Рабочая программа адресована учащимся 1 класса с умеренной степенью умственной отсталости.
Вся работа должна проводиться в виде игр и игровых упражнений.
Развитие слухового внимания.
Работа над звукопроизношением.
Обучение грамоте умственно отсталых детей ведется по звуковому аналитико-синтетическому методу. Порядок изучения звуков и букв диктуется данными фонетики с учетом специфических особенностей познавательной деятельности умственно отсталых детей. Прежде чем знакомить учащихся с той или иной буквой, необходимо провести большую работу по распознаванию соответствующего звука (выделение и различение его, правильное произношение). Учащиеся осваивают буквы, учатся слоговому чтению, много работают с буквами разрезной азбуки и различными таблицами.
Освоение слоговых структур и упражнения в чтении слов, состоящих из усвоенных слогов, должны проводиться на основе тщательного звукового анализа и синтеза. В соответствии с этим на уроках обучения грамоте широко используются такие дидактические пособия, как подвижная азбука, карточки со слогами, букварные настенные таблицы.
Особенности первых занятий по обучению письму заключаются в том, что одновременно даются как технические навыки (умение правильно держать карандаш, правильно пользоваться им при проведении линии и т. д.), так и умения в изображении отдельных элементов букв. Письмо букв следует проводить параллельно с прохождением алфавита. С первых лет обучения следует систематически практиковать зрительные и слуховые диктанты отдельных букв, слогов.
Календарно-тематическое планирование по чтению и развитию речи для детей с умеренной степенью умственной отсталостью в 1 классе - 59 часов в год, 1 час в неделю.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Пла-нируемая дата | Фак-тическая дата | При-мечание |
Добукварный период | 32 | | | |
1 | Беседа на тему «Летний отдых детей». Артикуляционная гимнастика. | 0,5 | 17/09 | | |
2 | Беседа на тему «Здравствуй, школа!». Артикуляционная гимнастика. | 0,5 | 19/09 | | |
3 | Рассматривание иллюстраций. Правильное произнесение за учителем слов, состоящих из одного звука (у-у); двух звуков (ау, ах, му, уа); 3-4 звуков (там, мама и т. д.). | 0,5 | 24/09 | | |
4 | Беседа на тему «Учитель и ученики». Повторение фраз за учителем. | 0,5 | 26/09 | | |
5 | Беседа на тему «Я и моя семья». Понятие «слово». | 0,5 | 01/10 | | |
6 | Игрушки. Понятие «слово». Составление простых предложений по своим практическим действиям. | 0,5 | 03/10 | | |
7 | Короткие и понятные стихотворения А. Барто. Слушание «Зайка», «Мячик». Разучивание «Мишка» с голоса учителя. | 0,5 | 08/10 | | |
8 | Школьные вещи. Понятие «слово». Называние слов по предъявленным предметным картинкам. | 0,5 | 10/10 | | |
9 | Понятие «предложение». Составление простых предложений по картинкам и по вопросам. | 0,5 | 15/10 | | |
10 | Деление простого предложения (из двух-трех слов) на слова. | 0,5 | 17/10 | | |
11 | «Распорядок дня школьника». Составление простых предложений из 2-3 слов. | 0,5 | 22/10 | | |
12 | Различение звуков окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и др.) | 0,5 | 24/10 | | |
13 | Различение звуков и простых звукосочетаний в речи в связи с наблюдениями окружающей действительности и играми. | 0,5 | 29/10 | | |
14 | «Кто и как голос подаёт?» на материале домашних животных и птиц. | 0,5 | 31/10 | | |
15 | «Кто и как голос подаёт?» на материале диких животных и птиц. | 0,5 | 12/11 | | |
16 | Разучивание короткого и понятного стихотворения А. Барто «Кто и как кричит?» с голоса учителя. | 0,5 | 14/11 | | |
17 | «Занятия детей». Составление и анализ предложений из двух-трех слов. | 0,5 | 19/11 | | |
18 | Слушание, запоминание и воспроизведение трехбуквенных слов, различающихся одним звуком. | 0,5 | 21/11 | | |
19 | Повторение произносимых учителем слов и фраз, практическое различение слов, сходных по звуковому составу (жук-лук, стол-стул, палка-лапка). | 0,5 | 26/11 | | |
20 | Дифференциация сходных по звучанию слов. Показывание и называние учеником изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении). | 0,5 | 28/11 | | |
21 | Понятие о громкой и тихой речи. Практические упражнения в изменении силы голоса в соответствии с учебным заданием, условиями игровой ситуации. Слушание «Сказки о глупом мышонке» С. Маршака. | 0,5 | 03/12 | | |
22 | Деление простых по структуре слов на слоги (у-хо, ру-ка, го-ло-ва). Введение квадрата для обозначения слога. | 0,5 | 05/12 | | |
23 | Беседа на тему «Сад». Понятие «слово», «слог-часть слова». Составление схемы слова. Деление слов на слоги. | 0,5 | 10/12 | | |
24 | Беседа на тему «Огород». Понятие «слово», «слог-часть слова». Составление схемы слова. Деление слов на слоги. | 0,5 | 12/12 | | |
25 | Выделение гласного звука «а» в начале слова в ударной позиции. Введение красного кружка для обозначения гласного звука в слове. | 0,5 | 17/12 | | |
26 | Выделение из слов гласного звука «у» в ударной позиции. Обозначение гласного звука красным кружком. | 0,5 | 19/12 | | |
27 | Выделение звука «м» в начале слова. Введение синего кружка для обозначения согласного звука. | 0,5 | 24/12 | | |
28 | Разучивание потешки «Сидит белка на тележке…» с голоса учителя. | 0,5 | 26/12 | | |
29 | Слушание сказки «Колобок», пересказ сказки с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам. | 0,5 | 14/01 | | |
30 | Слушание сказки «Репка», пересказ сказки с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам. | 0,5 | 16/01 | | |
31 | Практические упражнения в различении понятий предложение, слово, слог, звук. Составление условно-графических схем. | 0,5 | 21/01 | | |
32 | Выделение из слов некоторых гласных и согласных звуков (а, у, м и др.), различение их в словах (узнавание и называние слов, начинающихся с данных звуков). | 0,5 | 23/01 | | |
Букварный период (I этап) | | | | |
33 | Звук и буква «А». Выделение звука «А» в начале слова в ударной позиции. Образ буквы Аа. | 0,5 | 28/01 | | |
34 | Чтение буквы «А». Соотнесение звука и буквы. Звукоподражание (качание ребенка: а-а-а) | 0,5 | 30/01 | | |
35 | Правильное и отчетливое произношение звука «А», различение его в начале и конце слова. | 0,5 | 04/02 | | |
36 | Разучивание стихотворения Е. Благининой «А-а-а…» с голоса учителя. | 0,5 | 06/02 | | |
37 | Звук и буква «У». Выделение звука «У» в начале слова в ударной позиции. Образ буквы Уу. | 0,5 | 11/02 | | |
38 | Чтение буквы «У». Соотнесение звука и буквы. Звукоподражание (пугание: у-у-у, волк воет, паровоз гудит). | 0,5 | 13/02 | | |
39 | Правильное и отчетливое произношение звука «У», различение его в начале и конце слова. Заучивание вслух чистоговорок. | 0,5 | 25/02 | | |
40 | Различение звуков и букв «А» и «У». Образование из усвоенных звуков и букв слов «ау» и «уа». Установление сходства и различия в звуковом и буквенном составе. | 0,5 | 27/02 | | |
41 | Составление слов из букв разрезной азбуки. Чтение этих слов с протяжным произношением по букварю. | 0,5 | 04/03 | | |
42 | Звук и буква «М». Выделение звука в начале слова. Образ буквы Мм. | 0,5 | 06/03 | | |
43 | Чтение буквы «М». Соотнесение звука и буквы. Звукоподражание (м-м-м - мычит бык). | 0,5 | 11/03 | | |
44 | Образование и чтение закрытых слогов АМ, УМ, сравнение их. | 0,5 | 13/03 | | |
45 | Образование и чтение открытого слога МА, слова МАМА. Выделение первого слога из слова. | 0,5 | 18/03 | | |
46 | Сравнение слогов АМ и МА. Заучивание вслух чистоговорок. | 0,5 | 20/03 | | |
47 | Образование и чтение открытого слога МУ. Выделение первого слога из слова. | 0,5 | 01/04 | | |
48 | Сравнение слогов УМ и МУ. | 0,5 | 03/04 | | |
49 | Звук и буква «Оо». Выделение звука «О» в начале и в конце слов в ударной позиции. Образ буквы Оо. | 0,5 | 08/04 | | |
50 | Чтение буквы «О». Соотнесение звука и буквы. Звукоподражание (о-о-о – болит коленка). Чтение букв А, У, М и слогов с ними. | 0,5 | 10/04 | | |
51 | Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов МО и ОМ, сравнение их. | 0,5 | 15/04 | | |
52 | Образование и чтение открытых (МО, МА, МУ) и закрытых (ОМ, АМ, УМ) двухзвуковых слогов, сравнение их. Заучивание вслух чистоговорок. | 0,5 | 17/04 | | |
53 | Повторение изученных букв. Чтение изученных слоговых структур и слова МАМА. | 0,5 | 22/04 | | |
54 | Звук и буква «С». Выделение звука в начале и конце слова. Образ буквы Сс. | 0,5 | 24/04 | | |
55 | Чтение буквы «С». Соотнесение звука и буквы. Звукоподражание (с-с-с – насос качает колесо) | 0,5 | 29/04 | | |
56 | Образование и чтение закрытых слогов АС, УС, ОС, сравнение их. | 0,5 | 06/05 | | |
57 | Образование и чтение открытых слогов СА, СУ, СО, сравнение их. | 0,5 | 08/05 | | |
58 | Сравнительный анализ слогов АС-СА, УС-СУ, ОС-СО. Заучивание вслух чистоговорок. | 0,5 | 13/05 | | |
59 | Составление и чтение двусложных слов ОСА, САМА, предложений из двух слов. | 0,5 | 15/05 | | |