Просмотр содержимого документа
«АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Математика» 1 класс на 2016 -2017 учебный год»
Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа составлена на основе проекта Федерального Государственного образовательного стандарта для умственно отсталых детей, проекта примерной основной образовательной программы для умственно отсталых детей, и реализует программу под редакцией Воронковой В.В. для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида 1-4 классы.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
Закон РФ «Об образовании»;
Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», Постановление Правительства РФ, 10.03.2000 г., № 212; 23.12. 2002 г., № 919;
Методическое письмо МО РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I – VIII видов», 26.12.2000 г.
Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009г.
Главная общеобразовательная задача обучения математике – добиться овладения учащимися системы доступных математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и в будущей профессии, так прочно, чтобы они стали достоянием учащихся на всю жизнь.
Математика в школе для детей, обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) решает одну из специфических задач обучения учеников с нарушением интеллекта – преодоление недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.
Математика как учебный предмет содержит необходимые предпосылки для развития познавательных способностей учащихся, коррекции интеллектуальной деятельности и эмоционально-волевой сферы.
В процессе формирования у умственно отсталых учащихся на наглядной и наглядно-действенной основе первых представлений о числе, величине, фигуре одновременно в ходе обучения математике решаются задачи развития наглядно-действенного, наглядно образного, а затем и абстрактного мышления этих детей.
На уроках математики развивается элементарное математическое мышление учащихся, формируются и корригируются такие его формы, как сравнение, анализ, синтез, развиваются способности к обобщению и конкретизации, создаются условия для коррекции памяти и других психических функций.
В процессе обучения математике развивается речь учащихся, обогащается специфическими математическими терминами и выражениями их словарь. Учащиеся учатся комментировать свою деятельность, что требует от учеников больше осознанности своей деятельности, а это в свою очередь имеет огромное значение для коррекции недостатков мышления умственно отсталых школьников.
Обучение математике организует и дисциплинирует учащихся, способствует формированию таких черт личности, как аккуратность, настойчивость, воля, воспитывает желание трудиться, умение доводить начатое дело до конца.
На уроках математики в процессе выполнения практических упражнений (лепка, обводка, штриховка, раскрашивание, вырезывание, наклеивание) корригируются недостатки моторики ребенка.
Обучение математике способствует решению воспитательных задач. Материал арифметических задач расширяет кругозор учеников, способствует воспитанию любви к своей Родине, краю, где они живут, к школе, где учатся.
Курс математики дает ученикам такие знания и практические умения, которые помогают лучше распознать явления окружающей жизни, применять математические знания в повседневной жизни.
Учащиеся первого класса резко отличаются друг от друга степенью выраженности основного дефекта – нарушение развития познавательных способностей. Они имеют различный жизненный опыт, разную степень подготовленности к обучению. Все они различаются определенным уровнем сформированности личностных качеств. Школьники имеют различные недостатки в развитии моторики, пространственной ориентировки, уровня развития речи. Исходя из этого, в пропедевтический период учителем решаются следующие задачи:
- подготовить учащихся к усвоению систематического курса математики;
- научить слушать учителя, своих товарищей, одноклассников, выполнять инструкцию, отвечать словом или предложением на поставленный вопрос;
- научить держать карандаш, обводить карандашом шаблон и трафарет, видеть линии в тетради;
- научить готовиться к ответу, тормозить желание без разрешения учителя высказывать ответ;
- выполнять правила поведения, общения на уроке и вне его;
- прививать детям чувство долга, ответственности, воспитывать желание выполнять порученное дело хорошо с тем, чтобы получить похвалу, одобрение;
- формировать добрые отношения между учителем и каждым учеником, возбуждать у ребенка интерес к занятиям в школе, к работе, которая проводится на уроке, прививать желание быть на уроке, выполнять задания учителя;
- учить работать в тетради карандашом, ручкой, выполнять задания учителя по показу, словесной, зрительной инструкции;
- выявлять особенности учащихся, их возможности к обучению, результаты обучения, с тем, чтобы вовремя оказать необходимую помощь (сведения о каждом ученике представлять в виде таблиц).
Основные методы работы в этот период:
- организация наблюдений;
- проведение сравнений, сопоставлений двух\трех предметов;
- экскурсии;
- дидактические познавательно-развивающие игры;
- организация предметно-практической деятельности.
В конце пропедевтического периода учитель должен знать о каждом ученике следующее:
- какими средствами удается привлечь его внимание к учителю, его инструкциям, к демонстрируемым пособиям, что вызывает интерес у ребенка;
- как долго можно удержать его внимание;
- насколько удачно он повторяет движения, действия с предметами;
- какие действия может выполнять по словесной инструкции;
- может ли осознанно рассказать о своих действиях (что делал, как, зачем), т.е. отчитаться о выполнении задания;
- способен ли рассказать о работе по реализации задания, до того как он приступит к его выполнению, т.е. может ли хотя бы примитивно планировать предстоящие действия;
- как быстро он овладевает новыми словами, сочетаниями слов.
Оптимальный объем умений учащихся.
Учащиеся должны уметь:
- повторять слова, действия учителя, других детей;
- называть предстоящие действия с предметами, оценивать результаты своих действий;
- осуществлять предметно-практическую деятельность под руководством учителя;
- сравнивать предметы, совокупности предметов по величине, высоте, длине, количеству:
- ориентироваться в пространстве, во времени;
- работать в тетради ручкой, карандашом, в том числе обводить линии по шаблонам трафаретам, выполнять контурные рисунки, проводить линии, закрашивать, штриховать, изготовлять узоры, рисунки, их отдельные элементы по клеткам.
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Школьникам предлагается материал, содержащий доступные для усвоения детьми с ограниченными возможностями здоровья, понятия. В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включены задания, виды самостоятельных работ, учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня.
Успех обучения математике во многом зависит от тщательного изучения учителем индивидуальных особенностей каждого ребенка (познавательных и личностных).
Обучение математики должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами.
Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными.
Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами.
Каждый урок математики оснащается необходимыми демонстрационными пособиями, наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.
Устный счет как этап урока является неотъемлемой частью почти каждого урока математики.
Решение арифметических задач занимает не меньше половины учебного времени в процессе обучения математике. Решение всех видов задач записываются с наименованиями.
Геометрический материал включается почти в каждый урок математики. По возможности он должен быть тесно связан с арифметическим.
В младших классах закладываются основы математических знаний, умений, без которых дальнейшее продвижение учащихся в усвоении математики будет затруднено. Поэтому на каждом уроке надо уделять внимание закреплению и повторению ведущих знаний по математике.
Организация самостоятельных работ должна быть обязательным требованием к каждому уроку математики. Самостоятельная работа должна быть проверена учителем, допущенные ошибки выявлены и исправлены, с учеником проведена работа над ошибками.
Наряду с повседневным, текущим контролем над состоянием знаний нужно проводить и контрольные работы.
С учениками, которые отстают от одноклассников в усвоении знаний, проводится дифференцированная помощь. Для самостоятельного выполнения этим ученикам нужно предлагать облегченные варианты примеров, задач, других заданий.
Задачи первого года обучения математике.
Учебные.
- формирование понятий о натуральном числе, арифметических действиях на основе выполнения учащимися различных действий с реальными предметами, их изображениями в виде шаблонов и трафаретов, измерения протяженности предметов, количеств жидких и сыпучих тел произвольными мерками;
- выявление, уточнение представлений учащихся о числе, счете;
- ознакомление с числами первого десятка;
- подготовка к изучению чисел второго десятка;
- ознакомление с действиями сложения и вычитания;
- заучивание состава чисел первого десятка;
- развитие умения считать устно в пределах 10 (примеры и задачи);
- обучение восприятию заданий на слух и зрительно;
- обучение приемам, ускоряющим и облегчающим процесс устного счета перестановка, группировка слагаемых;
- ознакомление с арифметическими задачами, обучение решению задач, начиная с задач – действий, задач – инсценировок, включение в решение текстовых арифметических задач;
- знакомство с плоскостными геометрическими фигурами;
- выработка умений измерительного и вычислительного характера.
Коррекционно–развивающие:
- формирование наблюдательности;
- коррекция внимания;
- формирование зрительного, слухового восприятия;
- формирование навыков правильного распределения внимания;
- концентрация зрительного, слухового внимания и развитие его устойчивости;
- формирование смысловой догадки, смекалки;
- развитие наглядно-образного, наглядно действенного мышления;
- развитие логического мышления;
- развитие познавательных способностей;
- формирование личностных качеств;
- коррекция интеллектуальной деятельности и эмоционально-волевой сферы;
- повышение уровня общего развития;
- развитие речи.
Воспитательные:
- воспитание у учащихся целенаправленности, терпеливости, работоспособности, настойчивости, трудолюбия;
- формирование у учащихся интереса к математике.
Формы работы на уроке:
Ведущей формой работы учителя на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода;
Каждый урок оснащен необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом;
Неотъемлемой частью каждого урока являются: устный счет, решение арифметических примеров и задач, включение геометрического материала;
Использование предметно-практических действий учащихся;
Организация самостоятельных работ;
Создание на уроке игровых ситуаций, включение в урок драматизации известных детям сказок, обеспечивание участия в событиях всех школьников;
Наблюдения за деятельностью детей, изучение их работ и внесение в таблицы, дневники наблюдений записей, отражающих сведения о степени усвоения каждым учеником программного материала.
Средства обучения (наглядность).
- записи на доске;
- учебники;
- таблицы состава чисел;
- дидактический и раздаточный материал (для создания игровых ситуаций);
- демонстрационные пособия;
- индивидуальные кассы счетного и цифрового материала;
- использование дидактических игр, игровых приемов;
- использование занимательных упражнений, создание увлекательных для детей ситуаций;
- формирование математических представлений на основе сравнения, наблюдений, упражнений, бесед, работы с учебником, экскурсий, самостоятельной работы.
Формы, способы и средства проверки, оценки образовательных результатов.
- Осуществление повседневного, текущего контроля за состоянием знаний по математике.
- Проведение проверочных, самостоятельных, контрольных работ (2 – 3 раза в четверть по мере изучения темы).
- Знания и умения учащихся оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, текущих проверочных работ.
- Оценка деятельности учащихся на уроке словесная, наглядная – символы (интересные, красочные картинки, значки, которые выставляются за успешную работу на стенд). Символы в течение года меняются в зависимости от времен года.
За работу в тетрадях вместо традиционной оценки рисуются учителем или приклеиваются символы.
Оптимальный объем знаний и умений по математике на конец первого года обучения.
(требования к уровню подготовки учащихся по курсу математики к концу первого года обучения)
Учащиеся должны знать:
- названия действий сложения и вычитания;
- таблицу сложения однозначных чисел в пределах 10 и соответствующие случаи вычитания;
- состав чисел первого десятка;
- порядковые и количественные числительные в пределах 10;
- десятичный состав двузначных чисел, место единиц и десятков в двузначном числе;
- линии – прямую, кривую, отрезок;
- единицы (меры) стоимости, длины, массы, емкости 1 к., 1 р., 1 см, 1 кг, 1л;
- название, порядок дней недели, количество суток в неделе.
Учащиеся должны уметь:
- сравнивать предметы, группы предметов, количества жидкости и сыпучих веществ;
- отвечать на вопрос «Сколько?»;
- называть и производить действия, изменяющие количество предметов, жидкости, сыпучих веществ;
- ориентироваться на плоскости и в пространстве;
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 10, пересчитывать, отсчитывать по 1, 2, 3, 4, 5;
- различать количественные и порядковые числительные, соотносить количественные числительные с группой предметов;
- различать названия, знаки арифметических действий – сложения и вычитания, выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10, опираясь на знание их состава из двух слагаемых, использовать переместительное свойство сложения, читать и записывать примеры;
- распознавать условие, вопрос, числовые данные, решение и ответ задачи, уметь решать задачи на нахождение суммы и остатка, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, их заместителей, рисунков, составлять задачи по образцу, готовому решению, краткой записи, предложенному сюжету, на данные арифметические действия;
- узнавать, называть и различать геометрические фигуры и тела;
- чертить прямоугольник, квадрат, треугольник по заданным вершинам;
- узнавать монеты, заменять одни монеты другими.
Для детей, испытывающих трудности в обучении математике достаточно:
- присчитывать и отсчитывать в пределах 10 только по 1—2 единицы; - сумму и остаток вычислять с помощью предметов приемом пересчитывания или присчитывания, отсчитывания; - черчение и измерение отрезков выполняются с помощью учителя;
- прямоугольник, квадрат, треугольник вычерчивать по точкам, изображенным учителем;
- примеры решать только в одно действие.
Учебно-методический комплекс, используемый для реализации рабочей программы.
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0 – 4 классы. 3 издание исправленное Москва «Просвещение» 2011
А.А.Хилько «Математика» 1 класс. Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 6 издание, доработанное – Санкт – Петербург. Просвещение. Филиал издательства 2008 г.
В.В.Эк «Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы» Москва «Просвещение» 1990 г.
Методика преподавания математики в коррекционной школе». Учебник для вузов. Москва Гуманитарный издательский центр Владос 2011 год
Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы. Под редакцией доктора психологических наук В.Г.Петровой Москва «Просвещение» 1982 г.
А.А.Хилько «Тетрадь по обучению математике» в пропедевтический период для 1 класса вспомогательной школы.
Программа соответствует Федеральному компоненту стандарта образования в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида, учебному плану КГБОУ «Змеиногорская общеобразовательная школа-интернат», разработанному на основе примерной АООП (одобренарешением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15), Устава КГБОУ «Змеиногорская общеобразовательная школа-интернат», с учетом требований, установленных СанПиНом, постановление от 10 июля 2015 года № 26 об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15
Математика 1 класс 1 четверть (3 часа в неделю)
№
п/п
Содержание учебного материала.
Кол час
Дата
1
2.
3
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14
15.
16
17-18
19.
20.
21-22
23-26
День Знаний.
Выделение предметов с определенными свойствами: цвет, размер, форма, назначение.
Понятие «большой - маленький, больше - меньше, одинаковые по величине, равные».
Понятие «длинный – короткий, длиннее – короче, одинаковые (равные)».
Величинные понятия «широкий – узкий, шире – уже, одинаковой ширины».
Сравнение предметов по величине «высокий – низкий, выше – ниже, одинаковой высоты».
Круг.
Величинные понятия «толстый – тонкий, толще – тоньше, одинаковой толщины».
Сравнение предметов по размерам: глубокий – мелкий, глубже – мельче.
Сравнение предметов по массе: «тяжелый – легкий, такой же массы. Сравнение количеств сыпучих веществ».
Треугольник.
Количественные понятия: много – мало, больше - меньше, несколько, столько же, равное количество.
Отношение порядка следования: «первый, последний, впереди, следом, сзади»