kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа коррекционного курса обучающихся с УО 2 вариант. Альтернативная коммуникация

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа альтернативная коммуникация для детей с УО 2 вариант.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа коррекционного курса обучающихся с УО 2 вариант. Альтернативная коммуникация»

«Утверждаю» «Согласовано» Рассмотрено

И.о.Директор МБОУ зам.директора по УР на заседании МО

«Школа-интернат №4 «___» ________20___ протокол № ____

для обучающихся с ____И.А.Кузнецова от «____» ____20___г

ограниченными

возможностями здоровья

г.Перми

__________ Н.Ю.Амирова

«_____» ________20___




Рабочая программа


Коррекционного курса обучающихся с УО (вариант 2)

«Альтернативная коммуникация» .


Год обучения: 2-й


Составители учитель – логопед: Тютикова Ю.В


Количество часов на год 33


В неделю 1


Программа составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

(вариант 2)

МБОУ «Школа – интернат № 4 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Перми.




СОДЕРЖАНИЕ

1.

Пояснительная записка

1.1.

Нормативная правовая база реализации РП

1.2.

Информация о назначении программы курса

1.3.

Цели, задачи, принципы

1.4.

Обоснование выбранных технологий, средств, методов, форм, средств организации внеурочной деятельности

1.5.

Сведения о распределение часов по годам обучения 5

2.

Планируемые результаты

3.

Критерии оценки

4.

Содержание курса

4.1

2-й год обучения

5.

Тематическое планирование

6.

Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения рабочей программы

7.

Лист внесения изменений и дополнений



























1. Пояснительная записка

1.1. Нормативная правовая база

Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация» разработана в соответствии

нормативно-правовой базой:

-Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.;

-Федерального закона от 29.12.2010 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ №1599 от 19 декабря 2014 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

- АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) МБОУ «Школа-интернат №1 для обучающихся с ОВЗ» г.Перми.;

- «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.03.2000 №27/901-6;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 №38528).

- Учебный план МБОУ «Школа-интернат №1 для обучающихся с ОВЗ» г.Перми на 2018-2019 учебный год для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

1.2. Информация о назначении программы курса

У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы.

Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия:

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.

Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия)/ приветствие (прощание) с использованием мимики.

Развитие речи средствами невербальной коммуникации.

Импрессивная речь.

  • Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).

  • Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся, класса, педагогов.

  • Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).

  • Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).

  • Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).

  • Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).

  • Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).

  • Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).

  • Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.).

  • Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении(в, на, под, из, из-за и др.).

  • Понимание простых предложений.

  • Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.



1.3 Цели, задачи, принципы, на которых строится данная программа курса

Цель обучения – формирование коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет выпускникам максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.

Задачи:

  • сформировать способность пользоваться доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными;

  • научить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач;

  • развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.

В программе реализованы следующие принципы коррекционной педагогики в соответствии с симптоматикой речевого нарушения:

  • принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);

  • принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;

  • принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;

  • принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры выраженности речевого нарушения;

  • деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с отклонением в речи.


1.4 Обоснование выбранных технологий, средств, методов, форм, средств организации курса

Особенности организации образовательного процесса соответствуют положениям образовательной программы начального общего образования в МБОУ «Школа-интернат №4 для обучающихся с ОВЗ» г.Перми. Это определяет формы, методы и технологии обучения, применяемые на занятиях курса. Взаимосвязь перечисленных структурных компонентов методики преподавания отражена в таблице.

Уровень

образования


Ведущие методы

преподавания


Оптимальные формы

организации познания


Используемые

технологии обучения


Начальное

образование


- по характеру

познавательной

деятельности: частично

исследовательский;

- по источнику получения

знаний:

словесно-практический,

наглядный


1. Учебная дискуссия в

различных формах

(межгрупповое

взаимодействие)

2. Работа в малых группах

3. Индивидуальная работа

4. Фронтальная работа


-технология

учебного диалога


Для успешной реализации используются групповые занятия, подвижные микрогруппы и индивидуальные занятия. Методы, используемые на занятиях: игра, элементы арттерапии, элементы сказкотерапии.



1.5. Сведения о распределение часов по годам обучения

Согласно учебному плану школы на освоение курса отводится:

2-й год обучения – 1 часа в неделю. Учебных недель в году 33, общее количество часов – 66;

2. Планируемые результаты

Предметные результаты освоения конкретного коррекционного курса

  • Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений),неспецифических жестов;

  • Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения;

  • Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач;

  • Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом;

  • Использование доступных жестов для передачи сообщения;

  • Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;

  • Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях;

  • Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах;

  • Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв.

Личностные результаты

  • Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному полу, осознание себя как «Я»;

  • Социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности;

  • Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в органичном единстве и разнообразии природной и социальной части.

Базовые учебные действия.

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;

  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения


3. Критерии оценки результатов обучения

Программа не предусматривает критериев оценок, поскольку цифровая отметка на логопедических занятиях учащимся не ставится.

Оценка достижений обучающихся производится по результатам логопедического обследования устной и письменной речи, которая проводится в начале и конце каждого учебного года, отражается в речевых картах учащихся и итоговом отчете учителя-логопеда за год.


Уровни освоения (выполнения) действий/операций

1. Пассивное участие/соучастие – действие выполняется взрослым (ребенок

позволяет что-нибудь сделать с ним)



2. Активное участие – действие выполняется ребенком:

  • со значительной помощью взрослого;

  • с частичной помощью взрослого;

  • по последовательной инструкции (изображение или вербально)



дд

д

ди


  • по подражанию или по образцу

  • самостоятельно с ошибками

  • самостоятельно


до

сш

с



Сформированность представлений


1. Представление отсутствует

-


2. Не выявить наличие представлений

?


3. Представление на уровне:

  • использования по прямой подсказке;

  • использования с косвенной подсказкой (изображение);

  • самостоятельное использование


пп

п

+


4. Содержание курса

4.1. 2-й год обучения.

«Альтернативная коммуникация» как систематический курс представлен двумя разделами : «Коммуникация» и «Развитие речи средствами вербальной и альтернативной коммуникации».

Коммуникация:

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации:

- Коммуникация с использованием вербальных средств:

Установление зрительного контакта с собеседником. Реагирование на собственное имя.

Приветствие собеседника звуком (словом). Привлечение к себе внимания звуком (словом).

Выражение своих желаний звуком (словом). Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом). Выражение благодарности звуком (словом). Прощание с собеседником звуком (словом).

- Коммуникация с использованием невербальных средств:

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой, жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики и жеста. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма).


Импрессивная речь (умение понимать обращенную речь):

Реагирование на собственное имя. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).

Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.



Экспрессивная речь (умение употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания):

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа и др.) Называние собственного имени. Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Использование графического изображения для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Использование графического изображения для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).

Использование графического изображения для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.). Использование графического изображения для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).

Использование карточки для обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др.

Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения.

Предпосылки к осмысленному чтению и письму:

Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).

Начальные навыки чтения и письма:

Узнавание звука в слоге. Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге. Называние буквы. Чтение простого (гласного) слога. Написание буквы.

(«дай» и «на»), приветствия и прощания, «хорошо», «плохо», «иди ко мне», «благодарность», «стоп», «хочу в туалет», «мыть руки», «есть», «пить», «отдыхать/спать», жесты «одеваться» и «раздеваться», «похвала», «грозить», «жарко», «холодно», «тихо», «громко».

Стимуляция расширения познания окружающего мира, использование жестов на других учебных предметах: обозначающих основные природные явления (дождь, снег); обозначающих действия, трудовые операции во время предметно-практической деятельности (катать, резать, разрезать, мять, писать и др.); обозначающие предметы бытового окружения; обозначающие количественные отношения (высоко-низко, широко-узко, количество на пальцах и др.); обозначающие транспорт (машина, самолет, поезд и др.); обозначающие некоторых представителей животного и растительного мира;

4. Манипуляции и действия с предметами

Основная задача – расширение познания предметного мира, для ориентирования в нем и коммуницирования с его помощью. Ориентирование в распорядке учебного дня при помощи предметов, наиболее ярко обозначающих ту или иную деятельностью (урок – тетрадь, музыка, музыкальный инструмент и др.). Стимуляция предъявлений ребенком различных требований с помощью окружающего предметного мира (хочет рисовать – дает кисть, хочет играть – дает мяч и др.)

5. Работа с символами

Ориентирование в визуальном расписании. Возможность сказать о своих потребностях с помощью карточки с визуальным кодом (фото, рисунок, пиктограмма и др.). Обучение глобальному чтению тех слов, которые наиболее значимы для ребенка. Составление слов (альтернативное письмо) Составление коротких предложений объект-действие, по смыслу

(например, мяч – играть).

Обучение ориентироваться в визуальном расписании: режимные моменты (завтрак, обед, домой); начало, конец занятия, учебного дня, перерыв, игра; учебные предметы.

Основные потребности и желания: туалет, есть, пить, да/нет (карточки), игра, домой, боль, стоп.

Расширение активного словаря символов: лакомства, еда (категории), игрушки, семья, деятельность в школе (учиться, писать, считать, читать, танцевать и др.), бытовое окружение и действия с ним, одежда (категории), сезонные изменения (календарь погоды), ориентирование в частях тела с помощью пиктографического кода, уточнение состояния здоровья с помощью пиктографического кода.

Ориентирование в социальной жизни с помощью символов (социальные истории): я (рассказ обучающемся), я здороваюсь, я прощаюсь, я и одноклассники, мой день в школе, мой день дома, моя семья, поход к врачу, поход в магазин, прогулка, событие (день рождения, праздник и др.), поддержи друга, приготовление блюда, сервирование стола, правила поведения за столом, транспорт, опасность.

6. Глобальное чтение и альтернативное письмо: составление коротких слов, значимых для учащегося и использование их в коммуникации; составление коротких предложений из знакомых слов или букв, и использование их в практике коммуникации.

5. Тематическое планирование.

2-й год обучения

(1 р/нед. - 33 часа)


№ п/п

Тема

Кол-во

часов


Дата

проведения


1

Обследование устной и письменной речи обучающихся.


2

1-2 неделя

2

Имена детей в речи учителя.


1

3 неделя

3



Выявление представлений детей о цвете

Различение предметов по цвету и форме

Составление композиций из 2-3 деталей разного цвета



1



4 неделя


4


Выполнение одночленных и двучленных инструкций по заданию учителя

Слушание, запоминание и воспроизведение слоговых компонентов (2-3 слога), близких по звучанию (в рифму)


1


5 неделя


5

Выбор из двух близких по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению

1

6 неделя

6


Слушание сказок в устном изложении учителя, выбор учащихся картинок по мере изложенного текста

1


7

Игры и упражнения на подвижность и четкость

движений органов артикулярного аппарата

1

7 неделя

8

Заучивание чистоговорок с голоса учителя, их

произношение

1

8 неделя

9

Упражнения на развитие речевого дыхания (пение

слоговых цепочек на мотивы знакомых детских песен)


1

9 неделя


10

Упражнения на развитие речевого дыхания (пение

слоговых цепочек на мотивы знакомых детских песен)


1

10 неделя



Упражнения на развитие речевого дыхания

(перечисление 2-3 предметов на одном дыхании)





11

Упражнения на развитие речевого дыхания

(произнесение небольших стихотворений в

сопровождении движений)

1

11 неделя


12


Различение громкой и тихой речи в игре

Быстрое и медленное произнесение ряда звуков, слогов, слов.

1


12 неделя


13

Разучивание детских стихотворений.


1

13 неделя

14


Вопросительная и восклицательная интонация в стихах

Практическое использование вопросительной и

восклицательной интонации в речевых ситуациях


1



14 неделя


15


Выражение лица

Мимическая реакция на речь

Приветствие и прощание в школе и дома

1


15 неделя




16

Употребление слов «здравствуй, здравствуйте, доброе утро, до свидания»


1



17


Использование выразительных средств речи,

помощников речи.

«Я и мои товарищи: Давайте познакомимся!» Выявление представлений детей по теме


1



17 неделя


18

«Я и мои товарищи: Давайте познакомимся!».

Называние предметов и действий с ними,

характеристика предметов по цвету, величине, форме.


1

18 неделя


19

«Я и мои товарищи: Давайте познакомимся!».

Сравнение 2-х предметов по заданному признаку


1

19 неделя


20

«Играем в сказку: Теремок». Выявление представлений детей по теме

«Играем в сказку: Теремок». Называние предметов и

действий с ними, характеристика предметов по цвету, величине, форме.


1



20 неделя



21

«Играем в сказку: Теремок». Составление предложений по вопросам учителя -


1

21 неделя


22

«Играем в сказку: Теремок». Употребление вежливых слов

«Играем в сказку: Теремок». Коллективное составление рассказа по теме


1



22 неделя



23


«Школьная жизнь: Отгадай, что в моѐм ранце».

Выявление представлений детей по теме

«Школьная жизнь: Отгадай, что в моѐ.м ранце».

Называние предметов и действий с ними,

характеристика предметов по цвету, величине, форме.


1



23 неделя



24

«Школьная жизнь: Отгадай, что в моѐм ранце».

Составление предложений по вопросам учителя



1

24 неделя


25

«Игры и игрушки: В магазине игрушек» Выявление

представлений детей по теме


1

25 неделя


26


«Игры и игрушки: В магазине игрушек». Называние

предметов и действий с ними, характеристика предметов по цвету, величине, форме

«Игры и игрушки: В магазине игрушек». Составление предложений по вопросам учителя


1



26 неделя


27

«Игры и игрушки: В магазине игрушек». Сравнение 2-х предметов по за данному признаку -


1


27 неделя

28

«Я дома: Мой адрес» Выявление представлений детей по теме


1


28 недедя

29

«Я дома: Мой адрес». Называние предметов и действий с ними, характеристика предметов по цвету, величине, форме


1

29 неделя


30

«Я дома: Мой адрес». Составление предложений по

вопросам учителя


1


30 неделя

31

«Я дома: Мой адрес». Сравнение 2-х предметов по

заданному признаку


1

31 неделя


32

«Я дома: Мой адрес». Употребление вежливых слов


1

32 неделя

33

«Я дома: Мой адрес». Коллективное составление

рассказа по теме.


1

33 неделя









6. Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения рабочей программы

Освоение практики общения с окружающими людьми предполагает использование разнообразного предметного и изобразительного дидактического материала, иллюстрирующего природный и социальный окружающий мир (вербальный и невербальный), средств коммуникации.

Вспомогательными средствами невербальной (альтернативной) коммуникации являются:

  • специально подобранные предметы (различные по форме, цвету, величине наборы материала, в т.ч. и природного), пазлы;

  • графические/печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради, а также составленные из них индивидуальные альбомы.

Вышеперечисленные и другие средства могут и должны использоваться для развития вербальной (речевой) коммуникации с теми обучающимися, для которых она становится доступной.



Литература:

1. Выготский Л.С. Основы дефектологии // Собр. соч. М.: Педагогика, 1983, Т. 5.

2. Головчин Л.А. Федеральный государственный образовательный стандарт для

обучающихся с ОВЗ как условие доступности образования для детей с тяжелыми и

множественными нарушениями развития / Л.А. Головчин, А.М. Царев// Дефектология.

2014. №1 с. 3-13.

3. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М.:

Просвещение, 1995.











7. Лист внесения изменений


Дата

Характер изменения

Реквизиты

документа,

которым

закреплено

изменение

Подпись

сотрудника,

внесшего

изменения






















































































































































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Тютикова Юлия Владимировна

Дата: 09.10.2020

Номер свидетельства: 559529

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Рабочая программа по альтернативным и дополнительным навыкам коммуникации. АООП 2 вариант. Для УУО."
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_po_alternativnym_i_dopolnitelnym_navykam_kommunikatsii_aoop_"
    ["file_id"] => string(6) "565031"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1606768108"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства