Цель: связать воедино два понятия - «счастье» и «труд», подвести учащихся к понятию о труде как одном из составляющих счастье.
Задачи по развитию:
обеспечить возможность сотрудничества учащихся: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться;
самостоятельно определять и формулировать понятия о счастье и труде, уметь высказывать свое мнение;
познавательных задачи:
- помочь в определении своих жизненных интересов и способностей;
- через исследовательскую деятельность раскрыть возможности личности в её стремлении стать трудолюбивее;
- создать условия для успешной социализации каждого ребенка.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, словари русского языка, раздаточный материал для работы в группах.
Организационный момент
Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости!
Каждое утро солнышко встает, чтобы дарить людям свое тепло и ласку.
Бережно перенесите солнечные лучики в свое сердце. Подарите друг другу улыбку. Спасибо. Присаживайтесь.
Основная часть
Наш разговор мне хочется начать со слов персидско-таджикского поэта
X века Абу Шукур. Он сказал: «Лежит дорога к счастью через труд. Пути иные к счастью не ведут».
- Какие ключевые слова вы видите в мудром изречении?
- Ответы детей (счастье, труд) - на доске
Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить?
Ответы детей (о счастье, о труде)
Правильно, ребята, а дорога к счастью лежит через труд.
(На столах словари, обращение к детям найти определение этих слов)
Счастье – чувство и состояние полного, высшего удовлетворения.
Труд – общественно полезная деятельность человека, требующая умственного и физического напряжения. Усилие, направленное к достижению чего-либо. Результат деятельности, работы.
Одна древняя притча рассказывает:
« Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. — Что ещё слепить тебе? — спросил Бог. — Слепи мне счастье, — попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины».
- Как вы понимаете эту притчу?
- Почему бог не стал лепить человеку счастье, а дал возможность самому человеку творить свое счастье? (человек сам строитель своего счастья)
- Я предлагаю вам оказаться в роли строителей и построить лесенку, ведущую к своему счастью.
- У каждого человека есть мечта и самые сокровенные, заветные … (желания)
-Перед вами строительный материал и вы должны заполнить лесенку своими желаниями, исполнение которых принесет вам счастье.
На слайде: 1. Хорошая семья 7. Уверенность в себе
2. Большой дом 8. Уважение и любовь людей
3. Здоровье 9. Друзья
4. Хорошее образование 10. Доброта и отзывчивость
5. Упорство 11 Красивая внешность
6. Деньги 12. Ум
( на фоне музыки)
- Продемонстрируйте результат своего коллективного труда, что вам принесет счастье (дети зачитывают выбранные желания)
- Обобщение работы детей (над счастьем нужно трудиться.)
- Что является вашим главным трудом в настоящее время?
(учение, участие в общешкольных делах, помощь родителям, занятие в спортивных секциях, кружках по интересам)
- А каждый ли из вас нашел дело по душе?
- Перед вами солнышко, но оно засветит лишь тогда, когда каждый из вас заполнит его лучики своим любимым делом.
( на фоне музыки)
- Какие у вас получились солнышки? (на доске прикрепляются солнышки, ребята зачитывают «лучики»)
- О труде народ сложил много пословиц. И для того, чтобы вспомнить их, я предлагаю поиграть в игру «Собери пословицу».
Деревья смотри в плодах, …. (а человека в делах).
Терпенье и труд ….. (всё перетрут).
Под лежачий камень… (и вода не течёт).
Маленькое дело лучше большого…. (безделья).
Не сиди, сложа руки…. (не будет и скуки).
Любишь кататься…. (люби и саночки возить).
( на фоне музыки)
-У каждого здания есть фундамент. Что является фундаментом в жизни каждого человека? (семья)
- А какая у вас семья? (хорошая, дружная, счастливая, трудолюбивая)
- Вами была проведена исследовательская работа «Мир профессий наших родителей». Я попрошу Машу познакомить вас с её результатами.
(диаграмма)
В нашем классе 25 родителей, из них:
42% родителей заняты в сфере услуг (продавцы, водители, социальные работники) 34% - служащие (воспитатели, врачи, медсестры)
17% - рабочие (автомеханики, строители, слесари)
7% - специалисты в городской администрации (экономисты)
- И именно от труда ваших родителей зависит благополучие вашей семьи.
- А сейчас я прошу зачитать ваши рассуждения по теме «Счастье и труд рядом идут»
III.Заключительная часть
Сегодня мы с вами искали пути к счастью. Каждый идет своей дорогой, но каждая дорога идет через труд.
- А от себя лично, я хочу добавить – что жизнь – это труд. Трудитесь и будьте счастливы!