Предварительная работа: беседы о лесе, деревьях, животном и растительном мире; знакомство с растительностью родного края посредствам картинок, словестно-дидактические игры «Узнай растение по части», «Раз, два, три к дереву беги», «Кто живет у нас в лесу»; повторение пословиц, поговорок, отгадывание загадок о лесе, животных, грибах; чтение детской литературы о лесе, животных; наблюдение на прогулке за насекомыми, птицами, деревьями, кустарниками.
Ход проведения:
В группе: - Ребята, сегодня отличная осенняя погода и мы с вами отправимся в лес, чтобы узнать какие же изменения происходят в лесу осенью, а еще полюбоваться красотой осеннего леса.
В лесу: - Вот мы с вами и в лесу. Ребята, вспомните, кто живет в лесу? (Ответы детей). А мы живем в лесу? (нет). Это значит, что мы пришли сюда… (в гости).
- Совершенно верно, а как ведут себя в гостях? (Ответы детей). Мне бы очень хотелось услышать от вас, а почему же нельзя шуметь в лесу? (Ответы детей). Да, лес не любит суеты и шума, здесь протекает своя, размеренная жизнь, нарушать законы которой мы просто не имеем право.
- Давайте просто осмотримся по сторонам и понаблюдаем за тем, что же происходит сейчас в лесу. Детям дается возможность разойтись на некоторое расстояние, рассмотреть деревья, кустарники, понаблюдать за насекомыми, птицами. Через несколько минут все собираются вместе.
- Ребята, расскажите, что вы смогли увидеть? (Ответы детей).
Загадка.
Если на деревьях, листья пожелтели.
Если в край далекий, птицы улетели.
Если небо хмурится, если дождик льется,
Это время года, как оно зовется?
Дети: Осень
- Да, правильно, и сегодня я предлагаю поговорить об осени.
- А как же вы догадались? (Ответы детей Деревья и трава пожелтели).
- Молодцы! А какие еще признаки осени вам известны? (Ответы детей). (Частые дожди, первые заморозки, листопад, отлет птиц).
Игра «Что мы видим?». Назвать одним словом, что видят вокруг (небо, солнце, деревья). Говорить надо быстро, не повторять слова, сказанные другими.
-Какое небо?
-Как светит солнце?
-Скажите, какие изменения произошли в природе?
(мало света, тепла, ветрено, дождливо)
Игра «Что какое? ». Дети по очереди называют предмет и его свойство: небо - голубое, тропинка – длинная, камешек – шершавый, земля – теплая.
Игра «Добрые слова». Подчеркнуть, что есть много добрых слов, их надо чаще говорить взрослым и детям. Придумать разные слова для березы, тополя, пенька, травы, птицы.
Ребята, давайте подышим чистым воздухом, послушаем тишину, постоим тихо – тихо и прислушаемся к природе.
Что вы услышали? (ответы детей)
А что они могут делать на деревьях и около деревьев? Как могут быть связаны животные и деревья? (ответы детей)
Верно птицы получают от деревьев пищу, прячутся в деревьях, строят гнезда на ветвях и в дуплах.
Хорошо! Животные и птицы получают пользу от деревьев, а деревья? (ответы детей: наверное, ничего).
- А так это, или нет сейчас узнаем.
-Кто помогает распространять семена клена? (Мыши).
- Как называются плоды дуба? (Желуди).
- Кто помогает распространять плоды дуба? (Сойки).
- Кто помогает распространять плоды рябины? (Дрозды и другие птицы).
- Какие звуки осени вы еще слышите? Расскажите о них. (ответы детей: листья шуршат под ногами, ветерок еле шелестит листвой).
- Какая музыка подходит под эту осень? (Спокойная и грустная).
- А сейчас мы с вами вспомним, с каких деревьев слетели листья, которые я вам покажу. Воспитатель демонстрирует детям листья различных деревьев, дети называют - с какого дерева листок.
Проводится игра "Мы - осенние листочки». Дети стоят кружком с листочками в руках, говорят и делают движения: "Мы - листочки, мы - листочки, мы - осенние листочки, мы на веточках сидели, ветер дунул - полетели (дети разбегаются). Мы летали, мы летали, а потом летать устали. Перестал дуть ветерок - мы присели все в кружок, (дети приседают на корточки, поднимая листочки над головой) ветер снова вдруг подул и листочки быстро сдул, (дети разбегаются, помахивая листочками). Все листочки полетели и на землю тихо сели (дети подбрасывают листочки вверх и следят, куда они упадут).
- У всех ли деревьев в лесу есть листочки? (ответы детей)
- Нет. У елки и сосны зеленые иголки – хвоя, которая не меняет свой цвет ни зимой, ни летом. Эти деревья называют – хвойные деревья, они имеют хвойный запах (дать ощутить запах еловой ветки).
- А остальные деревья, как можно назвать?
- Лиственные деревья, потому что у них не хвоя, а листья!
- Посмотрим, какие хвойные и лиственные деревья растут в лесу.
- А теперь подведем итог экскурсии! Мы сегодня с вами изучали изменения в природе, происходящие в какое время года? (ответы детей)
- Осень можно отличить от других времен года, по каким явлениям?(ответы детей)
(Частые дожди, первые заморозки, короткий день, листопад, отлет на юг некоторых птиц, обилие грибов лесу.)
-Что происходит с деревьями осенью? (ответы детей)
(Меняют цвет листвы, сбрасывают листву, с помощью животных и ветра распространяют семена.)
Воспитатель:
Какие вы молодцы! Спасибо всем большое за приятную экскурсию и за хорошую работу .
В завершении экскурсии педагог предлагает детям собрать природный материал (листочки, шишки, веточки, коряги) для изготовления различных поделок.
Ребята, представьте, что вы все художники. Вы пришли ко мне за красками, чтобы нарисовать осень. Какие цвета вы возьмете для своих пейзажей. Давайте подумаем, какая она осень. Опишите её.
По приходу в детский сад детям предлагается изобразительная деятельность на тему «Мои впечатления о лесе».