_________Хасанова Т.Н. «____» ___________2018 г. Приказ № ________________
Протокол № ____ «____» ______ _____2018 г.
от «____» _________2018 г.
Программа
воспитательной работы
на 2018 - 2019 уч. год
Группа 2
Составила: воспитатель
Барченинова С.В.
г. Чернушка
Пояснительная записка
В настоящее время все больше внимания уделяется проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья и с особенностями нервно - психического склада. Важное место занимают интернаты, специальные (коррекционные) общеобразовательные школы. Воспитательная работа направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника своего собственного варианта жизни.
Программа воспитания и социализации обучающихся, воспитанников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната, раскрывает роль и место социальной функции воспитания в системе жизнедеятельности образовательного учреждения, направлена на обеспечение единства обучения и воспитания, формирование единого воспитательного пространства образовательного учреждения.
Школа-интернат считает своей основной миссией адаптацию и социализацию обучающихся, к жизни в современном обществе на основе становления личности воспитанника.
Реализация программы должна обеспечить ориентацию обучающихся, воспитанников на ценности гражданского общества, общечеловеческие нравственные приоритеты, гармонизацию взаимоотношений с окружающим социумом, природой, самим собой. Формирование у воспитанников готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни. Самореализации в общественно значимой и профессиональной деятельности. Формирование таких ценностей как семья, Отечество, свобода, культура, толерантность, экологическое благополучие; знаний традиций, культуры своего народа, ответственности за будущее своей страны.
Исходя из неоднородности контингента обучающихся, воспитанников главный акцент в своей деятельности школа делает на учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Индивидуальный подход предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня развития ребенка, а также условий его жизнедеятельности.
Придерживаясь принципа педагогической инверсии, педагог определяет - что в данном возрасте является главным для ребенка.
Лишь поочередно, от возраста к возрасту, доминирование какой-либо стороны очередного желаемого результата в итоге дает возможность достигнуть желаемого результата к концу школьного обучения.
Воспитательный процесс, строится таким образом, чтобы каждый ребенок чувствовал себя в школе комфортно. По своим возможностям был вовлечен в активную деятельность в зоне своего ближайшего развития, вне зависимости от своих психофизических особенностей, учебных возможностей, склонностей, мог реализовать себя как субъект собственной жизни.
Цель воспитательной работы:
Способствовать воспитанию здоровой, социально - активной личности через обновление и совершенствование содержания воспитания; создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе
Задачи воспитательной работы:
1. Продолжить учебную, воспитательную и коррекционную работу в тесном сотрудничестве с родителями и классными руководителями;
2. Следить и способствовать укреплению физического здоровья и эмоционального состоянием детей в тесном сотрудничестве с медицинскими работниками школы.
3. Создавать благоприятные условия для развития личности, самоутверждения каждого воспитанника, раскрытия его потенциальных способностей;
4. Формирование и развитие трудовых умений и навыков; профессиональных интересов и склонностей, способности к жизненному и профессиональному самоопределению;
5. Способствовать воспитанию патриотических чувств, любви к Родине, родному краю, приобщение к народным традициям; формирование экологической культуры;
6. Способствовать развитию творческих способностей, художественно-эстетического восприятия;
8. Формирование социально-бытовых знаний, умений и навыков, воспитание правовой культуры;
9. Работать над созданием дружного коллектива.
Для достижения поставленной цели разработана программа воспитательной работы, которая включает пять приоритетных направлений:
1. Личностное развитие и духовно-нравственное и эстетическое воспитание «Мой мир» 2. Основы гражданского самосознания и патриотического воспитания «Мое Отечество. Мой дом. Моя семья.»
3. Экологическая культура здоровый и безопасный образ жизни «Сохраним здоровье» 4. Профориентация и трудовое воспитание «В мире профессий»
5. Работа с родителями «Наши дети»
Программа разработана, исходя из общности основных закономерностей развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья. Основные направления деятельности программы : коррекционное и развивающее - коррекционное, направлено на исправление личностных недостатков обучающихся, развивающее - на развитие уже имеющихся умений и навыков.
Реализация программы воспитания основана на принципах:
1. Принцип природосообразности: Сложный возрастной период, переживаемый детьми, требует профессионально грамотного подбора форм и методов организации жизнедеятельности классного коллектива и личности в нем.
2. Принцип успешности: И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в работе, стимулирует стремление к творчеству и сотрудничеству. Эмоциональное переживание успеха способствует росту активности ребенка в дальнейшей деятельности.
3. Принцип свободы выбора: Каждому ребенку важно проявить себя в коллективе. Нужно и можно для каждого найти занятие по душе, поручение с учетом возможностей ученика, его интересов, личностных качеств, помочь каждому ощутить свою значимость для коллектива. Предоставляя свободу выбора, необходимо готовить ребенка к умению видеть его последствия и нести за это ответственность.
4. Принцип сотворчества: Творчество - универсальный механизм развития личности. Совместная творческая деятельность, в которой каждый ученик находит приложение своим способностям, способствует прохождению детей через ситуацию успеха, эмоционально закрепляя достигнутые результаты.
5. Принцип коллективно - творческое дело: Деятельность не является набором разнообразных форм, она призвана порождать удовлетворение и радость от самого процесса реализации идеи.
В программе представлены разнообразные формы воспитательной работы:
классные часы, практические занятия, сюжетно - ролевые игры, занятия - практикумы; конкурсы, беседы и наблюдения; экскурсии, викторины; использование ИКТ и др.
Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в воспитательном процессе специальных методов и приёмов.
Программа воспитательной работы составлена на основе пособия для воспитателей и учителей «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме» допущенной Министерством образования Российской Федерации под редакцией Е.Д.Худенко, Г.Ф.Гаврилычевой, Е.Ю.Селивановой, В.В.Титовой.
При разработке содержания программы, главное внимание уделяется раскрытию индивидуальных способностей, творческих начал личности, формированию устремлений ребенка в направлении «я - хочу» и «я - могу» как основы взаимодействия с педагогом.
Программа разработана, исходя из основных закономерностей развития воспитанника с ограниченными возможностями здоровья. Основные направления деятельности программы : коррекционно - развивающие: коррекционные - направлены на исправление личностных недостатков обучающихся, развивающее - на развитие уже имеющихся умений и навыков.
Реализация программы способствует развитию личности обучающегося, раскрытию индивидуальных способностей ребёнка. Развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно в ней участвовать. Каждый вид деятельности – творческий, познавательный, игровой – обогащает коммуникативный опыт школьников. Занятия направлены на то, чтобы каждый ученик мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и представляет систему воспитательных коррекционно-развивающих занятий с детьми в возрасте от 7 до 13 лет с ограниченными возможностями здоровья и рассчитана на один год обучения.
Нормативно-правовой и документальной основой программы является:
Международные документы:
• Конвенция ООН о правах ребенка.
• Декларация о правах инвалидов утв. Резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 3447 от 9 декабря 1975 г.
Федеральные документы:
• Федеральный закон № 273 «Об образовании в РФ» от 29.12. 2012 г.
• Федеральный закон № 124-Ф3 от 24 июля 1998 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
• ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. №120.
• Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в РФ от 10 мая 2006 г. "О соблюдении прав детей-инвалидов в Российской Федерации".
• Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288 "Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья" (с изменениями от 10 марта 2000 г., 23 декабря 2002 г., 1 февраля 2005 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.).
• Постановление Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 867 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи" (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.).
• Кодексы РФ: Гражданский, Семейный, Уголовный.
• Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
• Инструктивное письмо Министерства образования РФ «Об усилении контроля за соблюдение прав на получение образования детей и подростков с отклонениями в развитии» № 2376 п.1.3 от 18.08.2000.
• Инструктивное письмо Министерства образования РФ «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект» № 29/01-21/1620 от 08.05.2003.
• Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35850).
• "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15, постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 10 июля 2015 года N26
Институциональные документы: Устав образовательного учреждения от 23.11.2011, должностные инструкции, планы работы, циклограммы и графики работы.
Инструктивные документы: рекомендации администрации Чернушинского муниципального района и управления образовательными учреждениями.
Направления воспитательной работы
Личностное развитие и духовно-нравственное и эстетическое воспитание «Мой мир»
В условиях школ-интернатов формируется особая личность, которая часто недостаточно подготовлена к большинству ситуаций взрослой жизни. Учитывая, характерные особенности обучающихся, вся система воспитательной коррекционно-педагогической работы направлена на то, чтобы реабилитировать и социально адаптировать обучающегося к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным членом общества, который на ровне со всеми людьми может включиться в полноценную общественную жизнь и приносить пользу обществу.
В процессе взаимодействия с воспитанником, имеющим отклонения в развитии, возникает немало проблем, связанных с влиянием на развивающуюся личность огромного количества внешних и внутренних факторов, чтобы эффективно управлять этим процессом, надо знать их специфику, положительные и негативные стороны, предвидеть результаты воздействия и своевременно вносить коррективы. Знание законов психического развития ребенка и умение использовать их на практике необходимы для того, чтобы, опираясь на них, грамотно реализовывать основные цели и задачи социально-реабилитационного процесса.
Диагностические данные обучающихся коррекционной школы показывают: что эти дети не осознают ценность человеческой жизни, не имеют собственных нравственных взглядов, суждений, оценок; они склонны к нарушению норм поведения и общения, часто выбирают образ жизни не достойный нравственному выбору. Нам, педагогам, предстоит убедить обучающихся в том, что только нравственность и этичность в наших делах и поступках придают красоту и достоинство нашей жизни, от стремления к нравственности зависит наша внутренняя устойчивость и само наше существование.
Формы организации занятий могут быть разнообразными: игровые, творческие, ситуативные, психологические, состязательные, позволяющие обучающимся познать собственное «я», осознать свое место в школьном коллективе, а затем и в жизни.
Структура программы.
Программа включает в себя систему воспитательских мероприятий: в соответствии с возрастом обучающихся и их способностями.
Цель: Формирование в детях таких необходимых качеств, как взаимовыручка, доброе отношение друг к другу, взрослым, добросовестность и др., которые характеризуют общее развитие личности.
Задачи программы:
Способствовать развитию положительных личностных качеств воспитанников;
Развивать духовные качества как сострадание, сочувствие;
Воспитывать сознательное отношение я к своим поступкам, потребности в самооценке;
Способствовать развитию навыков гуманного отношения к окружающим, культурного общения;
Воспитывать моральные качества, толерантность и уважительное отношение к окружающим;
6. Закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе.
Принципы реализации программы:
- системность (педагогическое воздействие выстроено в систему специальных внеклассных занятий);
- преемственность (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития»);
- возрастное соответствие (предлагаемая тематика занятий учитывает возможности воспитанников данного возраста);
- здоровьесберегающий принцип (обеспечено сочетание статичного и динамичного положения детей, в ходе занятий смена видов деятельности);
- принцип мотивации (предполагающий наличие побуждения, стремления у воспитанника к достижению цели, поставленной перед ним);
Прогнозируемый результат
Учащиеся должны знать: - основные правила и нормы поведения в школе и в общественных местах; - правила общения со сверстниками и взрослыми; - понятие «дружба», «друг».
Учащиеся должны уметь:
- проявлять свои положительные личностные качества характера; - находить выход из конфликтных ситуаций; - находить контакт со сверстниками и с окружающими; - проявлять такие качества как сочувствие, сострадания; - регулировать отношения с другими детьми и взрослыми - правильно оценивать свои поступки
2.Основы гражданского самосознания и патриотического воспитания ««Мое Отечество. Мой дом. Моя семья.»
Новые идеологические установки приводят к изменению современной школы. Эти изменения требуют нового подхода в формировании патриотического и гражданского сознания учащихся. Развивающемуся обществу нужны не только современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способы к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, но и горячо любящие свою Родину, свой родной край, способные защищать Отчизну.
Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Важно воспитывать деятельность гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Гражданственность включает в себя взаимоотношения «гражданин - государство» и « человек-общество». Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека.
Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике./ «Концепция патриотического воспитания граждан РФ»/
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006- 2010 годы», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 11.07.2005 года, определили основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время».
Главное в программе - системный подход к формированию гражданской позиции обучающегося. Данная программа прививает любовь к Родине, которая начинается с любви к семье, родным и близким людям.
Структура программы.
Программа включает в себя систему воспитательских мероприятий: на патриотические темы в соответствии с возрастом обучающихся и их способностями.
Цель программы: Формирование личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности.
Задачи программы:
1. Способствовать развитию и углублению знаний об истории и культуре родного края.
2. Способствовать углублению знаний о правах и обязанностях человека, правовых документах современности, Родине, государственной символике России;
3. Формирование чувства ответственности за свои действия; знание своих обязанностей;
4. Способствовать воспитанию патриотов и граждан Отечества, любовь к которому начинается с любви к семье, родным и близким людям;
5. Формирование понимания прав и свобод личности.
Методы:
Беседы на патриотические темы.
Диспуты на основе проблемных ситуаций из наблюдений обучающихся .
Практикумы.
Игры
Интегрированные занятия.
Рисунки
Экскурсии
Встречи с интересными людьми
Прогнозируемый результат
Обучающиеся должны знать:
- обычаи и традиции своей родины, родного края;
- государственную символику Российской Федераций;
- уважать права другого человека и усвоить правовые нормы своего поведения.
- знать позиции гражданина-патриота России;
- осознание не только своих прав, но и обязанностей.
Обучающиеся должны уметь:
- применять на практике полученные знания и умения
- убеждать и отстаивать свою точку зрения.
- применять и бережно относиться к законам своей страны, памятниками архитектуры и др.
- самостоятельно подготовить сообщение по теме и высказать свою точку зрения (с помощью педагога).
\
Экологической культура, здоровый и безопасный образ жизни «Сохраним здоровье»
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся – это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию воспитанника.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, а также организация работы по её реализации составлена в соответствии со Стандартом, с учётом реального состояния здоровья детей и факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
- неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
- биологические, включая наследственность;
- факторы риска, имеющие место в школе, которые приводят к ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
- активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек.
Особенности отношения младших школьников к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным как ограничения свободы (необходимость лежать в постели, болезненные уколы), неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает неприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой.
Наиболее эффективным путём формирования ценности здоровья и здорового образа жизни, является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, психологом, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в школе, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.
При выборе стратегии воспитания культуры здоровья необходимо, учитывая психологические и психофизиологические характеристики возраста, опираться на зону актуального развития. Исходя из того, что формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы школы, требующий соответствующей организации всей жизни школы, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации воспитательного процесса, эффективной физкультурно — оздоровительной работы, рационального питания.
Здоровые привычки формируются с самого раннего возраста ребёнка. Чтобы успешно справиться с этой задачей, необходимо иметь теоретическую и практическую подготовку в этих вопросах.
Структура программы.
Цель программы: Сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся, формирование экологической культуры, способствующей познавательному и эмоциональному развитию ребенка.
Задачи программы:
1. Формирование представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
2. Формирование умения безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
3.Прививать теоретические и практические навыки и приемы, направленные на сохранение и укрепление здоровья;
4. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, развивать негативное отношение к вредным привычкам;
5. Формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
6. Формировать познавательный интерес и бережное отношение к природе;
Методы:
1. Беседы на экологические темы.
2. Диспуты на основе проблемных ситуаций из наблюдений обучающихся.
3. Практикумы.
4. Игры на экологические темы.
5. Интегрированные занятия.
6. Наблюдения за природными явлениями с последующим обсуждением.
Прогнозируемый результат
Обучающиеся должны знать:
- общее представление об основах экологической культуры, правила безопасного поведения в быту и в природе;
- простейшие правила поведения в экстремальных ситуациях;
- отличительные особенности нескольких видов природного и животного мира.
- экологические проблемы своего родного края и в частности России и мира.
Обучающиеся должны уметь:
- бережно относиться к собственному здоровью;
- применять навыками здорового и безопасного образа жизни на практике
- вести наблюдения за природными явлениями с последующим обсуждением;
4. Профориентация и трудовое воспитание «В мире профессий»
Трудовое воспитание занимает основное место в комплексной коррекционной работе с воспитанниками школы-интерната. Оно призвано подготовить учащихся к самостоятельной практической деятельности, приспособить выпускника школы к современной жизни.
Правильно организованный труд, посильный для ребёнка, способствует развитию многих положительных качеств. Повседневные виды труда представляют возможность ознакомить детей с инструментами и орудиями труда, способами работы с ними. Труд существенно дополняет и конкретизирует знания детей о явлениях живого и неживого мира, способствует развитию таких качеств, как внимательность, сообразительность. Кроме того, трудовая деятельность способствует физическому развитию, является благоприятным фактором коррекции имеющихся психофизических недостатков, а труд детей на природе способствует закаливанию организма, повышает его работоспособность, содействует развитию таких двигательных качеств, как точность, ритмичность, согласованность.
Самым элементарным видом труда, но обязательным для каждого ребенка, является самообслуживание, благодаря которому закладываются навыки чистоплотности, аккуратности, бережливости.
Самообслуживание – повседневная деятельность, которая требует внимания к тому, как дети умываются, чистят зубы, убирают свою постель, следят за опрятностью одежды, обуви, других вещей. Опыт работы показывает, что дети испытывают трудности в самообслуживании, так как требует устойчивой регуляции произвольного поведения, выполнения ряда действий в определенной последовательности, умения их правильно повторить, оценить достигнутые результаты в соответствии с требованиями воспитателя. Другой аспект развития трудовых навыков связан с хозяйственно-бытовым, общественно-полезным и производительным трудом, которые формирует у них нравственные представления и оценки, характеризующие деятельность людей. У детей развивается готовность к безвозмездному труду на благо окружающих.
Цель программы: Усвоение норм общественного поведения, позволяющих активно участвовать в труде и общественной жизни, приобщаться к социальной и культурной жизни общества.
Задачи программы:
Овладение воспитанниками общетрудовыми и специальными профессиональными знаниями, умениями и навыками, необходимыми в самостоятельной жизни.
Формирование у учащихся прочных профессионально-трудовых умений и навыков, воспитание культуры труда и умений использовать в практической деятельности.
Формирование практической и психологической готовности к труду в целях успешной социализации и самоопределения.
Коррекция поведения детей посредством трудотерапии.
Воспитание у учащихся таких нравственных качеств, как трудолюбие, ответственное отношение к заданиям, бережное отношение к общественному имуществу, умение работать в коллективе и выполнять требования трудовой дисциплины.
Прогнозируемый результат
Обучающиеся должны знать:
- особенности назначения и целевого использования предметов труда (лопата – убирать снег, веник – подметать);
- содержать свое учебное место в порядке под контролем взрослого;
- элементарные сведения о разных профессиях
Обучающиеся должны уметь:
- различать элементарные профессии
- использовать элементарные навыки самообслуживания на практике, правильно ухаживать за одеждой и обувью.
- бережно относится к предметам школьным принадлежностям, игрушкам, играм, мебели;
- коллективная (общественно полезный и производительный труд во внеклассное время через практические занятия, необходимые воспитанникам для дальнейшей правильной адаптации в социуме);
- групповая (утренники, праздники на тему труда)
Примерный перечень критериев сформированности навыков поведения у воспитанников
(младшийшкольный возраст).
В результате проделанной работы у воспитанников должны быть сформированы следующие умения и навыки адаптивного поведения:
- сформирована личностная идентификация: «Кто я?» - имя, пол, внешность. Знает свои желания, потребности, сильные и слабые стороны; имеет представление о чертах своего характера; знает о способах реагирования (рефлексии);
- имеет начальные представления и навыки коммуникативного поведения: человек – существо социальное; есть разные способы общения; владеет навыками речевого обращения в различных ситуациях; умеет использовать жесты, интонацию, мимику лица для выражения своих потребностей, желаний, просьб; умеет вести диалог, беседу; знает, что такое конфликт и как его можно избежать; знает и умеет следовать правилам поведения в различных ситуациях: в школе, на улице в магазине, в транспорте, в больнице и т. п.; отсутствует комплекс невостребованности, своей неполноценности; умеет и знает, как быть полезным другу, взрослому, пожилому человеку;
- повышен уровень развития высших психических функций: памяти, внимания, мышления;
- осознает ответственность за свое состояние здоровья;
- владеет навыками личной гигиены, самообслуживающего труда: чистить зубы, причесываться, умываться, пользоваться туалетом, принимать душ, ванну…; ухаживать за одеждой, подбирать туалет в соответствии с погодой; содержать свое рабочее место, спальню, шкаф в аккуратном состоянии, владеть навыками уборки группы, спальни, участка…;
- развиты начальные механизмы творческого воображения: может представить по запаху какую-либо картину из жизни; описать ощущения при прослушивании музыки; придумать начало или конец сюжетного рассказа; нарисовать настроение; придумать и сделать подарок и т. п.;
- сформирована система учебных и элементарных трудовых навыков и умений; умеет играть с игрушками, в настольные игры, работать с книгой; любит читать (или хотя бы слушать чтение); знает технологию поведения на уроках, при самоподготовке и пр.; может выполнять элементарные работы по школе: убирать, гладить белье, выполнять мелкий ремонт личных вещей; убирать территорию, копать, сажать, ухаживать за растениями и животными.
Этот перечень довольно условный, т.к. каждый ребенок – это индивидуальность. Однако каждая индивидуальность должна иметь определенный арсенал навыков и приемов поведения, которые позволят ей чувствовать себя комфортно в любой ситуации.
Циклограмма работы
День недели
Направление
Понедельник
Личностное развитие, духовно-нравственное и эстетическое воспитание
Музыкальный час
Вторник
Экологическая культура, здоровый и безопасный образ жизни
Кряжева Н.Л. развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997 г.
Худенко Е.Д. Современные коррекционные технологии в работе воспитателя с детьми с ограниченными возможностями. – М.: АНМЦ «Развитие и коррекция» 2002 г., т.1.
Худенко Е.Д. Современные коррекционные технологии в работе воспитателя с детьми с ограниченными возможностями здоровья. – М.: АНМЦ «Развитие и коррекция», 2002 г., т.3.
Худенко Е.Д. Требования к планированию коррекционно-развивающих занятий воспитателя. «Коррекция и развитие». Выпуск №6.
Шемшурина А.И. Этическая грамматика. В помощь учителю. (1ч.) – М.: Школа – Пресс, 2004г.