Просмотр содержимого документа
«Планирование по предмету Человек.»
Пояснительная записка по предмету человек.
Рабочая программа по предмету «Человек» 8 год обучения для обучающегося Зайцева Василия.
с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой степени (интеллектуальными нарушениями) и РАС составлена на основе:
Адаптированной основной образовательной программы общего образования, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - вариант 2 ГКОУ РО Красносулинская школа-интернат №1;
Учебным планом 8 класса , АООП , вариант 2.
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.
В учебном плане коррекционные занятия представлены с расчетом по 1 часу в неделю, 34 часа в год.
Целью обучения является формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.
Задачи программы:
формирование гигиенических навыков;
коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся, развитие мелкой моторики рук;
обучение правилам поведения на уроке, выполнению санитарно - гигиенических требований при использовании различных материалов;
формирование организационных умений и навыков;
формирование навыков культурой еды;
развитие умений ориентироваться в задании;
воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при выполнении процессов самообслуживания;
продолжать развивать самостоятельность в выполнении навыков самообслуживания.
Нормативная база
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 237- ФЗ « Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 № 1026 « Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
4.Постановление Главного государственного врача РФ от 28 сентября 2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
5.Постановление Главного санитарного врача РФ от 28 января 2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
6. Учебный план ГКОУ РО Красносулинской школы- интерната № 1 на 2023-2024 учебный год.
Содержание учебного предмета
Программа представлена следующими разделами : «Представления о себе», «Семья».
Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание : представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и профилактика болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье, полезных и вредных привычках, возрастных изменениях. Навыки , связанные с гигиеной тела, части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, спина, руки, ноги, пальцы); предметы санитарии и гигиены: мыло, мыльница, мочалка, расческа, зубная щетка, зубная паста, ножницы, ванна, полотенце; действия, связанные с гигиеной тела: мыть, вытирать, чистить, полоскать, причесываться. Закреплять навыки одевания и обувания под присмотром учителя (родителя).
Освоение содержания раздела «Семья» предполагает формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях. Ребенок учится соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье. Важно, чтобы образцом культуры общения для ребенка являлись доброжелательное и заботливое отношение к окружающим, спокойный приветливый тон. Ребенок учится понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию с ними.
Содержание программы обеспечивает: личностно-ориентированный подход во взаимодействии ребенка со взрослым; формирование у ученика комплекса личностных качеств и навыков социального поведения (самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, умение слушать и слышать, принимать решение и выполнять его и т.д.).
Основной формой организации процесса обучения является урок. На уроках детально отрабатываются все трудовые операции по санитарно - гигиеническим требованиям и самообслуживанию.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Электронные учебно-методические материалы
Представления о своем теле Представление о правилах здорового образа жизни. Представление о полезных и вредных привычках.
Уметь показывать и называть пальцы (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец).
Уметь следить за чистотой рук; мыть их без напоминания. Уметь чистить зубы, полоскать рот. умение различать и называть предметы одежды и обуви. Аккуратно без напоминания складывать и убирать снятые с себя предметы одежды. Уметь различать и называть предметы, нужные для приема пищи. Закрепить навыки: мыть руки перед едой, правильно держать ложку, правильно ею пользоваться, не разливать еду на стол и на пол, его уборка после еды.
рабочие тетради с изображением контуров взрослых и детей для раскрашивания, вырезания, наклеивания, составления фотоколлажей и альбомов.
Учебно - методическое обеспечение
«Программа обучения детей с глубоким нарушением интеллекта»(НИИ дефектологии РАО г. Москвы)
Кислякова Ю. Н. Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у детей с нарушениями развития. Путешествие в мир окружающих предметов. Для дошкольного и младшего школьного возраста: пособие для учителя-дефектолога/ Ю. Н. Кислякова. - М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004. - 48с.
Календарно-тематическое планирование по предмету «Человек»
№
Тема раздела
Тема урока
Дата
Кол-во часов
Планируемые
результаты
Электронные учебно-методические материалы
Мониторинг
Предметные
Личностные
1 четверть 8ч.
1
«Волшебные слова»
1
Умение выполнять действия по образцу и по подражанию
Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я».
Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности.
http://умксипр.рф/
Текущий контроль.
2
Знакомство. Как вести себя в гостях.
1
3
Сюжетно-ролевая игра «Мы вежливые»
1
Уметь вести себя в обществе. Сформировать представление о значение прогулок и влияние свежего воздуха на организм
4
Как вести себя в школе.
1
http://умксипр.рф/
Текущий контроль.
Зачет:
5
Режим дня школьника.
1
6
Прогулка и ее значение
1
Овладение начальными навыками адаптации.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
7
Утренний и вечерний туалет.
2
Формирование умения сообщать о желании сходить в туалет.
Уметь показывать и называть пальцы (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец).
2 четверть 6ч.
http://умксипр.рф/
Текущий контроль.
1
Называние и различение частей тела: руки, ноги, голова, туловище.
1
2
Называние и различение частей тела: волосы, нос, рот, зубы, уши, глаза.
1
3
Предметы санитарии и гигиены: мыло, полотенце, туалетная бумага.
1
Уметь следить за чистотой рук; мыть их без напоминания.
Уметь: умываться, чистить зубы
Формирование умения наливать жидкость в кружку.
Готовность к безопасному и бережному поведению в обществе; овладение умениями ориентироваться в окружающем мире.
Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир.
http://умксипр.рф/
Текущий контроль.
4
Действия связанные с гигиеной тела.
1
5
Формирование умения сообщать о желании пить.
1
http://умксипр.рф/
Текущий контроль.
6
Игра-импровизация «Что умеет твое тело»
1
Сформировать представление о значение прогулок и влияние свежего воздуха на организм
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
http://умксипр.рф/
Текущий контроль.
Зачет:
№
Тема раздела
Тема урока
Дата
Кол-во часов
Планируемые
результаты
Электронные учебно-методические материалы
Мониторинг
Предметные
Личностные
3 четверть 9ч.
1
Формирование умения наливать жидкость в кружку.
1
Умение выполнять действия по образцу и по подражанию
Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я».
Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности.
http://умксипр.рф/
Текущий контроль
2
Формирование умения пить из кружки.
1
3
Формирование умения есть руками (фрукты).
1
Уметь вести себя в обществе. Сформировать представление о значение прогулок и влияние свежего воздуха на организм
4
Формирование умения есть ложкой.
1
http://умксипр.рф/
Текущий контроль
5
Формирование умения пользоваться салфеткой во время приема пищи.
1
6
Называние и различение предметов для приема пищи (ложка, тарелка, стакан, кружка, блюдце).
1
Овладение начальными навыками адаптации.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.