- создание условий для формирования нравственных основ экологической культуры учащихся;
- воспитание бережного отношения к окружающей среде и природным богатствам, культуры поведения в природе и в быту, любви к Родине.
Задачи:
- углублять и расширять знания о празднике «Международный день Земли»; расширить знания учащихся о негативных последствиях влияния человека на окружающую среду и его деятельности по её защите;
- воспитывать стремление бережного отношения к природе, активного участия в деле защиты окружающей среды. Повторить и обобщить правила бережного и экологически правильного обращения человека с окружающей природой и своей средой обитания;
- развивать образное логическое мышление, познавательную и творческую активность, умение работать в группе. Включать учащихся в ходе занятия в игровую и творческую деятельность с целью коррекции восприятия, мышления, внимания, памяти.
Формирующиеся ценности: приоритет духовного восприятия мира над материальным, любовь к природе, защита природных ресурсов, преемственность поколений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Международный День Земли»
Коррекционно-воспитательное занятие – 22.04.2025.
Тема: Международный День Земли.
Цель:
- создание условий для формирования нравственных основ экологической культуры учащихся;
- воспитание бережного отношения к окружающей среде и природным богатствам, культуры поведения в природе и в быту, любви к Родине.
Задачи:
- углублять и расширять знания о празднике «Международный день Земли»; расширить знания учащихся о негативных последствиях влияния человека на окружающую среду и его деятельности по её защите;
- воспитывать стремление бережного отношения к природе, активного участия в деле защиты окружающей среды. Повторить и обобщить правила бережного и экологически правильного обращения человека с окружающей природой и своей средой обитания;
- развивать образное логическое мышление, познавательную и творческую активность, умение работать в группе. Включать учащихся в ходе занятия в игровую и творческую деятельность с целью коррекции восприятия, мышления, внимания, памяти.
Формирующиеся ценности: приоритет духовного восприятия мира над материальным, любовь к природе, защита природных ресурсов, преемственность поколений.
Формирование УУД:
Личностные действия: внимательно и бережно относиться к природе, соблюдать правила экологической безопасности;
Регулятивные действия: определять цель своей деятельности, план выполнения заданий, оценка своего задания;
Познавательные действия: учиться наблюдать, самостоятельно делать простые выводы, осуществлять поиск необходимой информации;
Коммуникативные действия: соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения, участвовать в диалоге, слушать и слышать других, задавать вопросы и отвечать на них, высказывать свою точку зрения, выслушивать партнера, приходить к общему решению работая в группах, выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном выполнении поставленных задач.
Планируемые результаты:
Личностные: иметь навыки сотрудничества с воспитателем и сверстниками в разных ситуациях в ходе занятия;
Метапредметные:
а) познавательные: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
б) коммуникативные: учиться организовать сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами;
в) регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на занятии; высказывать своё предположение, версию на основе полученной информации.
Направление работы: коррекционно-воспитательное занятие.
Кинестетические: раздаточный материал: коробка с разноцветными листочками, тетрадные листы, ручки.
Комплект материалов:
сценарий; видео-презентация «Международный День Земли»; мультфильм «Человек и Земля»; презентационные слайды «День Земли».
Оборудование:
компьютер, аудиозапись.
Предварительная работа:
- детальное рассматривание глобуса;
- рисунки учащихся о защите природы;
- разучивание учениками стихотворений;
- посещение выставки книг в библиотеке на данную тематику;
- составление памяток о правилах поведения в природе, в быту;
- творческий час: «Вторая жизнь ненужных вещей» (поделки из бросового материала);
- разучивание физкультминутки.
Продолжительность занятия: 35 минут.
Содержательные блоки занятия:
Часть 1. Мотивационная. Вступительное слово воспитателя.
Часть 2. Основное содержание занятия. Беседа. Предъявление фактов, постановка проблемы, поиск самостоятельного решения. Просмотр презентации, ответы на вопросы. Работа в группах. Викторина.
Часть 3. Заключение. Выполнение упражнения, просмотр мультфильма, подведение итогов занятия.
Ход занятия
Психологический настрой:
(учащиесястоят в кругу, держа друг друга за плечи, произносят хором):
В этот апрельский день мы собрались для того, чтобы обсудить одну важную дату. Как вы думаете, какой важный день мы будем обсуждать? Послушайте, пожалуйста, эту аудиозапись. Что вы слышите? (звуки природы). Что вы представляете, когда слышите эти звуки? (Ответы учащихся).
Напомните мне, пожалуйста, какое сегодня число, день и месяц? (Ответы учащихся). Хорошо!
22 апреля очень важный день – а чей это день, узнаете, отгадав загадку:
Она богаче всех на свете,
По ней бегут, несутся дети.
А по весне стоит вся в цвете,
И так красива на рассвете.
И кормит всех людей на свете.
Что это? Скажите, дети.(Земля)(Ответы учащихся).
Давайте обратим внимание на экран (слайд 1). Что вы видите?
(Ответы учащихся).
Правильно, ребята. Вы видите планету под названием….(Ответы учащихся). О каком дне мы будем с вами сегодня говорить? (слайд 2). (Ответы учащихся).
Очень хорошо! Сегодня мы будем говорить о международном Дне Земли. Что вы уже слышали об этом дне? (Ответы учащихся).
Верно, ребята! Здесь знает каждый, ты и я – природу обижать нельзя!
(Слайд 3)
Часть 2. Основное содержание занятия (20 минут)
Земля – это планета, на которой мы живём. Это наш дом! Она покрыта лесами, лугами и горами, реками, морями и океанами. Её населяют насекомые, птицы, рыбы, звери.
1 ученик:
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды…
Всё меньше окружающей природы.
Всё больше окружающей среды.
О чём говорится в этом грустном стихотворении? (Ответы учащихся).
(Слайд 4)
Наверное, большинство из нас старается сделать уютным и красивым, если не свой дом, то уж хотя бы свою комнату. Но почему-то, переступив порог своего дома, своей квартиры, мы забываем о том, что за этим порогом – тоже наш дом.
Наша планета Земля – это малая частичка Вселенной, но, только на ней есть жизнь. Космонавты говорят, что из космоса Земля голубая. И от каждого из нас зависит, чтобы из иллюминаторов космических кораблей они продолжали видеть голубые озёра, а не грязные лужи, зелёные леса и прекрасные луга, а не горы мусора и голую, потрескавшуюся землю.
Очень важно бережно относиться к нашему общему дому – Земле и ко всем, кто на ней живёт.
22 апреля – Международный день Земли – праздник чистой Воды, Земли и Воздуха.
День напоминания о страшных экологических катастрофах, день, когда каждый человек может задуматься над тем, что он может сделать для решения экологических проблем, поборов в своей душе равнодушие. Ведь ни леса, ни реки, ни озёра, ни луга не могут сами позаботиться о себе. Не могут защитить себя ни птицы, ни насекомые, ни животный мир нашей планеты.
(Слайд 5)
Я предлагаю вам совершить путешествие в историю.
В этом путешествии вы узнаете, когда и где начиналась традиция празднования дня матушки-Земли.
История этого праздника началась очень давно, и связана она с именем жителя Америки Джона Мортона. В конце 19 века, Джон Мортон переехал на территорию пустынной прерии штата, где было мало растительности и воды, а редкие, одинокие деревья жители тех мест усиленно вырубали на строительство домов и на дрова. Увидев, что делают жители, Мортон предложил устроить день, посвященный озеленению, и учредить призы для тех, кто высадит большее количество деревьев. Жители согласились. С тех давних пор этот день назвали Днём дерева.
Но, уже в 20 веке, в 1969 году произошла страшная экологическая катастрофа возле американского города Санта-Барбара. Тогда миллионы тонн нефти, вылившихся из скважин, погубили множество пеликанов, журавлей, уток, морских львов, других животных, погибли огромные площади растений, была отравлена вода…
С тех пор главной задачей людей стала охрана окружающей среды. Появилось и новое название – ДЕНЬ ЗЕМЛИ.
Через несколько лет праздник стал всемирным. Начиная с 1992 года, к празднованию подключились и российские организации.
Традиции праздника в России и мире.
В России День Земли официально отмечается с 1998 года. В этот день проходят акции «Чистая Земля», «Чистый город», «Чистая река», «Жизнь без мусора».
Ежегодно, в России проводится экологический фестиваль (Слайд 6)
В эту дату принято проводить общественные субботники, когда люди собираются вместе, чтобы убрать мусор, посадить молодые деревца, кустарники, цветы, проводят уборку своих и прилегающих территорий. Волонтеры отправляются на городские пляжи и в леса для сбора мусора, занимаются очисткой водоемов. Организуются праздничные мероприятия: акции по защите окружающей среды, конкурсы рисунков.
В день защиты Земли также проводятся всевозможные акции, направленные на пропаганду соблюдения чистоты на нашей планете, например:
1. Марш парков. Участие принимают заповедники и национальные парки разных стран. Они стараются обратить внимание человечества на то, что их территории нуждаются в особой охране, ведь там растут редкие растения и обитают животные, находящиеся на грани исчезновения.
2. Час Земли. Суть мероприятия – все люди всего на 1 час полностью выключают свет и приборы, питающиеся от электросети. Даже на фасадах зданий убирают подсветку.
3. День без машины. Как понятно из названия, в этот праздник все, кто трепетно относится к судьбе планеты, могут отказаться от автомобилей. Можно ходить пешком или же ездить на велосипеде. Ведь выхлопные газы уже много лет сильно загрязняют Землю.
Ребята, внимание на экран! Посмотрите видео-презентацию «международный День Земли»:
С каким настроением вы смотрели первую часть фильма? Что вы ощутили, какие эмоции? Почему? (Ответы учащихся).
Да, Свежесть утра, яркие луговые цветы, приятная нежная мелодия, красота водопада и много, много зелени.
Какое настроение от просмотра второй части фильма? Почему? (Ответы учащихся).
На картинках грязь, мусор, дым застилает небо, бедный лебедь не может жить в грязной воде…
Подумайте, хотите ли вы жить на такой планете?
Какой вывод можно сделать, посмотрев этот фильм? (Ответы учащихся).
Я добавлю от себя: жаль, что так мало говорим и делаем для того, чтобы сохранить и сберечь, а главное приумножить красоту Земли! Согласны?
Ребята, у этого замечательного праздника, есть свои символы: флаг, эмблема (как герб), колокол мира (как гимн). (Слайд 7). Внимание на экран:
Ученик 3 (читает):
В качестве флага используется снимок планеты на тёмно-синем фоне. Этот флаг связан с международными мероприятиями, которые направлены на охрану окружающей среды и поддержание мира.
Специальный символ дня Земли – зелёная греческая буква (фита) на белом фоне.
На экране появляется иллюстрация колокола.
Ученик 4 (читает):
Акция «Колокол Мира в День Земли» – началась в России в 1998 году. Идея этого мероприятия принадлежит лётчику-космонавту СССР, Герою Советского Союза А.Н. Березовскому.
Ребята, как вы думаете, почему в День Земли в течение минуты звучит Колокол Мира? (Ответы учащихся).
Верно, колокол призывает людей сохранить красоту и мир нашего общего дома.
(Слайд 8)
22 апреля все, кому не безразлично будущее нашей планеты, а значит и свое собственное будущее, кому не безразлично, какой увидят нашу планету будущие поколения, могут внести свой посильный вклад, приняв участие в международном Дне Земли.
Работа в группах
Ребята, сегодня вы узнали много интересных и важных фактов о международном Дне Земли. Давайте проверим насколько хорошо вы их запомнили. Ваша задача сейчас разделиться на две группы.
В этой коробке 8 листочков 2 цветов: 4 желтых, 4 зеленых. Ваша задача не глядя, вытянуть один листочек и объединиться с ребятами, которые уже достали листочки такого же цвета.
Учащиеся объединяются в группы.
(Упражнение на дыхание)
Расслабьтесь, поднимите листики вверх, подуйте на них так, как лёгкий ветерок играет с листьями на деревьях.
Молодцы! Присаживайтесь. На своих партах вы видите тетрадные листы. Выберете капитана вашей команды. Придумайте и запишите название вашей команды на этот лист.
Обучающиеся выбирают капитана и придумывают название команды, записывают на листах.
Здорово. А сейчас вам нужно будет ответить на вопросы и записать ваш ответ на листочек. Всего вам предстоит ответить на 7 вопросов.
Сосредоточились? Начинаем.
Викторина «Знатоки природы»
Задание: замени фразу одним словом.
Слушаем внимательно вопрос, ответ записываем на листе одним словом.
Итак, внимание, вопросы:
1. Как называется заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы? (Заповедник).
2. Как называется наука об отношениях растительного и животного мира друг к другу и к окружающей среде? (Экология).
3. Как называется книга, в которую занесены редкие и исчезающие животные и растения, которые нуждаются в защите и охране? (Красная).
4. Как называется хвойное дерево с мягкой, опадающей на зиму хвоей? У нас на территории школы растёт это дерево (лиственница).
5. Как называется дерево с белой корой и листьями, похожими на сердечки? Это дерево является символом России (берёза).
6. Как называются самые красивые насекомые с хрупкими разноцветными крыльями, они превращаются из гусениц? (Бабочки).
7. Как называют большую болотную птицу с длинными ногами и длинной шеей, о ней есть поговорка, которая начинается: «Лучше синица в руках, чем…. в небе»? (Журавль).
А сейчас мы узнаем верные ответы на вопросы, посчитаем баллы каждой команды. За каждый правильный ответ – 1 балл. Капитаны команд мне в этом помогут.
(Воспитатель озвучивает верные ответы, капитаны команд подсчитывают баллы).
Часть 3. Заключение (10 мин.)
Мы узнали, увидели и поняли, насколько хрупкой и беззащитной может быть наша Земля. И именно мы, люди Земли, должны заботиться о ней, беречь и сохранять ее красоту.
Ученик 5:
На планете год от года
Человек вредит природе.
И не понял он, чудак,
Что природа – не пустяк!
Он привык всё покорять,
Но не может он понять:
Коль беречь её не будет,
Всё живое он погубит!
Не всегда люди понимают, что охрана природы – это необходимое условие сохранения их здоровья. Человек использует множество запасов Земли, но при этом ведёт себя невежественно, самонадеянно и бездумно. Мы знаем, что человек – это часть природы. С каждым годом опаснее для нашего здоровья становится сама окружающая среда. Что мы можем сделать уже сейчас, чтобы уберечь наш общий дом, а значит и здоровье каждого человека на планете? (Ответы учеников).
Ребята, правила поведения в природе, в быту вы уже знаете, мы с вами их составляли, но это общие правила для всех. Сейчас я предлагаю выполнить упражнение «Я могу…», чтобы каждый из вас задумался и ответил, что он сам лично уже сейчас может сделать для спасения Земли.
(Слайд 9)
(Психологический тренинг)
Упражнение «Я могу…»
Уже давно ученые определили, что Земля имеет форму шара, изучили жизнь на планете, но, к сожалению, так и не научились ее беречь. Каждый может сказать:
- я ни в чем не виноват…
- именно я не принес большого вреда планете;
- что я один могу?
Давайте все же попробуем взять нашу Землю в ладони заботы и скажем: « Я могу…»
(Ученики бережно передают из рук в руки глобус и продолжают фразу)
Например:
Я могу…посадить цветы;
Я могу…сделать кормушку;
- Я могу… экономить электроэнергию;
- бережно расходовать воду; сортировать мусор; убирать за собой мусор на природе; не рвать цветы; не ломать деревья; не загрязнять воду в реке, ставке мусорными отходами и др.
Спасибо, вы молодцы!
Да, ребята, если каждый из нас не бросит обёртку от конфеты на землю, то Земля будет чище на 9 обёрток. А если каждый житель планеты сделает также, насколько чище будет наш общий дом!
Кто продолжит поговорку: «Чисто не там, где убирают, чисто там, где …. (ответы учащихся) (не сорят).
Все мы обязаны жизнью нашей планете – прекрасной Земле.
Наша жизнь и наше будущее зависят от каждого из нас, от того, что каждый из нас может сделать, чтобы наша планета оставалась цветущей и красивой.
(Слайд 10)
Уважаемые гости, дорогие ребята! Я очень надеюсь, что все мы будем поддерживать добрую традицию этого праздника. И если каждый из нас посадит хотя бы одно дерево, то наша планета будет зелёной, а значит и здоровой.
Я предлагаю всем присутствующим посмотреть небольшой экологическиймультфильм «Человек и земля».
А сейчас немного отдохнем и сделаем гимнастику для глаз.
Раз – налево, два – направо.
Три – наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир!
Взгляд направим ближе, дальше,
Укрепляем мышцу глаз.
Скоро видеть будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
Друзья, давайте помнить, что наша планета – наш общий дом, это земля и твоя, и моя. Будьте добры друг к другу и не причиняйте зла ни природе, ни людям.
Воспитатель:
Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой;
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»
Ученик 6:
В тревоге море и леса,
роса на травах, как слеза,
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!»
Ученик 7:
Грустит глубокая река,
свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»
Воспитатель:
Остановил олень свой бег:
«Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги.
Ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус – шар земной,
такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: «Сберегу!
Я сберегу вас, сберегу!»
(Е. Шкловский)
Чтобы беречь и защитить планету Земля, не обязательно быть бедным или богатым, высоким или низким, учёным или простым рабочим, взрослым или ребёнком. Нужно только прислушаться к голосу своего сердца, и делать то, что можешь именно ты, именно сейчас!
(Слайд 11)
А закончить наше занятие о родной Земле хотелось бы словами писателя М.Пришвина: «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку – Родина. И охранять природу – значит охранять свою Родину».
(Слайд 12)
Ребята, что нового вы узнали сегодня на занятии? (Ответы учеников).
Какие вы сделали для себя выводы? (Ответы учащихся).
Как мы можем сберечь нашу планету? (Ответы учащихся).
Понравилось вам занятие?
Поднимите палец вверх, если «да», или опустите вниз, если «нет».
На этом наше занятие подошло к завершению. Спасибо вам, ребята, за активное участие, до встречи!