Социалная адаптация - это профцесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств. Уровень социализации зависит от целей, специфики окружающей среды, от индивидуальных возможностей.
Цель проекта: развитие мотивации личности, творческого потенциала обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, адаптации их в современном обществе с учетом психофизического развития.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
На данном этапе развития общества наблюдается яркое противоречие между жизненными реалиями настоящего времени и социальными качествами учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Это противоречие определяет актуальность проекта:поиск путей и средств, повышающих эффективность социализации воспитанников с нарушением интеллекта в условиях школы-интерната.
Проект отражает современное понимание процесса воспитания детей данной категории. В настоящее время лица с проблемами в развитии получили равноценное право на обучение и воспитание, на равные возможности в производственной и общественной деятельности. Эти права гарантируются международным сообществом и закреплены рядом специальных документов: "Декларация прав ребёнка" (1969), "Конвенция по правам детей" (1989), "Декларация прав инвалидов" (1975), "Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов" (1989), а также Российскими законами и типовыми положениями: "Конституция Российской Федерации", закон РФ "О социальной защите инвалидов" (1995), новый закон РФ "Об образовании" (2014г.) , типовое положение "О специальном (коррекционном образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии" (1997).
В соответствии с данными законами, для успешной социальной адаптации детей данной категории необходимо расширять бытовой и социальный опыт.
Дефицит социального опыта, недостаточная подготовленность их к интеграции в общество оказывает существенное влияние на характер адаптации в новых условиях. Это проявляется в неумении устанавливать личные и деловые контакты со сверстниками и взрослыми, в негативном отношении к участию в трудовых процессах, в неуверенности и незнании, как вести себя в той или иной жизненной ситуации. Очевидна необходимость дополнительной работы по социально-бытовой подготовке воспитанников школ-интернатов.
Усвоение ребенком принятых в обществе социальных норм и правил происходит через социальную адаптацию. Социальная адаптация – это процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств. В ходе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований, как личность и самосознание. В рамках социализации происходит усвоение социальных норм, умений, стереотипов, установок, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля.
Уровень социальной адаптации зависит от целей, специфики окружающей среды, от индивидуальных возможностей.
Цель проекта:Развитие мотивации личности, творческого потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья, адаптации их в современном обществе с учётом психофизического развития.
Проблемы мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья приводит к выводу, что нельзя подготовить воспитанников специальной школы к самостоятельной трудовой деятельности, к жизни в обществе, не воспитав у них эмоционально-волевых качеств, не научив правильно вести себя в различных ситуациях, проявлять необходимое волевое напряжение при выполнении любой задачи. Только действенная практика укрепляет мотивацию достижения успеха. Ребенок, познавший вкус успеха, перестает чувствовать себя лишним, творчески раскрепощается, адаптируется в новой обстановке. Отсюда вытекают
Задачи проекта:
- Расширение видов творческой деятельности воспитанников в различных направлениях.
- Создание максимальных условий для усвоения учащимися, воспитанниками духовных и культурных ценностей, воспитание уважения к истории и культуре своего народа.
- Изучение интересов и потребностей воспитанников в дополнительном образовании.
- Укрепление здоровья учащихся, воспитанников, формирование здорового образа жизни, удовлетворение потребностей, учащихся в занятиях физической культурой и спортом.
- Социализация их к жизни в обществе.
- Профилактика правонарушений, наркомании, безнадзорности и др. асоциальных проявлений несовершеннолетних.
- Организация содержательного, социального досуга.
- Тесное взаимодействие с семьёй.
Ценность проекта: расширение содержания коррекционной и профилактической помощи, ориентированных на широкий диапазон проблем личностного круга в стандартных условиях современного социума.
Незрелость эмоций, направленность на удовлетворение примитивных потребностей, снижение самокритичности, нарушения в развитии волевых качеств - все это является факторами, значительно затрудняющими процесс социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями в социум. Сниженная самостоятельность, моторная неумелость приводит к тому, что ребенок становится объектом насмешек со стороны окружающих, исполнителем социальных ролей, которые унижают его достоинство, подвержен различным манипуляциям, ведущих к совершению правонарушений.
В связи с этим, при планировании работы, направленной на организацию социализирующей адаптивной образовательной среды, мы опираемся на приоритетные коррекционные направления работы: укрепление здоровья и физического развития; творческое развитие; гражданское становление; трудовое воспитание; профессиональное развитие; формирование коммуникативных навыков.
В целях совершенствования процесса социализации детей с ограниченными возможностями здоровья требуется более глубокое использование потенциала дополнительного образования, который в полной мере осуществляет принцип природосообразности, меняет характер воспитательных отношений, превращая их в партнёрские. Именно здесь включаются механизмы творческого воспитания, потому что имеет место труд не по необходимости или по принуждению, а по велению души. Ремесло, как вид деятельности, является очень богатым и сложным процессом, в котором принимают участие основные функциональные комплексы нашего организма: воспринимающие (анализаторы, органы чувств), перерабатывающие (мозг), моторные (исполнительские функции). Занятия в кружках декоративно-прикладного творчества, участие в различных выставках, спартакиадах, акциях, трудовых десантах даёт возможность ребёнку увидеть и оценить работы других детей, формирует умение представить свою работу, ответить на вопросы, рассказать о технологии выполнения работы, о себе, что является очень важным для детей, воспитывающихся в условиях ограниченного социума.
Модули реализации проекта:
I.Будущее за нами или как оставаться здоровым и красивым (Охрана здоровья и физическое развитие, бассейн, дни Здоровья, соревнования).
II.Дарим радость людям (Творческое развитие, кружковая работа, мини-альбомы, выставки).
III.Трудовой марафон или бюро добрых услуг (Трудовое воспитание, трудовые десанты, фоторепортажи).
IV.В мире профессий (Профориентация, альбомы).
V.Мир этики и этикета (Внеклассные занятия, видеосалоны, викторины, праздники)
VI.Интернет-лекторий, информационный центр (работа с родителями, Бюро консультаций, вести проекта).
VIII.Воспитание посредством деятельности детской организации «ЮВЭНТА»
Модуль «Будущее за нами или как оставаться здоровым и красивым»
Цель:Создание условий для оптимизации психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
Привлечь системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни детей с ОВЗ.
Создать условия для формирования ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни.
Создать условия для формирования системы знаний по овладению методами оздоровления организма.
Формировать положительную мотивацию, направленную на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта.
Модуль «Дарим радость людям»
Цель:Самореализация ребёнка с ОВЗ средствами художественного творчества.
Задачи:
Формировать мотивацию к активному вхождению детей с ОВЗ в социум посредством художественного творчества.
Формировать у детей с ОВЗ чувство прекрасного посредством организации досуговой деятельности.
Развивать эстетическое отношение к окружающему миру, произведениям художественной литературы, музыкального и изобразительного искусства, в том числе и родного края.
Оптимальным способом использовать изобразительную деятельность в качестве важного педагогического средства, направленного на преодоление или ослабление присущих детям с ОВЗ недостатков.
Модуль «Трудовой марафон или бюро добрых услуг»
Цель:Формирование социально-адаптированной личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в процессе трудовой деятельности.
Задачи:
Формировать навыки коллективной трудовой деятельности.
Развивать трудовые навыки, навыки ответственного и творческого отношения к труду.
Создать условия для развития каждого ребёнка путём вовлечения в различные виды труда сообразно со способностями, интересами и возможностями.
Воспитывать уважение к членам коллектива, бережное отношение к результатам труда.
Модуль «В мире профессий»
Цель:Формирование способности к самоориентации, адекватности выбора профессии в соответствии со своими интересами, склонностями, физиологическими возможностями.
Задачи:
Развивать представления о мире профессий, воспитывать уважение к физическому и умственному труду, воспитывать уважение к рабочему человеку.
Расширять знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.
Формировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий и сфер трудовой деятельности.
Расширять представления о народном хозяйстве и потребностях в трудовой деятельности.
Модуль «Мир этики и этикета»
Цель: Формирование нравственных ценностей через систему воспитательных мероприятий. Накопление и обогащение опыта нравственного поведения детей путем организации их практической деятельности.
Задачи:
Формировать навыки и привычки нравственного поведения.
Обогащать опыт нравственного поведения детей путем организации их практической деятельности.
Содействовать осознанию важности нравственных качеств в жизни человека.
Создать условия для воспитание межличностных отношений.
Ожидаемый результат
Воспитанники должны знать:
О культуре поведения и общения.
Понятие «этики» и «этикета», понимать их значение в жизни человека.
Нравственные качества человека и важность их в жизни общества.
О важности толерантных отношений.
Воспитанники должны уметь:
Определять свой нравственный выбор и следовать ему в повседневной жизни.
Приходить на помощь друг другу и нуждающимся людям.
Этично вести себя в общественных местах и с окружающими людьми.
Понимать значение семьи в жизни человека.
Понимать важность создания собственной семьи
Модуль «Интернет-лекторий, информационный центр»
Цель: Своевременное обеспечение учащихся и педагогов информацией о реализации проекта. Организация психолого-педагогического просвещения родителей.
Задачи:
Создать условия для широкой информации школы и семьи по реализации проекта.
Консультирование родителей посредством публикаций на сайте школы и сайтах педагогических сообществ.
Способствовать формированию теоретических представлений у педагогов о возможностях и условиях использования различных методов, новых форм и технологий в работе с родителями.
Организация совместной деятельности администрации, педагогов и родителей в воспитании детей.
Активизация работы с родителями, поиск новых путей привлечения семьи к участию в учебно-воспитательном процессе школы.
Основные принципыреализации проекта
Принцип гуманизации предполагает реальное соблюдение прав участников проекта, закрепленных Законом РФ «Об образовании», Декларацией прав ребенка, Конвенцией о правах ребенка и другими нормативными документами; утверждение непреходящей ценности общекультурного человеческого достояния, внимания к историческим ценностям, их вклад в развитие науки, культуры, литературы и искусства.
Принцип сотрудничества определяет построение взаимоотношений участников проекта на основе компетентности, авторитетности и поддержание достоинства в отношении участников проекта, повышающих уровень самооценки, на взаимном уважении и доверии в соответствии с принципами ненасильственного общения.
Принцип развивающего развития реализуется на основе положения о ведущей роли в развитии воспитанника в специально созданной социальной ситуации его ближайшего окружения, учитывающей «зону его ближайшего развития».
Принцип взаимосвязикоррекции и компенсации является одним из ведущих при разработке коррекционно-педагогических технологий и индивидуально-дифференцированного подхода к воспитаннику в зависимости от характера, структуры и выраженности, отмеченных у него отклонений в развитии (коррекционная направленность на формирование компенсаторных механизмов).
Принцип индивидуализации предполагает учет уровня развития способностей каждого участника (воспитанника), определяет оценку его реальных возможностей, реализуемых в сотрудничестве со взрослым.
Деятельностный принцип определяет подходы к содержанию и построению реализации проекта с учетом ведущей для каждого возрастного периода деятельности, в которой не только «вызревают» психологические новообразования, но и создаются условия для закрепления в типичных видах деятельности определенных умений и навыков.
Принцип целостности предполагает построение деятельности участников проекта на основе единства процессов развития, создание сбалансированного образовательного пространства, учитывающего комплекс отраслей знаний в содержании образования, адекватность педагогических технологий содержанию и задачам образования и воспитания.
Проект рассчитан для учащихся 5-9 классов.
Срок реализации Проекта 5 месяцев
Этапы реализации
Подготовительный этап: определение целей и задач, разработка плана реализации проекта
Основной этап: реализация плана совместной работы
Итоговый этап: подведение итогов работы, определение дальнейших перспектив
Для достижения положительного результата действия проекта педагогический коллектив использует следующие технологии:
личностно-ориентированные,
групповые, коллективные
коррекционные
Интегративные
Формы работы:
Данные технологии реализуются в беседах, коллективных творческих делах, кружковой работе, посещении бассейна, тренингах, внеклассных занятиях, видеосалонах, трудовых десантах, акциях, экскурсиях, играх, конкурсах, соревнованиях и других формах работы.
Методическое обеспечение
Для реализации поставленных задач в структуру занятий по этике рекомендуется включать следующие компоненты:
знакомство с формулировкой этического правила;
рассмотрение доступных данной категории воспитанников литературных примеров:
анализ жизненной ситуации в рамках тематического занятия;
самоанализ поступка;
решение игровых задач на изучаемую тему;
анализ пословиц и поговорок.
Структура занятия в данной последовательности компонентов отработана в ходе практических занятий и представляется оптимальной. Время, отводимое на занятии для того или иного компонента, можно варьировать в зависимости от состава класса - группы: уровня общего развития детей - психоэмоционального состояния, уровня развития коммуникативных навыков.
Участники программы:
Учащиеся, воспитанники специальной (коррекционной) школы- интерната
Учителя, воспитатели.
Ожидаемые результаты:
1.Расширение возможности получения дополнительного образования в соответствии с запросами обучающихся и их родителей. (Создание предметных объединений, кружков, студий, клубов).
2.Проведение акций (школьных, поселковых, районных, международных).