Урок рассчитан на учащихся 6 классов. Задачи:
Обобщить знания учащихся об особенностях восприятия человеком
окружающей среды с помощью анализаторов
продолжить развитие навыков работы с информационными
технологиями; развивать умения самостоятельной работы
показать возможности применения информационных технологий
(с интерактивной доской);
развивать логическое мышление, познавательный интерес;
воспитывать информационно - грамотную личность;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1. Организационный момент (приветствие). 2. Постановка целей и задач.
Ребята, сегодня мы должны вспомнить с вами, что такое анализаторы, и каково их строение, охарактеризовать гигиену органов чувств и познакомиться с интересными фактами о них за страницами вашего учебника.
1.Показ презентации.
IОрган зрение. На предыдущих уроках мы с вами знакомились с сенсорной системой, к которой относятся анализаторы.
Перечислите известные вам анализаторы? (зрительный анализатор, слуховой, обонятельный, осязательный, вкусовой) Сегодня мы проведём урок обобщения по пройденным темам.
Тема нашего урока «Значение органов чувств для человека в восприятии окружающего мира?!».
Анализаторы или сенсорные системы - это системычувствительных нервных образований воспринимающих и анализирующих различные внешние и внутренние раздражения
Мы живем с вами среди прекрасных красок, звуков и запахов. Но способность видеть больше всего влияет на наше восприятие мира, именно благодаря глазам мы с вами получаем 95% информации об окружающем мире.
Я просыпаюсь утром и вижу лица своих родных людей.
Я выхожу утром на улицу и вижу солнце или тучи, желтые одуванчики среди зеленой травы или заснеженные деревья.
Я иду коридорами своей школы и вижу вас, своих учеников, – и вы улыбаетесь мне.
Художники, поэты и писатели всех эпох, создавая свои шедевры, отводили большую роль описанию глаз. А вот как описал его Мастер поэтических строк Николай Заболоцкий: Ее глаза – как два тумана, Полуулыбка, полу плач, Ее глаза – как два обмана, Покрытых мглою неудач. Соединенье двух загадок. Полу восторг, полу испуг,
Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук. Когда потемки наступают И приближается гроза, Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза.
А теперь представьте на минуту, что вся красота окружающего нас мира исчезла. Вернее, это голубое небо, лица друзей, улыбающиеся весеннему солнцу, существуют, но где-то вне нас, точнее, вне нашего зрения. Мы не можем этого увидеть, или видим только часть... Вы скажете, слава Богу, это не с нами. Мы просто не представляем свою жизнь в темноте.
1. Исследовательская работа «Ничего не вижу». Перед уроком на столах лежат платки разного цвета: красные, желтые, синие, зеленые – по два на стол. Двое за партой разделены – один завязывает себе глаза (он не видит), другой завязывает себе рот – он не может говорить.
Я беру ящик, в котором лежат приготовленные предметы (яблоко, каменная вазочка, металлическая пирамидка, апельсин, карандаш, часы …). Всего 15 предметов, по одному на стол.
Прохожу по классу и ученик, у которого завязаны глаза, наугад берет первый попавшийся на ощупь предмет. После того, как предметы оказались в руках «слепых», я громко читаю задания, которые появляются на экране: «Что это?», «Что ты можешь сказать об это предмете? », «Какие органы чувств работают в этом случае?», «А что вы не можете определить в этом случае?»
Отвечают «слепые». «Немые» подсказать им не могут, у них рты завязаны. Они только записывают ответы напарника. Для этого им розданы специальные бланки. (бланки подписать)
№1. Ничего не вижу….
Ответить на вопросы:
Что это?_____________________
Что ты можешь, сказать об этом придемте?__________________
3.Какие органы чувств работают в этом случае? ________________
4.Что можно определить в этом случае? _______________________
Несколько «слепых» я выборочно поднимал и просил вслух рассказать о предмете, который был у них в руке. После окончания исследования предмета бланки сдаются.
Вывод: Можно рассказать о предмете почти все, не видя его. Но вот цвет предмета без органа зрения определить нельзя.
IIОрган слуха. Чувство слуха – одно из главных в жизни человека. Слух и речь вместе составляют важное средство общения между людьми, служат основой взаимоотношений людей в обществе. С помощью органа слуха звуковые колебания преобразуются в нервные импульсы, сигнализирующие о том, то происходит в окружающей среде. Орган слуха построен очень сложно и состоит из наружного, среднего и внутреннего уха.
Чувствительность слуха оценивается по абсолютному порогу слышимости. У детей верхняя граница слуха достигает 22000 Гц, у пожилых людей она ниже – около 15000 Гц. У многих животных верхняя граница слуха выше, чем у человека. У собак. Например, оно доходит до 38000 Гц, у кошек- 70000 Гц. У летучих мышей – 100000 Гц. Для человека звуки в 50-100 тыс. колебаний в секунду неслышимы – это ультразвуки. При действии звуков очень высокой интенсивности (шума) у человека возникает болевое ощущение, порог которого лежит около 140 Дб, а звук в 150 Дб становится непереносимым.
Слишком много сейчас «меломанов», все достоинства музыки видящих в ее громкости. Не задумываясь, что их близкие страдают от этого. При этом барабанная перепонка колеблется с большим размахом и постепенно теряет свою эластичность. Чрезмерный шум не только ведет к потере слуха, но и вызывает психические нарушения у людей. Реакция на шум может проявляться и в деятельности внутренних органов, но особенно в сердечно – сосудистой системе.
2.Исследовательская работа «Ничего не слышу». Прошу выйти добровольца для демонстрации следующего эксперимента. Объясняю задачу: под музыку потанцевать. Причем музыку будет слышать только она через наушники (при этом выражение лица не должно выдавать истинный характер услышанной музыки – хоть плачь, хоть смейся – только движения). Вопросы на экране.
№2 Ничего не слышу……
Ответить на вопросы:
1. Можно ли сказать. Какой характер музыки, «изображение» которой вы видите?
2.Можноли сказать какая музыка: классическая или попсовая или какая-то другая?
3. Что же не дает нам возможность судить полноценно о полученной при помощи глаз информации?
Через компьютер включаю веселую музыку (__________________). Один ученик в наушниках танцует (почти со зверским выражением лица, скорее всего, чтобы не рассмеяться).
Прошу высказываться учащихся. Что можно сказать по танцующей (ему), о типе музыки, ее темпе и т. д. Практически трудно угадать. Можно ли сказать эта музыка: серьезная, трагическая, скорее классическая или наоборот. Почему? Всё зависит от того, как будет танцевать, уч-ся не улыбаясь, медленно двигаясь или наоборот.
Делаем вывод. Без органа слуха невозможно правильно оценить поступающую через органы зрения информацию о звуках.
IIIОрган вкуса Вкус - ощущение сложное. Оно, как правило, возникает при восприятии пищи одновременно с запахом. Все вещества, которые растворяются в воде, обладают вкусом. Вкусовые рецепторы расположены на поверхности языка – на вкусовых сосочках. Разные участки языка по-разному ощущают вкус: кончик языка более всего чувствителен к сладкому, задняя часть языка – к горькому, боковые края – к кислому, передняя и боковые части языка – к соленому. По нервным волокнам сигналы поступают в определенные отделы головного мозга. При обычном восприятии пищи работают все вкусовые рецепторы языка. Из четырех простых вкусов: кислого, сладкого, горького и соленого – мозг создает сложный вкусовой образ, который возникает, когда мы едим мороженое, лимон, арбуз, клубнику и другое. Обоняние обязательно участвует в восприятии пищи.
3. Исследовательская работа» Определение вкуса». Слышим, видим, осязаем, ощущаем вкус (но отсутствует обоняние) На столе учителя стоят два штатива по три пробирки в каждом.
1 – простая вода; 2 – чуть сладкая вода 3 – чуть соленая вода; 4 – простая вода; 5 – чуть сладкая вода; 6 – чуть соленая вода.
Вызываю добровольца ( ). Даю снять пробу из 1, 2 и 3 пробирок и сказать, что там. 1 – простая вода, 2 – сладенькая вода, 3 – соленая вода. Какой вывод делает испытуемый? Вызываю второго добровольца ( ). Желательно с респираторным заболеванием. Даю на пробу содержимое 4, 5 и 6 пробирок. 4 -__________вода, 5 –__________ вода, 6 – ___________ вода – это её ответ. На экране незаконченное предложение: «Известно, что при простудных заболеваниях, когда нос заложен, еда кажется безвкусной, так как ……………………………………………………………………………………………… Ребята предлагают несколько вариантов продолжения и общий ответ такой:(полное вкусовое чувство возникает в результате сложного взаимодействия вкусовых, обонятельных, температурных, осязательных рецепторов, расположенных в слизистой оболочке ротовой полости, и соответствующих анализаторов, поэтому при насморке еда кажется безвкусной) IVОрган обоняния 4. Исследовательская работа. Учитель просит закрыть учащихся глаза и разбрызгивает по классу апельсиновый сок (можно любое, знакомое детям, ароматическое вещество).
Учитель:Что вы представили, ощутив запах? Ассоциации учащихся: Свежесть после дождя. Новый год. Стакан апельсинового сока. Учитель: Почему у вас возникли такие ассоциации? Учащиеся: Все анализаторы связаны на уровне коры. Это ведёт к целостному восприятию окружающего мира и адаптирует организм к окружающей среде. Ассоциативные зоны коры больших полушарий воспроизводят ранее увиденные образы на основании запаха.
В конце урока мы записываем общий вывод о важной роли каждого органа чувств для человека и подчеркиваем, что только во взаимодействии всех чувств человек полноценно воспринимает окружающий мир, т.к. не получая сообщений из внешнего мира наша нервная система не может хорошо работать. Наше выживание зависит от знания того, что происходит во внешнем мире и от понимания нашего места в нем. V. Домашнее задание.
Опорный конспект. Параграф 56 учебника выучить.
4. Рефлексия – Уходя, поставь любой знак в схеме на доске в зависимости от того, как ты чувствовал себя на уроке.
Средняя школа имени Жамбыла
Значение органов чувств, для человека в восприятии окружающего мира
object(ArrayObject)#862 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(241) "Органы чувств: глаза, уши, нос, язык, кожа. Их значение и функция в жизни человека. Значение и функции органов чувств в жизни человека."
["seo_title"] => string(80) "orghany_chuvstv_ghlaza_ushi_nos_iazyk_kozha_ikh_znachieniie_i_funktsiia_v_zhizni"
["file_id"] => string(6) "434616"
["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1508956373"
}
}