Просмотр содержимого документа
«"Зимние развлечения"»
«Составление рассказа по картине «Зимние забавы»
Тема занятия:
«Составление рассказа по картине «Зимние забавы».
Цель:
Формировать умение создавать повествовательный текст по сюжетной картине.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: расширять представление детей о зимних забавах (катание на санках, лыжах, коньках, умение слепить и украсить снеговика), уточнить знания детей о зимних месяцах, упражнять в склонении существительного «снеговик» по падежам.
Коррекционно-развивающие: развивать умение составлять связный рассказ о зимних забавах, играх, развивать зрительное , слуховое восприятие, внимание, память, координацию движений с речью, активность; совершенствовать грамматический строй речи.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать потребность в здоровом образе жизни, регулярных занятиях спортом, воспитывать усидчивость, умение выслушивать ответы товарищей.
Ход занятия
Организационный момент.
Добрый день, ребята.
У. Послушайте стихотворение А.Прокофьева. Как на горке, на горе,
Как на горке, на горе,
На широком на дворе,
Кто на санках,
Кто на лыжах,
Кто повыше,
Кто пониже,
Кто потише,
Кто с разбегу,
Кто по льду,
А кто по снегу.
С горки- ух,
На горку- ух,
Бух!
Захватывает Дух!
У. О чем это стихотворение?
У. В какое время года можно кататься с горы?
У. Ребята, а какое сейчас время года?
У. Назовите по порядку зимние месяцы.
У. –Послушайте стихотворение:
Мы едем на лыжах,
Мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной поры.
-Как вы понимаете слово «забавы»?
-А как вы понимаете выражение «холодная пора»?
- Значит это стихотворение о зимних играх и развлечениях. Оно очень хорошо подходит к картине «Зимние забавы» .
Слайд 1
4.Рассматривание картины.
-Нравится ли вам эта картина? Чем?
-Какое время года изображено?
-Какой стоит день?
-Кто изображен на картине?
-Что делают дети? Расскажите.
-Какое настроение у детей?
-Как это изобразил художник?
- Сегодня на уроке мы будем составлять рассказ по этой картине.
Как вы думаете, как надо начать рассказ?
А теперь возьмите карточку №1 и прочитайте предложения , которыми я предлагаю начать рассказ.
Был ясный зимний день.
Наступили зимние каникулы.
Ночью выпал пушистый снег.
(ученики читают предложения вслух)
Выберите предложение, которое вам больше нравится, и с него вы -начнете свой рассказ.
5. Физкультминутка «Зимние забавы»
Мы бежим с тобой на лыжах
Снег холодный лыжи лижет
Дети изображают ходьбу на лыжах
А потом- на коньках,
Но упали мы . Ах!
Изображают бег на коньках
А потом снежки лепили
Приседают. Сжимают воображаемый снежок ладонями.
А потом снежки катили
Катят воображаемый ком
А потом без сил упали
Приседают
И домой мы побежали
Садятся на места
- Ребята, помогите мне , пожалуйста. Я хотела вам подсказать следующее предложение и составила его, но налетел шалун- ветерок и перепутал все слова. Почитайте, что стало с предложением.
(карточка на доске)
Вышли во ребята двор
-Что надо сделать, чтобы получилось правильное предложение?
Д.Поменять слова местами.
-Прочитайте предложение- Вышли ребята во двор.-
_Это предложение я предлагаю поставить следующим.
6.Составление предложений по фрагментам картины.
-Чтобы нам было удобнее, мы будем рассматривать фрагменты картины и по ним составлять предложения. Опорные словосочетания будем помещать по порядку на доску.
-Отгадайте загадку: Меня не растили-
Из снега слепили.
И вставили ловко
Мне в носик морковку.
-Как догадались, что это снеговик?
-Давайте поиграем со словом «снеговик»
Игра называется «Закончи предложение»
*Мы решили слепить …
*Мы приделали нос-морковку нашему …
*Мы показали соседям нашего …
*мы играли со….
*Мы всем рассказали о нашем …
-А теперь составим предложение по картинке.
(на доску помещаем опорное словосочетание:
Катя и Таня лепят снеговика.
-Какой получился снеговик у девочек?
Совсем недавно мы читали стихотворение про снеговика. Чем они похожи?
Д. На голове ведро, руки из веток, нос-морковка.
-Составим следующее предложение .На доску помещаем опорное словосочетание:
Миша и Петя играют в снежки.
-Мы с вами тоже умеем лепить снежки и не только из снега. Давайте возьмем газету и быстро слепим снежок. А теперь поиграем с ним.
Игра с газетой. Дети должны быстро смять газету, сделать из нее ком.
-Мы с вами любим играть в снежки и мы – меткие стрелки. Вот мишень и вы должны попасть в десятку. Молодцы! Но что же мы натворили? У нас не улица , а класс, что нам скажет дежурный? Давайте быстро все соберем!
Что нам нужно для сбора мусора?
-Правильно! Пакеты!
(Дети собирают мусор в пакеты и убирают).
-Отгадайте загадку: Есть , ребята, у меня
Два конечка, два коня,
Спят все лето напролет,
Любят кони только лед.
- Дальше составляем предложение .
На доску помещаем опорное словосочетание:
Лена катается на коньках.
-И еще одну загадку я вам предлагаю отгадать:
Две новые, кленовые,
Подошвы двухметровые:
На них поставим две ноги,
И по большим снегам беги!
-Составьте предложение по этой части картины.
На доску помещаем опорное словосочетание :
Коля катается на лыжах.
Многие из вас, ребята, тоже любят и хорошо ходят на лыжах. А сейчас я предлагаю всем пройти на лыжах от старта и до финиша.
Игра «Лабиринт».
-И снова у меня для вас загадка:
А на горку всегда сам пешком я хожу,
И коня своего за веревку вожу.
-Составляем предложение .
На доску помещаем опорное словосочетание
Настя катается на санках.
-Послушайте предложения, которые мы составили по трем последним картинкам. (Читаю).
-Что вы заметили ?
Д. повторяется слово –катается.
_Давайте, чтобы слово «катается» не повторялось в тексте, заменим его другими словами:
(на доске карточки со словами идёт, едет, скользит по льду).
- Про кого из детей можно сказать- идёт?
Д. Коля идет на лыжах.
-Про кого можно сказать- едет?
Д.Настя едет с горы на санках.
-Про кого можно сказать -скользит по льду?
Д.Лена скользит по льду на коньках.
-Правильно, ребята , мы исправили. Такие предложения интереснее.
-А сейчас, ребята, мы должны закончить наш рассказ. Как вы думаете, о чем можно сказать, глядя на картину?
(Предлагаю сказать о настроении детей)
-Прочитай те предложения на карточке № 2.
Весело ребятам зимой.
Весело ребятам зимой?
Весело ребятам зимой!
Д. Читают предложения вслух.
-Чем отличаются эти предложения?
Д. В конце предложений стоят разные знаки .
-Давайте прочитаем с разной интонацией.
Д. Читают .
-Выберите то предложение, которое подходит для завершения рассказа.
Д. Весело ребятам зимой!
-Почему выбрали это предложение?
Д. Оно передает радость детей.
-Итак, ребята, мы составили все части нашего рассказа, и сейчас вы выступите перед нами. Напоминаю, что начало рассказа у вас на столе, на доске опорные словосочетания, добавлять в рассказ вы можете свои предложения.
7. Самостоятельное рассказывание учеников. (помогаю по мере необходимости).
8. Итог урока.
-Покажите смайликами , понравился ли вам сегодняшний урок?
У.Сегодня вы учились составлять рассказ по картине. Все большие молодцы! Мы с вами будем продолжать начатое дело. И я надеюсь, что на уроках по другим предметам вы уверенно будете рассказывать о своих увлечениях, занятиях, увиденном на прогулках и экскурсиях. Всем спасибо!