способствовать развитию у школьников чувства ответственности; содействовать формированию умений анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий; убедить учеников в том, что человек, умеющий отвечать за свои поступки, достоин уважения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Поговорим об ответственности»»
Цели: способствовать развитию у школьников чувства ответственности; содействовать формированию умений анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий; убедить учеников в том, что человек, умеющий отвечать за свои поступки, достоин уважения.
Подготовка: предварительно раздать учащимся бланки с вопросами для предварительного ознакомления и оформления ответов на них.
Ход беседы
Вопросы для обсуждения:
1. Что такое ответственность? Когда возникает это чувство?
2. Какие поступки можно считать непоправимыми? Последствия каких действий можно исправить?
3. Почему ответить на вопрос легче, чем за поступок?
4. Какие черты характера приводят к неправильным поступкам?
5. Можно ли уважать человека, сделавшего в жизни ошибку?
Классный руководитель предлагает классу распределиться
на пять групп для обсуждения вопросов и поиска ответов.
Задание. Дать ответ и творчески его проиллюстрировать (нарисовать, инсценировать, описать).
Учащиеся первой группы отвечают на первый вопрос. Они дают определение ответственности, характеризуют ситуации, в которых это чувство проявляется, зачитывают фрагмент рассказа А. П. Гайдара «Честное слово» в качестве примера проявления чувства ответственности. Приводятся дополнительно примеры из жизни класса.
Классный руководитель подводит итог, обращает внимание на то, что жизнь человека состоит из больших и малых событий. Одни оказывают решающее влияние на человека и его судьбу, другие проходят почти бесследно.
Классный руководитель спрашивает: какие поступки, по мнению учащихся, следует отнести к непоправимым, а какие действия можно исправить, чтобы избежать негативных последствий?
Ребята высказывают свое мнение, а учитель записывает на доске в две колонки: непоправимые и поправимые житейские поступки.
К непоправимым поступкам относятся: убийство, казнь, предательство, неверное лечение и др.
В колонку с поправимыми поступками мы запишем некоторые житейские поступки: опоздание, шалость, порча вещей, потеря чего-то и др.
Классный руководитель обращает внимание на то, что большинство житейских ошибочных действий и их последствия нельзя назвать роковыми, так как многое можно исправить.
Отметит также, что почти любое ошибочное действие можно объяснить и оправдать, но вспоминать и говорить о нем неприятно.
- Почему же на вопрос можно ответить легко, а за поступок нести ответственность гораздо труднее?
- Какие чувства мешают человеку взять на себя ответственность? Чего он боится?
Члены третьей группы говорят о чувстве стыда, страхе перед наказанием, боязни унижения, опасения, что люди не смогут понять провинившегося.
Ребята иллюстрируют свой ответ с помощью плаката, составленного по рассказу Н. Н. Носова «О походе в зоопарк», а также вспоминают, что все страдания и приключения Оли и Яло в «Королевстве кривых зеркал» произошли из-за разбитой банки варенья.
Учитель подводит итог, делает акцент на то, что эти неприятные последствия можно было предвидеть.
Члены четвертой группы должны перечислить те черты характера, которые, по их мнению, приводят к непоправимым поступкам.
Учащиеся называют излишнюю доверчивость, подтверждают свое суждение чтением по ролям басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица»; легкомыслие, называя сказку о Царевне- лягушке для примера.
Затем каждая группа учащихся получает от учителя карточку с заданием, выполнение которого предполагает коллективное обсуждение и поиск ответа на один из пяти предлагаемых вопросов:
1. Какая черта характера премудрого пескаря, героя сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина, заставила его всю жизнь прятаться в норе и жить скучной однообразной жизнью? (Трусость.)
2. Из-за чего братец Иванушка стал козленочком? (Из-за непослушания.)
3. Что заставило царя в сказке «Конек-горбунок» прыгнуть в кипящий котел? (Зависть красоте и молодости Ивана.)
4. Какая черта характера девочки привела к трагическим событиям в сказке «Красная Шапочка» (Болтливость.)
5. Что погубило раджу, героя мультфильма «Золотая антилопа»? (Жадность, жажда наживы.)
Классный руководитель предлагает учащимся прочитать пословицу, написанную на доске:
Не ошибается тот, кто ничего не делает.
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Реально ли избежать ошибок в жизни?
- Что хуже: безделье или ошибка?
Далее ответ дает пятая группа: они высказывают свое мнение о том, что совершившего ошибку человека можно не только осуждать, но в некоторых случаях - даже уважать. Например, Буратино, который по глупости поверил коту Базилио и зарыл денежки на Поле чудес. Его подтолкнула к неверным действиям не жадность, а желание купить папе Карло новую куртку. Свою версию ответа на пятый вопрос учащиеся представляют в форме интервью с Буратино.
В заключение классный руководитель задает вопрос: «Достоин ли уважения тот человек, который совершает ошибочные действия, но признает свои ошибки?»
Учащиеся приходят к выводу, что для признания ошибки требуется мужество, что такой шаг могут сделать люди с сильным характером, а потому они достойны уважения.