Просмотр содержимого документа
«Экскурсия в осенний лес»
Прогулка-экскурсия в осенний лес "Удивительный мир природы"
(раздел Познание)
Участвовали дети 11 группы, их родители, воспитатель.
Цель:
развивать умения видеть и чувствовать красоту родной русской природы;
воспитывать любовь к родной природе, прививать основы экологической культуры;
развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
формировать оздоровительный эффект нервной системы ребенка через эстетическое переживания и укрепление физического здоровья;
создавать условия для усвоения представлений об осенних изменениях в живой природе, в жизни растений и животных в связи с приходом осени.
Задачи:
научить распознавать наиболее характерные явления живой природы, присущие осени;
развивать общеучебные и исследовательские умения, и навыки: наблюдение, сравнение, систематизация и классификация;
формировать экологическое сознание, представление о взаимосвязи объектов живой природы.
Подготовка экскурсионного снаряжения:
План маршрута, компас.
Пакеты для сбора мусора, перчатки.
Питьевая вода, влажные салфетки, аптечка.
Папки для растений — 2.
Корзиночки для шишек, листьев — 4.
Хлеб для кормления уточек.
Ход экскурсии.
I. Организационная часть. Актуализация опорных знаний:
Воспитатель:
Ребята, добрый день! Я очень рада нашей с вами встрече! Сегодня мы с вами совершим прогулку-экскурсию в осенний лес и узнаем много нового о жизни природы в это время года. А для начала вспомним с вами правила поведения в лесу.
Ребята называют правила поведения в лесу: идти по тропинке, не шуметь, не рвать растения, не ломать ветки, не разрушать гнезда и муравейники и т.д. Далее обучающиеся, воспитанники с воспитателем совершают прогулку-экскурсию в осенний лес.
Придя на место, взрослые и воспитатель вместе с детьми выбирает удобную поляну, складывают рюкзаки в одно место. Отдыхают.
Беседу в лесу воспитатель начинает с чтения стихотворения В.Рождественского "Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный...".
Воспитатель:
Дети, какое время года сейчас?
Дети:
Осень.
Воспитатель: А как же вы догадались?
Дети:
Деревья и трава пожелтели.
Воспитатель: Молодцы! А какие еще признаки осени вам известны?
Дети: Частые дожди, первые заморозки, листопад, отлет птиц.
Организация игр с родителями и детьми.
Игра «Что мы видим?». Назвать одним словом, что видят вокруг (небо, солнце, деревья). Говорить надо быстро, не повторять слова, сказанные другими.
Игра «Что какое? ». Дети по очереди называют предмет и его свойство: небо - голубое, тропинка – длинная, камешек – шершавый, земля – теплая.
Игра «Добрые слова». Подчеркнуть, что есть много добрых слов, их надо чаще говорить взрослым и детям. Придумать разные слова для березы, тополя, пенька, травы, птицы.
Подвижная игра «Перелет птиц».
Воспитатель:
Ребята, давайте подышим чистым воздухом, горьковатым острым ароматом берез, послушаем тишину, постоим тихо – тихо и прислушаемся к природе.
Дети слушают и говорят, что услышали.
Воспитатель предлагает послушать стихотворение о березе.
Разбежались по лужайке
Беззаботной, легкой стайкой,
Словно девочки – подростки,
Белоствольные березки.
За руки взялись, и вот –
Закружился хоровод.
Воспитатель: Ребята, подойдите, пожалуйста, к березе. Обнимите её, скажите ей, что она красивая.
Конкурс для детей и родителей «Сказать как можно больше красивых слов о березе».
Дети вместе с родителями исполняют хоровод «Во поле берёзонька стояла».
Воспитатель:
Давайте еще раз внимательно посмотрим, кто находится на деревьях и около деревьев?
Дети:
Птицы, белка.
Воспитатель:
А что они могут делать на деревьях и около деревьев? Как могут быть связаны животные и растения, деревья?
Дети:
Животные получают от деревьев пищу, птицы прячутся в деревьях, строят гнезда на ветвях и в дуплах.
Воспитатель:
Хорошо! Животные получают пользу от растений, а растения?
Дети: Наверное, ничего.
Воспитатель: А
так это, или не так? Послушайте мой рассказ (рассказать о жизни растений и животных в лесу).
Воспитатель: Кто помогает распространять семена клена?
Дети:
Мыши.
Воспитатель:
Как называются плоды дуба?
Дети:
Желуди.
Воспитатель:
Кто помогает распространять плоды дуба?
Дети:
Сойки.
Воспитатель:
Кто помогает распространять плоды рябины?
Дети:
Дрозды и другие птицы.
Воспитатель:
Молодцы, хорошо запомнили!
II этап - изучение нового материала.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите вокруг, послушайте лесную тишину, полюбуйтесь красотой осеннего пейзажа. Какие звуки осени вы слышите? Встаньте, прижавшись спиной к стволу дуба, и послушайте звуки осени. Расскажите о них так, чтобы мы их тоже услышали.
Дети:
Листья шуршат под ногами, птицы тоскливо переговариваются, ветерок еле шелестит листвой, прошуршала мышка.
Воспитатель:
Какая музыка подходит под эту осень?
Дети:
Спокойная и грустная.
Воспитатель: Какое у вас ощущение от осеннего леса? А как можно стихами сказать о красоте осенних листьев? Дети читают наизусть строчки из стихотворений И.Бунина, В.Семенова, А.Пушкина.
Воспитатель: А сейчас мы с вами вспомним, с каких деревьев слетели листья, которые я вам покажу. Воспитатель демонстрирует детям листья различных деревьев, дети называют - с какого дерева листок.
Проводится игра "Мы - осенние листочки".Дети стоят кружком с листочками в руках, говорят и делают движения: "Мы - листочки, мы - листочки, мы - осенние листочки, мы на веточках сидели, ветер дунул - полетели (дети разбегаются). Мы летали, мы летали, а потом летать устали. Перестал дуть ветерок - мы присели все в кружок, (дети приседают на корточки, поднимая листочки над головой) ветер снова вдруг подул и листочки быстро сдул, (дети разбегаются, помахивая листочками). Все листочки полетели и на землю тихо сели (дети подбрасывают листочки вверх и следят, куда они упадут).
Воспитатель: У всех ли деревьев в лесу есть листочки?
Дети: Нет. У елки и сосны зеленые иголки – хвоя, которая не меняет свой цвет ни зимой, ни летом. Эти деревья называют – хвойные деревья, они имеют хвойный запах (дать ощутить запах еловой ветки).
Воспитатель: Правильно, есть даже такая загадка: Зимой и летом одним цветом (елка).
А остальные деревья, как можно назвать?
Дети: Лиственные деревья, потому что у них не хвоя, а листья!
Воспитатель: Давайте прогуляемся по лесным тропинкам и посмотрим, какие хвойные и лиственные деревья растут в лесу.
Воспитатель:
Наша экскурсия по осеннему лесу продолжается, давайте поговорим о жизни животных осенью, о том, как эти животные осенью готовятся к зиме? Начнем с медведя.
Дети:
Медведь готовится к спячке.
Воспитатель:
Заяц.
Дети:
Заяц меняет мех с серого, летнего - на белый, зимний и более теплый.
Воспитатель:
Еж.
Дети:
Еж готовится к спячке.
Воспитатель: Белка.
Дети:
Белка делает запасы.
Воспитатель:
На нашей экскурсии мы не просто наблюдали, замечали, смотрели и слушали, но и собирали природный материал: опавшие листья разной окраски, шишки, желуди, каштаны. Сбор природного материала необходим в дальнейшем для проведения творческих часов в группе.
III этап - закрепление и первичный контроль усвоенного.
Воспитатель:
А теперь подведем итоги экскурсии! Мы сегодня с вами изучали изменения в природе, происходящие в какое время года?
Дети:
Осенью.
Воспитатель:
Осень можно отличить от других времен года, по каким явлениям?
Дети:
Частые дожди, первые заморозки, короткий день, листопад, отлет на юг некоторых птиц, обилие грибов лесу.
Воспитатель:
Что происходит с деревьями осенью?
Дети:
Меняют цвет листвы, сбрасывают листву, с помощью животных и ветра распространяют семена.
Воспитатель:
А как ведут себя животные осенью?
Дети:
Меняют мех на более теплый, некоторые меняют окраску, готовятся к спячке, делают запасы на зиму.
Воспитатель:
Какие вы молодцы! Спасибо всем большое за приятную экскурсию и за хорошую работу .
IV этап - домашнее задание.
Воспитатель:
Дома, ребята, посушите листья утюгом через газету и на листе бумаги из них сделайте красивую аппликацию на тему "Осенняя природа".