Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по чтению»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план по предмету «Чтение и развитие речи» разработан в соответствии с нормативными правовыми актами:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), разработанная на основе ФГОС для детей с ОВЗ;
Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015г №26 (СанПиН 2.4.2.3286-15) "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования";
Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 4 сентября 1997 года № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIIIвидов» (с изменениями на 26 декабря 2000 года)
Приказ комитета образования и науке Волгоградской области №856 от 31.08.2017г «Об утверждении примерного учебного плана общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в государственных образовательных организациях, подведомственных комитету образования и науки Волгоградской области»;
Приказ комитета по образованию и науке администрации Волгоградской области от 14 февраля 2012 г. n 123 "Об утверждении примерного учебного плана индивидуального обучения на дому лиц, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающих общеобразовательные учреждения";
Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения (письмо Управления специального образования Министерства образования РФ от 28.02.2003 г. № 27/2643-6);
Письмо Министерства образования РФ №01-50-25/32-05 от 24.01.03 "О защите конституционных прав на образование и иных социальных прав детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью";
Постановления Правительства РФ от 18.08.2008 № 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья»;
Письмо Минобразования РФ от 06.09.2002 № 03-51-127ин/13-03 «Об объемных показателях для разработки федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования»);
Письмо Министерства образования РФ от 14.03.2001 года №29/1448-6 «Рекомендации по порядку проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.12.2011 № 19337 "О введении третьего часа физической культуры";
Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 года № 345 "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования";
Устав образовательной организации ГКОУ «Котовская школа-интернат».
Рабочая программа курса «Чтение и развитие речи» разработана на основе авторской программы В.В. Воронковой (М.: Просвещение, 2008).
Программа ориентирована на учебник Ильиной С.Ю. «Книга для чтения» 2-го класса, С-Петербург филиал Просвещение 2013 г
Тексты для чтения, включенные в учебник, носят познавательный характер. По возможности авторы старались их сделать интересными для
детей по содержанию.
Цель программы:
Заложить основы у ученицы интереса к уроку чтения и к чтению как процесса.
Задача программы:
Обеспечение постепенного перехода от послогового чтения к чтению целыми словами, развивать умение общаться на уроке, воспитывать интерес к чтению, любознательность, настойчивость, терпеливость, трудолюбие.
Срок реализации программы 1 год.
2.Общая характеристика учебного предмета.
Программа ориентирована на использование учебника Ильиной С.Ю. «Книга для чтения» 2-го класса, С-Петербург филиал Просвещение 2013 г. Данный учебник допущен Министерством образования РФ.
В программе на каждый год обучения дается примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объему внеклассного чтения.
Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.
На всех годах обучения читаются произведения о нашей Родине, ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа.
Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым умственно отсталые учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.
Беглое чтение, т. е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно.
Рабочая программа реализует следующие цели и задачи, предусмотренные федеральным компонентом государственного стандарта и программой основного общего образования по чтению и развитию речи:
•развитие устной речи учащейся;
•формирование фонематического слуха;
•последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур;
•развитие памяти, устной речи и познавательных способностей;
•воспитание нравственных качеств.
•воспитание у обучающейся целенаправленности, работоспособности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля.
Коррекционные цели и задачи курса:
коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) с учетом их индивидуальных возможностей.
коррекция и развитие слуховой и зрительной памяти.
коррекция и развитие зрительного восприятия и узнавания;
коррекция и развитие пространственных представлений и ориентации;
коррекция нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы;
развитие умения отвечать на вопросы, находить ответы в тексте;
Тексты для чтения, включенные в «Букварик», носят познавательный характер. По возможности авторы старались их сделать интересными для
детей по содержанию.
Данная программа составлена с учётом психофизических особенностей ребёнка с интеллектуальной недостаточностью. Основными методами урока являются: словесные – чтение, рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой; наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр; практические – пересказывание, ответы на вопросы.
Рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с картиной, планом, просмотр и разбор отдельных фрагментов кино, мультфильмов, сказок, заслушивание отрывков произведений в авторском исполнении.
Межпредметные связи:
Математика. Название чисел в пределах 10. Поиск нужной страницы в учебнике.
Письмо и графика. Письменные ответы на вопросы по тексту. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.
Развитие речи и окружающий мир. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы.
Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных.
Настоящая программа будет реализована в форме индивидуального обучения дома у ученицы. Уроки чтения будут проводиться по понедельникам и средам.
3.Место учебного предмета в учебном плане.
Данный учебный предмет относится к предметной области «Язык и речевая практика» . Чтение и развитие речи изучается с сентября 2019 года по май 2020 года. Выделено планом 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год. Количество учебных недель – 34
по вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о чем читали или слушали.
Учащаяся должна знать:
- наизусть 3—4 стихотворения.
6.Критерии нормы оценки.
Оценивание достижений обучающейся ведётся по пятибалльной системе. Основным инструментарием для оценивания планируемых результатов освоения программы является:
класс
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
5
Проверка техники чтения
Проверка техники чтения
Проверка техники чтения
Проверка техники чтения
Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путем специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.
С целью выявления отдельных умений и навыков по чтению может проводиться текущая проверка и оценка знаний.
Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов на уроке. Такая форма опроса может быть использована, в основном, на обобщающих уроках.
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): I класс—10 слов; II — 15—20 слов; III — 25—30 слов; IV —35—40 слов; V —45—60 слов; VI —70—80 слов; VIII — IX —90—100 слов.
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
7.Календарно – тематическое планирование.
№
Тема урока
Количество часов
Дата
Примечания
1 чет
1
«Первый день календаря» С.Маршак
1
предметные картинки
2
«Я учусь писать» М.Яснов
1
3
Четыре цвета» По В.Голявкину
1
предметные картинки
4
«Пятёрка» Р.Сеф
1
5
«Уроки» По В.Драгунскому
1
6
Падают, падают листья…М. Ивенсон
1
предметные картинки
7
Здравствуй, осень.
В.Викторов
1
сюжетные картинки
8
Белкина кладовка. Е. Благинина
1
2 чет
9
Русские народные сказки.
Вершки и корешки.
1
сюжетные картинки
10
Русские народные сказки. Лиса и кувшин.
1
сюжетные картинки
11
Кто любит собак. Р. Сеф
1
12
Котёнок. Е. Благинина
1
13
Птичка По В. Голявкину
1
сюжетные картинки
14
Птичьи загадки
1
15
Зайчик и рябина. В Сухомлинский
1
16
Что такое Новый год? Е.Михалова
1
предметные картинки
17 3 чет
Снеговики. По Л . Сергееву
1
18
Своими руками. В. Осеева
1
19
Первая рыбка. Е.Пермяк
1
20
Вкусный пирог. По П.Тихонову
1
сюжетные картинки
21
Про Людочку. В.Карасёва
1
22
Никто не мешает. Р.Баумволь
1
23
Брысь, шапочка! А.Седугин
1
24
Песенка о вежливости. С.Маршак
1
предметные картинки
25
Художник-весна. По Г.Скребицкому
1
26
Подснежник. Е.Серова
1
27 4 чет
Салют весне. З.Александров
1
сюжетные картинки
28
Банька. Ю.Кушак
1
29
Весёлые загадки
1
30
Земляника. Е.Трутнева
1
31
Солнце и радуга. У.Ушинский
1
предметные картинки
32
Читалочка. В.Берестов
1
33
Читателю.Р.Сеф
1
34
Обобщающий урок
1
сюжетные картинки
8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Учебники:
Ильина С.Ю. «Книга для чтения» 2 класс, С-Петербург филиал Просвещение 2013 г
Программно-методическое обеспечение:…..
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В. В., авторы О. И. Бородина, В.М. Мозговой, «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, сборник 1», Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Москва, 2011 г. и допущена Министерством образования и науки Российской Федерации.