Данное занятие направлено на развитие этических чувств, как регуляторов поведения; учит основным моральным нормам; формирует моральную самооценку в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дружба в классной семье»
Тема: «Дружба в классной семье»
Занятие по духовно – нравственному воспитанию с элементами игровых упражнений
Цели:
воспитание нравственных качеств и этического сознания;
обучение моделированию взаимоотношений с помощью игровых
форм деятельности;
Задачи:
предметные: показать значимость нравственности как качества личности, важного для построения позитивных отношений между людьми;
метапредметные: учить ставить коллективную цель и согласование принятых решений друг с другом;
личностные: ориентировать в нравственном содержании, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; развивать этические чувства как регуляторы поведения; учить основным моральным нормам; формировать моральную самооценку, проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи, соотношение поступка с моральной нормой.
Формы деятельности: беседа, игровые упражнения, работа в группах.
Ход занятия
Организационный момент.
Мотивация. Цель: включение и мотивирование детей посредством игровой ситуации.
Упражнение «Круг радости»
– Дети! Вы заметили, что в начале каждого занятия я всегда вас приглашаю в наш «круг радости». Это я делаю для того, чтобы у вас было хорошее настроение, чтобы вы улыбались, были радостными и задорными.
– Сегодня я предлагаю «круг радости» начать такими словами: (читает Оськина А.)
Когда живется дружно,
Что может лучше быть!
И ссориться не нужно,
И можно всех любить.
Ты в дальнюю дорогу
Возьми с собой друзей:
Они тебе помогут
И с ними веселей.
Актуализация. Цели:
- определение содержательных рамок занятия;
- формулирование основной цели занятия.
– Ребята, сегодня на занятии мы постараемся ответить на простые вопросы: умеем ли мы по-настоящему дружить, видеть свои недостатки, можем ли мы их признавать. Попытаемся выработать для себя нужные человеческие качества, чтобы стать настоящими людьми, гражданами своей страны.
Введение в тему.
– Мы живем на огромной планете Земля. Она пестрит разными яркими красками. Природа живёт в гармонии с человеком. Человек является неотъемлемой частью природы.
– Давайте подумаем, всегда ли люди могут жить в полной гармонии друг с другом? А что, по вашему, означает слово «гармония»? Гармонией называют состояние устойчивого равновесия, покоя, которое возникает в результате правильного распределения, сочетания, взаимодействия и т. п. чего-либо.
(Ответы детей)
– Хорошо ли вы себя чувствуете в этом огромном мире? (Да.)
– Ребята, это житель нашей планеты, то есть один из нас с вами. (Прикрепляю грустного человечка к доске.) Посмотрите на него какой он грустный. Наверно ему чего-то не хватает. Давайте попытаемся сделать его счастливым, весёлым, радостным.
– Скажите, что необходимо человеку, чтобы жить и быть счастливым?
(Ответы детей)
(Появляется дом, солнце, игрушки)Поэтапно прикрепляю картинки вокруг человека.
– Посмотрите, у него есть всё, о чем можно мечтать, а он всё равно грустит. Подумайте и скажите, а когда человек бывает грустным, невесёлым, печальным и одиноким? (Когда обижают.)
– К сожалению, окружающие нас люди не всегда делают нашу жизнь радостной и счастливой. Не всегда отношения между людьми бывают добрыми, нежными. Не всегда мы хотим прийти на помощь в трудную минуту, поможем добрым словом и советом, поддержим человека. Зачастую мы своей грубостью, злостью, нетерпимостью делаем ещё больней своим родителям, друзьям, одноклассникам.
Основная часть.
Я предлагаю вам поиграть в игру «Паутинка»
Игра «Паутинка».
Цели:
– показать, как чувствует себя человек, являющийся объектом насмешек;
– дать ребятам возможность научиться оказывать поддержку человеку, чувствующему себя униженным.
Ход игры:
– У меня в руках клубочек плохих поступков и сейчас мы будем совершать их по отношению к своему однокласснику. Каждый называет плохой поступок, который когда-либо совершал.
(опутываю нитями из клубка выбранного ученика. Потом спрашиваю, как он себя чувствует, и какие чувства при этом возникали у одноклассников.)
Обсуждение:
– Ребята вы понимаете, что на его месте может быть каждый из вас. – Подумайте, что мы должны сделать, чтобы у нашего одноклассника появилась улыбка на лице, и поднялось настроение? (Сказать хорошее доброе слово – комплимент.) С каждым добрым словом я разрезаю нитки, и ребенок становится свободным и радостным.
Ну и после этого напрашивается другая игра «Комплименты».
Игра «Комплименты»
Цели:
– создание доброжелательной атмосферы;
– повышение внутригруппового доверия.
Ход игры:
– Сейчас мы будем делать комплименты всем присутствующим в классе, так как улыбка и доброе слово может примирить даже самых заклятых врагов.
(Ребята делают друг другу комплименты, пожимая руку.)
Обсуждение:
– Скажите, приятно делать комплименты или плохие поступки?
(Ответы детей)
Читает Акстын А.
Мне сказали слово злое, Грустно стало на душе, Захотелось мне, не скрою, Злом ответить, и уже Начала я хмурить брови, Злое слово подбирать, Но подумала: любовью Надо раны врачевать. И тогда, чтоб ты не дулась, Не взлетала высоко, Я взяла и улыбнулась. Стало вдруг легко-легко…
– Правильно, прежде чем отвечать на обиду, подумайте, следует ли опускаться до обиды? Ведь обида лежит где-то низко и к ней нужно наклониться, чтобы её поднять. Может, стоит просто улыбнуться.
Работа в группах.
С помощью таблицы вы должны определить качества, которыми должны обладать, а качества, которые мешают вам жить в мире и согласии друг с другом - зачеркиваете.
В пустые клеточки впишите положительные качества.
Умный
Глупый
Злой
Чуткий
Внимательный
Смелый
Честный
Отзывчивый
Грубый
Добрый
Ябеда
Насмешник
Справедливый
Терпеливый
Надежный
Верный
Жадный
Врун
Решительный
Итог: Ребята запомните эти качества. Я уверена, что вы сможете и приложите все усилия, чтобы быть именно такими, ведь мы доказали, эти качества нужны человеку.
Игра «Темные и светлые мешочки» У меня на доске изображено два мешка, темного и светлого цвета. Эти мешочки мы с вами будем сейчас наполнять. В один мешочек мы будем складывать «темные» качества человека, а в другой – «светлые». Выбираем по качеству и раскладываем по мешочкам.
Игра «Это я, это я, это все мои друзья» Давайте проведем игру "Это я, это я, это все мои друзья". Я буду вас спрашивать, а вы хором отвечать: "Это я, это я, это все мои друзья!". Будьте внимательны, возможна ловушка. Кому из вас я смело поручу любое дело? Это я, это я, это все мои друзья. Кто из вас приходит в класс с опозданием на час? -Знает кто, чтоб быть счастливым, нужно быть всегда правдивым.? Это я, это я, это все мои друзья. - Кто из вас, скажите вслух, на уроках ловит мух? -Кто умеет не сердится, с другом сразу помириться? Это я, это я, это все мои друзья. - Кто, играя в волейбол, забивает в окна гол? -Кто из вас дружить умеет, и игрушки не жалеет? Это я, это я, это все мои друзья. -Кто всегда вперед идет, руку дружбы подает? Это я, это я, это все мои друзья. Молодцы, ребята, я вижу, вы умеете дружить.
Игра «Желания»
– На ваших партах лежат ладошки. Давайте постараемся этими ладонями развеселить нашего мальчика, написав ему пожелания. С надписями прикрепляю ладошки к человечку и меняю грустного на веселого.
– Ребята сегодня мы доказали, что внимательное, доброе отношение друг к другу делают чудеса.
Закрепление.
Игра-практикум «Коврик мира»
Цель: научить детей стратегии переговоров и дискуссий в разрешении конфликтов в группе. «Коврик мира» побуждает детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их обсуждением проблемы, друг с другом.
– Ребята, расскажите мне, о чем вы спорите иногда друг с другом? (Ответы детей)
– С кем из ребят вы спорите чаще других? Как вы чувствуете себя после такого спора? (Ответы детей)
– Сегодня я принесла для нас вот такую вещь. Это наш с вами «коврик мира». Давайте договоримся, если возникнет спор, «противники» могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы. Давайте посмотрим, что из этого получится (в центре комнаты постелить ткань, а на нее – красивую игрушку). Представьте себе, что Маша и Лера хотят взять эту игрушку поиграть, но она – одна, а их – двое. Они обе сядут на «коврик мира», а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них пока не имеет права взять игрушку просто так (Дети занимают место на ковре). Может, у кого-то из ребят есть предложение, как можно было бы разрешить эту ситуацию? (Ответы детей)
Итог.
- Вспомните тему нашего занятия.
- Какова была цель занятия?
- Сформулировать вывод урока предлагаю в форме синквейна.
Игра «Синквейн»
– Поиграем в игру. Педагог раздает карточки для игры. Она называется «Синквейн» от французского «Пятистрочие». Первая строчка – данное слово, вторая строчка – два прилагательных к этому слову, третья строчка – три глагола к данному слову, четвертая строчка – короткое предложение об этом слове, пятая – слово-ассоциация. (правила игры объясняются детям доступным языком. Например: ребенок; красивый, любимый; играет, радуется, поет; ребенок – это маленькое солнышко; радость).
– Предлагаю вам для игры словосочетание «дружба». Опрос детей.