Просмотр содержимого документа
«Программы Школа России 1 класс »
Рабочая программа
по изобразительному искусству и художественному труду
1 класс
2011-2012 уч.г.
Составлена на основе примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству и художественному труду, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта
(2004г)
и авторской учебной программы «Школа России»
Пояснительная записка
Программа составлена на основе авторской программы по математике для четырехлетней начальной школы в Образовательной системе «Школа России», авторы Неменский Б.М.
Программа рассчитана на 2 час в неделю, что составляет 66 ч.(33 учебные недели).
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю, что составляет 64ч (32 учебные недели), на основе учебного плана Гимназии № 17.
:Рабочая программа соответствует:
федеральному компоненту государственного стандарта общего образования математике в образовательных учреждениях, 2004 г.;
2. Примерной программы по Изобразительному искусству и на основе авторской программы Б.М. Неменского.
3. учебному плану МОБУ Гимназия №17
Цели курса:
воспитание эстетических чувств; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию окружающего мира, умений и навыков сотрудничества;
освоениепервоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно- прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;
овладениеэлементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыт работы в различных видах художественно‑творческой деятельности; совершенствование эстетического вкуса, умения работать разными художественными материалами;
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующихпрактических задач:
совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре;
развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни( музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы;
стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру профессий, потребности назвать культурные традиции своего региона, России и других государств;
формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения; творческого мышления;
формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий, включающих целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;
овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использование компьютера, поиска(проверки) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;
формирование навыков работы с различными художественными материалами;
Содержание курса
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельностидля визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Обучающиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
В соответствии с требованием стандарта в программу добавлен модуль, связанный с овладением обучающимися основ информатики. Модуль изучается в 3-4 классах на протяжении всего курса.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуальногопрактического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Учебно - тематический план.
№ урока п.п
Наименование
раздела
программы
кол.
часов
Тема урока
Дата
Требования к уровню
подготовки (результат)
по плану
факт
Наблюдаем и изображаем осень
Введение в предмет. Все дети любят рисовать.
Работа фломастерами; рисунок по желанию и выбору учащихся
Мы знакомимся с волшебными красками
Работа гуашью и фломастерами изображение волшебных красок в образе человечков
Какого цвета осенняя листва? Коллективная работа «Дерево в осеннем убранстве»
Работа гуашью; изображение листьев , создание коллективной работы.
Осенний букет
Аппликация из природных материалов
Ветер в осеннем лесу
Работа графическими материалами; изображение листьев
Осень- пора плодородия. Овощи.
Работа гуашью; изображение овощей, создание книги загадок
Осень – пора плодородия. Фрукты.
Аппликация из разных видов бумаги; изображение натюрморта из арбузов и фруктов
В чем красота зимы ?
Мы готовимся к зиме
Работа гуашью по цветной бумаге; оформление орнаментом варежки
Коллективная работа «Первый снег»
Работа графическими материалами с использованием белил для набрызга изображение зимнего леса
Наши зимние забавы
Работа гуашью; Выполнение фона в холодной гамме, изображение детских игр
Морозные узоры
Работа акварелью и парафином. Изображение узоров на окне
Мы готовимся к новому году
Работа с разными материалами; знакомство с новогодними традициями разных стран, изображение подарка, изготовление колпаков
Мы и наши друзья
Мы в цирке
Работа пластилином; лепка фрагмента циркового представления
Мир нашего аквариума.
Красивые рыбы.
Работа разными видами бумаги, изображение рыбки
Мир нашего аквариума.
Подводный мир.
Работа разными материалами, изображение подводного мира, дополнение работой с прошлого урока
Домик для собачки
Работа гуашью; изображение сказочного домика для собачки
Учимся делать из бумаги собачку
Работа способом складывания бумаги (оригами, бумагопластика); изготовление собачки
Сделаем подарок нашим папам
Работа с бумагой и тканью; изготовление аппликации «Мой папа стал малышом»
Рисуем для наших мам, бабушек, сестер.
Портрет «Мамина улыбка»
Работа гуашью; изображение портрета мамы
Рисуем для наших мам, бабушек, сестер.
Коллективная работа «Чудо-букет»
Работа разными видами бумаги; изготовление цветов и листьев для работы «Чудо-букет»
Лепим любимых животных. Ох уж эти кошки!
Работа пластилином; лепка кошки
Мы рисуем своих друзей
Работа восковыми мелками; изображение портрета друга
Какого цвета весна и осень?
Какого цвета небо?
Работа гуашью; изображение весеннего неба с облаками
Деревья проснулись
Работа с журнальной бумагой; изображение ветки дерева на фоне неба
Деревья любуются своим изображением
Работа акварелью; изображение дерева с отражением способом монотипии
Птицы прилетели
Работа с бумагой; изготовление птиц
Мы изображаем осенние цветы
Работа пластилином; изображение осенних цветов
Аппликация «Разноцветные букашки»
Работа с бумагой; изображение насекомых
Коллективная работа « Танец бабочек красавиц»
Работа гуашью; изображение бабочек способом монотипии
Здравствуй, лето! Итоговый урок в форме игры-путешествия
Проверка знаний и умений учащихся в форме игровых заданий
Требования к уровню подготовки по изобразительному искусству и художественному труду
К концу учебного года в 1 классе учащиеся должны знать:
- названия цветов и оттенков, три основных цвета;
- правила смещения красок и получение составных цветов;
- начальные сведения о графике, живописи, скульптуре, декоративно- прикладном искусстве.
- свободно работать карандашом, проводить линии разной толщины;
- правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от характера изображаемого;
- стараться правильно изображать форму, пропорции, положение предметов;
- правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги
- передавать в тематических рисунках пространство;
- выполнять узоры из декоративно переработанных фигур животного и растительного миров, геометрических форм;
- рисовать кистью самостоятельно, применяя простейшие приемы росписи (штрихи, точки, волнистые линии и т.д).
Учебно- методическое обеспечение.
Программа Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» М: «Просвещение»
Учебник «Искусство и ты» 1 класс, М: «Просвещение» 2010
Список литературы.
1. Занимательное азбуковедение : кн. для учителя / сост. В. В. Волина. – М. : Просвещение, 1991.
2. Илларионова, Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки : пособие для воспитателя детского сада / Ю. Г. Илларионова. – М. : Просвещение, 1985.
3. Костерин, Н. П. Учебное рисование : учеб. пособие для уч-ся педагог. училищ по специальностям № 2002 и 2010 / Н. П. Костерин. – М. : Просвещение, 1984.
4. Коньшева, Н. М. Лепка в начальных классах : кн. для учителя / Н. М. Коньшева. – М. : Просвещение, 1985.
5. Компанцева, Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке : пособие для воспитателя детского сада / Л. В. Компанцева. – М. : Просвещение, 1985.
6. Программы общеобразовательных учреждений : Изобразительное искусство и художественный труд : 1–9 классы (с краткими метод. рекомендациями) / под рук. и ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2010.
7. Хрестоматия по детской литературе : учеб. пособие для педучилищ / сост. А. Л. Табенкина, М. К. Боголюбская ; под ред. Е. Е. Зубаревой. – М. : Просвещение, 1988.
8. Шевчук, Л. В. Дети и народное творчество : кн. для учителя / Л. В. Шевчук. – М. : Просвещение, 1985.