Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности 6 класс ФГОС»
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Живое слово»для 6 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию воспитания и развития обучающихся средствами внеурочного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Программа построена с учетом принципов системности, занимательности и доступности. Свободное владение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности должно стать нормой для молодёжи, оканчивающей учебные заведения. Такой уровень владения языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных традиционных форм учебной работы по русскому языку – различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности. В отборе материала к таким занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном. Данная рабочая программа ориентирована на связь с программным материалом по русскому языку.
Русский язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Курс «Живое слово» является закономерным продолжением уроков русского языка, его дополнением. Программа данного курса позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов.
Содержание и методы обучения программы «Живое слово» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.
Цель и задачи программы:
Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями. Задачи: Обучающие: - развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету; - приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка; - пробуждение потребности у обучающихся к самостоятельной работе над познанием родного языка; - развитие мотивации к изучению русского языка; - развитие творчества и обогащение словарного запаса; - совершенствование общего языкового развития обучающихся; -углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Воспитывающие: - воспитание культуры обращения с книгой; - формирование и развитие у обучающихся разносторонних интересов, культуры мышления. Развивающие: - развивать смекалку и сообразительность; - приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; - развивать умение пользоваться разнообразными словарями; - учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой. К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому. Темы занятий подобраны в соответствии с темами, которые вызывают у школьников особые затруднения при изучении их на уроках. Работа основывается на общедидактических принципах, среди которых следует, прежде всего, назвать: - принцип научности; - принцип последовательности и систематичности в изложении материала; - принцип преемственности и перспективности в усвоении знаний; - принцип связи теории с практикой; - принцип доступности; - принцип тесной взаимосвязи кружковых занятий с классными; - принцип добровольного участия школьников в занятиях; - принцип равного права всех учеников на участие в кружковой работе; - принцип самодеятельности, самостоятельности учащихся; - принцип занимательности. Программа «Живое слово» позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы обучающихся. Следует также подчеркнуть то обстоятельство, что данная программа предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
Формы организации внеурочной деятельности
- беседы; - практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок. - анализ и просмотр текстов; - самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями; - опыт личного творчества обучающихся; - наблюдения над живой речью и над литературным материалом. Интерес обучающихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов. В каждом занятии прослеживаются три части: - игровая; - теоретическая; - практическая.
Описание места курса в учебном плане
Данная программа рассчитана на 68часов. Количество часов в неделю -2. Срок ее реализации - 1 год.
Планируемые результаты деятельности
Личностные результаты: - чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; - любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; - интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; - интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Метапредметне результатыУченик научится Регулятивные УУД: - самостоятельно формулировать тему и цели урока; - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); - пользоваться словарями, справочниками; - осуществлять анализ и синтез; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения. Коммуникативные УУД: - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; - владеть монологической и диалогической формами речи. - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - задавать вопросы. Ученик получит возможность для формирования: - внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни; - выраженной познавательной мотивации; - устойчивого интереса к новым способам познания - учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; - с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; -осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; - использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни. Предметные результаты:Ученик научится:
соблюдать основные орфографические и пунктуационные правила современного русского литературного языка;
извлекать необходимую информацию из словарей и справочников, использовать её в разных видах деятельности;
проводить разного рода анализы слов: фонетический, морфологический, морфемный, орфографический;
группировать слова по видам орфограмм; соблюдать грамматические нормы в письменных и устных высказываниях Ученик получит возможность научиться: - отличительные признаки основных языковых единиц; - основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией; - слова, словосочетания, предложения, текста; - основные орфографические и пунктуационные правила; - о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных; - четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи; - подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты; - различать паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы; - выделять художественные изобразительные средства в тексте; - пользоваться орфографическим, словобразовательным, фразеологическим, этимологическим словарями, а также словарями синонимов и антонимов.
Тематическое планирование
N п/п
Изучаемая тема
часы
Введение-4 часа
1-2
Язык мой – друг мой
2ч
3-4
Сколько языков на Земле?
2ч
Лексика. Фразеология -24 часа
1-2
История лексики. Родные слова.
2ч
3-4
Лексика.
Что есть слово? («Солнце языковой системы»).Слова-«предки»
2ч
5-6
Слова-«пришельцы»
2ч
7-8
Диалектизмы… Какие они?
2ч
9-10
Лексика профессионалов.
2ч
11
Почему стареют слова?
1ч
12-13
Какие слова считаются новыми?
2ч
14-15
Молодёжный сленг и отношение к нему
2ч
16-17
Словарь – мой добрый друг и верный помощник.
2ч
18-19
В мире фразеологии.
2ч
20-21
Мы говорим его стихами. Афоризмы.
2ч
22
Конкурс «Своя игра» по теме «Фразеологизмы».
1ч
23
тренинг «Слово – это…» (продолжи предложение),
1ч
24
Итоговое занятие по теме: «Лексика. Фразеология».
1ч
Словообразование. Орфография -16 часов
1
Занимательная морфемика (по следам прошлых занятий)
1ч
2-3
«Откуда катится Каракатица?» О словарях, которые рассказывают об
истории слов.
2ч
4-5
Как в русском языке образуются слова?
2ч
6-7
Приставки-труженицы. Приставки, которые всегда одинаковые.
2ч
8-9
Приставки- нарушители «главного» правила.
2ч
10-11
Самые «трудные» приставки.
2ч
12-13
Корни слов: постоянство и измены.
2ч
14-15
Орфография суффиксов.
2ч
16
Занимательная викторина «Строители слова»
1ч
Морфология. Орфография-11часов
1
Законы написания существительных.
1ч
2-3
Приключение в стране «Имя Прилагательное».
2ч
4-5
Как правильно писать числительные?
2ч
6-7
Местоимения, которые пишутся непросто.
2ч
8-9
Глагольная орфография.
2ч
10
Игра «Я знаю части речи»
1ч
11
Викторина «Занимательная грамматика»
1ч
Фразеология - 5 часов
1
Слово во фразеологических оборотах
1ч
2
Изучение особенностей фразеологических сочетаний.
1ч
3
Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи.
1ч
4
Понятия «крылатые выражения», «афоризмы».
1ч
5
Практическая часть: фразеологический КВН.
1ч
Роль слова в тексте – 4 часа
1
Понимание роли слова в устном народном творчестве (пословицах и поговорках, загадках, скороговорках, притчах, легендах, приметах, в русских народных песнях, сказках).
1ч
2
Знакомство со сказителями сказок.
1ч
3
Практическая часть: нахождение строк народной речи в произведениях А.С. Пушкин
1ч
4
Конкурс на сказывание сказок. Индивидуальный проект «Русские сказочники».
1ч
Творческое изложение -2часа
1-2
Практическая часть: изложения с заданием ввести в текст описание местности, дать оценку поступков героев, высказать свое мнение о герое.
2ч
3-4
Итоговое занятие «Как наше слово отзовётся».-2часа
Практическая часть: коллективный проект: Оформление выставки творческих работ учащихся «Мастерская слова».