Конспект воспитательского занятия для воспитанников школы-интерната для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Предназначен длля проведения занятия в разновозрастной группе, составлен с учетом особенностей контингента.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитательское занятие по теме: "Культура речи"»
СОГБОУ «Вяземская школа- интернат для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Воспитательское занятие на тему:
Культура речи
Воспитатель:
Тихонова Ю.Н
Цель: выработка определенной речевой культуры у учащихся. Вырабатывать навыки красивой и приятной речи в общении с людьми. Показать значение, роль слова, объяснить необходимость бережного обращения со словом, воспитывать нравственные качества личности.
Задачи:
-расширить знания школьников о вежливых и добрых словах и их
применении в жизненных ситуациях;
-развивать умение оценивать поведение окружающих и собственные
поступки.
Сегодня поговорим о культуре речи вежливого человека
Культура человека проявляется в его одежде, в поступках, в отношении к взрослым, в любви к России. И ещё культура человека очень ярко проявляется в его речи, в том, как говорит человек.
Слайд 1.
Тема нашего занятия – культура речи. По тому, как говорит человек, какие слова он употребляет в речи, уже можно предположить, культурный ли он или нет.
Если человек скажет: «У меня болят ухи», «Отдай мой портфель», «Сколько часов?», уже видно, что большой культурой человек не отличается. Что же такое культура речи?
Дети: (говорят все, кто желает высказаться по данному вопросу.) Многие из вас правы. Особенности культурной речи: умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. Но этому надо учиться.
В толковом словаре Ожегова говорится: «Слово – это единица языка, служащая для наименования понятий, лиц, действий, состояний, отношений, оценок».
«Слово, которым владеет человек, есть особый неоценимый дар Божий» - писал в своих проповедях священник Иоанн.
-Чтобы овладеть литературным произношением, надо внимательно прислушаться к речи артистов, дикторов радио, телевидения, читать больше книг. Надо следить за ударением в словах. Вот к чему может привести неправильная расстановка ударения. Послушаем рассказ школьного портфеля о мальчике Пете, который не ставит ударений в словах.
Слайд 2.
Знакомьтесь: Петя мой сосед-
Ему уже двенадцать лет.
Но говорит он до сих пор
Не коридор, а колидор.
Дилектор входит в кабинет,
Закрыт магазин на обед.
Хозяйка моет стаканы,
Секёт свеклу, пекёт блины.
И до меня дошёл черёд:
Портфель он портфелем зовёт.
Но мне не зря «Родную речь»
Судьбой доверено беречь.
И я придумал не шутя.
Пусть и его зовут Петя.
-Петя! – несётся со двора-
Тебе домой идти пора!
Не трогай малыша, Петя,
Ведь ты большой, а не дитя!
Петя обижен на ребят,
Скажите, в чём я виноват?
Я не ругался, не грубил
И никого не оскорбил.
За что же среди бела дня
Отняли имя у меня?
-Как же помочь Пете, ребята? (Высказывания детей.)
-Да, во всех словах нужно правильно ставить ударение.
Говорить точно, выражая свои мысли, очень трудно, часто, стоя у доски, вы испытываете затруднение в подборе нужного слова. Ещё труднее отыскать такое слово, когда урок плохо выучен. Тут вот и появляются в нашей речи слова-сорняки: значит, так сказать, это.
Слайд 4.
Слова-паразиты – это слова, которые люди употребляют часто, но при этом не вкладывают в них никакого значения, а заполняют ими паузы: «как бы», «просто», «типа», «короче», «на самом деле», «практически», «так сказать», «вообще-то», «кстати», «ну», «вот», «э-э-э» и т.п
Написать на бумажках слова паразиты и выбросить в урну
-Некоторые ученики следят за своей речью только в школе. Но стоит им выйти из класса, и появляются ненужные словечки, и даже грубые выражения. Которые называют сквернословием .У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика «телесного низа» и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна».
Слайд 5.
Согласно словарю В. Даля «скверна - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное».
Слайд6.
Итак, сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие — это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Явление сквернословия как никакое другое характеризует вопиющую нравственную деградацию нашего общества. Если раньше матерщина была, главным образом, специфическим языком преступников, пьяниц, проституток и других опустившихся лиц, то теперь все в корне изменилось. Молодые люди свободно матерятся в присутствии девушек, и тех это нисколько не оскорбляет. Да и в чисто девичьих компаниях употребление непечатных слов стало обычным делом. Сквернословие охватило почти все возрасты. Невольно вспоминаешь восточную пословицу: «Нет ничего заразнее слова».
Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, - оружие неуверенных в себе людей. Матерная брань - это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Слово - не просто набор звуков выражающих мысль. Оно способно много рассказать о нашем духовном состоянии. Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь».
Слайд 7.
Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие.
Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека. Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь.
Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат — это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым.
Слайд 8.
Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни.
Слайд 9.
При Петре I была выпущена книга "Юности Честное Зеркало",
где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием от бранной ругани.
Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.
Давайте подумаем в каких случаях мы используем мат.
Слайд10.
В наше время мат используется:
1) для повышения эмоциональности речи,
2) эмоциональной разрядки,
3) оскорбления, унижения адресата речи,
4) демонстрации агрессии,
5) демонстрации отсутствия страха,
6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,
7) демонстрации принадлежности к "своим".
Но на самом деле сквернословие отражает скудность лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).
Все признают, что нецензурная брань в современном мире приобрела характер эпидемии. Психологи замечают, что употребление мата формирует зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической. В этом процессе наблюдаются такие 3 стадии:
Слайд 11.
3 стадии сквернословия
первая стадия, когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость;
вторая стадия, когда человек впервые употребляет такое скверное слово - за компанию, для разрядки или напускной удали;
третья стадия-человек привыкает к этому слову, ему уже не стыдно употреблять его. В дальнейшем человек уже использует эти слова, не замечая этого. Ещё позже - он уже не может вообще изъясняться без мата, забывает другие слова.
Слайд 12.
Динамическая пауза
«Встали, присели» (проводится под музыку Владимира Косма из кинофильма «Игрушка»).
На произнесенное «волшебное» слово ребята встают, на «злое» слово – приседают. (Любовь, скверна, доброта, драка, надежда, гадость, вера, злоба, красота, болезнь, счастье, хулиган, радость, горе, мама, грубость, пожалуйста, ложь, спасибо).
Представьте себе, что президент поручил нам составить памятку для молодёжи «Как избавиться от сквернословия?». Какие бы пункты вы включили в эту памятку? (дети высказываются).
Слайд 15.
У нас получилось много пунктов, но психологи утверждают, что достаточно четырёх:
перестать ругаться самому, выработать отвращение и брезгливость к сквернословию:
избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова:
читать русскую классическую литературу;
запоминать стихотворения, афоризмы.
Например, в Швеции всем членам общества по борьбе с нецензурными выражениями советовали вместо скверных слов говорить: ро-до-ден-дрон (цветок такой ). И кому-то это помогало.
Доказано, что мат отрицательно влияет на всех окружающих, кто слушает нецензурную брань.
Слайд 14.
У меня есть поговорки их нужно составить и объяснить:
-Кто использует мат, тот умишком небогат (немного глуповат)!
-Мат уродует девчат.
-Хочешь успеха в жизни добиться – книжки читай, прекращай материться!
С матом дружен – никому не нужен.
Хочешь поругаться – начни улыбаться (убираться).
Жизнь без мата событиями богата.
От мата вянут уши и коробит душу.
Если матом ругаешься, в глазах людей опускаешься.
Без мата жизнь сладка, как вата.
Кто ругается матом, никогда не будет дипломатом.
Слайд15.
Как борется с матом закон.
Ст. 130 «Оскорбление» УК РФ гласит: «1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, - наказывается штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок до ста двадцати часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев. 2. Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, - наказывается штрафом в размере до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года».
Слайд16.
Ст. 20, ч. 1 «Кодекса РФ об административных правонарушениях» предусматривает следующее наказание за нецензурную брань в общественных местах: штраф в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Слайд 17.
В книге С.С. Орбелиани “Мудрость вымысла” в одной притче говорится, что охотник пригласил друга–медведя. Хозяйке не понравился дух медведя, и она об этом сказала вслух, медведь обиделся, ушёл. Прошло время, он встречает охотника и говорит: “Ударь топором по голове, чтоб рана была”. Как не отнекивался охотник, его друг настоял на своём, и охотник нанёс удар медведю, сделалась рана. Прошло время, встречает медведь охотника в лесу и говорит: “Посмотри – рана, которую нанёс ты мне, зажила, а рана от слов твоей хозяйки – до сих пор саднит мне сердце”.
Я предлагаю вам повернуться друг к другу, и сказать ласковые, добрые слова. Какие чувства у вас возникли?
Напишите эти слова на лепестках, и мы составим из них букет цветов , который будем дарить друг другу и другим людям. И тогда мир станет намного добрее.
Слайд 18.
Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим! И прислушаемся к древней библейской мудрости, которая гласит: «Если тебя преследуют неудачи, наведи порядок в своей голове». Порядок в мыслях приведёт к порядку в словах, а доброе слово очистит и тело от болезней и вредных привычек. Давайте будем надеяться, что проведенное сегодня нами, занятие принесет положительный результат.