Программное содержание: познакомить с традициями народного праздника – Масленица. Дать представление о русских народных играх; расширить знания о традициях и обрядах. Приобщать детей к русской традиции. Учить уважительному отношению к истокам русской культуры.
Материал к занятию: иллюстрации зимних забав, праздника, солнца, деревня зимой, иллюстрации русских народных костюмов, чучела Масленицы.
Ход занятия.
Воспитатель:Слышали ли вы, ребята, о таком празднике – масленице?(ответы детей) Иногда этот праздник называют проводами зимы и встречей весны. Приходится он на конец февраля – начало марта и длится целую неделю.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Беседа " Масленица"»
Конспект беседы «Масленица»
Программное содержание: познакомить с традициями народного праздника – Масленица. Дать представление о русских народных играх; расширить знания о традициях и обрядах. Приобщать детей к русской традиции. Учить уважительному отношению к истокам русской культуры.
Материал к занятию: иллюстрации зимних забав, праздника, солнца, деревня зимой, иллюстрации русских народных костюмов, чучела Масленицы.
Ход занятия.
Воспитатель:Слышали ли вы, ребята, о таком празднике – масленице?(ответы детей) Иногда этот праздник называют проводами зимы и встречей весны. Приходится он на конец февраля – начало марта и длится целую неделю.
Масленица – один из самых любимых праздников русского народа, самыйвесёлый, и ожидался он всеми с большим нетерпением. Масленицу называли честной, широкой, весёлой. Величали её и боярыней-масленицей.
Все люди ждут Масленицу с большим нетерпением. Каждый день особенный! Понедельник - день встречи Масленицы. Пекут маленький блин и дают детям. Блин на солнышке грели и приговаривали такие слова: "Уходи, зима сопливая, приходи, лето красное, с сохою, с бороною, с колосочками", мастерили чучело Масленицы.
С Масленицей разговаривали как с живым существом. Она то «дорогая гостья», то «баба кривошейка», то «красавица девица». А чтобы было удобнее разговаривать с ней, то во многих областях России делали чучело из соломы, наряжали его в девичий наряд, возили его по улицам. Потом чучело ставили где-нибудь на видном месте, где и проходили все масленичные развлечения, вокруг чучела Масленицы. В последний день праздника чучело сжигали и разбрасывали пепел по земле: чтобы был хороший урожай. Поэтому у чучела не делали лица – считалось, что имея лицо, чучело имеет и душу, и тогда его нельзя сжигать.
А пока чучело стояло на видном месте, дети и взрослые катались с гор, ездили на санях, запряжённых тремя лошадьми – наперегонки, строили снежные крепости и городки, защищали их или брали их у «неприятеля». Все эти развлечения на улице сопровождались шутками, весёлыми песнями, озорными частушками.
Послушайте некоторые из них:
Как на масляной неделе Из трубы блины летели. Ой, блиночки мои, Подрумяненные! Шила платье из капусты, Огурцом отделала. Рассердилась, платье съела, Что же я наделала? Я на Масленку катался, Трое саней изломал, Ворона коня замучил, И милашку покатал.
Здравствуй, Масленица годовая,
Наша гостьюшка дорогая!
Приезжай к нам на конях вороных,
Да на саночках скорых расписных.
Чтобы слуги в санках были молодые,
Нам подарочки везли бы дорогие:
И блины, и оладьи, и калачи,
К нам в печку да в окошко их мечи!
Вторник - "Заигрыш". В этот день строили крепости, горки, качели вешали.
Проводится русская народная игра «Горшки»
Одна группа детей садятся в кружок и назначаются «горшками». Другие становятся «хозяевами» и встают каждый у своего «горшка», сзади. Если играют дети более-менее одного возраста, то «горшки» садятся на корточки.
Выбранный считалкой водящий - «покупатель» – ходит по кругу и, подходя по очереди к каждой паре, ведет с «хозяином» диалог. «Покупатель» спрашивает: «Кум, (кума), не продашь ли горшок?». « Хозяин» может отказаться. В этом случае он говорит: «На продажу не держу!» Тогда водящий идет к следующей паре. Если хозяин готов «продать горшок», диалог получается другой.
«Покупатель»: «Кум, (кума), не продашь ли горшок?»
«Хозяин»: «Купи, что дашь?»
«Покупатель»: «Дам шильце, да мыльце, да золотое зеркальце!»
«Хозяин»: «По рукам!»
После этих слов, «хозяин» и «покупатель» ударяют по рукам и бегут в разные стороны по кругу. Задача каждого из них – поскорее занять свободное место около «горшка». Нужно добежать и положить руки на плечи «горшку». Тот, кто успел первым, становится «хозяином», а опоздавший – водящим.
Конечно, «горшкам» в такой игре отводиться очень пассивная роль. Поэтому, если играют дети одного возраста, можно изменить правила. Пусть проигравший состязание в беге становиться «горшком», бывший «горшок» – «хозяином», а победитель – водящим - «покупателем».
Можно «назначить» горшками и неодушевленные предметы: кегли, мячи, нарисованный на земле небольшой круг.
Среда - "Лакомка" («Сладкоежка»). В этот день или лакомились блинами и другими масленичными яствами. Круглая форма и золотистый цвет блинов считался символом солнца. Его ждали после долгой зимы с нетерпением.
О блинах сложено много поговорок:
- Без блинов не Масленица, без пирогов не именины. - Блин добро не один. - Блин брюха не портит.
Четверг - "Широкая Масленица". Еда вся - блинная. Разноцветные пекли блины: с морковкой - оранжевые, из гречневой муки, со свеклой - красные, зеленые - с сушеной крапивой. А ещё четверг слыл разгульным и назывался «разгуляй – четверг». На этот день приходилась середина веселья и гульбы.
В этот день гуляли с утра до вечера, пели частушки, плясали, водили хороводы. Масленице пели и песни:
«Едет Масленица дорогая, Наша гостьюшка годовая, На саночках расписных, На кониках вороных»
Нередко во время гулянья раздавались шутливые дразнилки – не для того, чтобы обидеть, а чтоб повеселиться:
- Николай. Николай, сиди дома, не гуляй, в балалаечку играй! - Маринка-корзинка, прыгала, скакала, в болото упала! - А у Ваське на носу съели кошки колбасу! - Андрей-воробей, не гоняй голубей, гоняй галочек из-под палочек!
Пятый и шестой день – пятница и суббота – были «гостевыми днями» и посвящались хождению по родне.
Пятница - "Тещины вечерки". Вся семья на блины к бабушке шла.
Суббота - "Золовкины посиделки" - к тетям и дядям шли на блины.
Воскресенье - седьмой и последний день Масленицы – был днём «проводов зимы»: чучело, сделанное из соломы, выносили на улицу и сжигали. Так вот прощались с Масленицей…
- Ты прощай, прощай Наша Масленица: Ты не в среду пришла, и не в пятницу, Ты пришла в понедельник, Всю неделю веселье!
проводится русская народная игра «Гори, гори ясно»
А ещё этот день назывался «Прощенным воскресеньем". В этот день люди друг у друга просят прощения за те обиды, которые причинили.
В старину люди, когда у них просили прощения, отвечали: "Бог простит".
Мы с вами тоже скоро будем праздновать Масленицу. Как вы думаете, как мы с вами будем веселиться?
Воспитатель: водить мы будем хороводы, брать крепость, сжигать чучело и угощаться блинами. А когда придет прощенное воскресенье - будем прощение просить за обиды у своих близких. Вот какие чудесные наши русские традиции.
После Масленицы начинался Великий пост, когда нельзя было есть блины, мясо, масло, молоко, сыр, пироги, а ели только постную пищу: грибы, овощи, орехи. Пост длился до Пасхи.
А сейчас ответьте на вопросы:
Как ещё называют праздник «Масленицу»? что он означает? (проводы зимы и встречу весны)
Как люди встречают Масленицу? Что делают, чтобы легче было разговаривать с Масленицей? (встречают прибаутками, песнями, делают чучело Масленицы)
Где устанавливают чучело и что вокруг него происходит? (на видном месте, игры, забавы)
Чем люди задабривают, зазывают Масленицу? (блинами-пирогами)
Что означает круглый блин? (солнышко)
Какие вам понравились частушки, прибаутки, дразнилки? О чем они?