kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа письмо и развитие речи для детей 1 класса с умеренной степенью умственной отсталости.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение грамоте умственно отсталых детей ведется по звуковому аналитико-синтетическому методу. Порядок изучения звуков и букв диктуется данными фонетики с учетом специфических особенностей познавательной деятельности умственно отсталых детей. Прежде чем знакомить учащихся с той или иной буквой, необходимо провести большую работу по распознаванию соответствующего звука (выделение и различение его, правильное произношение). Учащиеся осваивают буквы, учатся слоговому чтению, много работают с буквами разрезной азбуки и различными таблицами. Особенности первых занятий по обучению письму заключаются в том, что одновременно даются как технические навыки (умение правильно держать карандаш, правильно пользоваться им при проведении линии и т. д.), так и умения в изображении отдельных элементов букв. Письмо букв следует проводить параллельно с прохождением алфавита. С первых лет обучения следует систематически практиковать зрительные и слуховые диктанты отдельных букв, слогов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа письмо и развитие речи для детей 1 класса с умеренной степенью умственной отсталости. »


Пояснительная записка.

Рабочая программа адресована учащимся 1 класса с умеренной степенью умственной отсталости.

Задача предмета:

  • развитие у детей слухового внимания

  • развитие у детей способности к звукоподражанию,

  • привитие навыков правильно сидеть,

  • вставать,

  • слушать учителя,

  • обращаться с просьбами.

Вся работа должна проводиться в виде игр и игровых упражнений.

Развитие слухового внимания.

  • Различение звуков окружающей действительности.

  • Игры с движениями, направленные на подведение к восприятию звуков речи (едет машина, плачет ребенок, летит самолет, едет поезд, скачет лошадка).

Дыхательная гимнастика и артикуляционные упражнения.

  • Специальные упражнения для всех артикуляционных органов (статические, динамические).

Работа над звукопроизношением.

  • Отработка всех гласных звуков и простых по артикуляции согласных.

  • Фронтальная отработка трудных для произношения звуков.


Обучение грамоте умственно отсталых детей ведется по звуковому аналитико-синтетическому методу. Порядок изучения звуков и букв диктуется данными фонетики с учетом специфических особенностей познавательной деятельности умственно отсталых детей. Прежде чем знакомить учащихся с той или иной буквой, необходимо провести большую работу по распознаванию соответствующего звука (выделение и различение его, правильное произношение). Учащиеся осваивают буквы, учатся слоговому чтению, много работают с буквами разрезной азбуки и различными таблицами.

Освоение слоговых структур и упражнения в чтении слов, состоящих из усвоенных слогов, должны проводиться на основе тщательного звукового анализа и синтеза. В соответствии с этим на уроках обучения грамоте широко используются такие дидактические пособия, как подвижная азбука, карточки со слогами, букварные настенные таблицы.

Особенности первых занятий по обучению письму заключаются в том, что одновременно даются как технические навыки (умение правильно держать карандаш, правильно пользоваться им при проведении линии и т. д.), так и умения в изображении отдельных элементов букв. Письмо букв следует проводить параллельно с прохождением алфавита. С первых лет обучения следует систематически практиковать зрительные и слуховые диктанты отдельных букв, слогов.


Календарно-тематический план

Раздел учебного курса

Ко-во часов на изучение раздела

Примерная дата начала и окончания изучения раздела

1

Добукварный период

32

15.09 – 23.01

2

Букварный период (I этап)

27

28.01 – 15.05


Итого:

59




Приложение 1

Календарно-тематическое планирование по чтению и развитию речи для детей с умеренной степенью умственной отсталостью в 1 классе - 59 часов в год, 1 час в неделю.


№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Пла-нируемая

дата

Фак-тическая

дата

При-мечание

Добукварный период

32




1

Беседа на тему «Летний отдых детей». Артикуляционная гимнастика.

0,5

17/09



2

Беседа на тему «Здравствуй, школа!». Артикуляционная гимнастика.

0,5

19/09



3

Рассматривание иллюстраций. Правильное произнесение за учителем слов, состоящих из одного звука (у-у); двух звуков (ау, ах, му, уа); 3-4 звуков (там, мама и т. д.).

0,5

24/09



4

Беседа на тему «Учитель и ученики». Повторение фраз за учителем.

0,5

26/09



5

Беседа на тему «Я и моя семья». Понятие «слово».

0,5

01/10



6

Игрушки. Понятие «слово». Составление простых предложений по своим практическим действиям.

0,5

03/10



7

Короткие и понятные стихотворения А. Барто. Слушание «Зайка», «Мячик». Разучивание «Мишка» с голоса учителя.

0,5

08/10



8

Школьные вещи. Понятие «слово». Называние слов по предъявленным предметным картинкам.

0,5

10/10



9

Понятие «предложение». Составление простых предложений по картинкам и по вопросам.

0,5

15/10



10

Деление простого предложения (из двух-трех слов) на слова.

0,5

17/10



11

«Распорядок дня школьника». Составление простых предложений из 2-3 слов.

0,5

22/10



12

Различение звуков окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и др.)

0,5

24/10



13

Различение звуков и простых звукосочетаний в речи в связи с наблюдениями окружающей действительности и играми.

0,5

29/10



14

«Кто и как голос подаёт?» на материале домашних животных и птиц.

0,5

31/10



15

«Кто и как голос подаёт?» на материале диких животных и птиц.

0,5

12/11



16

Разучивание короткого и понятного стихотворения А. Барто «Кто и как кричит?» с голоса учителя.

0,5

14/11



17

«Занятия детей». Составление и анализ предложений из двух-трех слов.

0,5

19/11



18

Слушание, запоминание и воспроизведение трехбуквенных слов, различающихся одним звуком.

0,5

21/11



19

Повторение произносимых учителем слов и фраз, практическое различение слов, сходных по звуковому составу (жук-лук, стол-стул, палка-лапка).

0,5

26/11



20

Дифференциация сходных по звучанию слов. Показывание и называние учеником изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении).

0,5

28/11



21

Понятие о громкой и тихой речи. Практические упражнения в изменении силы голоса в соответствии с учебным заданием, условиями игровой ситуации. Слушание «Сказки о глупом мышонке» С. Маршака.

0,5

03/12



22

Деление простых по структуре слов на слоги (у-хо, ру-ка, го-ло-ва). Введение квадрата для обозначения слога.

0,5

05/12



23

Беседа на тему «Сад». Понятие «слово», «слог-часть слова». Составление схемы слова. Деление слов на слоги.

0,5

10/12



24

Беседа на тему «Огород». Понятие «слово», «слог-часть слова». Составление схемы слова. Деление слов на слоги.

0,5

12/12



25

Выделение гласного звука «а» в начале слова в ударной позиции. Введение красного кружка для обозначения гласного звука в слове.

0,5

17/12



26

Выделение из слов гласного звука «у» в ударной позиции. Обозначение гласного звука красным кружком.

0,5

19/12



27

Выделение звука «м» в начале слова. Введение синего кружка для обозначения согласного звука.

0,5

24/12



28

Разучивание потешки «Сидит белка на тележке…» с голоса учителя.

0,5

26/12



29

Слушание сказки «Колобок», пересказ сказки с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам.

0,5

14/01



30

Слушание сказки «Репка», пересказ сказки с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам.

0,5

16/01



31

Практические упражнения в различении понятий предложение, слово, слог, звук. Составление условно-графических схем.

0,5

21/01



32

Выделение из слов некоторых гласных и согласных звуков (а, у, м и др.), различение их в словах (узнавание и называние слов, начинающихся с данных звуков).

0,5

23/01



Букварный период (I этап)





33

Звук и буква «А». Выделение звука «А» в начале слова в ударной позиции. Образ буквы Аа.

0,5

28/01



34

Чтение буквы «А». Соотнесение звука и буквы. Звукоподражание (качание ребенка: а-а-а)

0,5

30/01



35

Правильное и отчетливое произношение звука «А», различение его в начале и конце слова.

0,5

04/02



36

Разучивание стихотворения Е. Благининой «А-а-а…» с голоса учителя.

0,5

06/02



37

Звук и буква «У». Выделение звука «У» в начале слова в ударной позиции. Образ буквы Уу.

0,5

11/02



38

Чтение буквы «У». Соотнесение звука и буквы. Звукоподражание (пугание: у-у-у, волк воет, паровоз гудит).

0,5

13/02



39

Правильное и отчетливое произношение звука «У», различение его в начале и конце слова. Заучивание вслух чистоговорок.

0,5

25/02



40

Различение звуков и букв «А» и «У». Образование из усвоенных звуков и букв слов «ау» и «уа». Установление сходства и различия в звуковом и буквенном составе.

0,5

27/02



41

Составление слов из букв разрезной азбуки. Чтение этих слов с протяжным произношением по букварю.

0,5

04/03



42

Звук и буква «М». Выделение звука в начале слова. Образ буквы Мм.

0,5

06/03



43

Чтение буквы «М». Соотнесение звука и буквы. Звукоподражание (м-м-м - мычит бык).

0,5

11/03



44

Образование и чтение закрытых слогов АМ, УМ, сравнение их.

0,5

13/03



45

Образование и чтение открытого слога МА, слова МАМА. Выделение первого слога из слова.

0,5

18/03



46

Сравнение слогов АМ и МА. Заучивание вслух чистоговорок.

0,5

20/03



47

Образование и чтение открытого слога МУ. Выделение первого слога из слова.

0,5

01/04



48

Сравнение слогов УМ и МУ.

0,5

03/04



49

Звук и буква «Оо». Выделение звука «О» в начале и в конце слов в ударной позиции. Образ буквы Оо.

0,5

08/04



50

Чтение буквы «О». Соотнесение звука и буквы. Звукоподражание (о-о-о – болит коленка). Чтение букв А, У, М и слогов с ними.

0,5

10/04



51

Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов МО и ОМ, сравнение их.

0,5

15/04



52

Образование и чтение открытых (МО, МА, МУ) и закрытых (ОМ, АМ, УМ) двухзвуковых слогов, сравнение их. Заучивание вслух чистоговорок.

0,5

17/04



53

Повторение изученных букв. Чтение изученных слоговых структур и слова МАМА.

0,5

22/04



54

Звук и буква «С». Выделение звука в начале и конце слова. Образ буквы Сс.

0,5

24/04



55

Чтение буквы «С». Соотнесение звука и буквы. Звукоподражание (с-с-с – насос качает колесо)

0,5

29/04



56

Образование и чтение закрытых слогов АС, УС, ОС, сравнение их.

0,5

06/05



57

Образование и чтение открытых слогов СА, СУ, СО, сравнение их.

0,5

08/05



58

Сравнительный анализ слогов АС-СА, УС-СУ, ОС-СО. Заучивание вслух чистоговорок.

0,5

13/05



59

Составление и чтение двусложных слов ОСА, САМА, предложений из двух слов.

0,5

15/05





18




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Кузнецова Маргарита Петровна

Дата: 24.09.2015

Номер свидетельства: 233505


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства