Просмотр содержимого документа
«Рабоча программа 9класс.»
21
Областное государственное казённое образовательное учреждение «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 87».
УТВЕРЖДАЮ
и.о.директора школы -
_________Кулакова О.В.«___» _____________ 2020 г.
Приказ №_____ от 0.09 2020г
Рабочаяпрограмма
по формированию речевого слуха
и произносительной стороны устной речи
(индивидуальные занятия)
в 9 классе.
Разработчик программы -
учитель – дефектолог
Сулименко Л.Н.
г. Ульяновск
2020г.
Программа утверждена на заседании методического объединения учителей начальных классов и учителей ФРС и ПСУР____августа 2019 года, протокол № 1.
п/п
Содержание
Стр.
1.
Титульный лист
1-2
2.
Пояснительная записка
3-6
3.
Учебно-тематический план
6-7
4.
Содержаниеучебного курса
8-16
5.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программного материала.
16-17
6.
Технологии комплексной оценки результатов освоения учащимися программного материала
18-19
7.
Контрольно-измерительные материалы
20-21
8.
Список литературы
22-23
Пояснительная записка
Учебный предмет по формированию речевого слухаи произносительной стороны устной речи (далее ФРС и ПСУР) относится к коррекционно-развивающей области внеурочной деятельности и реализуется на индивидуальных занятиях как в первую, так и во вторую половину дня. На каждого ребёнка учебным планом предусмотрено по 3 часа в неделю индивидуальной работы.Учебный предмет состоит из двух взаимосвязанных разделов: формирование речевого слуха и формирование произносительной стороны речи. Время, отведенное на эти разделы на индивидуальных занятиях, делится пополам: половина времени отводится на работу по формированию речевого слуха, половина времени – на работу по обучению произношению. При этом в процессе развития слухового и слухозрительного восприятия устной речи ученики систематически и целенаправленно побуждаются к наиболее полной реализации произносительных возможностей, достаточно внятной, естественной и выразительной речи; при обучении произношению они учатся различать и опознавать на слух фразы, слова, словосочетания и тексты, а также слоги, слогосочетания и некоторые отдельные звуки, элементы интонации, над которыми ведется работа на данном занятии.
Задачи курса:
-формирование у глухих школьников речевого слуха,
-создание на этой базе качественной новой слухозрительной основы восприятия устной речи,
-развитие умений вероятностного прогнозирования речевой информации на основе речевого и внеречевого контекстов;
-формирование произносительной стороны речи, достижение детьми достаточно внятного и естественного воспроизведения устной речи;
-развитие самостоятельного моделирования высказываний, их актуализация в собственной речи;
-формирование личностных качеств, необходимых обучающимся для активной устной коммуникации.
На индивидуальных занятиях осуществляется обучение восприятию речевого материала на слух (с помощью звукоусиливающей аппаратуры – стационарной и или индивидуальных слуховых аппаратов), что способствует созданию качественно новой слухозрительной основы восприятия устной речи, а также обучение произношению, развитие умений пользоваться слуховыми аппаратами, проводится работа по активизации устной коммуникации, навыков речевого поведения. У обучающихся целенаправленно развивается мотивация к овладению восприятием и воспроизведением устной речи.
При характеристике системы работы по развитию слухового восприятия у глухих обучающихся используются определенные термины, раскрывающие ее особенности:
слуховой словарь – это речевой материал (слова, словосочетания и фразы), который воспринимается учащимися на слух в процессе специальной слуховой тренировки;
речевой материал, знакомый по звучанию, - это материал, неоднократно воспринимающийся учащимися в различных модальностях: слухозрительно и на слух;
речевой материал, незнакомый по звучанию, - это материал, предъявляющийся школьникам сразу на слух, без предварительного слухозрительного восприятия;
различение - восприятие на слух речевого материала, знакомого по звучанию; осуществляется в ситуации ограниченного наглядного выбора при использовании предметов, картинок, табличек с написанным речевым материалом и др.;
опознавание - восприятие на слух речевого материала, знакомого по звучанию вне ситуации наглядного выбора;
распознавание – восприятие на слух речевого материала, который не использовался в процессе слуховой тренировки, т. е. незнакомого учащемуся по звучанию; осуществляется вне ситуации наглядного выбора.
Система работы по развитию восприятия устной речи у глухих обучающихся предполагает поэтапное формирование речевого слуха. В основной период глухие школьники с помощью звукоусиливающей аппаратуры учатся различать, опознавать и распознавать на слух речевой материал (фразы, слова, словосочетания) при расширении его лексического состава, усложнении грамматических и синтаксических конструкций. Основным способом восприятия речевого материала является слухо-зрительный. Важнейшее значение придается обучению распознаванию на слух речевого материала, которое включается в содержание индивидуальных занятий, когда у глухого ребенка накоплен определенный слуховой словарь, сформированы умения различения и опознавания его на слух. В содержание работы включаются также тексты диалогического и монологического характера, объем которых постепенно увеличивается (с учетом слухоречевого развития обучающихся). Важное значение придается развитию у школьников умений говорить грамотно и достаточно внятно, реализуя произносительные возможности.
При подборе речевого материала учитывается, прежде всего, его знакомость и необходимость детям для устной коммуникации на уроках, занятиях, во внеурочное время Дети также учатся воспринимать на слух слоги, слогосочетания и даже отдельные звуки в процессе работы по формированию, коррекции и автоматизации произносительных навыков, а также при исправлении в речи грамматических ошибок.
Обучение произношению направлено на развитие внятной, членораздельной речи, приближающейся к естественному звучанию. Развитие у глухих внятной, достаточно естественной речи необходимо для осуществления устной коммуникации с окружающими.
В процессе обучения произношению реализуются аналитико-синтетический, концентрический, полисенсорный метод. Большое значение придается выработке у учащихся соответствующих слуховых дифференцировок (при использовании звукоусиливающей аппаратуры); в процессе обучения произношению применяются специальные компьютерные программы, визуальные приборы, при необходимости применяются вибротактильные устройства.
Содержание специального обучения произношению включает ряд разделов работы, направленных на формирование у обучающихся умений правильно пользоваться речевым дыханием, воспроизводить слитно на одном выдохе слова и короткие фразы, членить фразы на синтагмы; формирование и развитие умений пользоваться голосом нормальной высоты и силы, без грубых отклонений от нормального тембра, развитие модуляций голоса по силе и высоте; развитие навыков правильного воспроизведения звукового состава речи и ее ритмико –интонационной структуры, слов и фраз. В процессе обучения на каждом занятии используются разные виды речевой деятельности (от менее самостоятельных – подражание, чтение, к более самостоятельным – называние картинок, рядовая речь, ответы на вопросы, самостоятельная речь) и различные виды работы, способствующие развитию у детей интереса и высокой работоспособности на занятии.
Важное значение придается формированию у обучающихся самоконтроля произносительной стороны речи.
В ходе всего образовательно – коррекционного процесса обучающиеся систематически и целенаправленно побуждаются к максимальной реализации произносительных возможностей, достаточно внятной, естественной и выразительной речи, к формированию естественной манере речи, умению пользоваться при передаче речевой информации соответствующими неречевыми средствами – выражением лица, позой, естественными жестами.
Сроки усвоения глухими школьниками звукового состава речи зависят от индивидуальных особенностей учащихся. При этом на всех годах обучения реализуются единые требования к воспроизведению слов - слитно, в нормальном темпе (или приближающемся к нормальному), с ударением, соблюдением орфоэпических норм, а также фраз - слитно, в нормальном темпе (или приближающемся к нормальному), выделяя логическое и синтагматическое ударение, по возможности, передавая в речи мелодический контур фраз. В процессе обучения произношению реализуется индивидуально – дифференцированный подход. Планирование работы над произношением каждого обучающегося осуществляется с учетом фактического состояния его произносительной стороны речи, особенностей психофизического и слухоречевого развития.
Речевой материал для специальной работы по формированию произносительной стороны устной речи учащихся включает слова, словосочетания, фразы, а также слоги, слогосочетания и звуки; в процессе обучения используются короткие тексты диалогического и монологического характера, стихотворения и др. Речевой материал отбирается с учетом знакомости детям и необходимости им в общении в различных видах учебной и внеурочной деятельности, соответствия фонетической задачи занятия.
Календарное планирование осуществляется по полугодиям, план работы по произношению составляется для каждого обучающегося с учетом результатов обследования восприятия и воспроизведение им устной речи, его индивидуальных особенностей. Мониторинг результатов овладения обучающимися восприятием и воспроизведением устной речи проводится в течение учебного года и фиксируется в фонетических дневниках.Кроме этого в начале каждого полугодия проводится обследование произносительной стороны речи. Результаты контрольных проверок, анализ достижения каждым обучающимся планируемых результатов обучения, причин неуспешности учеников и др. отражаются в слухо-речевых делах. В конце учебного года составляется характеристика слухоречевого развития каждого обучающегося, отражающая динамику формирования речевого слуха, слухо-зрительного восприятия речи, ее произносительной стороны, особенности овладения программным материалом, достижение обучающимся планируемых личностных и метапредметных результатов обучения.
Место учебного предмета, курса в учебном плане
Индивидуальные занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи относятся к коррекционно-развивающей области внеурочной деятельности и планируются из расчёта
3-х часов в неделю на каждого учащегося.
2.Учебно - тематический план
№ п/п
Наименование тем
Кол-во ч.(на1ч.)
Кал.
сроки
Харктеристика деятельности
учащихся
Формы
контроля
1.
Обследование произносительной стороны речи.
2ч
Восприятие речи окружающих на слухозри-тельной основе (с помощью звуко-усиливающей аппаратуры); при ответной реакции на воспринятое отвечать на вопросы (кратко и полно), выполнять задания и давать речевые отчеты (краткие и полные), повторять сообще-ния, грамотно оформлять свои высказывания, говорить достато-чно внятно и естественно.
Овладение словесной речью в общении.Исполь-зование словесной речи для установ-ления контакта со взрослыми, детьми. Овладение коммуникативными умениями.
Воспроизведение речевого материала достаточно внятно и естественно при реализации обучающимся произносительных возможностей. Положительное эмоциональное отношение к словесной речи.
Потребность в речи, в расширении словарного запаса Мотивированность речевых действий.
Формирование навыков самоконтроля произносительной стороны речи.
Оформление профиля произношения
2.
Тема: «Автобиография»
9 ч
Различение речевого материала на слух и сл/зр
3.
Тема «Родная природа»
12 ч
Различение речевого материала на слух и сл/зр
4.
Тема 3: «Великий святой земли русской –князь Александр Невский»
12 ч
Различение речевого материала на слух и сл/зр
5.
Тема: «Здоровый образ жизни»
12 ч
Различение речевого материала на слух и сл/зр
6.
Тема: «Ульяновск –город трудовой доблести»
12 ч
Самостоятель-ная проектная деятельность, защита презентации
7.
Подготовка к контрольной работе
3 ч
Различение речевого материала на слух и сл/зр
8
Контрольная работа за 1-ое полугодие
1ч
Протокол контрольной работы
9
Обследование произносительной стороны устной речи
2 ч
Протокол контрольной работы
10
Тема : «Искусство»
9 ч
Различение речевого материала на слух и сл/зр
11
Тема : «»
9 ч
Оформление профиля произношения.
12
Тема : «Памятные места города Ульяновска»
9 ч
Различение речевого материала на слух и сл/зр
13.
Тема: «»
9ч
Различение речевого материала на слух и сл/зр
14
Тема: «Учебная деятельность. Тема-тическая и термино-логическая лексика общеобразовательных дисциплин»
10.Что ты собираешься делать после окончания школы?
11.Какой твой домашний адрес?
Расскажите (напишете) свою автобиографию.
Меня зовут …. .
Моя Родина - …… .
Я гражданин …. .
По национальности я ….. .
Я родился … .
Мои родители – рабочие (пенсионеры, служащие).
Мой отец ……. .
Моя мать …… .
Я учусь в … классе школы ….
Я поступил в школу … году.
В моей семье …. .
После окончания школы я собираюсь учиться (работать) в … .
Тема 2: « Школьный музей».
Словарь:
школа, школьный музей, архив. история школьного музея, исторический кружок, первые экскурсии, фотографии, стенды по темам, традиции, подарки, посетители, гости музея
Фразы и вопросы:
1.В какой школе ты учишься?
2.Ты любишь свою школу? Почему?
3.Как зовут директора школы?
4. Как зовут учителей твоего класса?
4.Сколько человек обучаются в нашей школе?
5.Где находится школьный музей?
6.Что хранится в школьном музее?
7.Кто был организатором музея?
8.Кто был организатором исторического кружка?
9.Кто был первым директором школьного музея?
10.Кого из выпускников школы ты знаешь?
Текст «Школьный музей».
12-го апреля1980-го года в нашей школе открылся музей. Организатором музея был учитель истории Колесов Виктор Михайлович. Он посвятил любимому делу несколько лет своей жизни.
История школьного музея началась с исторического кружка. Кружок вела
учитель Голобородько Инна Давыдовна. Учащиеся под руководством Инны Давыдовны собирали материал для создания музея в областном архиве.
Экскурсии в музее проводили ученики старших классов.
Экскурсии проходили и проходят по темам: «Обзорная», «История школы», «Имя гордится школа». В музее хранятся фотографии, документы,спортивные награды и подарки гостей. В музее находятся поделки учеников нашей школы.
Задания к тексту:
1.Прочитай первое предложение.
2.Расскажи, очём говорится в предложении(тексте).
3.Назови учителей, которые создавали музей.
4.Назови темы экскурсий в музее школы.
Тема 3: «Великая Победа»
Словарь: День Победы, Великая Отечественная война, 9 Мая, Родина, народ, СССР – Союз Советских Социалистических Республик, Советский Союз, Иосиф Сталин, фашисты, фашистская Германия, Адольф Гитлер.
Фразы и вопросы
В каком году началась Великая отечественная война?
Когда наш народ празднует победу?
Сколько времени продолжалась война?
Назови героев Великой Отечественной войны.
Назови города - герои.
Сколько человек погибло в Советском Союзе во время войны?
Сколько лет Победы отмечается в этом году?
Текст
Двадцать второго июня 1941 года фашистская Германия напала на СССР. Началась Великая Отечественная война. Она продолжалась четыре года.
9 мая 1945 наш народ победил и праздновал День Победы. За время войны в Советском Союзе погибло 27 000 000 (двадцать семь миллионов человнк).
Каждый год День Победы отмечает весь наш народ. И наш человеческий долг помнить о тех, кто погиб на войне. Для нашей Родины День Победы всегда будет святым. Мы не должны забывать поздравлять всех с этим большим праздником
Задания по тексту:
О чем говорится в тексте?
Что произошло 22 июня 1941 года?
Кто напал на Советский Союз?
4.Сколько лет продолжалась Великая Отечественная война?
5. Озаглавь текст.
Тема4: « Города-Герои».
Словарь: Города-герои Великой Отечественной войны: Ленинград, Волгоград, Севастополь, Одесса, Москва, Киев, Керчь, Новороссийск, Минск, Тула, Мурманск, Смоленск, Брестская крепость
Текст.
Когда в июне 1941 года фашистская Германия обрушила на нашу страну всю мощь своего удара, на ее пути могучим бастионом встали советские города. Кровопролитная борьба шла буквально за каждую пядь земли, каждый квартал, за каждый дом, что изматывало противника не только физически, но и морально. Особо отличившимся городам за массово проявленные мужество и героизм их защитников впоследствии было присвоено высшее звание «Город-Герой». Ими стали города Ленинград, Волгоград, Севастополь, Одесса, Москва, Киев, Керчь, Новороссийск, Минск, Тула, Мурманск, Смоленск, Брестская крепость.
Так советское правительство отметило важный вклад в итоговую победу всех героических защитников этих городов..
Городу-герою вручается орден Ленина и медаль «Золотая Звезда», которые разрешено размещать на флаге и гербе города. Также в этих городах устанавливался памятный обелиск с текстом наградного указа и изображением медали.
Город-герой Мурманск
Военная история Мурманска началась с наступления в 1941 году немецко-фашистской армии сразу по нескольким фронтам. В планах фашистских захватчиков было нападение на Кольский полуостров. В обороне участвовали корабли Северного флота и сухопутные войска Советской армии, защищая Заполярье от вторжения немецких войск.
Вражеское наступление началось 29 июня 1941 года, но наши солдаты остановили врага в 20-30 километрах от граничной линии. Ценой ожесточенных боев и безграничного мужества этих героев, линия фронта оставалась неименной до 1944 года, когда наши войска начали наступление. Мурманск – один из тех городов, которые стали прифронтовыми с первых же дней войны. За это время было совершено 792 вражеских авиационных налета и 185 тысяч сброшенных бомб – однако Мурманск выстоял и продолжал работать как портовый город. Под регулярными авианалетами простыми жителями-героями проводились разгрузка и погрузка кораблей, строительство бомбоубежищ, производство военной техники.
Не оставались в стороне и рыбаки-герои Мурманска – за три года им удалось выловить 850 тысяч центнеров рыбы. Мурманск кормил рыбой как жителей города, так и бойцов Советской армии. Продолжали работать верфи по ремонту боевых и транспортных суден. Осенью 1944 года флот изгнал противника из этих земель и угроза захвата Мурманска миновала.
Город Мурманск получил звание «Город-Герой» 6 мая 1985 года.
Вопросы и задания к тексту.
1.Назови города-герои.
2. За что городу присваивалось звание «Город-Герой»?
3. Какие награды вручались городу-герою?
4. Покажи на карте Кольский полуостров, г.Мурманск.
5.Сколько лет продолжалась оборона Мурманска?
6.Как Мурманск помогал фронту?
7 Когда город Мурманск получил звание «Город-Герой»?
Тема 6: «Зимние каникулы»
Словарь по теме: каникулы, зимние каникулы, 2020(две тысячи двадцатый ) год, новогодняя реклама, электрические гирлянды, огоньки гирлянд, место отдыха, сказочное место отдыха, карусели.
Вопросы по теме:
- Какие были каникулы?
-Сколько дней продолжались каникулы?
-Какой год наступил?
- Ты любишь новогодний праздник?
- У тебя дома была ёлка?
- Что ты делал(а) во время каникул?
Текст«Зимние каникулы»
29 декабря начались зимние каникулы. Все ребята поехали домой. Во время каникул была морозная погода, выпало много снега. Новый год – самый яркий и красивый праздник. Город украшен новогодней рекламой, электрическими гирляндами. На площадях стоят ёлки. Самая большая и красивая ёлка стояла на Соборной площади. Там же установлены карусели. Вечером, когда зажигаются огоньки гирлянд на ёлке, на деревьях, на каруселях, площадь превращается в сказочное место отдыха. Около ёлки организованы концерты, звучит музыка, приходят Дед Мороз, Снегурочка и герои сказок. Все весело поют, танцуют, играют. Я люблю этот праздник.
5. Задания к тексту:
-Прочитай первое предложение.
-Какое это предложение- простое или сложное?
-Найди подлежащее и сказуемое в первом предложении.
- Ты видел(а) ёлку на Соборной площади?
Тема 7: «Родина»
Словарь: полезные ископаемые, месторождения, район, область, нефть, каменный уголь, железная руда, золото, алмазы¸ горы, реки, озера, моря, океаны, равнины, возвышенности, низменности, хвойный смешанный, лиственный) лес, опушка леса, лесная поляна, просека, перелесок,
граница – граничит – пограничник, сухопутная (морская) граница, северная (южная, западная, восточная) граница, Крайний Север, части света, океан, море.
Задания, вопросы, фразы
1.Покажи на карте крупнейшие реки нашей страны, месторождения полезных ископаемых (железных руд, каменного угля, нефти, газа и т.д.)
2.Где имеются месторождения …?
3.Покажи равнины (низменности, горы, плоскогорья, реки, озера, моря) нашей Родины.
4.Покажи на карте крайнюю западную точку России (восточную точку, южную границу и т.п.).
5.С какими государствами граничит Россия (граничит на юге, западе и т.п.)?
6.В каких частях света расположена наша страна?
7.Какие океаны (моря) омывают нашу страну (берега нашей страны)?
8. Какие самые крупные реки в нашей стране?
9. Послушай и повтори
-Богатые запасы … находятся в … .
-Огромная территория нашей страны покрыта лесом.
-Лес – национальное богатство нашей Родины.
Текст «Родина»
Страна, в которой я живу, называется Россия. Столица нашей Родины – Москва. Наша Родина большая. У нас много лесов, полей, морей и рек. Я родил(-лась) и живу в Ульяновской области (в Ульяновске). Здесь протекают реки Волга и Свияга.
Город окружен густыми лесами, в которых живут разные животные: лоси, волки, лисы, зайцы, косули, кабаны и другие. Природа нашего края разнообразная и красива
Тема 8: «Памятные места города Ульяновска»
Словарь: памятные места, Венец, Симбирск, Ленинский Мемориал, Краеведческий музей, Николай Михайлович Карамзин, Иван Александрович Гончаров, обелиск Славы.
Текст «Памятные места Ульяновска»
На берегу великой Волги, неподалёку от Жигулёвских гор, широко раскинулся Ульяновск, бывший Симбирск. У каждого народа, в каждой стране есть священные места, связанные с великими историческими событиями, с делами выдающихся сынов народа. Самое высокое место в Ульяновск – это «Венец». С площадки «Венца» Языков любовался разными видами Волги. Самое красивое здание Ульяновска – Мемориал. В нём находится панорама старого Симбирска. Есть галерея великих людей Симбирского края, которые сделали великие дела для процветания Родины и нашего края. В мемориале проходят торжественные собрания и большие концерты. В нём имеется экспозиция будущего нашего города. Памятным местом является Краеведческий музей. В нём собраны экспонаты старины, природные богатства края, животный мир и картинная галерея.
В августе 1845 был установлен памятник русскому писателю и историографу Н.М. Карамзину. В основании памятника в нише – бюст историка и два горельефа со сценами из его жизни. На пьедестале – муза истории Клио. Рядом с памятником находится Дворец книги.
Тысячи ульяновцев отдали свою жизнь за свободу и независимость Отчизны. И над крутым волжским откосом к обелиску павшим героям ложатся живые цветы. «Никто не забыт, ничто не забыто».
В Ульяновске есть областной театр кукол, который радует ульяновцев своей архитектурой, а малышей своими кукольными спектаклями. Одна из красивейших улиц Ульяновска названа в 1899 году именем Д.Д. Минаева. Минаев (1835-18890 бы поэт-сатирик, журналист, переводчик, критик.
Улица Гончарова названа в честь писателя Гончарова.
Задания к тексту:
Какое самое высокое место в Ульяновске?
Что находится в Мемориале?
3.Что можно узнать, если посетить Краеведческий музей?
Запишите меня к терапевту (хирургу, невропатологу, окулисту, отоларингологу, зубному врачу).
Где можно записаться к …?
Когда (в каком кабинете) принимает … ?
Можно вызвать врача на дом?
Можно вызвать «скорую помощь»?
Вызовите, пожалуйста, «скорую помощь».
Наш адрес (год рождения, фамилия, имя, отчество).
Возьмите талон в регистратуре.
На что вы жалуетесь?
Что у вас болит?
У меня болит … .
Я чувствую себя хорошо (плохо).
Я простудился.
У меня (высокая, нормальная) температура.
Какая у вас температура?, 38,3º, 36,8º и т.д.
Мне нужно сделать рентген грудной клетки (желудка и т.д.).
Мне нужно пройти флюорографию (померить давление).
Где находиться рентгеновский кабинет (процедурный кабинет)?
Возьмите направление на анализы (справку, рецепт).
Узнай, в каком кабинете принимает терапевт (хирург и т.д.).
У тебя есть талон к врачу?
Когда тебя выпишет врач?
К какому врачу ты пойдешь (ходил)?
Измерьте мне, пожалуйста, температуру (давление).
Текст «Здоровье»
Если ты заболел, то должен пойти в поликлинику. Заниматься самолечением нельзя. Врач поставит тебе точный диагноз и назначит лечение. Придя в поликлинику, запишись на прием к врачу в регистратуре. В регистратуре внятно скажи свою фамилию, имя, отчество, год рождения, свой адрес. Назови врача, к которому тебе необходимозаписаться (обратиться). В регистратуре тебе дадут талон на приём к врачу. В нём указывается фамилия, номер кабинета и часы приёма. Войдя в кабинет врача, не забудь поздороваться. Расскажи о том, что тебя беспокоит, что болит, когда заболел. Врач тебя осмотрит и выпишет рецепт. На рецепте написано лекарство, которое тебе необходимо. Его можно купить в аптеке. Лечиться нужнотак, как рекомендовал врач. Если будешь выполнять все рекомендации врача, то скоро поправишься и будешь здоров.
Задания по тексту:
Повтори: «Запишите меня к хирургу (терапевту).
Где можно записаться к врачу?
Когда и в каком кабинете принимает …?
Повтори: «Можно вызвать врача на дом?»
Повтори: «Вызовите, пожалуйста, скорую помощь».
Тема 10: «Учебная деятельность. Тематическая и терминологическая лексика общеобразовательных дисциплин»
Словарь:
предложения повествовательные, вопросительные, побудительные
1.Согласование, управление, примыкание – способы связи слов.
2. По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные, побудительные.
3.Синтаксис изучает словосочетания и предложения.
4.Какое бывает сказуемое?
5.Назови главных героев повести «Капитанская дочка».
6.Какой исторический герой изображен в повести «Капитанская дочка»?
7.Какие ты знаешь литературные жанры?
Формирование произносительной стороны устной речи.
Изучаемые разделы и темы.
Совершенствование ранее усвоенных произносительных навыков, Дифференциация родственных по артикуляции звуков в слогах, словах, фразах текстах:
гласных (а-о, а-э, о-у ,и-у, и-э, и-э);
гласных и дифтонгов (а-я, о-ё, у-ю, э-е); согласных ротовых и носовых(м-п, м-б,н-т, н-д, мь-пь, мь-бь, нь- ть, нь-дь);
свистящих и шипящих (с-ш, з-ж, ц-ч, сь-щ);
звонких и глухих (б-п, в-ф, д-т, г-к, ж-ш, з-с, и их мягкие варианты);
твёрдых и мягких (л-ль, р-рь, с-сь, з-зь и др.) и других сложных по артикуляции звуков (л-р, ль-й, ш-щ, и-й и др.)
К программным требованиям стандарта добавляется работа над коррекцией звуков, дефекты которых были выявлены во время проверки произношения.
Воспроизведение элементов ритмико-интонационной структуры речи: нормального темпа речи, ритмической структуры слов. Самостоятельное распределение дыхательных пауз при произнесении длинных фраз.
Выделение логического и синтагматического ударения во фразе. По возможности воспроизведение интонационного рисунка предложения.
В самостоятельной речи и при воспроизведении отработанного речевого материала закреплять нормальное звучание голоса, соблюдать нормальный темп, передавать различные эмоциональные оттенки высказывания, произносить слова слитно, с ударением, внятно.
Закрепление ранее изученных правил орфоэпии. Знакомство с новыми правилами орфоэпии: произноси С,З как Ш,Ж (сшил, изжарил); Г как Х (легко, мягко); СЧ,ЗЧ, ЖЧ как Щ (считать, мужчина); озвончение глухих согласных перед звонкими (сделать,вокзал). Совершенствование навыков самоконтроля за собственной речью.
Темы, изучаемые в данном направлении, отражены в календарно-тематическом планировании иявляются неотъемлемой составляющей каждого индивидуального занятия по ФРС и ПСУР.
4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программного материала.
Личностные результаты:
- готовность и способность глухого ребенка к обучению, включая мотивированность к познанию и приобщению к культуре общества;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях;
- развитие умений пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами, звукоусиливающей аппаратурой коллективного и индивидуального пользования, следить за ее состоянием, оперативно обращаться за помощью в случае появления дискомфорта;
-умение выбрать адекватные средства вербальной и невербальной коммуникации в зависимости от собеседника (слышащий, слабослышащий, глухой), владения разными средствами общения;
умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию на основе словесной речи (в устной и письменной формах) как средство достижения цели, использование в речевом общении устно-дактильной формы речи как вспомогательной;
- умение получать и уточнять информацию от собеседника в ходе коммуникации на основе словесной речи на знакомые ребенку темы, извлекать значимую информацию из общения, соотносить его цель и результат.
- использование глухими обучающимися в межличностном общении с детьми ивзрослыми с нормальным и нарушенным слухом разных видов речи с учетом владения ими партнерами по общению и особенностей коммуникативной ситуации с целью реализации ребенком собственных познавательных, социокультурных и коммуникативных потребностей, разрешения возникающих трудностей и др.;
- развитие умений обучающихся использовать устную речь по всему спектру коммуникативных ситуаций (задавать вопросы, договариваться, выражать свое мнение, обсуждать мысли и чувства, дополнять и уточнять смысл высказывания и др.);
- умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие, предложить помощь и т. д.
- умение использовать письменную коммуникацию для решения актуальных жизненных задач, включая коммуникацию в сети Интернет.
Предметные результаты:
- освоение глухими обучающимся знаниевого компонента образования по образовательной области «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи»;
-целенаправленное и систематическое развитие речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны, восприятия неречевых звучаний, включая музыку, как важного условия овладения обучающимися устной речью, речевым поведением, их более полноценного развития, качественного образования, социальной адаптации;
-слухозрительное восприятие (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов) знакомого речевого материала разговорного и учебно – делового характера;
- различение, опознавание и распознавание на слух знакомого и необходимого в общении на уроках и во внеурочное время речевого материала (фраз, слов, словосочетаний); восприятие коротких текстов диалогического и монологического характера, отражающих типичные ситуации общения в учебной и внеурочной деятельности;
-опознавание на слух основного речевого материала (отдельных предложений, слов, словосочетаний) из данных текстов, предъявленных вразбивку;
-ответы на вопросы по тексту и выполнение заданий;
- при затруднении в восприятии речевой информации выражение в устных высказываниях непонимания;
-произнесение речевого материала достаточно внятно, по –возможности, естественно, используя в речевом общении естественные невербальные средства коммуникации и реализуя сформированные произносительные умения, в том числе, с использованием элементарных навыков самоконтроля;
-умения вступать в элементарную устную коммуникацию с детьми и взрослыми.
5.Технологии комплексной оценки результатов освоения учащимися программного материала.
Метод аудирования при оценке внятности произношения глухих детей – предметных результатов по формированию произносительной стороны устной речи.
Методика проверки внятности произношения (аудирования) глухих учащихся разработана профессором, доктором пед.наук Э И. Леонгард.
В качестве речевого материала используется один из списков, включающих 50 фонетически сбалансированных слов. Для проверки разборчивости речи глухих создаётся группа педагогов - аудиторов из 4-х человек. Они проходят специальную тренировку: многократно прослушивают магнитофонную запись 2-х контрольных учеников до тех пор, пока показатели разборчивости перестанут значительно разниться. При прослушивании диктора (глухого ученика) аудитор протоколирует услышанное. После прослушивания руководитель проверки зачитывает комплект, а аудиторы отмечают правильно и неправильно понятые слова. Подсчёт происходит следующим образом:
а) подсчитывается количество правильно понятых слов каждым аудитором;
б) подсчитывается общее (по четырём аудиторам) количества правильно понятых слов;
в) высчитывается в процентах отношение количества правильно понятых слов к общему количеству переданных слов.
Методика оценки развития речевого слуха глухих обучающихся – предметных результатов по формированию речевого слуха в 1-9 классах.
2. Методика оценки формирования речевого слуха глухих обучающихся – предметных результатов по формированию речевого слуха в 1-9 классах.
Методика оценки формирования речевого слуха глухих обучающихся на материале слов и фраз в разработана профессором, доктором пед. наук Е.П. Кузьмичёвой. Результаты работы по формированию речевого слуха проверяются в ходе контрольных работ, которые проводятся учителем и протоколируются ассистентом.
Регламентируются следующие методические аспекты:
-контрольные задания по оценке формирования речевого слуха, рекомендованы Е. П. Кузьмичёвой для каждого класса с учётом программных требований;
- контрольная работа проводится индивидуально, ответы протоколируются ассистентом;
- контрольные задания (50 вопросов) предъявляются в следующем
порядке : на слух с использованием экрана – до 2-х раз, если на слух задание не воспринято, то слухо-зрительно –до 2-х раз, при необходимости – устно-дактильно;
- ответы протоколируются с фиксацией способа восприятия (на слух, слухо-зрительно или устно-дактильно) и допущенных ошибок при оформлении ответа;
- подсчёт ответов, воспринятых на слух, слухо-зрительно, устно-дактильно, не воспринятых совсем, допущенных ошибок;
-определение процента развития речевого слуха (приоритетное значение имеет прцент фраз, воспринятых на слух)
С 5-ого класса на контрольную проверку предлагается 30 вопросов и текст при выборе из трёх.
В 10-11 классах оценивается способность ученика распознать речевой материал, предложенный по чтению с губ. Учащиеся, воспринимая слухо-зрительно речевой материал, сами пишут то, что восприняли. При повторном произнесении фразы учителем учащиеся могут исправить написанное. Учитываются лучше исправленные ответы. Для слухо-зрительного восприятияиспользуются фразы, разработанные Э.В. Мироновой для оценки навыка чтения с губ. При обработке ответов можно использовать формулу, предложенную Э.В. Мироновой и П.Б. Шошиным:
P – уровень слухо-зрительного восприятия фразы;
F – общее количество фраз, понятых по смыслу;
g – количество слов, принятых во фразе;
a – количество фраз в списке;
r - количество слорв во фразе;
- сумма.
В результате получается уровень (процент) восприятия слов учеником.
7. Список литературы.
1. АООП НОО для глухих обучающихся (одобрена решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию, протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).
2.Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ.высш. пед. учеб. заведений. / А.Д. Гонеев. - М.: Издательский центр «Академия»,2002.
3. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. -М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2001.
4.Инновационные подходы к обучению и воспитанию детей с нарушенным слухом. Межвузовский сборник научных работ. Рос. гос. пед.ун-т им.А.И. Герцена. - СПб.: Образование, 1997.
5. Сурдопедагогика. Под ред.Речицкой Е. Г., «ВЛАДОС», 2004
6. Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих.- М.:Просвещение,1981.
Интернет-ресурсное обеспечение учебно-методического комплекса
1.Электронная библиотека портала «Аудитория»: Российское образование – 2020 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // www. auditorium. ru
Представлена научно-методическая литература, монографии, учебно-методическая литература, энциклопедические словари по педагогическим специальностям «олигофренопедагогика», «логопедия», «тифлопедагогика», «сурдопедагогика».
2.Электронная библиотека портала «Особый ребенок»: [Электронный ресурс].- Режим доступа: http: // www. osobyirebenok. ru
Представлены: нормативно-законодательные акты, официальные документы Министерства образования Российской Федерации в части образования лиц с ограниченными возможностями здоровья; статьи научно-практических конференций по актуальным вопросам обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
3.Педагогическая библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // www.pedlib.ru/katalogy/katalog.php?id=4&find_me=&page=3
Представлена научно-методическая литература для педагогов, монографии, учебно-методическая литература.
4.Библиотека Федерального портала «Российское образование» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/window/library/
Нормативно-законодательные акты, официальные документы Министерства образования Российской Федерации в части образования лиц с ограниченными возможностями здоровья; статьи научно-практических конференций по актуальным вопросам обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Представлена научно-методическая литература для педагогов, монографии, учебно-методическая литература.
5. Библиотека Института психологии и психотерапии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psyinst.ru/library.php?part=articles&p=81
Нормативно-законодательные акты, официальные документы Министерства образования Российской Федерации в части образования лиц с ограниченными возможностями здоровья; статьи научно-практических конференций по актуальным вопросам обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Представлена научно-методическая литература для педагогов, монографии, учебно-методическая литература.
6.Речевой центр Логопед-плюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.logopedplus.org/articles/
Представлены учебно-методическая литература, дидактический материал по специальности «логопедия» в части обучения детей с нарушениями слуха.