kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Занимательная математика» 1 класс на 2016 -2017 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана на основе

примерной адаптированной основной программы.

Календарно-тематическое планирование разработано на основе

 «Программы специальных (коррекционных) образовательных

учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Занимательная математика» 1 класс на 2016 -2017 учебный год»

Пояснительная записка


Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:

1. Закон РФ «Об образовании»;

2. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», Постановление Правительства РФ, 10.03.2000 г., № 212; 23.12. 2002 г., № 919;

3. Методическое письмо МО РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I – VIII видов», 26.12.2000 г.

4. Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009г.


На современном этапе перед педагогом стоит нелегкая задача – научить учеников адаптироваться к изменениям в жизни, а не бороться с ними; самим находить ответы на вопросы, которые ставит жизнь; уметь оценивать последствия своих поступков и быть готовым нести свою ответственность. А это подразумевает приобретение, в первую очередь, навыков самообучения и самообразования как основы накопления знаний в течение всей жизни, умение эти знания использовать и творчески применять. Обучение детей с ограниченными возможностями этим навыкам несколько затруднено. Дети отличаются значительным нарушением познавательных процессов: активного восприятия, произвольного внимания, памяти, словесно логического мышления, обобщающей и регулирующей функции речи, нарушением пространственного восприятия.

У детей с нарушением интеллекта трудно формируется понятия числа, состав числа, они с трудом овладевают конкретным счетом. У них неразвита познавательная деятельность, все мыслительные операции (анализ, синтез, сравнения, обобщения), имеются значительные пробелы в элементарных знаниях. Они затрудняются самостоятельно использовать имеющиеся у них знания. Перенос полученных знаний и умений, их применение в несколько изменившихся условиях, самостоятельный анализ ситуации, выбор решения даже простых жизненных задач - все это составляет трудность для умственно отсталых детей.

Поэтому важно не только дать этим детям определенную сумму знаний, но и выработать у них умение действовать в конкретных жизненных ситуациях, придать знаниям бытовую, ситуационную приспособленность.

В программу нового курса «Занимательная математика» включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, математической речи, внимания; умению создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.

В   шестилетнем – семилетнем  возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации занятий с детьми считаю атмосферу доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха.

Ведущей деятельностью при переходе дошкольника в школьника  является   еще игровая деятельность. Поэтому занятия, по сути, являются системой игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе этих игр и осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Вся система организации занятий воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности.

Внимание, уважение, искреннее выражение чувств, доверие во  взаимоотношениях   педагога с детьми способствуют пробуждению и реализации внутреннего потенциала детей с разным уровнем развития. Свобода личного выбора позволяет понять и объяснить позитивные личностные изменения в ребёнке. Также свобода выбора стимулирует положительную оценку и принятие собственного «Я».



Цель программы:

- формирование и развитие интеллектуальной активности, поддержание устойчивого интереса к предмету, развитие логического мышления и математической речи.


Основные задачи программы:

- Способствовать воспитанию интереса к предмету через занимательные упражнения;

- в доступной форме дать детям количественные, пространственные, временные представления с использованием полученных знаний в трудовой деятельности и в обыденной жизни;

- повышать уровень общего развития умственно отсталых детей, корригировать недостатки их познавательной деятельности и личностных качеств, развивать речь, внимание, память, мышление, исследовательские умения;

- воспитывать у учащихся работоспособность, терпение, целенаправленность, настойчивость, самостоятельность, трудолюбие, развивать точность, глазомер, ориентировку в пространстве и времени.

- формировать и развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно формирование и развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.


Направленность программы:

Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения. В программу курса заложено развитие основных мыслительных операций: обобщение и анализ; логического мышления детей с учётом их индивидуальных психологических особенностей и склонностей. Система заданий направлена на отработку умений анализировать ситуацию, выделять главное и существенное, сравнивать и обобщать, делать выводы, обосновывать их, а также на развитие познавательных процессов (внимание, памяти, воображения и рефлексивного мышления). Решение математических задач, связанных с логическим мышлением даст возможность учащимся проявить себя в познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников данной категории.

Основой организации работы с детьми на занятиях   является следующая система дидактических принципов:

  • создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности); 

  • новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности); 

  • обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса); 

  • при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире); 

  • у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности); 

  • процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества); 

  • обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности). 



Формы и методы обучения:

Предпочтение отдается диалогическим формам с использованием современных средств обучения. Программа учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся: подвижные математические игры; последовательная смена одним из учеников «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий; работа в парах постоянного и сменного состава, работа в группах. Экскурсии в природу необходимы для связи полученных знаний с жизнью.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.);
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
практический.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповой – организация работы в группах.
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.


Основные виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение.

Дидактические средства:

Наглядный материал (математические игры, дидактический, счетный, демонстрационный материал, схемы, символы, модели).

Все это опирается на развивающую среду, которая может  строиться  следующим образом:
1.  Математические  игры и развлечения:

-графические диктанты;
 - игры-головоломки;
 - задачи-шутки;
- ребусы, кроссворды, сканворды.
2.   Развивающие игры – это игры, способствующие решению умственных способностей и развитию интеллекта. Игры основываются на моделировании, процессе поиска решений.

3. Дидактические игры:
-    специально разработанные для обучения детей.


При выполнении игровых заданий и упражнений соблюдаются условия:

  • не использовать оценки «лучшего», «правильного» ответа или способа действия, а выбор вариантов ответов, действий признаётся  равноправным; создается ситуации реализации собственных возможностей каждого ребенка  через ситуации сотрудничества;  

  • необходимо ставить  детей в такие условия, при которых они сами определяют свои действия, планируют их; сами, практически без помощи, учителя добиваются положительных результатов; создается   атмосфера эмоционального подъёма и раскрепощённости; осуществление гостевого обмена между группами с равными возможностями;

  • развитие в детях уверенности в себе и своих товарищах; проявление искренней заинтересованности в достижениях детей; обучение детей эффективному взаимодействию в процессе групповой работы: умению слушать, распределять работу, оказывать помощь, обмениваться информацией и усилиями и др.;

  • проявление желания достичь более высоких результатов педагогической деятельности: анализировать и критически оценивать достигнутое, вносить изменения, стремясь улучшить результаты;

  • снятие с детей чувства страха за ошибку, снимая с себя судейскую роль, не акцентируя внимание на недостатках, неудачах ребенка, не сравнивать между собой детей с разными учебными возможностями. 


Ожидаемые результаты

В результате реализации программы обеспечивается достижение обучающимися следующих воспитательных результатов и эффектов деятельности:

Личностными результатами изучения данного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;

  • овладение способами исследовательской деятельности;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;

  • формирование устойчивой учебно-познавательной мо­тивации учения.



Метапредметные:

  • умение анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные;

  • умение выбирать наиболее эффективный способ решения задачи.

  • умение принимать и сохранять учебную задачу;

  • умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • умение осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной лите­ратуры, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

  • умение использовать знаково-символические средства;

  • умение формулировать собственное мнение и позицию.


Используемая литература.

1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

2. Винокурова Н. К. Развиваем способности детей. 1 класс. – М.: Росмэн, 2002.

3. Волина В. Праздник числа. – М.: Знание, 1993.

4. Евдокимова Г. Ю. Раздаточные материалы. 1 кл.. – М.: Дрофа, 2008.

5. Ефимова И. В. Логические задания для 1 класса: орешки для ума. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.

6. Жикалкина Т. К. Игровые и занимательные задания по математике 1класс. - Москва  «Просвещение», 1985.

7. Корякина Л. В. Математика. 1-4 классы: задачи в стихах. – Волгоград: Учитель, 2010.

8. Удодова Н. И. Занимательная математика. Смекай, отгадывай, считай. – Волгоград: Учитель, 2011.



Программа соответствует Федеральному компоненту стандарта образования в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида, учебному плану КГБОУ «Змеиногорская общеобразовательная школа-интернат», разработанному на основе примерной АООП (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15), Устава КГБОУ «Змеиногорская общеобразовательная школа-интернат», с учетом требований, установленных СанПиНом, постановление от 10 июля 2015 года № 26 об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15


Занимательная математика 1 класс 1 четверть

(2 часа в неделю)

п/п

Содержание учебного материала.

Кол час

Дата


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17



Математика – это интересно.

Игра «Определи цвет, размер, форму, назначение»

Сравни предметы по величине «большой - маленький».

«Спичечный» конструктор

Сложи узор.

Что легче, тяжелее?

Игра в лото (геометрические фигуры)

Веселый поезд (первый, последний, впереди, следом, сзади)

Кто лишний?

В зоопарке (справа, слева)

Сказка «Репка» (крайний, перед, после, за, следом, следующий за)

Кто где живет?

Чем отличаются рисунки?

Найди геометрические фигуры.

Прятки с фигурами.

Сложи фигуры.

Путешествие в страну Математики.



1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1



1.09

6.09

8.09

13.09

15.09

20.09

22.09

27.09

29.09

4.10

6.10

11.10

13.10

18.10

20.10

25.10

27.10


Занимательная математика 1 класс 2 четверть

п/п

Содержание учебного материала.

Кол час

Дата


1

2

3



4

5

6


7

8

9

10

11

12

13

14

15


Игра в лото (цвет)

Магия сравнений.

Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 × 3 клетки).

Стихи и загадки с числом 2

Путешествие точки

Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму).

Учимся отгадывать ребусы.

В гости к трем медведям (число 3)

Задачи в стихах.

Аппликация из геометрических фигур.

Игра в лото. Закрой рисунки цифрами.

Прогулка по стране «Задачи»

«Спичечный» конструктор

Игра «У кого какая цифра»

Когда получается число 0?


1

1

1



1

1

1


1

1

1

1

1

1

1

1

1


8.11

10.11

15.11



17.11

22.11

24.11


29.11

1.12

6.12

8.12

13.12

15.12

20.12

22.12

27.12



Занимательная математика 1 класс 3 четверть

п/п

Содержание учебного материала.

Кол час

Дата


1


2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13


14

15

16

17

18

19


Танграм: древняя китайская головоломка. Составление картинки с заданным разбиением на части.

Подвижные математические игры в пределах 4.

Закономерности. Дорисуй недостающий элемент.

Решение математических ребусов.

Головоломки.

Дидактические игры: «Рыболовы» «Путаница» в пределах 5

Магические квадраты.

Лабиринты.

Мир занимательных задач.

В царстве смекалки.

Математическое путешествие.

Дидактическая игра: «Контролёры» в пределах 6

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Решение логических задач

Решай, отгадывай, считай

Составь задачу по картинке в пределах 7.

Математические сказки с числами 4-7.

Дидактическая игра: «Исправь ошибку»


1


1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1


1

1

1

1

1

1


12.01


17.01

19.01

24.01

26.01

31.01

2.02

7.02

9.02

14.02

16.02

28.02

2.03


7.03

9.03

14.03

16.03

21.03

23.03



Занимательная математика 1 класс 4 четверть

п/п

Содержание учебного материала.

Кол час

Дата


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14-15



Весёлая геометрия

Игра-соревнование «Весёлый счёт» в пределах 8

Поиск закономерностей.

Решение занимательных задач в стихах

Загадки-смекалки

Математические горки в пределах 9.

Решение логических задач.

Дидактические игры: «Цепочка»

Дидактические игры: «Найди отличия»

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»

«Вычитание в пределах 10»

Праздник числа 10.

Математический КВН

Математическое путешествие по стране «Считайка».



1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2



4.04

6.04

11.04

13.04

18.04

20.04

25.04

27.04

2.05

4.05

11.05

16.05

18.05

23,25




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Антипова Людмила Анатольевна

Дата: 06.12.2016

Номер свидетельства: 366352


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства