Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по чтению за курс 9 класса»
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» в 9 классе (чтение и развитие речи) составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
1. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой;
2.Учебного плана образовательного учреждения.
3.Учебника «Чтение» для 9 класса под редакцией А.К.Аксеновой, М.И.Шишковой. М., «Просвещение» 2017 год
Чтение как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения.
На уроках чтения в 9 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной мере владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.
Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные писателя, тем более его творческий путь, представленный даже в упрощённом варианте. Биографию писателя они чаще всего отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.
Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведениях; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения ;делать выводы ;обобщения, в том числе эмоционального плана.
Это требует серьёзной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
Программа рассчитана на 102 часа, по 3 часа в неделю.
Цель: создать условия для овладения учащимися навыками правильного, беглого ,сознательного и выразительного чтения.
Задачи:
вырабатывать навык правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;
учить быть социально адаптированным в плане общего развития и сформированности нравственных качеств;
воспитывать интерес к русской и зарубежной литературе.
-читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;
-выделять главную мысль произведения;
-давать характеристику главным героям;
-высказывать своё отношение к героям и их поступкам;
-пересказывать содержание произведения, рассказывать по предложенной теме в связи с прочитанным.
Примерная тематика.
Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве.
Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины, баллады.
Литературные сказки.
Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.
На примере художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка.
Произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.А.Крылова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого, А. Н. Майкова ,Ф.И.Тютчева, А.П.Чехова, А.И.Куприна, И.А.Бунина.
Произведения А.М.Горького, В.В.Маяковского, С.А.Есенина, А.Н.Толстого, А.А.Фадеева, М.А.Шолохова, К.Г.Паустовского, К. М.Симонова ,В. М. Инбер, Р.Гамзатова, В.М.Шукшина, Ф. А. Абрамова ,Ч.Айтматова, Л.Н. Ошанина , С.В.Михалкова.
Навыки чтения.
Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии.
Выделение главной мысли произведения.
Составление характеристик героев, обоснование своего отношения к героям и их поступкам, объяснение причин тех или иных поступков героев ( с помощью учителя).
Работа над планом, над средствами языковой выразительности.
Пересказ содержания прочитанного; составление рассказа по предложенной теме на материале нескольких произведений.
(уроки внеклассного чтения проводятся один раз в месяц)
Знание основных сведений из жизни писателей.
Чтение книг из школьной и районной библиотек. Самостоятельное чтение статей в газетах и детских журналах.
Обсуждение прочитанных книг, статей. Составление отзывов.
Умение передать главную мысль произведения, оценить поступки действующих лиц.
Ведение дневника или стенда внеклассного чтения.
Основные виды организации учебного процесса.
Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровневого и дифференцированного обучения.
Основнымивидами деятельности учащихся по предмету являются:
работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя, самостоятельное рассуждение.
Способы и формы оценки образовательных результатов
Знания и умения учащихся оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса.
Часто возникает вопрос, связанный с критериями оценки знаний учащихся, обучающихся по программе VIII вида. В массовой школе в качестве критерия успешности принято считать показатель 70-75% от общего количества предложенных заданий с учётом назначения и содержания работы, однако не поясняется, почему выбран этот показатель.
При оценивании сформированных знаний у детей с умственной отсталостью авторы различных исследований описывают 4 группы учащихся.
Первую группу составляют дети(10-15%), которые в целом правильно решают предъявляемые им задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.
Для второй группы(25-35%) характерен более замедленный темп усвоения учебного материала. Дети, входящие в эту группу, успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, т.к. самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы они справляются.
Третья группа учащихся (35-40%) отличается пассивностью, нарушением внимания, что приводит к различным ошибкам при решении задач, примеров, упражнений.
К четвёртой группе относятся дети (10-15%), которые занимаются по индивидуальной программе, т.к. основное содержание тех или иных предметов для них недоступны.
Соответственно названным группам около 45% учащихся способны освоить базовый уровень знаний, 35%-минимальный необходимый( сниженный уровень), а 20% учащихся могут быть оценены лишь по результатам индивидуальных достижений.
На основе этих характеристик оценку «удовлетворительно» можно поставить, если верно выполнено от 35% до 50% заданий, оценку « хорошо»-от50% до 65%, а оценку « очень хорошо»-свыше 65%.
В любом случае, организуя итоговую( контрольную) проверку знаний умственно отсталого школьника, следует исходить из достигнутого им минимального уровня, и из возможных оценок выбирать такую, которая стимулировала бы его учебную и практическую деятельность, так как никакие нормированные стандарты и критерии невозможно с максимальной точностью « применить» к ребёнку с интеллектуальным дефектом, поэтому эти предложения носят рекомендательный характер.
Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса:
1. Аксёнова А. К., Шишкова М.И. Чтение. Учебник для 9 класса общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы М.: « Просвещение», 2017 год.
2. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой: - М.: «Просвещение», 2011г.
Тематическое планирование
№
Тема
Кол-во часов
1.
Знакомство с учебником чтения.
1
2.
Устное народное творчество.
Русские народные песни
1
3.
Колыбельная
1
4.
«За морем синичка не пышно жила…»
1
5.
Былины
1
6.
На заставе богатырской(В сокращении)
1
7-9
Сказки
Сказка про Василису Премудрую(В сокращении)
3
10
Лиса и тетерев
1
11.
Урок внеклассного чтенияА.Ахматова «Стихи»
1
Из произведений русской литературы XIX века
12
Василий Андреевич Жуковский. Биография.
1
13-15
Три пояса(В сокращении)
3
16
Иван Андреевич Крылов. Биография.
1
17
Кот и Повар(В сокращении)
1
18
Урок внеклассного чтения Б.Васильев «А зори здесь тихие»
1
19
Александр Сергеевич Пушкин. Биография.
1
20-22
Руслан и Людмила(В сокращении)
3
23-25
Барышня-крестьянка(В сокращении)
3
26
Урок внеклассного чтения «Мой любимый герой»
1
27
Михаил Юрьевич Лермонтов. Биография.
1
28
Тучи
1
29
Баллада
1
30
Морская царевна(В сокращении)
1
31
Урок внеклассного чтенияМ.Зощенко «Любовь»
1
32
Николай Васильевич Гоголь. Биография.
1
33-35
Майская ночь, или Утопленница(Отрывки в сокращении)