пора» Глава 1. | урок | Комбинированный | Знакомство с биографией и основными этапами творчества Р. П. Погодина. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Совершенствование техники чтения. Анализ рассказа по вопросам учителя. Выборочное чтение. Составление характеристики героев рассказа. Работа с иллюстративным материалом. Выделение главной мысли рассказа. Коллективное обсуждение |
118 | | | Радий Петрович Погодин «Время говорит - пора» Глава 2. | урок | Комбинированный |
119 | | | Тестирование по рассказу Р.П. Погодина «Время говорит – пора» | урок | Урок контроля | Самостоятельная работа. Выбор правильного ответа |
120 | | | Вн.\чт« Стихи на войне, стихи о войне»(поэты Сибири, Омской области о ВОВ) | урок | Комбинированный | Работа над выразительным чтением. Работа над выразительными средствами языка. Чтение наизусть стихотворений. Обсуждение народных примет и пословиц, соотнесение их с прочитанными текстами. Словесное рисование. |
121 | | | Анатолий Георгиевич Алексин «Двадцать девятое февраля» Часть 1 «Особенная девочка» | урок | Комбинированный | Знакомство с биографией и основными этапами творчества А. Г. Алексина. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Совершенствование техники чтения. Анализ рассказа по вопросам учителя. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Сопоставление пословицы с текстом произведения. Работа над описанием внешнего вида Лили Тарасовой. Характеристика героев рассказа. Работа с иллюстративным материалом. Деление текста на части по данному плану, пересказ по плану. Выделение главной мысли рассказа. Коллективное обсуждение Составление плана, рассказ по плану. |
122 | | | А. Г. Алексин «Двадцать девятое февраля» Часть 2 «Испытание» | урок | Комбинированный |
123 | | | Характеристика главных героев рассказа Алексина А.Г. «Двадцать девятое февраля» | урок | Урок обобщения и систематизации |
124 | | | Обобщение прочитанного рассказа Алексина А.Г. «Двадцать девятое февраля» | урок | Комбинированный |
125 | | | Тестирование по рассказу А.Г. Алексина «Двадцать девятое февраля» | урок | Урок контроля | Самостоятельная работа. Выбор правильного ответа |
126 | | | Константин Яковлевич Ваншенкин «Мальчишка» | урок | Комбинированный | Знакомство с биографией и основными этапами творчества К. Я. Ваншенкина. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Работа над выразительным чтением. Анализ стихотворения по вопросам учителя. Составление характеристики героев стихотворения. Работа с иллюстративным материалом. Выделение главной мысли стихотворения. Коллективное обсуждение |
127 | | | К.Я. Ваншенкин «Снежки» | урок | Урок обобщения и систематизации |
128 | | | Тестирование по прочитанным произведениям К.Я. Вашенкина | урок | Урок контроля | Самостоятельная работа. Выбор правильного ответа |
129 | | | Повторительно - обобщающий урок по изученным произведениям раздела «Русская литература XX века» | урок | Комбинированный | Выборочное чтение. Рассказывание отрывков из произведений. Работа в парах и группах. Работа с иллюстративным материалом. Составление характеристик персонажей. Выражение впечатления от прочитанного |
130 | | | Тестирование по прочитанным произведениям раздела «Русская литература XX века» | урок | Урок контроля | Самостоятельная работа. Выбор правильного ответа |
131 | | | Повторительно-обобщающий урок по изученным произведениям за год. | урок | Урок обобщения и систематизации | Работа с таблицей. Составление характеристик персонажей. Выражение впечатления от прочитанного, высказывание своего мнения, коллективное обсуждение |
132 | | | Тестирование по изученному за год | урок | Урок контроля | Самостоятельная работа Выбор правильного ответа |
133 | | | Урок – конкурс «Книга – источник знаний». | урок | Урок обобщения и систематизации | Проведение конкурсов и викторин. Работа в парах и группах |
134 | | | Проверка сформированности навыков осмысленного чтения | урок | Урок контроля | Самостоятельная работа Выбор правильного ответа |
135 | | | Сочинение - рассуждение на тему « Мой дом – моя Родина!» | урок | Урок развития речи | Составление рассказа по плану и опорным словам |
136 | | | Сочинение - рассуждение на тему « Мой дом – моя Родина!» | урок | Урок развития речи | Запись рассказа |