Просмотр содержимого документа
«АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Занимательная математика» 1 класс на 2016 -2017 учебный год»
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
1. Закон РФ «Об образовании»;
2. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», Постановление Правительства РФ, 10.03.2000 г., № 212; 23.12. 2002 г., № 919;
3. Методическое письмо МО РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I – VIII видов», 26.12.2000 г.
4. Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009г.
На современном этапе перед педагогом стоит нелегкая задача – научить учеников адаптироваться к изменениям в жизни, а не бороться с ними; самим находить ответы на вопросы, которые ставит жизнь; уметь оценивать последствия своих поступков и быть готовым нести свою ответственность. А это подразумевает приобретение, в первую очередь, навыков самообучения и самообразования как основы накопления знаний в течение всей жизни, умение эти знания использовать и творчески применять. Обучение детей с ограниченными возможностями этим навыкам несколько затруднено. Дети отличаются значительным нарушением познавательных процессов: активного восприятия, произвольного внимания, памяти, словесно логического мышления, обобщающей и регулирующей функции речи, нарушением пространственного восприятия.
У детей с нарушением интеллекта трудно формируется понятия числа, состав числа, они с трудом овладевают конкретным счетом. У них неразвита познавательная деятельность, все мыслительные операции (анализ, синтез, сравнения, обобщения), имеются значительные пробелы в элементарных знаниях. Они затрудняются самостоятельно использовать имеющиеся у них знания. Перенос полученных знаний и умений, их применение в несколько изменившихся условиях, самостоятельный анализ ситуации, выбор решения даже простых жизненных задач - все это составляет трудность для умственно отсталых детей.
Поэтому важно не только дать этим детям определенную сумму знаний, но и выработать у них умение действовать в конкретных жизненных ситуациях, придать знаниям бытовую, ситуационную приспособленность.
Впрограмму нового курса «Занимательная математика» включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, математической речи, внимания; умению создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.
В шестилетнем – семилетнем возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации занятий с детьми считаю атмосферу доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха.
Ведущей деятельностью при переходе дошкольника в школьника является еще игровая деятельность. Поэтому занятия, по сути, являются системой игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе этих игр и осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Вся система организации занятий воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности.
Внимание, уважение, искреннее выражение чувств, доверие во взаимоотношениях педагога с детьми способствуют пробуждению и реализации внутреннего потенциала детей с разным уровнем развития. Свобода личного выбора позволяет понять и объяснить позитивные личностные изменения в ребёнке. Также свобода выбора стимулирует положительную оценку и принятие собственного «Я».
Цель программы:
- формирование и развитие интеллектуальной активности, поддержание устойчивого интереса к предмету, развитие логического мышления и математической речи.
Основные задачи программы:
- Способствовать воспитанию интереса к предмету через занимательные упражнения;
- в доступной форме дать детям количественные, пространственные, временные представления с использованием полученных знаний в трудовой деятельности и в обыденной жизни;
- повышать уровень общего развития умственно отсталых детей, корригировать недостатки их познавательной деятельности и личностных качеств, развивать речь, внимание, память, мышление, исследовательские умения;
- воспитывать у учащихся работоспособность, терпение, целенаправленность, настойчивость, самостоятельность, трудолюбие, развивать точность, глазомер, ориентировку в пространстве и времени.
- формировать и развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно формирование и развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Направленность программы:
Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения. В программу курса заложено развитие основных мыслительных операций: обобщение и анализ; логического мышления детей с учётом их индивидуальных психологических особенностей и склонностей. Система заданий направлена на отработку умений анализировать ситуацию, выделять главное и существенное, сравнивать и обобщать, делать выводы, обосновывать их, а также на развитие познавательных процессов (внимание, памяти, воображения и рефлексивного мышления). Решение математических задач, связанных с логическим мышлением даст возможность учащимся проявить себя в познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников данной категории.
Основой организации работы с детьми на занятиях является следующая система дидактических принципов:
создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);
новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности);
обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);
при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);
у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности);
процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);
обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).
Формы и методы обучения:
Предпочтение отдается диалогическим формам с использованием современных средств обучения. Программа учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся: подвижные математические игры; последовательная смена одним из учеников «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий; работа в парах постоянного и сменного состава, работа в группах. Экскурсии в природу необходимы для связи полученных знаний с жизнью.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: •словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.); • наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.); •практический.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: •объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию; •репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности; •частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях: •фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися; •индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы; •групповой – организация работы в группах. •индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.
Основные виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение.
Дидактические средства:
Наглядный материал (математические игры, дидактический, счетный, демонстрационный материал, схемы, символы, модели).
Все это опирается на развивающую среду, которая может строиться следующим образом: 1. Математические игры и развлечения:
-графические диктанты; - игры-головоломки; - задачи-шутки; - ребусы, кроссворды, сканворды. 2. Развивающие игры – это игры, способствующие решению умственных способностей и развитию интеллекта. Игры основываются на моделировании, процессе поиска решений.
3.Дидактические игры: - специально разработанные для обучения детей.
При выполнении игровых заданий и упражнений соблюдаются условия:
не использовать оценки «лучшего», «правильного» ответа или способа действия, а выбор вариантов ответов, действий признаётся равноправным; создается ситуации реализации собственных возможностей каждого ребенка через ситуации сотрудничества;
необходимо ставить детей в такие условия, при которых они сами определяют свои действия, планируют их; сами, практически без помощи, учителя добиваются положительных результатов; создается атмосфера эмоционального подъёма и раскрепощённости; осуществление гостевого обмена между группами с равными возможностями;
развитие в детях уверенности в себе и своих товарищах; проявление искренней заинтересованности в достижениях детей; обучение детей эффективному взаимодействию в процессе групповой работы: умению слушать, распределять работу, оказывать помощь, обмениваться информацией и усилиями и др.;
проявление желания достичь более высоких результатов педагогической деятельности: анализировать и критически оценивать достигнутое, вносить изменения, стремясь улучшить результаты;
снятие с детей чувства страха за ошибку, снимая с себя судейскую роль, не акцентируя внимание на недостатках, неудачах ребенка, не сравнивать между собой детей с разными учебными возможностями.
Ожидаемые результаты
В результате реализации программы обеспечивается достижение обучающимися следующих воспитательных результатов и эффектов деятельности:
Личностными результатамиизучения данного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.
Метапредметные:
умение анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные;
умение выбирать наиболее эффективный способ решения задачи.
умение принимать и сохранять учебную задачу;
умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
умение использовать знаково-символические средства;
умение формулировать собственное мнение и позицию.
Используемая литература.
1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
2. Винокурова Н. К. Развиваем способности детей. 1 класс. – М.: Росмэн, 2002.
3. Волина В. Праздник числа. – М.: Знание, 1993.
4. Евдокимова Г. Ю. Раздаточные материалы. 1 кл.. – М.: Дрофа, 2008.
5. Ефимова И. В. Логические задания для 1 класса: орешки для ума. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.
6. Жикалкина Т. К. Игровые и занимательные задания по математике 1класс. - Москва «Просвещение», 1985.
7. Корякина Л. В. Математика. 1-4 классы: задачи в стихах. – Волгоград: Учитель, 2010.
8. Удодова Н. И. Занимательная математика. Смекай, отгадывай, считай. – Волгоград: Учитель, 2011.
Программа соответствует Федеральному компоненту стандарта образования в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида, учебному плану КГБОУ «Змеиногорская общеобразовательная школа-интернат», разработанному на основе примерной АООП (одобренарешением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15), Устава КГБОУ «Змеиногорская общеобразовательная школа-интернат», с учетом требований, установленных СанПиНом, постановление от 10 июля 2015 года № 26 об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15
Занимательная математика 1 класс 1 четверть
(2 часа в неделю)
№
п/п
Содержание учебного материала.
Кол час
Дата
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Математика – это интересно.
Игра «Определи цвет, размер, форму, назначение»
Сравни предметы по величине «большой - маленький».