kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа курса Альтернативная коммуникация

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа с пояснительной запиской и календарно - тематическим планированием.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса Альтернативная коммуникация»

Рабочая программа коррекционных занятий «Альтернативная коммуникация»


Цель обучения – формирование умения обучающихся использовать доступные средства поддерживающей коммуникации в различных жизненных ситуациях, для объяснения своих потребностей, желаний и выражения себя.

Задачи курса:

  • Формирование умения сообщать о своих потребностях, желаниях, а также выражать себя с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации;

  • Формирование умений пользоваться мимикой, жестами, функциональными словами, изображениями, фотографиями, пиктограммами, для объяснения своих потребностей и желаний

  • Формирование пассивного словаря понятий, объясняющих основные действия

  • Формирование умения ориентироваться в схеме собственного тела;

  • Формирование и поддержание у учащихся интереса к общению;

  • Формирование умений использовать разные средства коммуникации, доступные индивидуальным возможностям учащихся;

  • Обучение отражению эмоций с помощью различных средств коммуникации;

  • Формирование потребности в сопереживании;

  • Формирование адекватного ситуации поведения ребенка в окружающей среде, необходимых умений и навыков социального взаимодействия.

Нормативные документы:

Рабочая программа коррекционных занятий «Альтернативная коммуникация» для обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью разработана на основе следующих документов:

  • Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 21 декабря 2012 г.

  • Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее – ФГОС НОО ОВЗ)

  • Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (далее – ФГОС УО)

  • Приказ Министерства образования и науки Пермского края от 18.07.2014 № СЭД-26-01-04-627 «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения на дому»

  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189)

  • СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26)

  • Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант2).

  • Учебного плана МАОУ «Ныробская СОШ имени А.В.Флоренко»;

  • Положение о рабочей программе МАОУ «Ныробская СОШ имени А.В.Флоренко».

Ребенок с умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющий вербальной речью, становится непонятным окружающим, что затрудняет полноценное общение с ним. Выходом из этой ситуации является обучение ребенка использованию альтернативных средств коммуникации. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или замены речи (в случае ее отсутствия).

Коррекционная работа в рамках курса тесно взаимосвязана с обучением, по предмету «Общение». Приоритетной задачей коррекционного курса является обучение детей альтернативной коммуникации как средству, а в рамках предмета «Общение» происходит обучение детей умению пользоваться этим средством.

Место предмета в учебном плане

Согласно учебного плана МАОУ «Ныробская СОШ имени А.В.Флоренко» на изучение курса «Альтернативная коммуникация», в классе с обучающимися с тяжелыми и множественными нарушениями развития, предусмотрено 2 часа в неделю, 68 часов год.

Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение индивидуальных и групповых занятий во вторую половину дня. Занятия каждой группы и индивидуальные занятия проводятся 2 раза в неделю. На индивидуальные занятия отводится 15-20 минут на каждого обучающегося. На занятия с группой обучающихся 20-30 минут. Рекомендуемая наполняемость групп для занятий – 2-4 обучающихся.

Содержание учебного предмета

Содержание курса строится с учетом возможности выбора доступных средств коммуникации. Обучение исходит от реального предмета/объекта к абстрактному символу или жесту. Применяется метод постоянной стимуляции и поддержки мотивации к общению. Обучение альтернативной коммуникации происходит в рамках функционального использования (для решения задач различного назначения).

Формирование коммуникативных навыков строится с того уровня, на котором в данный момент находится учащийся. В процессе обучения происходит постоянное пополнение и расширение способностей к общению.

Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация» направлен на овладение способами взаимодействия, обмена социальным опытом и включает следующие разделы:

1. Ориентирование в визуальном расписании

2. Предъявление основных потребностей и желаний

3.Формирование умений пользоваться разными кодами альтернативной коммуникации – жесты, пиктограммы, иллюстрации и др.

3.1 Использование жестов

3.2 Манипуляции и действия с предметами

3.3 Иллюстрации (фото, изображения, карточки PECS и др.)

3.4 Пиктограммы

3.4 Функциональные слова

4. Формирование навыков глобального чтения и альтернативного письма.

Ожидаемые результаты освоения программы

У обучающихся будут сформированы:

1. Потребность в коммуникации.

2. Способность понимать обращённую речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, символов.

3. Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использовать предметы для выражения потребностей путём указания на них жестом; использовать доступные жесты, взгляд, мимику для передачи сообщений; использовать графические изображения (символы) объектов и действий путём указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом.

4. Способность понимать слова, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.

5. Умение использовать вербальные средства коммуникации.

Основные требования к умениям учащихся

Обучающиеся должны уметь:

- понимать обращённую речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, символов и т.д.;

- использовать средства альтернативной коммуникации: жесты, взгляд, мимику, графические изображения, символы, коммуникативные тетради;

- использовать вербальные средства общения (слово); - использовать усвоенный словарный материал в коммуникативных ситуациях;

-понимать слова, обозначающие объекты/субъекты (предметы, материалы, люди, животные и т.д.);

- выполнять задания по словесной инструкции учителя; - правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;

- выполнять артикуляционные и дыхательные упражнения; - выполнять развивающие упражнения для рук;

- выполнять графические упражнения. Наглядно-демонстрационный материал.

На занятиях используются:

карточки с эмоциями, рисунки, графические изображения, предметы, игрушки, дидактические пособия, символы, индивидуальный раздаточный материал, технические средства обучения (презентации), коммуникативные тетради для общения, сюжетные картинки различной тематики для развития речи


Учебно-тематический план


Тема

Кол-во часов

I четверть (16 часов)

1

Обследование общего развития обучающихся

3

2

Мимика лица

3

3

Я и мои жесты

4

4

Звучащие предметы

2

5

Пойми меня. Игра «Клубок»

2

6

Мое имя

2

II четверть (15 часов)

7

Предмет и вид деятельности

4

8

Свойства объектов

4

9

Посуда. Сюжетно-ролевая игра «Накрываем на стол»

3

10

Продукты питания

2

11

Мебель

2

III четверть (19 часов)

13

Понятие «Звук». Артикуляция звука [А]

3

14

Одежда. Артикуляция звука [У]

4

15

Обувь. Артикуляция звука [О]

4

16

Домашние животные. Артикуляция звуков [АУ], [УА]

4

17

Дикие животные. Артикуляция звука [И]

4

IV четверть (17 часов)

18

Части тела. Артикуляция звуков [Т-Т'], [Д-Д']

4

19

Овощи. Артикуляция звуков [К-К'], [Г-Г]

4

20

Фрукты. Артикуляция звуков [В-В'], [Ф-Ф']

4

21

Части суток

3

22

Транспорт

2


Всего

68



Календарно-тематическое планирование на 8 – 9 класс (68 часов в год)

Название раздела и темы.

Кол-во часов

Календ. сроки

Фактич.


Обследование общего развития обучающихся.

4



1

Изучение медицинских карт, сведений о семье ребёнка, данных о раннем речевом развитии.

1



2

Обследование речи: понимание обращённой речи, внятность речи, лексический строй речи.

1



3

Психомоторное развитие: мелкая моторика рук, общая координация движений, мимика.

1



4

Обследование психических процессов.

1




«Ближайшее окружение».

3



5

Знакомство с жестом и символом «Няня».

1



6

Знакомство с жестом и символом «Воспитатель».

1



7

Знакомство с жестом и символом «Человек».

1




«Развлечения улице».

3



8

Знакомство с жестом и символом «Качели (1)», «Качели (2)».

1



9

Знакомство с жестом и символом «Песок», «Песочница».

1



10

Знакомство с жестом и символом «Вода».

1




«Животные».

5



11

Знакомство с жестом и символом «Медведь».

1



12

Знакомство с жестом и символом «Корова».

1



13

Знакомство с жестом и символом «Лошадь».

1



14

Знакомство с жестом и символом «Свинья».

1



15

Знакомство с жестом и символом «Коза».

1




«Свойства объектов».

5



16

Повторение жестов и символов «Тёплый, горячий, холодный»

1



17

Повторение жестов и символов «Чистый, грязный».

1



18

Знакомство с жестом и символом «Большой».

1



19

Знакомство с жестом и символом «Маленький».

1



20

Обобщение понятий.

1




«Еда - поощрение».

4



21

Знакомство с жестом и символом «Конфета».

1



22

Знакомство с жестом и символом «Шоколад».

1



23

Знакомство с жестом и символом «Мороженое».

1



24

Знакомство с жестом и символом «Чипсы».

1




«Повседневные действия».

14



25

Знакомство с жестом и символом «Бежать».

1



26

Знакомство с жестом и символом «Прыгать».

1



27

Знакомство с жестом и символом «Лазать».

1



28

Знакомство с жестом и символом «Ломать».

1



29

Знакомство с жестом и символом «Плавать».

1



30

Знакомство с жестом и символом «Сейчас».

1



31

Знакомство с жестом и символом «Извините».

1



32

Знакомство с жестом и символом «Ждать».

1



33

Знакомство с жестом и символом «Гулять».

1



34

Знакомство с жестом и символом «Играть».

1



35

Знакомство с жестом и символом «Качаться».

1



36

Знакомство с жестом и символом «Копать».

1



37

Знакомство с жестом и символом «Знать».

1



38

Сюжетно-ролевая игра.

1




«Животные».

6



39

Знакомство с жестом и символом «Рыба».

1



40

Знакомство с жестом и символом «Утка».

1



41

Знакомство с жестом и символом «Курица».

1



42

Знакомство с жестом и символом «Петух».

1



43

Знакомство с жестом и символом «Мышь».

1



44

Сюжетно-ролевая игра.

1




«Транспорт».

7



45

Знакомство с жестом и символом «Корабль».

1



46

Знакомство с жестом и символом «Поезд».

1



47

Знакомство с жестом и символом «Самолёт».

1



48

Знакомство с жестом и символом «Велосипед».

1



49

Знакомство с жестом и символом «Метро».

1



50

Знакомство с жестом и символом «Трамвай».

1



51

Знакомство с жестом и символом «Троллейбус»

1




«Движение на транспорте».

9



52

Знакомство с жестом и символом «Ехать».

1



53

Знакомство с жестом и символом «Ехать на лошади».

1



54

Знакомство с жестом и символом «Ехать на велосипеде».

1



55

Знакомство с жестом и символом «Ехать на машине».

1



56

Знакомство с жестом и символом «Ехать на автобусе».

1



57

Знакомство с жестом и символом «Ехать на троллейбусе».

1



58

Знакомство с жестом и символом «Ехать на трамвае».

1



59

Знакомство с жестом и символом «Куда?».

1



60

Сюжетно-ролевая игра.

1




«Признаки принадлежности».

4



61

Знакомство с жестом и символом «Мой».

1



62

Знакомство с жестом и символом «Твой»

1



63

Знакомство с жестом и символом «У меня/тебя есть».

1



64

Сюжетно-ролевая игра.

1




Обследование обучающихся.


4



65

Обследование речи: понимание обращённой речи, внятность речи.

1



66

Психомоторное развитие: мелкая моторика рук, общая координация движений, артикуляционная моторика, мимика.

1



67

Понимание и использование альтернативных средств коммуникации.

1



68

Обследование обучающихся.

1




Итого: 68 часов.




Планируемые предметные и личностные результаты

Предметные результаты:

- Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов;

- Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения;

- Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач;

- Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом;

- Использование доступных жестов для передачи сообщения;

- Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;

- Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах.


Личностные результаты:

- Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному полу, осознание себя как «Я»;

- Социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности;

- Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей.


Базовые учебные действия


Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

- фиксирует взгляд на яркой игрушке;

- фиксирует взгляд на движущей игрушке;

- переключает взгляд с одного предмета на другой;

- фиксирует взгляд на лице педагога;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

- фиксирует взгляд на изображении;

- фиксирует взгляд на экране монитора.

2) умение выполнять инструкции педагога:

- понимает жестовую инструкцию;

- понимает инструкцию по пиктограммам;

- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

3) использование по назначению учебных материалов:

- бумаги; карандаша, мела

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполняет действие способом рука-в-руке;

- подражает действиям, выполняемые педагогом;

- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.



Перечень материально-технического обеспечения


Разрезные карточки:

Домашние животные

Посуда

Мебель

Одежда и обувь

Транспорт

Демонстрационные карточки «Домашние животные»

Демонстрационные карточки «Продукты питания»

Демонстрационные карточки «Посуда»

Демонстрационные карточки «Мебель»

Демонстрационные карточки «Одежда»

Демонстрационные карточки «Транспорт»

Демонстрационные карточки «Предметы быта»

Деревянные бусинки и веревочки (шнуровка-бусы)

Мозаика

Наборы муляжей овощей и фруктов

Наборы для сюжетно-ролевых игр:

Мебель (игровой набор)

Материал:

Состав: шкаф 1шт., вешалка 2 шт., кровать 1 шт,,тумбочка 1 шт.,трюмо 1 шт.,стол 1 шт., стул 2 шт.

Игрушечная кухня (набор)


Формы оценивания, средства мониторинга и оценка результатов


Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.


Цель:

1.Определить уровень знаний учащихся за учебный год.

2.Проводить контроль работ учащихся за усвоением программного материала.


Личностные результаты

Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

Результаты:

  • 0 баллов - нет продвижения;

  • 1 балл – минимальное продвижение;

  • 2 балла – среднее продвижение;

  • 3 балла – значительное продвижение.


Предметные результаты


Бальная система оценки:

  • 0 балл - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;

  • 1 балла - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;

  • 2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

  • 3 балла – способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

  • 4 баллов – способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;

  • 5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.



Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.

В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.

Например:

«выполняет действие самостоятельно»,

«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),

«выполняет действие по образцу»,

«выполняет действие с частичной физической помощью»,

«выполняет действие со значительной физической помощью»,

«действие не выполняет»;


Представление:

«узнает объект»,

«не всегда узнает объект» (ситуативно),

«не узнает объект».

Тест учебных достижений учащегося


п\п

Наименование теста

2019_ -2020_ уч. год

ноябрь


май





Итого:






1

I. Независимость (самостоятельность) - 10 баллов



2

Способен самостоятельно ориентироваться в задании



3

Может сам пользоваться туалетом



4

Может сменить одежду



5

Надевает обувь, носки



6

Имеет желание убирать за собой (пролитую воду, краску...)



7

Итого:



8

II. Социализация - 14 баллов



9

Отвечает на приветствие



10

Умеет сказать и воспринять «пожалуйста, извините...»



11

Принимает помощь учителей и сверстников



12

Просит помощи, если она необходима



13

По собственной инициативе способен оказать помощь



14

Умеет дожидаться своей очереди



15

Демонстрирует добрые чувства к другим людям



16

Итого:



17

III. Развитие мелкой моторики - 22 балла



18

Аккуратно переливает воду из одного сосуда в другой



19

Аккуратно переливает воду из чайника в чашку



20

Аккуратно переливает воду из одного сосуда в несколько поровну



21

Пересыпает зерно из одной плошки в другую при помощи при помощи ложки



22

Успешно работает с бельевыми прищепками



23

Успешно работает с пинцетом и бусинами



Итого:














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Рабочая программа курса Альтернативная коммуникация

Автор: Пеленювене Светлана Анатольевна

Дата: 25.10.2019

Номер свидетельства: 524138

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Программа профильного обучения 10 класс. "
    ["seo_title"] => string(44) "proghramma-profil-nogho-obuchieniia-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "206543"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1430211015"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства