Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по разработке рабочих программ, рабочая программа по литературному чтению для 5 класса»
Министерство образования Омской области
КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат»
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания ШМО
№______ от _______20_____ г.
УТВЕРЖДАЮ
Приказ
№_____от_________20____ г.
_______________________________
Рабочая программа
учебного предмета
«Чтение»
(литературное чтение)
5 класс
(адаптивного образовательного учреждения, реализующего программы
для детей с умственной отсталостью)
2021 – 2022 учебный год
Составитель: Папоян Татьяна Викторовна,
учитель высшей категории.
2021 г.
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа разработана в соответствии с нормативными документами, регламентирующими составление и реализацию рабочих программ:
Рабочая программа разработана в соответствии с нормативными документами, регламентирующими составление и реализацию рабочих программ:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. №1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью".
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах.
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью;
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 августа 2010г. N76н. "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования»
Приказ №442 от 28.08.2020 « Об утверждении порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам: образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 « Об утверждении СП2.4.3648-20»
Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 28.10.2015 года № 08.1786 « О рабочих программах учебных предметов»;
Рабочая программа воспитания КОУ « Шербакульская адаптивная школа-интернат».
-отработка и совершенствование навыка беглого, правильного и осознанного чтения, подробного и краткого пересказа прочитанного текста; овладение пятиклассниками с ОВЗ навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Задачи программы:
Развивать высшие психические функции учащихся,учитывая их индивидуальные особенности;
Вырабатывать достаточно прочные навыки правильного, беглого и выразительного чтения доступных пониманию школьников с лёгкой степенью умственной отсталости произведений русских, зарубежных классиков и современных писателей;
Учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
Совершенствовать владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
Способствовать социальной адаптации обучающихся в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Воспитательная цель программы:
- используя воспитательные возможности содержания учебного предмета создать благоприятные условия для усвоения умственно отсталыми обучающимися социально значимых знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
Задачи программы:
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими;
- формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике.
Таким образом, данная программа направлена на формирование предметных и личностных результатов. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Общая характеристика курса «Чтение» (литературное чтение)
Программа ориентирована на учебник: Чтение 5 класс: учеб. для образоват организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы/ авт.- сост. З.Ф. Малышева.- 18-е изд. – М.: Просвещение, 2019 – 255с.: ил. – ISBN 978-4-09-068211-4, входящий в Федеральный перечень учебников, утверждённых МОиН РФ.
В структуре психики ребенка с лёгкой степенью умственной отсталости в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению.
Проблема обучения чтению школьников с лёгкой степенью умственной отсталости является одной из актуальных в современнойпедагогической и психологической литературе. Это вызвано её большой практическойзначимостью. Без овладения полноценным навыком чтения процесс восприятия и переработкиинформации, а, следовательно, и весь процесс обучения детей с лёгкой степенью умственной отсталости ограничен. Поэтому овладение навыками чтения – одна из важнейших задач уроков чтения. Как показали исследования М.Ф. Гнездилова, Р.И. Лалаевой, Н.К. Сорокиной, Р.С. Колеватовой, навыки чтения у детей с лёгкой степенью умственной отсталости формируются медленно и со значительными трудностями.
Низкий уровень умственного развития, ограниченность представлений и знаний об окружающем мире, несформированность интересов, снижение потребности в социальных и речевых контактах, бедность активного словаря, низкий темп чтения текстов не позволяют учащимся активно работать не только на уроках чтения, но и на других. Чтение и развитие речи, как учебный предмет, призван оказывать исключительно большое влияние на обучение и воспитание детей с лёгкой степенью умственной отсталости, на их адаптацию в современном обществе, что определяет актуальность и практическую значимость предлагаемой программы. Уроки чтения способствуют развитию наблюдательности, произвольного внимания, речи, обогащают словарный запас школьников, расширяют кругозор учащихся, воспитывают нравственные качества (гуманное отношение к окружающим, доброту, милосердие, уважение к старшим).
Уроки обучения чтению имеют коррекционную направленность. В процессе анализа произведений ведется работа по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, что способствует не только усвоению содержания прочитанного, но и развитию словесно-логического мышления. Большое внимание на уроках чтенияуделяется развитию связной устной речи. Начиная с начальной школы, обучающиеся учатся пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя, постепенно переходят к самостоятельному пересказу, близкому к тексту. В старших классах навык пересказа совершенствуется. Восьмиклассники учатся пересказывать текст кратко, выделяя основные важные моменты сначала с помощью учителя, затем самостоятельно В процессе знакомства с произведением ведется систематическая работа, направленная на понимание содержания произведения, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений.
В процессе изучения чтения в 5 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. Это способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.
Программа по чтению так же, как и программа по грамматике и правописанию, построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению. Чтение, как вид речевой деятельности, является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим, придается большое значение работе с авторским словом, развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения, активно используя лексику и образные выражения текста.
Основной формой организации учебного процесса является урок.
Ведущими методами обучения, согласно данной программе, являются:
словесные методы:рассказ, используется при объяснении нового материала, дети получают полную информацию о новых незнакомых понятиях;беседа, используется при выяснении уровня знаний учащихся;объяснение, используется для раскрытия причинно – следственных связей; словесные методы способствуют развитию и коррекции активного словаря, логического мышления школьников и позволяют передать больший объем информации в короткие сроки.
наглядные методы (демонстрация и показ наглядных пособий): данные методы развивают зрительную память школьников, способствуют более полному восприятию информации. Применение наглядных методов развивает активность, интерес учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости к изучаемому материалу.
Средствами обучения чтению и развитию речи в 5 классе являются: учебные пособия, учебники, тесты, дидактические материалы, наглядность, технические средства (компьютер, мультимедийная установка, диски и пр.)
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с умственной отсталостью и Законом «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012г., в учебном плане КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат», который является частью адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования (АООП), выделяется следующее количество учебных часов для освоения учащимися курса учебного предмета «Чтение» (литературное чтение):
Год обучения
Кол-во часов в
неделю
Кол-во учебных
недель
Всего часов за учебный год
5 класс
4
34
136
Согласно школьному учебному плану на изучение чтения и развития речи в 5 классе отводится 136 часов из расчёта 4 часа в неделю.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Реализация программы обеспечивает достижение учащимися 5 класса следующих личностных , предметных и воспитательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью:
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями пятиклассников с лёгкой степенью умственной отсталости: активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны; проявлять готовность к самостоятельной жизни; проявлять терпимость к другим мнениям и позициям; уметь оказать помощь другим учащимся, сотрудничать с педагогами и другими учащимися; умение проявлять эмоциональную устойчивость при напряжениях.
Предметные результаты на конец года:
Минимальный уровень
Достаточный уровень
• правильно читать вслух доступный текст целыми словами и по слогам; • находить, читая про себя, отрывки проанализированного текста, связанные с определенными событиями; • отвечать на вопросы по предметному содержанию текста (с помощью учителя); • заучивать стихотворения наизусть (объем текста с учетом учебных возможностей учащегося); • принимать участие в уроках внеклассного чтения.
• правильно читать доступный текст вслух целыми словами, в трудных случаях — по слогам;
• читать про себя, выполняя аналитические задания к тексту;
• отвечать на вопросы учителя;
• пересказывать текст по плану с помощью учителя, используя опорные слова, а несложные по содержанию тексты— самостоятельно;
• выражать свое отношение к поступкам героев и событиям;
• выучить наизусть 8—10 стихотворений;
• читать внеклассную литературу под наблюдением учителя и воспитателя.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают умения: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Воспитательные результаты представлены следующими умениями пятиклассников с лёгкой степенью умственной отсталости: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; применять экологического мышления в познавательной, коммуникативной и социальной практике.
Система оценивания знаний и умений обучающихся
Критериями оценки учащихся являются полнота знаний, уровень сознательности их усвоения, умение их применять, сформированность речемыслительных операций и способов умственной деятельности. Следуя рекомендациям к.п.н. И.М. Бгажноковой, целесообразно соразмерять объём полученных знаний с выставляемой отметкой следующим образом:
Оценка
% выполнения заданий
удовлетворительно
35 – 50%
хорошо
50 – 65%
очень хорошо
свыше 65%
Формы контроля
Критерии оценок
1.Оценивание правильности и осознанности чтения отрывка произведения, заданного на дом.
Оценка «5» ставится ученику, если он: читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения;
Оценка «4»ставится ученику, если он; читает в основном правильно, бегло; допускает одну – две ошибки при чтении и соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений.
Оценка «3» ставится ученику, если он: читает недостаточно бегло, некоторые слова по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз; три-четыре в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию логических ударений
Оценка «2» ставится ученику, если он: читает по слогам, допускает более пяти ошибок при чтении, при соблюдении синтаксических пауз
Оценка «1» ставится ученику, если он: затрудняется в чтении текста по слогам; допускает при чтении большое количество ошибок
Оценка «5» ставится ученику, если он: отвечает на вопросы по содержанию прочитанного; пересказывает прочитанное полно, правильно, последовательно; выделяет главную мысль произведения или частей рассказа с незначительной помощью учителя; делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя, называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; отвечает на вопросы по содержанию прочитанного.
Оценка «4» ставится ученику, если он: допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки, допускает неточности в ответах на вопросы при пересказе содержания, исправляет их с помощью учителя.
Оценка «3» ставится ученику, если он: отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя; затрудняется называть главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажения основного смысла произведения;
Оценка «2» ставится ученику, если он: искажает при пересказе основной смысл, не использует помощь учителя.; не может выделять основную мысль произведения, части рассказа даже с помощью учителя; не делит текст на части; не называет главных действующих лиц произведения, не характеризует их поступки; отвечает на вопросы и пересказывает содержание произведения фрагментарно, искажая основной смысл;
5. Оценивание рассказа, составленного по иллюстрации или по серии сюжетных картин.
Оценка «5» ставится ученику, если он: составил рассказ самостоятельно, полно, правильно, последовательно.
Оценка «4» ставится ученику, если он: допускает неточности в рассказе, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя;
Оценка «3» ставится ученику, если он: составляет рассказ с помощью учителя;
Оценка «2» ставится ученику, если он: искажает основной смысл, не использует помощь учителя.
6.Проверка техники чтения
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения. При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объёма (на конец года): 45-60 слов.
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения. В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.
Раздел
Количество часов
Содержание раздела
Воспитательные задачи раздела
Формы организации обучения:
Основные виды учебной деятельности
«Устное народное творчество. Сказки»
23
Считалки, заклички – приговорки, потешки, пословицы и поговорки, загадки. Народные сказки: «Никита Кожемяка», «Как наказали медведя», «Золотые руки», «Морозко», «Два Мороза», «Три дочери». Литературные сказки: А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», Д. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка».
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих познавательную мотивацию школьников.
урок (40 минут) — основная форма;
учебная экскурсия на природу;
фронтальные занятия,
групповые занятия,
парные занятия
индивидуальные занятия.
1. Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников.
2. Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике.
3. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
4Работы, основная цель которых развитие творческих способностей у учащихся.
5:Виды учебной деятельности, используемые при контроле и оценке знаний
«Картины родной природы»
18
Русские писатели о природе: Г. Скребицкий«Июнь», «Сентябрь», «Добро пожаловать», «Декабрь», «Всяк по – своему», «Март», «От первых проталин до первой грозы», А. Платонов «Июльская гроза», И. Соколов – Микитов «Золотая осень», «Весна», В. Астафьев «Осенние грусти», А. Толстой «Весенние ручьи».
Стихи русских поэтов о природе: И. Суриков «Ярко светит солнце», А. Прокофьев «Берёзка», Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату», К. Бальмонт «Первый снег», «К зиме», Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою», С. Есенин «Поёт зима – аукает», «Берёза», «Черемуха», А. Пушкин «Зимняя дорога», «Гонимы вешними лучами», А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает», А. Блок «Ворона», Е. Серова «Подснежник», И. Бунин «Крупный дождь в лесу зеленом..»,Я. Аким «Весна, весною, о весне».
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими;
- формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике.
«О друзьях - товарищах»
10
Ю. Яковлев «Колючка», «Рыцарь Вася», Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок из повести),В. Медведев «Фосфорический мальчик»,
Л. Воронкова «Дорогой подарок»,Я. Аким «Твой друг».
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими;
- формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике.
Басни И.А. Крылова
4
И.А. Крылов «Ворона и лисица», «Щука и кот», «Квартет»
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими;
- формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике.
«Спешите делать добрые дела»
13
Н. Хмелик «Будущий олимпиец», О. Бондарчук «Слепой домик»,В. Осеева «Бабка»,А. Платонов «Сухой Хлеб», В. Распутин «Люся», В. Брюсов «Труд», Р. Рождественский «Огромное небо».
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими;
- формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике.
«Картины родной природы»
24
Ф. Тютчев «Чародейкою зимою…», Г. Скребицкий «Декабрь», К. Бальмонт «К зиме»,
Г. Скребицкий «Всяк по-своему», «Снежная карусель» (поэты – земляки о природе зимой),
С. Есенин «Поет зима - аукает», С. Есенин «Береза», А. Пушкин «Зимняя дорога», Г. Скребицкий «Март», А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…», Г. Скребицкий«От первых проталин до первой грозы» (отрывок), А. Толстой«Весенние ручьи», А.С. Пушкин«Гонимы вешними лучами», А. Блок«Ворона», Е. Серова«Подснежник», И. Соколов – Микитов«Весна», И. Бунин«Крупный дождь в лесу зеленом», С. Есенин«Черемуха», Я. Аким«Весна, весною, о весне».
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими;
- формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике
«О животных»
15
Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка» (отрывок из повести «Детство Тёмы»),А. Толстой «Желтухин» (отрывок из повести «Детство Никиты),
К. Паустовский «Кот Ворюга», Б. Житков «Про обезьянку»,Э. Асадов «Дачники», Ф. Абрамов «Из рассказов Алены Даниловны», С. Михалков «Будь человеком».
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими;
«Из прошлого нашего народа»
14
О. Тихомиров «На поле Куликовом»,С. Алексеев «Рассказы о войне 1812 года»,Н. Некрасов «И снится ей жаркое лето…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»),А. Куприн «Белый пудель» (отрывки),Л. Жариков «Снега, поднимитесь метелью…», Ю. Коринец «У Могилы Неизвестного Солдата».
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими;
- формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике.
«Из произведений зарубежных писателей»
15
В. Гюго «Гаврош»М. Твен «Приключения Тома Сойера»С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»Часть 1. «Лесной гном»Часть 2.Маленький человечекЧасть 3. В путешествие
Г.Х. Андерсен «Русалочка» (отрывок)
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими;
- формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике.
Основные виды учебной деятельности:
Виды учебной деятельности
Виды работ
1. Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников.
1. Работа с учебником.
2. Работа с дополнительной литературой.
3. Наблюдение.
4. Работа с раздаточным материалом.
5. Вывод правил
2. Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике.
1. Работа по алгоритму, инструкции.
2. Придумывание примеров на новые правила.
3. Выполнение заданий по классификации.
3. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
1. Выполнение практических упражнений.
Составление схем их анализ.
Выявление ошибок.
4. Работы, основная цель которых развитие творческих способностей у учащихся.
1. Подготовка докладов и рефератов.
2. Построение гипотезы.
3. Выполнение работ с элементами исследований.
4. Написание сочинений, изложений.
5. Решение задач-вопросов вида: «Что произойдет, если...?»
5.Виды учебной деятельности, используемые при контроле и оценке знаний
1. Работа с заданиями с выбором ответа.
2. Работа с тренажерами.
3. Проверка техники чтения
4 Работа с тестовыми заданиями
5. Интерактивные таблицы
6. Объяснение наблюдаемых явлений.
7. Анализ проблемных ситуаций.
Методическая литература
Воронкова, В.В. Воспитание и обучение детей в коррекционной школе [Текст] / Под ред. В. В. Воронковой. - М.: Издательский центр «Академия», 1994.
Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости [Текст]: - М.: Просвещение,1956.
Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий [Текст]: - М.: 2006.-277с.
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество Учебник для студ. вузов. [Текст]: - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
Глаголева, Е.А. Преодоление трудностей при обучении младших школьников чтению иписьму [Текст] // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2003. - №4.
Жинкин, Н.И. Механизмы речи [Текст] / Н.И. Жинкин. – М.: Правда, 1959.
Зикеев, А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений [Текст] / А.Г. Зикеев. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
Иваненко, С.Ф. Формирование навыков чтения у детей при тяжёлых нарушениях речи [Текст] / С.Ф. Иваненко. – М.: Просвещение, 1987.
Иванов, Е.С. Что такое умственная отсталость [Текст] / Е.С. Иванов, Д.Н. Исаев. – СПб., 2000.
Иншакова, О.Б. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция [Текст] / О.Б. Иншакова.– М.: Педагогика, 2000.
Каше, Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения [Текст] // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы / Подред. Р.Е.Левиной. – М.: Правда, 1965. Корнев, А.Н. Нарушение чтения и письма у детей [Текст] / А.Н. Корнев. – СПб., 1997. 25
Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению.- М.: ВАКО, 2004.- 128с.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
(№ урока)
План, сроки проведения
Факт, сроки проведения
Тема урока
Форма учебного
занятия,
урока
Тип
учебного
занятия,
урока
Виды учебной
деятельности обучающихся на уроке
Устное народное творчество. Сказки.-23 часа
1.
Введение. Устное народное творчество.
урок
Комбинированный
Работа с учебником. Редактирование текста
2.
Считалки. Потешки. Фольклор родного края.
урок
Комбинированный
Выполнение заданий по классификации
3.
Загадки
урок
Комбинированный
Просмотр мультфильма по сказке
4.
Пословицы и поговорки
урок
Комбинированный
Работа с раздаточным материалом
5.
«Никита Кожемяка» (русская народная сказка)
урок
Комбинированный
Соотнесение пословиц и сказок
6.
«Как наказали медведя» (тофаларская сказка)
урок
Комбинированный
Усвоение нового понятия, работа с учебником
7.
«Золотые руки» (башкирская сказка)
урок
Комбинированный
Прослушивание, анализ и чтение сказки
8.
Тема сказки «Золотые руки»
урок
Комбинированный
Прослушивание, анализ и чтение сказки
9.
«Морозко» (русская народная сказка)
урок
Комбинированный
Работа с учебником
10
Чему учит сказка «Морозко»
урок
Комбинированный
Прослушивание, анализ и чтение былины
11.
Урок обобщения по сказке «Морозко»
Разные варианты одной сказки.
урок
Урок обобщения и систематизации
Повторение прочитанного.
Работа с тестом, вопросами
Просмотр видеофильма
12.
«Два мороза» (русская народная сказка)
урок
Комбинированный
Просмотр видеофильма
13
«Три дочери» (татарская сказка)
урок
Комбинированный
Слушание чтения учителя
Выполнение анализа содержания текста
14.
Вн.\чт «Предания и сказания земли Омской»
(УНТ народов прииртышья)
урок
Комбинированный
Прослушивание, анализ и чтение текста
15.
Пушкин А.С.«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
урок
Комбинированный
Прослушивание, анализ и чтение текста
16.
Пушкин А.С.«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Часть 2.
урок
Комбинированный
Анализ отрывка сказки, выразительное чтение
17.
Характеристика героев сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
урок
Комбинированный
Анализ отрывка сказки, выразительное чтение
18.
Приметы русской народной сказки в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина
урок
Комбинированный
Работа над образным поэтическим языком Просмотр мультфильма по сказке
19.
Д. Мамин - Сибиряк «Серая шейка»
урок
Комбинированный
Прослушивание аудиосказки
Работа с текстом сказки
20.
Работа над содержанием сказки Д. Мамина - Сибиряка «Серая шейка»
урок
Комбинированный
Анализ текста сказки, выразительное чтение
Чтение по ролям
21.
Жанровые особенности сказки Д .Мамина-Сибиряка «Серая шейка»
урок
Комбинированный
Выполнение практических упражнений по анализу сказки
Просмотр мультфильма по сказке
22.
Картины природы в сказке Д.Мамина-Сибиряка «Серая шейка»
урок
Комбинированный
Работа над образным языком, описанием природы
23
Повторительно-обобщающий урок «Сказка – ложь, да в ней намёк…»
урок
Урок обобщения и систематизации
Систематизация знаний
Выбор правильных ответов
Картины родной природы. Лето. Осень.-18 час
24.
Г. Скребицкий «Июнь»
урок
Комбинированный
Просмотр видеофильма
25.
И .Суриков «Ярко солнце светит…»
урок
Комбинированный
Анализ стихотворения, выразительное чтение
26.
А. Платонов «Июльская гроза». Часть 1 «Гроза надвигается»
урок
Комбинированный
Прослушивание, анализ и чтение текста
27.
А. Платонов «Июльская гроза» Часть 2 «Описание грозы»
урок
Комбинированный
Составление характеристики героев с опорой на слова и выражения
28.
А. Платонов «Июльская гроза» Часть 3 «Спасение»
урок
Комбинированный
Соотнесение исторического времени и сюжета литературного произведения
29
Характеристика героев рассказа А. Платонова «Июльская гроза»
30
А. Прокофьев «Березка»
урок
Комбинированный
Работа над образным поэтическим языком
31
Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату…»
урок
Комбинированный
Словесное рисование картин природы
32.
Вн.\чт «Поэты – земляки о природе родного края»
урок
Комбинированный
Работа с текстом. Составление диалога
33.
Повторительно – обобщающий урок по теме «Лето».
Составление рассказа «Как я провел лето»
урок
Урок обобщения и систематизации
Систематизация знаний
Составление рассказа на основе прочитанных текстов, личных наблюдений и переживаний
34
Написание сочинения «Как я провел лето»
урок
Урок развития речи
Составление рассказа по плану и опорным словам
35.
Г. Скребицкий «Сентябрь»
урок
Комбинированный
Прослушивание, анализ и чтение текста
36.
Соколов-Микитов «Золотая осень»
урок
Комбинированный
Словесное рисование картин природы
37.
К. Бальмонт «Осень»
урок
Комбинированный
Работа над образным поэтическим языком
38.
Г. .Скребицкий «Добро пожаловать»
урок
Комбинированный
Работа с учебником,
Формулировка выводов наблюдения
39.
По В. Астафьеву «Осенние грусти»
урок
Комбинированный
Работа над прямым и переносным значением слов.
40.
И. Бунин «Первый снег»
урок
Комбинированный
Работа над образным поэтическим языком
41.
Вн.\чт Творчество Т. Белозерова
урок
Комбинированный
Составление и запись диалога
О друзьях - товарищах -11 часов
42.
Ю. Яковлев «Колючка»
урок
Комбинированный
Работа с текстом
Формулировка выводов наблюдения
43.
Работа над содержанием рассказа «Колючка»
урок
Комбинированный
Работа по классификации
Систематизация знаний
44
Ю. Яковлев «Рыцарь Вася»
урок
Комбинированный
Работа по алгоритму, инструкции
45
Работа над содержанием рассказа Ю. Яковлева «Рыцарь Вася»
урок
Комбинированный
Работа с текстом
Формулировка выводов наблюдения
46
Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»
урок
Комбинированный
Прослушивание, анализ и чтение текста
47
Работа над содержанием рассказа Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома»
урок
Комбинированный
Работа с учебником,
Формулировка выводов наблюдения
48
В. Медведев «Фосфорический мальчик»
урок
Комбинированный
Работа с учебником
49
Характеристика героев рассказа В. Медведева «Фосфорический мальчик»
урок
Комбинированный
Работа с текстом
Формулировка выводов наблюдения
50
Л. Воронкова «Дорогой подарок»
урок
Комбинированный
Работа с текстом
Формулировка выводов наблюдения
51
Характеристика герое рассказа Л. Воронковой «Дорогой подарок»
урок
Урок обобщения и систематизации
Выполнение практических упражнений
Систематизация знаний
52
Я. Аким «Твой друг»
урок
Комбинированный
Работа над образным поэтическим языком .
Басни И.А. Крылова-4 часа
53
И.А. Крылов «Ворона и лисица»
урок
Комбинированный
Работа над образным поэтическим языком
54
И.А. Крылов «Щука и кот»
урок
Комбинированный
Систематизация знаний
Работа по классификации
55
И.А. Крылов «Квартет»
урок
Комбинированный
Слушание объяснений учителя
56
Повторительно – обобщающий урок по теме «О друзьях - товарищах»
урок
Комбинированный
Работа с учебником, дополнительной лит-рой
Спешите делать добрые дела - 13 часов
57
Н. Хмелик «Будущий олимпиец»
урок
Урок обобщения и систематизации
Составление связного текста,
Самостоятельная работа
Выбор правильного ответа
58
О. Бондарчук «Слепой домик»
урок
Комбинированный
Прослушивание, анализ и чтение текста
59
В. Осеева «Бабка»
урок
Комбинированный
Прослушивание, анализ и чтение текста
60
Работа над содержанием 2 части рассказа В. Осеевой «Бабка»
урок
Комбинированный
Работа по классификации
Систематизация знаний
61
Характеристика гласных героев рассказа В. Осеевой «Бабка»
урок
Комбинированный
Составление характеристики героев с опорой на слова и выражения
62
Обобщающий урок по рассказу В. Осеевой «Бабка». Тестирование.
урок
Урок развития речи
Самостоятельная работа
Выбор правильного ответа
63
А. Платонов «Сухой хлеб»
урок
Урок обобщения и систематизации
Работа с учебником,
Формулировка выводов наблюдения
64
Обсуждение темы отношения к матери и тяжелого женского труда по рассказу А. Платонова «Сухой хлеб»
урок
Комбинированный
Работа над техникой чтения
65
В. Распутин «Люся»
урок
Комбинированный
Работа с учебником,
Формулировка выводов наблюдения
66
В. Брюсов «Труд»
урок
Комбинированный
Работа над образным поэтическим языком
67
Р. Рождественский «Огромное небо»
урок
Комбинированный
Работа над образным поэтическим языком
68
Внеклассное чтение. Чтение рассказов и стихотворений по теме «Спешите делать добро». Творчество омского поэта В. Макарова
урок
Комбинированный
Чтение и обсуждение произведений по заданной теме
69
Повторительно – обобщающий урок по теме «Спешите делать добро»
урок
Комбинированный
Работа с интерактивными заданиями
Картины родной природы. Зима. Весна.-24 часа
70
Ф. Тютчев «Чародейкою зимою…»
урок
Комбинированный
Работа над образным поэтическим языком
71
Г. Скребицкий «Декабрь»
урок
Комбинированный
Работа по классификации
Систематизация знаний
72
К. Бальмонт «К зиме»
урок
Комбинированный
Работа над образным поэтическим языком
73
Г. Скребицкий «Всяк по-своему»
урок
Комбинированный
Работа с учебником,
Формулировка выводов наблюдения
74
«Снежная карусель» (поэты – земляки о природе зимой)
урок
Комбинированный
Чтение и обсуждение произведений по заданной теме
75
С. Есенин «Поет зима - аукает»
урок
Комбинированный
Работа над образным поэтическим языком
76
С. Есенин «Береза»
урок
Комбинированный
Работа над образным поэтическим языком
77
А. Пушкин «Зимняя дорога»
урок
Комбинированный
Работа над образным поэтическим языком
78
Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Зима». Внеклассное чтение «Снежная карусель» (поэты – земляки о природе зимой)
урок
Комбинированный
Чтение и обсуждение произведений по заданной теме
79
Г. Скребицкий «Март»
урок
Комбинированный
Работа над техникой чтения
80
А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…»
урок
Комбинированный
Работа над образным поэтическим языком
81
Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы» (отрывок)
урок
Комбинированный
Работа с интерактивными заданиями
82
Г. Скребицкий «Весна - красна»
урок
Комбинированный
Работа с учебником,
83
Г. Скребицкий «Грачи прилетели», «Заветный кораблик»»
урок
Комбинированный
Формулировка выводов наблюдения
84
Г. Скребицкий «В весеннем лесу»
урок
Комбинированный
Формулировка выводов наблюдения
85
А. Толстой «Весенние ручьи»
урок
Комбинированный
Работа с учебником,
Формулировка выводов наблюдения
86
А.С. Пушкин «Гонимы вешними лучами…»
урок
Комбинированный
Работа над образным поэтическим языком
87
А. Блок «Ворона»
урок
Урок закрепления знаний и умений
Работа над образным поэтическим языком
88
Е. Серова «Подснежник»
урок
Урок обобщения и систематизации
Работа над образным поэтическим языком
89
И. Соколов – Микитов «Весна»
урок
Комбинированный
Работа по классификации
Систематизация знаний
90
И. Бунин «Крупный дождь в лесу зеленом…»
урок
Комбинированный
Работа над образным поэтическим языком
91
С. Есенин «Черемуха»
урок
Комбинированный
Работа над образным поэтическим языком
92
Я. Аким «Весна, весною, о весне»
урок
Комбинированный
Работа над техникой чтения
93
Обобщающий урок по теме «Весна». Внеклассное чтение «Весна идет!» (стихи поэтов - земляков )
урок
Комбинированный
Самостоятельная работа
Выбор правильного ответа
О животных – 15 часов
94
Н. Гарин – Михайловский «Тема и Жучка»
урок
Комбинированный
Работа над техникой чтения
95
Характеристика героев рассказа Н. Гарина – Михайловского «Тема и Жучка»
урок
Комбинированный
Работа с учебником,
Формулировка выводов наблюдения
96
А. Толстой «Желтухин»
урок
Комбинированный
Слушание объяснений учителя
97
Характеристика главного героя рассказа А. Толстого «Желтухин»
урок
Комбинированный
Прослушивание, анализ и чтение текста
98
Обобщающий урок по рассказу А. Толстого «Желтухин»»
урок
Комбинированный
Выяснение отношения героев произведения к птенцу
99
К. Паустовский «Кот - ворюга»
урок
Комбинированный
Прослушивание, анализ и чтение текста
100
Работа над содержанием рассказа К. Паустовского «Кот - ворюга»
урок
Комбинированный
Систематизация знаний
Работа над хар-кой героя
101
Б. Житков «Про обезьянку»
урок
Комбинированный
Прослушивание, анализ и чтение текста
102
Работа над содержанием рассказа Б. Житкова «Про обезьянку»
урок
Комбинированный
Систематизация знаний
Работа над хар-кой героя
103
Обобщающий урок по рассказу Б. Житкова «Про обезьянку»
урок
Комбинированный
Самостоятельная работа
Выбор правильного ответа
104
Вн. /чт. «В мире животных» (Д. Мамин – Сибиряк «Медведко»)
урок
Комбинированный
Чтение и обсуждение произведений по заданной теме
105
Э. Асадов «Дачники», работа над содержанием.
урок
Комбинированный
Прослушивание, анализ и чтение текста
106
Ф. Абрамов Из рассказов Олены Даниловны»
урок
Комбинированный
Прослушивание, анализ и чтение текста
107
С. Михалков «Будь человеком»
урок
Комбинированный
Работа над образным поэтическим языком
108
Урок – обобщения по теме «О животных». Внеклассное чтение . «В мире животных» (Д. Мамин – Сибиряк «Медведко»)
урок
Урок обобщения и систематизации
Чтение и обсуждение произведений по заданной теме
Из прошлого нашего народа-14 часов
109
О. Тихомиров «На поле Куликовом» Часть 1.Москва собирает войско
урок
Комбинированный
Прослушивание, анализ и чтение текста
110
Часть 2.Куликовская битва
урок
Комбинированный
Прослушивание, анализ и чтение текста
111
Часть 3.Слава героям
урок
Комбинированный
Прослушивание, анализ и чтение текста
112
С. Алексеев « Рассказы о войне 1812 года»
урок
Комбинированный
Прослушивание, анализ и чтение текста
113
Работа над содержанием рассказа А. Алексеева.
урок
Комбинированный
Работа с учебником,
Формулировка выводов наблюдения
114
Н. Некрасов Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»
урок
Комбинированный
Работа над образным поэтическим языком
115
А. Куприн «Белый пудель»
урок
Комбинированный
Прослушивание, анализ и чтение текста
116
Работа над содержанием произведения А. Куприн «Белый пудель»
урок
Комбинированный
Работа по инструкции, алгоритму
117
Характеристика персонажей рассказа А. Куприна «Белый пудель»
урок
Комбинированный
Систематизация знаний
Работа над хар-кой героя
118
Обобщающий урок по рассказу А. Куприна «Белый пудель». тестирование
урок
Комбинированный
Самостоятельная работа
119
А. Жариков «Снега, поднимитесь метелью»
урок
Комбинированный
Прослушивание, анализ и чтение текста
120
Ю. Коринец «У могилы неизвестного солдата»
урок
Комбинированный
Слушание объяснений учителя
121
Вн. /чт. «Удивительное вокруг нас». (Интересные факты, события, люди. По страницам периодической печати Омской области).
урок
Комбинированный
Чтение и обсуждение произведений по заданной теме
122
Обобщение по теме «Из прошлого нашего народа», тестирование.
урок
Комбинированный
Самостоятельная работа
Из произведений зарубежных писателей- 15 часов
123
В. Гюго «Гаврош» Часть 1. «Маленький Гаврош», Часть 2. «Гаврош опекает малышей»
урок
Комбинированный
Работа с раздаточным материалом
124
Характеристика персонажей рассказа В. Гюго
урок
Комбинированный
Систематизация знаний
Работа над хар-кой героя
125
Обобщающий урок по произведению В. Гюго «Гаврош», тестирование
урок
Комбинированный
Самостоятельная работа
Выбор правильного ответа
126
М. Твен «Приключения Тома Сойера»
урок
Комбинированный
Чтение по ролям
127
Работа над содержанием произведения М. Твена «Приключения Тома Сойера»
урок
Комбинированный
Слушание объяснений учителя
128
Характеристика персонажей произведения М. Твена «Приключения Тома Сойера»
урок
Комбинированный
Систематизация знаний
Работа над хар-кой героя
129
Оценка поведения и поступков героев повести М. Твена «Приключения Тома Сойера»
урок
Комбинированный
Работа с учебником,
Формулировка выводов наблюдения
130
С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
Часть 1. «Лесной гном»
урок
Комбинированный
Прослушивание, анализ и чтение текста.
131
Часть 2. Маленький человечек
урок
Комбинированный
Прослушивание, анализ и чтение текста
132
Часть 3. В путешествие
урок
Комбинированный
Прослушивание, анализ и чтение текста
133
Обобщающий урок по теме ««Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
урок
Комбинированный
Самостоятельная работа
Выбор правильного ответа
134
Работа над содержанием сказки Г.Х. Андерсена «Русалочка»
урок
Комбинированный
Анализ текста сказки, выразительное чтение
Чтение по ролям
135
Характеристика героев сказки Г.Х. Андерсена «Русалочка»
урок
Комбинированный
Составление характеристики героев с опорой на слова и выражения
136
Внеклассное чтение. Произведения зарубежных писателей