Структура рабочей программы по изобразительному искусству предусматривает следующие разделы:
Пояснительная записка;
Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его освоения учащимися;
Описание места учебного предмета в учебном плане;
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета;
Содержание учебного предмета;
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
Описание материально- технического обеспечения образовательной деятельности.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена в соответствии снормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
-Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
-В соответствии с АООП ( 1 вариант) образовательной организации;
-Планируемыми результатами освоения обучающимися с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы;
- Приказом Министерства образования и науки Российской федерации № 629 от 05. 07. 2017 г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»
- Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1–4 класс под редакцией В.В. Воронковой
Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 2013 г.
- Учебный план СКО школы-интерната VIII вида на 2018-2019 учебный год
Миссия СКО школы-интерната VIII вида - «Воспитание, обучение, реабилитация, социальная интеграция».
Рабочая программа основывается на данной миссии и реализует её на уроках изобразительного искусства.
Цель уроков изобразительного искусства в 3 классе СКО школы-интерната VIII вида – оказывать существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствовать формированию личности умственно отсталого ребёнка.
Основными задачами преподавания изобразительного искусства в 3классе являются:
Способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путём систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве.
Находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие.
Содействовать развитию у учащихся аналитико–синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать.
Ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка.
Дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования.
Развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности. Реализация программы осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся VIII вида. Компенсация недостатков психофизического развития достигается путем организации разноуровнего обучения, с учетом возможностей воспитанников, с использованием индивидуального и дифференцированного подхода. Присутствует эмоционально- благоприятный климата в классе, разнообразие форм учебной деятельности, ситуация успеха, различные видов помощи, стимуляция познавательной активности, использование игровых приемов, дидактических игр.
При реализации программы используются следующие технологии обучения:
Технология проблемного диалога;
Технология оценивания образовательных достижений;
Здоровьесберегающие технологии обучения;
Игровые технологии;
Технологии дифференцированного и индивидуального подхода;
Технология развития критического мышления.
2.Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его освоения учащимися
Занятия изобразительной деятельностью способствуют более активному формированию наглядного мышления. На уроках у учащихся совершенствуются представления о предметах и явлениях окружающего мира, развиваются наблюдательность, зрительная память, воображение, фантазия, умение осознавать наблюдаемое, выделять главное, существенное, устанавливать взаимосвязь между целым и его частями.
Под влиянием целенаправленного обучения изобразительной деятельности учащиеся значительно лучше производят сравнения, легче устанавливают сходство и различие предметов.
Взаимосвязь уроков изобразительного искусства с другими дисциплинами позволяет сделать практические работы учащихся более целенаправленными, осмысленными и интересными. В результате этого коррекционно-воспитательное и общеобразовательное значение учебных предметов значительно повышается.
Необходимо отметить, что уроки рисования помогают изучить некоторые индивидуальные особенности умственно отсталых школьников. Наиболее отчётливо это прослеживается в том случае, если детям даётся тема для рисования, предлагается говорить о том, что они рисуют. Знание индивидуальных особенностей учащихся позволяет учителю более правильно строить учебную и коррекционно-воспитательную работу.
Получить оптимальные результаты в процессе занятий изобразительной деятельностью, значительно усилить эффективность коррекционно-развивающего воздействия уроков изобразительного искусства на личность умственно отсталого ребёнка в целом можно только при условии рационального использования всех возможностей, заключённых в этом учебном предмете.
В рабочей программе выделены практические работы, указаны межпредметные связи, а также по годам обучения сформулированы основные требования к знаниям и умениям школьников.
Основные межпредметные связи строятся по линиям:
-изобразительное искусство – чтение и развитие речи
-изобразительное искусство – трудовое обучение
-изобразительное искусство – развитие устной речи на основе знакомства с предметами и явлениями окружающей действительности.
3.Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа по изобразительному искусству в соответствии АООП(1 вариант) и учебным планом СКО школы – интерната VIII вида в 3 классе рассчитана на 34 учебных недели (34 часа, 1 час в неделю)
Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по рабочей программе осуществляется следующим образом:
Тема
Количество часов
Рисование с натуры
13
Декоративное рисование
11
Рисование на тему
8
Беседы об изобразительном искусстве
2
ИТОГО
34
В соответствии с АООП(1 вариант) на изучение регионального содержания географического образования отводится 10% учебного времени в год. Это способствует формированию у обучающихся патриотических чувств, воспитанию любви к родному краю.
Распределение НРК по крупным темам:
Тема
Количество часов
Рисование с натуры
2
Декоративное рисование
1
Беседы об изобразительном искусстве
1
ИТОГО
4
Национально-региональный компонент (НРК) представлен в виде элементов урока (от5 до15 минут).
Планирование коррекционной работыпо изобразительному искусству в 3 классе
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти:
- развитие зрительного восприятия через рисование с натуры
- развитие зрительной памяти через беседы об изобразительном искусстве, декоративное рисование
2. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти:
- развитие слухового восприятия у учащихся и умения передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного
3. Развитие импрессивной речи:
- формирование умений слушать речь отвечающих и учителя при беседах и объяснениях этапов рисования
4. Формирование экспрессивной речи:
- устранять недоразвитие словаря через толкование новых незнакомых слов при беседах об изобразительном искусстве
- подбор синонимов, антонимов через объяснения этапов рисования
5. Коррекция познавательной деятельности:
- активизировать познавательную деятельность развивающими вопросами, нестандартными заданиями через беседы об изобразительном искусстве
- вовлечение в творческую работу всего класса с учетом дифференцированного подхода к учащимся;
- использование ИКТ;
- вовлекать учащихся в творческие задания: отгадывание ребусов, кроссвордов, составление рассказов, сказок и т.д.
7. Коррекция нарушений и развитие эмоционально-личностной сферы:
- развитие эмоционально-волевой сферы через беседы об изобразительном искусстве
- релаксационные упражнения для мимики мышц и снятия эмоционального напряжения;
- критическая самооценка самого себя и своих одноклассников при анализе выполненных работ
4.Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностнымрезультатам,поскольку именно они обеспечивают овладениекомплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения программы по изобразительному искусству в 3 классе включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки:
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории
культуре других народов;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. В случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по специальной индивидуальной программе развития.
Минимальный и достаточный уровни освоения программы по изобразительному искусству в 3 классе:
Минимальный уровень:
- правильно располагать лист бумаги в зависимости от пространственного расположения изображаемого;
- различать и называть цвета и их оттенки;
- узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года;
- анализировать с помощью учителя строение предмета;
Достаточный уровень:
- самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги;
- ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;
- делить лист на глаз на две и четыре равные части;
- изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности;
- рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате ( по образцу);
-анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки.
- самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги;
5.Содержание учебного предмета
Рисование с натуры
Учить детей анализировать объект изображения (определять форму, цвет и величину составных частей) ; развивать умения изображать объёмные предметы прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей; учить пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объёмную форму элементарной светотенью.
Декоративное рисование
Учить детей последовательно выполнять построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии, располагать узор симметрично, заполняя середину, углы, края, размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям, пользоваться акварельными и гуашевыми красками, Ровно заливать, соблюдая контуры, отдельные элементы орнамента, подбирать гармоничные сочетания цветов.
Рисование на темы
Развивать у учащихся зрительные представления и умения передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного, учить правильно располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.
Беседы об изобразительном искусстве
В 3 классе для бесед выделяются специальные уроки: на одном уроке рекомендуется показывать не более трёх- четырёх произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5-6 предметов декоративно- прикладного искусства.
Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия.
Содержание НРК
№п/п
Тема урока
Дата
Тема НРК
Содержание НРК
1.
Рисование с натуры веточек вишневого дерева.
Выращивание фруктов и овощей на Южном Урале.
"Не для себя деревья плодоносят...но каждый знает, эту жизнь любя, что, чем щедрее отдаёшь ты людям, тем радостней живёшь и для себя!" Л.Татьяничева