Просмотр содержимого документа
«Доклад "Культура поведения обучающихся с интеллектуальными нарушениями"»
«Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой истинный облик»
И. Гёте
Перед школами - интернатами для детей с ОВЗ стоит задача развития личности обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Школа должна готовить ребенка к самостоятельной жизни и деятельности, к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным тружеником, который наравне со всеми людьми сможет в процессе трудовой и общественной деятельности приносить пользу обществу.
Следовательно, их надо воспитывать так, чтобы их самостоятельное поведение в жизни соответствовало существующим в обществе социальным нормам. И здесь большое значение имеет соблюдение норм культуры поведения, общения, соблюдение культурно-гигиенических норм. Соблюдение этих норм обеспечивается общественным одобрением, а несоблюдение вызывает в обществе санкцию в виде общественного осуждения.
Ребенок с нарушениями в развитии нуждается в особой помощи для подготовки к независимому жизнеустройству. Низкий уровень познавательных интересов, повышенная внушаемость, недоразвитие воли, а также искаженная самооценка - характерные черты незрелости личности ребенка с интеллектуальными нарушениями. Эмоциональная сфера характеризуется бедностью оттенков переживаний, однообразием и малоподвижностью эмоций. Нередко такой ребенок отличается склонностью к вспышкам гнева, агрессивным реакциям.
Воспитание культуры поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью является весьма трудным, но вместе с тем совершенно необходимым делом. В ходе повседневной кропотливой работы всех педагогов школы-интерната у детей с проблемами в развитии интеллекта формируются соответствующие умения и навыки, а также привычки. Дети могут достичь такого уровня развития, который позволяет большинству из них по окончании школы трудиться и быть полезными обществу.
Следовательно, у детей с отклонениями в развитии необходимо воспитывать привычки общественного поведения даже в тех случаях, когда они ещё не в состоянии понять глубину их общественного содержания. Хотя поведение связано с копированием, подражанием, имеет налёт автоматизма, но это неизбежный этап процесса формирования нравственного облика личности. Длится он значительно дольше и преодолевается значительно труднее. Для преодоления всех этих трудностей необходима кропотливая и систематическая работа педагогического состава и родителей. Хотя общий уровень нравственного сознания и общественного поведения выпускников коррекционных школ оказывается значительно ниже, чем у детей с нормой развития, школа может и должна решать указанные задачи.
Вступив в самостоятельную жизнь, выпускники коррекционных школ будут проявлять степень своей воспитанности. Умение обратиться с просьбой, поздороваться, попрощаться, правильно войти и выйти из помещения, умение вести себя за столом, в общественных местах – все эти навыки очень пригодятся детям с проблемами в развитии интеллекта за пределами школы.
Таким образом, воспитание норм культуры поведения, культуры общения, формирование навыков самообслуживания позволяет обеспечить детям с нарушениями в интеллектуальном развитии полноценную социальную адаптацию в обществе.
Культура поведения – это понятие сложное, оно предполагает формирование у обучающихся определённых нравственных привычек, связанных с организацией умственного и физического труда, с их поведением в коллективе, в обществе, с правилами личной гигиены, а также отражает уровень эстетической воспитанности школьников.
Исходя из того, что интеллектуальная и эмоционально-волевая сфера у детей с отклонением в развитии нарушены, становится понятной сложность и многогранность данной проблемы воспитания в условиях школы-интерната.
Составной частью работы по воспитанию учащихся в духе высоконравственного человека является деятельность школы по формированию навыков культурного поведения. В нашей школе-интернате создаются определённые условия для нравственного воспитания обучающихся с отклонениями в развитии. Оно начинается с момента поступления ребёнка в школу. Воспитание помогает усвоить правила для обучающихся и контролируют их выполнение. Наиболее эффективной формой воспитания культуры поведения у обучающихся с интеллектуальными нарушениями являются специальные систематические занятия, на которых разъясняются смысл и значение общепринятых правил поведения. Этические беседы, чтение и обсуждение литературных произведений, просмотр кинофильмов, инсценировки, ролевые игры способствуют воспитанию положительных качеств личности. Педагоги стремяться сформировать у детей устойчивую потребность совершать правильные поступки и действия.
Какие наиболее важные нравственные качества хочу видеть в своих воспитанниках?
Вежливость - она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Без нее невозможно представить взаимоотношения людей. Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим. Вежливость приобретает цену, если она проявляется ребенком по велению сердца».
Деликатность - сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями. Задатки деликатности исходят из глубокого детства.
Предупредительность - необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений.
Скромность - эта нравственная черта личности показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе.
Общительность - в её основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим - непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениях — истоки уважения к людям.
Проводилось множество интересных исследований по выявлению сформированности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями нравственных привычек поведения. На основе наблюдений были сделаны следующие выводы, которые нам, как практикам, вполне понятны:
1. Сформированность нравственных привычек поведения у детей с отклонениями в развитии находится на низком уровне.
2. Выбор линии поведения у таких детей во многом обусловлен ситуацией. Характерно то, что определённой группе учащихся присущи привычки помощи младшим, выполнение трудовых поручений. Вместе с тем у многих школьников не сформированы привычки добросовестно дежурить по школе, бережно относится к книгам, вещам и т.п. Выполнение этих требований можно реализовать только под постоянным контролем со стороны педагогов.
Главная задача школы, чтобы нравственные нормы и принципы стали внутренним убеждением школьников. Поэтому необходимо систематически осуществлять контроль уровня учащихся.
У детей с нарушениями в развитии интеллекта часто наблюдаются негативизм, упрямство, агрессивность, двигательное психическое беспокойство, которые также создают трудности их воспитания. Эти отрицательные черты – обычно следствие не только органических особенностей ребенка, но и условий неустройства быта, беспорядок требований, плохой пример, отсутствие четкого режима. Большинство таких детей не посещают детский сад, где обычно закладываются основы правильного поведения. В семье с детьми, как правило, над этими вопросами не работают. Если школа не поможет ученикам восполнить этот пробел, то дети, по всей вероятности, окажутся не в состоянии приобрести самостоятельно необходимые привычки и навыки культурного поведения. Скорее всего, в этих условиях они приобретут неправильные способы поведения. Практика показывает, что от своевременного начала таких занятий зависит успех всей воспитательной работы.
Известно, что детский возраст является наиболее благоприятным для укрепления каких-либо привычек. Проведенные психологами многочисленные исследования утверждают, что интенсивная коррекционно-воспитательная работа с первых дней появления ребенка в школе помогает добиться довольно значительных успехов. Глубоко ошибаются те, кто думает, что школьники с проблемами в развитии интеллекта не в состоянии понять и усвоить принятые в нашем обществе нормы поведения. Для этого в коррекционной школе должна проводиться большая продуманная и систематическая работа, направленная на воспитание навыков культурного поведения.
Часто дети не следуют правилам культуры поведения, потому что взрослые не придерживаются единства в тех требованиях, которые предъявляются детям. Разнобой в требованиях бывает значительный. Не одинаковые требования предъявляет семья и школа. Поэтому ребенок не всегда выполняет обязательные правила, а приспосабливается к требованиям разных взрослых. В условиях нашей работы довольно трудно соблюдать единство требований со стороны семьи и школы, так как родители детей редко посещают школу-интернат где живут и учатся их дети.
Большое значение в воспитании культуры поведения имеет личный пример родителей. Дети наблюдают за взрослыми, их поведением, взаимоотношениями, манерами. Так как большинство детей растут в неблагоприятных семьях, где не принято быть вежливыми, взрослые не уважают друг друга, а в доме не соблюдается чистота и порядок, то у таких детей значительно труднее воспитать привычки и навыки культурного поведения.
Следовательно, воспитывая культуру поведения у детей, мы взрослые должны постоянно строго и придирчиво следить за своим поведением, быть образцом для детей.
Осуществляя систему воспитательных воздействий, педагог должен проявлять уважение к личности ребенка, быть приветлив и вежлив. Только в этом случае направленные на воспитание культуры поведения усилия будут успешными.
Для того чтобы ребёнок сознательно усвоил нормы поведения необходимо пройти важный этап эффективного эмоционального обобщения того, что и как он может делать в коллективе. Неоднократное одобрение коллектива закрепляет положительные поступки и наоборот: отрицательное, неодобрительное отношение коллектива к нежелательным поступкам учащихся затормаживает их, делает невозможным закреплением этих поступков в привычку. Положительно отражается на личности учащихся их участие в общественно - полезной деятельности (дежурство по школе, самообслуживание, включение в трудовую деятельность), участвуя в том или ином виде деятельности, дети практически усваивают навыки правильного поведения в коллективе, приобретают привычку к труду.
Основное время учащиеся находятся в стенах школы, на уроках, занятиях воспитателя. Тематика как классных, так и внеклассных занятий может быть различной: «Употребление в речи волшебных слов», «Внешний вид учащихся», «Поведение в школе», «Поведение на улице», «Хозяин и гости», «Поведение в общественном транспорте», «Поведение в кино или театре». В ходе проведения занятий на определённую тему, воспитатель разъясняет детям целесообразность и необходимость общепринятых правил поведения, используя при этом такие методы и формы, как беседы, игры, инсценировки.
Наиболее актуальны в формировании нравственного сознания, чувств и привычек культурного (общественного) поведения у обучающихся играют специальные методы и приёмы:
Методы и приёмы формирования нравственного поведения
1.Упражнение (последовательное повторение положительного действия на основе осознания его значимости):
• прямое требование (указание на то, что и как должен выполнить ребёнок);
• требование – просьба (обращение, предоставляющее ребёнку свободу выбора);
• требование – доверие («Я не сомневаюсь, что ты сможешь…».);
• требование – одобрение («Молодец, вовремя помог товарищу».);
• показ положительного действия («Посмотрите, как нужно…».)
• контроль и самоконтроль (выработка с учащимися плана совместных действий и привлечение их к самоконтролю).
2. Ролевая игра (игровой метод усвоения культурного поведения и норм нравственности).
3. Общественно - полезная деятельность (метод формирования ценных мотивов и способов общественного поведения):
• поручения;
• организация конкретной помощи;
• одобрение со стороны педагога;
• организация соревнования.
Методы и приёмы формирования нравственного сознания
Информационные методы (беседа, консультирование, использование средств массовой информации, литературы и искусства, примеры из окружающей жизни, личный пример педагога, экскурсии, встречи). Они служат для выработки нравственных оценок, суждений, коррекции неверных представлений.
Практически – действенные методы - воспитывающие ситуации, ручной труд, изобразительная и художественная деятельность, арттерапия (коррекционно-педагогическая помощь средствами искусства), иппотерапия (помощь средствами верховой езды). Эти и другие практически-действенные методы применяются в сочетании с различными информационными методами.
Побудительно-оценочные методы (педагогическое требование, поощрение, осуждение, порицание, наказание) также реализуются в практическо-действенном варианте, сопровождаемом доступным для ребёнка словесным поощрением.
Средствами нравственного воспитания являются:
1. обучение;
2. личный пример учителя;
3. убеждение;
4. умелое обращение с учащимися (педагогический такт);
5. меры предупреждения и поощрения и взыскания.
Выбор механизма зависит от возрастных особенностей воспитанников, мастерства педагога и реализуемых принципов воспитания.
В формировании правильного поведения учащихся коррекционной школы важную роль играют условия, в которых протекает их жизнь и деятельность – режим, личный пример педагогов и других лиц.
Таким образом, актуальность проблемы вхождения обучающихся с отклонениями в развитии в современное общество всегда будет стоять на первых местах в проблеме воспитания детей с интеллектуальными недостатками.
Воспитание правил культурного поведения, является важным фактором нравственного воспитания и развития общества в целом. И необходимым компонентом этого воспитания должно быть коррекционное развитие людей с особыми образовательными потребностями.