kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа " Юный эколог"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование воспитательной работы по экологии родного края.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа " Юный эколог"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

VIII вида»







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

деятельности воспитателя

Юный эколог

















Составитель: воспитатель Федорова Л.В.











Миасс

2020

Пояснительная записка

Цель программы:

формирование основ экологической грамотности детей школы-интерната.

Задачи программы:

формировать интерес к изучению природы родного края;

воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; углублять уже имеющихся знаний о родном крае;

формировать представления о природных сообществах области;

формировать представления об охраняемых территориях России и своей области.

Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека. Изучение окружающего мира помогает детям по-новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру. В соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.

Актуальность разработанной программы экологическоая направленность для детей. Дети часто не знают о тех растениях и животных которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края входит в данную программу. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу.

Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания.

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию познавательных интересов и творчества.



Планируемые результаты освоения обучающимися программы воспитательной деятельности

Ожидаемые результаты

Предметные результаты:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в окружающем мире.

Личностные результаты:

- принятие детьми правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- формирование коммуникативных навыков.












Лист наблюдения

1-я ступень

Ставит цель исследования с помощью воспитателя

Следует плану, предложенному воспитателем

Использует источники информации, рекомендованные воспитателем

2-я ступень

Ставит цель исследования самостоятельно

В целом представляет, как достичь цели

Пытается обнаружить способы получения информации

3-я ступень

Самостоятельно ставит цель исследования и действует согласно этой цели

Самостоятельно планирует и проводит исследовательский эксперимент

Знает, как получить необходимую информацию и использует разные способы ее получения


Для оценивания осознанности каждым ребенком особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от детей строгого самоконтроля своей деятельности на разных этапах формирования ключевых предметных умений, а также своего поведения, строящегося на сознательном и целенаправленном применении изученного в реальных жизненных ситуациях.

Вопросы для самоанализа могут быть следующими:

Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось), потому что________________________________________________________________

Наиболее трудным мне показалось__________________________________________

Я думаю, это потому, что ________________________________________________

Самым интересным было _________________________________________________

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее ________________________________________________________________________

Я бы хотел попросить своего учителя _______________________________________



























Тематический план

1-й год обучения

раз-

дела

за-

нятия

Тема

Теория

Практика

1


Введение

1



1

Что такое экология?

1


2


Мой дом за окном

6

4


2

Мой дом

1



3

Дом, где мы живём

1



4

Практическое занятие «Уборка школьного двора»


1


5

Откуда берётся и куда девается мусор?

1



6

Экскурсия-прогулка «Краски и звуки зимы»


1


7

Деревья твоего двора

1



8

Экскурсия по территории школы


1


9

Птицы нашего двора

1



10

Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц»


1


11

Дорога из дома в школу

1


3


Я и моё окружение

7

4


12

Моя квартира

1



13

Моя семья

1



14

Соседи-жильцы

1



15

Мой класс

1



16

Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате»


1


17

Дом моей мечты

1



18

Комнатные растения в квартире, классе

1



19

Практическое занятие «Уход за комнатными растениями»


1


20

Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике»


1


21

Экскурсия в лес


1


22

Животные в доме

1


4


Гигиена моего дома

8

4


23

Уход за квартирой

1



24

Гигиена класса

1



25

Практическое занятие «Гигиена игровой комнаты»


1


26

Бытовые приборы в квартире

1



27

Экскурсия в школьную столовую


1


28

Природа в квартире и в игровой

1



29

Наша одежда и обувь

1



30-31

Русская народная одежда

2



32

Практическая работа «Уход за одеждой»


1


33

Экскурсия в лес


1



Итого: 33 часа




Учебно-тематический план

2 –й год обучения

1


Вода – источник жизни

7

3


1

Вода в моём доме и в природе

1



2

Стихи, рассказы о воде и природе

1



3

Экскурсия к водоёму


1


4

Весна в нашем городе

1



5

Экскурсия в лес


1


6

Вода в жизни растений

1



7

Вода в жизни животного мира

1



8

Вода и здоровье человека

1



9

Личная гигиена

1



10

Практическое занятие «Как правильно чистить зубы»


1


11-12

Защита проектов «Вода – источник жизни на Земле»


2

2


Солнце и свет в нашей жизни

7

3


13

Солнце, Луна, звёзды – источники света

1



14

Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения

1



15

Практическое занятие по размещению комнатных растений с учётом потребности тепла и света


1


16

Отношение к свету и теплу различных животных

1



17

Практическое занятие «Наблюдение света Солнца и Луны, фонаря, лампы, свечи»


1


18

Электрический свет и тепло в моём доме

1



19

Откуда приходит свет и тепло в мой дом

1



20

Телевизор в моём доме

1



21

Сколько стоят свет и тепло

1



22

Итоговое занятие


1

3


Воздух и здоровье

1

1


23

Воздух и здоровье человека

1



24

Практическое занятие «Уборка в интернате»


1

4


Мой край

3

2


25

Растительный мир области

1



26

Животный мир области

1



27

Исчезающие растения и животные родного края

1



28

Экскурсия в краеведческий музей


2

5


Весенние работы


5


29-30

Практическое занятие по подготовке почвы к посеву


2


31-33

Практическое занятие по посадке растений и уход за ними


3


34

Итоговое занятие


1



Итого: 34 часа



Учебно – тематический план

3-й год обучения

раз-

дела

за-

нятия

Тема

Теория

Практика

1

1

Введение.

Челябинская область на карте России

1


2


Растительность Челябинской области

6

11


2-3

Травы, кустарники, деревья Ильменского заповедника

1

1


4

Экскурсия «Где растут деревья».


1


5-6

Осенние краски природы. Сбор листьев деревьев и создание гербария.


2


7-8

Кустарники. Их роль в жизни человека.

1

1


9-11

Зелёная аптека. Сбор и оформление гербариев лекарственных трав посёлка

1

2


12

Растения – сорняки и вредители здоровья человека

1



13

Комнатные растения. Разведение и уход за ними.


1


14

Викторина «Зелёный мир вокруг нас»


1


15-16

Защита проектов «Редкие растения края»


2


17

Заповедники нашего края

1



18

Акция «Сохрани первоцвет» Красная книга области.

1


3


Насекомые нашей области

4

4


19

«Мал золотник – да дорог» (О пользе насекомых)

1



20

Насекомые – вредители

1



21-22

Ядовитые насекомые. Первая помощь при травмах, нанесённых насекомыми

1

1


23-24

Насекомые Челябинской области. Экскурсия в парк


2


25

Охрана полезных насекомых. Борьба с вредителями.

1



26

«Кто важнее? (Игра-викторина «Спор насекомых»)


1

4


Рыбы, обитающие в Челябинской области

5

3


27

Промысловые рыбы. Рациональное их использование

1



28

Рыбы, обитающие в реках области

1



29

Прудовые хозяйства Челябинской области

1



30

Аквариумные рыбы.

1



31

Охрана рыбных богатств. Красная книга области.

1



32

Конкурс-игра «Золотая рыбка»


1


33-34

Защита экологических проектов


2



Учебно – тематический план

4-й год обучения

раз-

дела

заня-

тия

Тема

Теория

Практика

1


Птицы Челябинской области

12

3


1

Воробей – самая распространённая птица на Земле

1



2

Ворона – «интеллектуальная» птица

1



3

Ворон – красивая и умная птица

1



4

Сорока-белобока – «лесная сплетница»

1



5

«Лесной доктор» - дятел

1



6

Галка – городская птица

1



7

Загадочная птица – кукушка

1



8

«Пернатая кошка» - сова

1



9

Любимая птица – снегирь

1



10

«Сестрички-синички» - самые полезные птички России

1



11

Наш добрый сосед – скворец

1



12

Изготовление скворечников, кормушек


1


13

Красная книга области. Заповедники, заказники.

1



14-15

Защита экологических проектов


2

2


Животный мир. Звери, обитающие на территории нашей области.

15

4


16

Заяц – «Длинное ухо»

1



17

Лисица. «Лиса Патрикеевна»

1



18

Серый хищник – волк

1



19

Хозяин леса – медведь

1



20

Любознательный зверёк – белка

1



21

Лесной красавец – лось

1



22

Сердитый недотрога – ёж

1



23

Всеядное животное – барсук

1



24

Бобр – строитель

1



25

Запасливый бурундук

1



26

Рысь – родственник кошки

1



27

Соболь – «дорогой» зверёк

1



28

Косуля - самый маленький европейский олень

1



29

Красная книга области. Заповедники Челябинской области.

1



30-31

Экскурсия в краеведческий музей


2


32-33

Защита экологических проектов


2


34

Подведение итогов

1




Итого: 34 часа








































Содержание программы

1 год (33 ч)

Введение (1 ч)

Что такое экология? Знакомство детей с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология – наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома – планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными); связь между природой и человеком.

1.Мой дом за окном (10ч)

Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и в городе. Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в своём доме. Техника безопасности. Распределение обязанностей по уборке школьного двора. Отчёт о выполнении задания. Наблюдение. Выявляем, откуда берётся и куда девается мусор. Наблюдение в природе. Зимние изменения в неживой природе. Какое явление природы бывает только зимой? Из чего состоит снег? Рассказы детей о снежинках. Музыка природы в зимнее время года. Зелёные насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делаем для здоровья деревьев? Знакомство детей с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц. Перелётные птицы. Зимующие птицы. Значение птиц в жизни человека. Птицы нашего двора. Помощь птицам в трудное время. Изготовление кормушек. Что вокруг нас может быть опасным? Сигналы светофора. Как обходить автобус, трамвай, троллейбус? Дорожные знаки, их значение. Правила поведения на дороге, в транспорте. Маршрутные листы.

  1. Я и моё окружение (12 ч)

Моя квартира. Светлая квартира, цвет обоев, жилая площадь, температура воздуха, покрытие полов, возможности проветривания, природные материалы в квартире, внутреннее убранство, его значение.

Моя семья. Происхождение слова «семья». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, даёт крепкий росток. Занятие и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить».

Соседи – жильцы. Доброжелательные отношения с ними. Все мы – соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа.

Мой класс. Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать для создания уюта в классной комнате? Дежурство по классу. Распределение обязанностей. Отчёт каждой группы о проделанной работе.

Дом моей мечты. Из чего сделан дом? Что в нём будет? Чего в нём не будет? Чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе, труде.

Комнатные растения в квартире, в классе. Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растений с учётом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса. Оценить условия жизни и роста растений: освещённость, частоту полива. Уход за комнатными растениями. Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение обязанностей за комнатными растениями. Наблюдение изменений произошедших после произведённых работ. Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка луковиц лука, гороха, проращивание почек на срезанных веточках тополя, сирени. Наблюдение за набуханием почек в классе и в природе

Животные в доме. Знакомство с домашними животными. Кошка и собака – друзья человека. Как ухаживать за собакой и кошкой? Соблюдение требований гигиены и правил безопасности при содержании животных. Клопы, тараканы, моль – меры предупреждения их появления. Чтение рассказов, стихов о домашних животных. Пословицы, поговорки.

3.Гигиена моего дома. (10 ч.)

Уход за квартирой. Влажная уборка, ремонт, дезинфекция, проветривание. Гигиена жилища. Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на температуру и влажность воздуха в квартире, на жизнедеятельность человека. Правила общения с электрической и газовой трубой. Составление списка бытовых приборов в квартире, кто ими пользуется. Правила безопасности при их эксплуатации.

Гигиена класса. Режим проветривания класса. Влажная уборка. Дежурство. Уход за комнатными растениями.

Наша одежда и обувь. Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические и гигиенические требования, условия содержания, уход. История появления одежды. Знакомство с русской народной одеждой. Изготовление одежды из природного материала. Как зашить дырку, пришить пуговицу, вычистить щёткой верхнюю одежду? История русского костюма. Моделирование и демонстрация одежды.

2 год (34 ч)

  1. Вода – источник жизни (11 ч)

Вода в моём доме и в природе. Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется. Куда удаляется? Вода, которую мы пьём. Вода сырая, кипячёная, загрязнённая. Сколько стоит вода? Почему её надо экономить? Как можно экономить воду? Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте? Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека? Как расходуется, как выделяется из организма? Водные процедуры, закаливание водой. Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

2. Солнце и свет в нашей жизни (10 ч)

Солнце, Луна, звёзды – источники света. Влияние тепла и света на комнатные растения. Наблюдение по выявлению светолюбивых и теплолюбивых комнатных растений. Как животные относятся к свету и теплу. Роль света в жизни человека. Освещённость рабочего места. Глаз – орган зрения. Гигиена зрения. Зарядка для глаз. Влияние ТЭЦ, АЭС, газопроводов на экологическое состояние планеты. Экономия света и тепла. Телевизор, его влияние на окружающих, режим работы, правила просмотра. Источники света и тепла в русской избе.

3. Воздух и здоровье (3 ч)

Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Чистый и загрязнённый воздух. Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики. Проветривание.

4. Мой край (6 ч)

Растительный и животный мир родного края. Многообразие растений и животных области. Основные экогруппы растений. Особенности жизни животных области. Знакомство с исчезающими растениями и животными родного края. Причины исчезновения их и необходимость защиты каждым человеком. Красная книга области.

5. Весенние работы (4 ч)

Подготовка почвы к посеву на пришкольном участке.Посадка растений. Уход и наблюдении за всходами.





3 год (34ч)

Вводное занятие (1 ч)

Челябинская область на карте России

1.Растительный мир нашей области (17 ч)

Растительный мир (общее понятие). Характерные признаки растений. Ильменский заповедник. Сорняки. Растения, влияющие на здоровье человека. Комнатные растения. Растения нашей области. Лекарственные растения края. Раннецветущие растения. Охрана растений. Красная книга Челябинской области.

2.Насекомые нашей области (8 ч)

Насекомые: виды, места обитания. Насекомые-вредители. Ядовитые насекомые. Где и как зимуют насекомые. Охрана полезных насекомых. Насекомые нашей области. Красная книга области.

3.Рыбы, обитающие в нашей области (8 ч)

Рыбы, обитающие в реках и озёрах области. Промысловые рыбы. Рациональное их использование. Аквариумные рыбы. Охрана озер.




  1. год (34 ч)

1.Птицы Урала (15 ч)

Птицы. Птицы нашей области. Кочующие, оседлые, перелётные птицы. Хищники. Водоплавающие птицы. Птицы леса и открытых пространств. Охрана птиц. Красная книга.

2.Животный мир. Звери, обитающие на территории нашей области (19 ч)

Животный мир (общее понятие). Звери, обитающие на территории нашей области. Жизнь зверей зимой. Роль животных в жизни человека. Охрана животных. Красная книга области.



Список литературы

  1. Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.

  2. Безруков, А. Занимательная география Текст /А. Безруков, Г. Пивоварова. – М. : АСТ-ПРЕСС, 2001

  3. Гаев, Л. Наши следы в природе Текст /Л. Гаев, В. Самарина. – М. : Недра, 1991.

  4. Елизарова, Е. М. Знакомые незнакомцы Текст /Е. М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2007.

  5. Ишутинова, Л. М. Грибы – это грибы Текст /Л. М. Ишутинова //Начальная школа. – 2000. - № 6.- С.68.

  6. Крылов, Г. Растения здоровья Текст / Г. Крылов. – Новосибирск, 1989.

  7. Лебедев, Н. Н. Занимательные вопросы по природоведению Текст / Н.Н.Лебедев. – М.: Учпедгиз, 1961.

  1. Моисеев, В. Наедине с природой Текст /В. Моисеев. – Чимкент. МП «АУРИКА», 1993.

  2. Моложавенко, В. С. Тайна красоты Текст / В. С. Моложавенко. – М., 1993.

  3. Попов, А. Траволечебник Текст / А. Попов. – Кемерово, 1993.

  4. Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа Текст /А. А. Плешаков// Начальная школа. – 1991. - № 5. – С. 2-8.

  5. Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.

  6. Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008.

  7. Садчикова, О. Г. и др..Занимательная география Текст / О. Г. Садчикова. –Ростов н/Д: Феникс, 2006.

  8. Смирнова, Н. П. По материкам и океанам Текст / Н. П. Смирнова. – М.: Просвещение, 1988.

  9. Сосновский, И. П. Уголок природы в школе Текст / И. П. Сосновский, В. И. Корнеева. – М.: Просвещение, 1986.

  10. Симаков, Ю. Г. Живые приборы Текст / Ю. Г.Симаков. – М.: Знание, 1986.

  11. Хренов, Л.С. Народные предметы и календарь Текст / Л. С. Хренов. – М.: Агропромиздат, 1991.

  12. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.

  13. Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 1989.

  14. Энциклопедия. Неизвестное об известном. – М.: РОСМЕН, 1998.

  15. Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2007.

  16. Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.

  17. Юный натуралист: журнал. – 1988. - № 5.















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Программа " Юный эколог"

Автор: Людмила Викторовна Федорова

Дата: 25.08.2020

Номер свидетельства: 556424

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая краткосрочная программа «ЮНЫЕ ЭКОЛОГИ»"
    ["seo_title"] => string(80) "dopolnitelnaia_obshcheobrazovatelnaia_obshcherazvivaiushchaia_kratkosrochnaia_pr"
    ["file_id"] => string(6) "563628"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1605624840"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Рабочая программ по внеурочной деятельности кружок "Юный эколог" "
    ["seo_title"] => string(73) "rabochaia-proghramm-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-kruzhok-iunyi-ekologh"
    ["file_id"] => string(6) "235024"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443577876"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Программа по внеурочной деятельности "Юный эколог""
    ["seo_title"] => string(58) "proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-iunyi-ekologh-1"
    ["file_id"] => string(6) "260059"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448888121"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Деятельность детской добровольной организации «Лесовички» в рамках программы «Школа экологии» как модель организации внеурочной деятельности. "
    ["seo_title"] => string(154) "dieiatiel-nost-dietskoi-dobrovol-noi-orghanizatsii-liesovichki-v-ramkakh-proghrammy-shkola-ekologhii-kak-modiel-orghanizatsii-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "106425"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403010006"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Программа внеурочной деятельности "Юный эколог""
    ["seo_title"] => string(47) "programma_vneurochnoi_deiatelnosti_iunyi_ekolog"
    ["file_id"] => string(6) "628042"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1679419461"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства