Просмотр содержимого документа
«Планирование по предмету Коррекционно развивающие занятия.»
Пояснительная записка по предмету « Коррекционно-развивающие занятия».
Рабочая программа по предмету «Коррекционно-развивающие занятия» 8 года обучения для обучающегося Зайцева Василия,
с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой степени (интеллектуальными нарушениями) и РАС составлена на основе:
Адаптированной основной образовательной программы общего образования, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - вариант 2 ГКОУ РО Красносулинская школа-интернат №1;
Учебным планом 8 класса , АООП, вариант 2.
В учебном плане коррекционные занятия представлены с расчетом по 1 чау в неделю, 34 часа в год. Коррекционно-развивающие занятия направлены на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, сведения к минимуму деструктивного поведения :крик ,агрессия ,стереотипии и др,на реализацию индивидуальных специфических образовательных потребностей с ТМНР, не охваченных содержанием программ учебных предметов и коррекционных занятий; дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений ,которые оказываются для обучающихся особенно трудными на развитие индивидуальных способностей обучающегося, его творческого потенциала.
Целью обучения является обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.
Задачи программы:
1) Развитие и коррекция зрительного восприятия;
2) Развитие и коррекция слухового восприятия;
3) Развитие и коррекция кинестетического восприятия;
Основной формой организации учебного процесса является коррекционное занятие, которое проводится с использованием разнообразных дидактических игр, занимательных упражнений и мультимедийных материалов. Структура занятий предусматривает обязательное сочетание различных видов и комплексное воздействие на разные органы чувств. Любая деятельность на занятиях по сенсорному развитию обязательно сопровождается речью учителя и ребенка.
Предметные результаты освоения программы
Возможные результаты освоения программы:
Способность целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.
Умение классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам.
Умение определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов.
Умение составлять предмет из 2—3 частей.
Способность различать речевые и неречевые звуки.
Умение соотносить звук с его источником.
Умение ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги.
Знание частей суток и названий дней недели.
Способность различать основные вкусовые качества продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).
Способность узнавать продукт по вкусу.
Способность различать объект по запаху.
Способность определять на ощупь разные свойства предметов (по поверхности, весу, температуре).
Способность согласовывать свои действия и движения.
Способность опосредовать свою деятельность речью.
Нормативная база Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 237- ФЗ « Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 № 1026 « Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
4.Постановление Главного государственного врача РФ от 28 сентября 2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
5.Постановление Главного санитарного врача РФ от 28 января 2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
6. Учебный план ГКОУ РО Красносулинской школы- интерната № 1 на 2023-2024 учебный год.
Содержание программы
Содержание предмета включает следующие разделы: «зрительное восприятие», «слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие».
1 Зрительное восприятие
Формирование умения фиксировать взгляд на лице человека Формирование умения фиксировать взгляд на неподвижном светящемся предмете. Формирование умения фиксировать взгляд на неподвижном предмете. Формирование умения прослеживать взглядом за движущимся близко расположенным предметом. Формирование умения прослеживать взглядом за движущимся удаленным объектом. Формирование умения узнавать и различать цвет объектов.
2 Слуховое восприятие
Формирование умения локализовать неподвижный (близко расположенный) источник звука Формирование умения прослеживать за (близко расположенным) перемещающимся источником звука (для детей с нарушениями зрения) Формирование умения локализовать неподвижный (удаленный) источник звука Формирование умения соотносить звук с его источником Формирование умения находить одинаковые по звучанию объекты
3 Кинестетическое восприятие.
Формирование адекватной эмоционально- двигательной реакции на прикосновения человека Формирование адекватной реакции на соприкосновение с различными материалами Формирование адекватной реакции на вибрацию, исходящую от объектов Формирование адекватной реакции на давление на поверхность тела Формирование адекватной реакции на положение тела Формирование адекватной реакции на изменение положения тела Формирование адекватной реакции на положение частей тела Формирование адекватной реакции на соприкосновение тела с разными видами поверхностей Формирование умения различать свойства материалов
4 Восприятие запаха.
Формирование адекватной реакции на запахи. Формирование умения узнавать и различать объекты по запаху.
Методическая литература для учителя:
Выготский Л.С. Мышление и речь. — М.: Лабиринт, 1999.
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. — М.: Просвещение, 2003.
Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии/ Пер. с английского. — М.: Ассоциация Даун Синдром, 1998.
Программа под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой, рекомендована к использованию в образовательных учреждениях Региональным экспертным советом Комитете по образованию
1. А.А. Катаева, Е.А. Стребелева Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М. Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
Оборудование:
- Магнитная доска, набор букв на магнитах.
- Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин.
- Таблицы к основным разделам грамматического материала.
Класс
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Электронные учебно-методические материалы
8класс
Представления о своем теле Представление о правилах здорового образа жизни. Представление о полезных и вредных привычках.
Уметь показывать и называть пальцы (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец).
Уметь следить за чистотой рук; мыть их без напоминания. Уметь чистить зубы, полоскать рот. умение различать и называть предметы одежды и обуви. Аккуратно без напоминания складывать и убирать снятые с себя предметы одежды. Уметь различать и называть предметы, нужные для приема пищи. Закрепить навыки: мыть руки перед едой, правильно держать ложку, правильно ею пользоваться, не разливать еду на стол и на пол, его уборка после еды.