Урок поможет раскрыть содержание понятия «органы чувств»; сформировать знания о функциях органов чувств и их видах, о видах ощущений; раскрыть роль ощущений и восприятий в жизни человека, в познании окружающего мира.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Значение органов чувств»
Разработка урока по биологии 9 класс.
Учитель Хрубилова Т.И.
ГКОУ «Красноярская специальная (коррекционная) школа – интернат».
Тема урока: «Значение органов чувств».
Цели урока: Обучающая: Раскрыть содержание понятия «органы чувств» ; сформировать знания о
функциях органов чувств и их видах, о видах ощущений; раскрыть роль ощущений
и восприятий в жизни человека, в познании окружающего мира.
Коррекционно – развивающая: Продолжать коррегировать фразовую речь при ответах
на вопросы, способствовать запоминанию и воспроизведению изученного
материала, развитию самостоятельности в выполнении задания.
Развивать речь, логическое мышление, память.
Воспитывающая: Воспитывать ответственность, стремление к знаниям, умение
преодолевать трудности в процессе обучения.
Оборудование: Учебники, рабочие тетради, таблица, словарные слова, кроссворд, конверт с
лавровым листом, рисунки, веточки сосны.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.
I .Организационный момент.
- Здравствуйте ребята. Тихо займите свои места. Проверьте, все ли готовы к уроку.
II. Проверка изученного на прошлом уроке.
- Прежде, чем перейти к изучению нового материала, давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке. (О нервной системе).
- Каково строение нервной системы? (Нервная система состоит из головного и спинного мозга и нервов).
-Назовите основные свойства нервной системы. (Основными свойствами нервной системы является возбудимость и проводимость)
-Правильно, молодцы ребята. А сейчас откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число.
III. Сообщение темы и цели урока.
- У вас на партах лежат конверты. Откройте их и рассмотрите содержимое. Составьте полную характеристику данного предмета самостоятельно и запишите в тетрадях. Работаем в парах. У вас 2 минуты.
-Серёжа зачитает результат.
- Молодец. Ребята, у всех такие ответы?
- А вы узнали, что это за лист?
- А каким путём вы получили эту информацию? (Потрогали, посмотрели, понюхали, попробовали на вкус)
-А что вам в этом помогло? (Глаза, руки, нос, язык)
-Молодцы! Вы получили эту информацию, благодаря знаниям о свойствах и качествах предметов, используя органы чувств. Об отдельных свойствах предмета нам сообщают наши ощущения.
- И так, кто догадался, о чём будем сегодня говорить? (Об органах чувств)
- Верно. Тема нашего урока «Значение органов чувств» (на доске). Наши задачи – определить, какое значение (какую роль) играют органы чувств в нашей жизни и какие органы чувств есть у человека.
-Запишите тему урока в тетрадях.
IV. Изучение нового материала.
А) Работа по теме. (слайд с изображением картины леса).
-Что вы видите на этой картине? ( на картине изображён лес).
- Вглядитесь пристально, что вы видите теперь? (деревья, кустарники, траву).
- Мы начинаем различать деревья, кустарники, траву, просветы неба между деревьями. Лишь постепенно мы выделяем в виде отдельных свойств зелёный цвет листьев, коричневый цвет коры деревьев, голубой цвет неба. Об отдельных свойствах окраски предметов нам сообщают наши зрительные ощущения (слайд с изображением глаза).
- Какой орган помогает нам ? (глаз – орган зрения) (Слайд с изображением глаза и надписью органа чувст).
Точно так же воспринимаются звуки леса. А какие звуки вы можете услышать в лесу?
- А сейчас послушайте и скажите, какие звуки вы услышали. (Лесной шум от колеблющихся ветром листьев на деревьях, пение птиц, срекотание насекомых).
- Разные по силе, тембру, продолжительности, эти звуки выделяются в отдельные слуховые ощущения.
- Какой орган помогает вам? (слайд с изображением уха) (Ухо – орган слуха) (слайд с изображением уха и надписью)
- У вас на партах лежат сосновые веточки. Возьмите их в руки и понюхайте. Ведь вам давно знаком этот запах и вы его ни с чем не спутаете. Ваша память его запомнила.
-Какой орган помогает нам ощутить запах сосновых веток? (слайд с изображением носа)
(Нос – орган обоняния.) (слайд с изображением носа и надписью)
- А теперь уколитесь легонько сосновой веточкой.
- Какой орган помогает нам ощутить боль от укола сосновой веточкой? (слайд с изображением кожи) (Кожа – орган осязания) (слайд с изображением кожи и надписью)
- А какой орган помогает нам понять, что мы едим мясо, рыбу, апельсин и т. д.? (слайд с изображением языка) ( Язык – орган вкуса). (слайд с изображением языка и надписью)
- С помощью каких органов чувств вы составили своё представление об окружающей среде? (С помощью глаз, ушей, носа, кожи, языка).
- То есть глаза, уши, нос, кожа, язык помогают нам ощутить свойства предметов и явлений окружающей нас среды. Реально существующие предметы и явления внешнего мира действуют на органы чувств. Возникающие в органах чувств нервные импульсы по нервам доходят до участков зон коры больших полушарий и вызывают ощущения. На основе ощущений благодаря деятельности коры больших полушарий образуются восприятия, которые отражают в нашем сознании не отдельные свойства вещей (цвет, запах, вкус, тяжесть), а их в целом – яблоко, парта, телевизор, апельсин и т. д. Так в результате люди правильно отражают и воспринимают окружающую среду в своём сознании.
- А сейчас на партах найдите карточку со значением слова ОЩУЩЕНИЕ и прочитайте самостоятельно.
- Ощущение – это непосредственное отражение свойств предметов и явлений внешнего мира и внутренней среды, воздействующих на органы чувств.
- Прочитали? А теперь попробуйте своими словами сказать, что является ощущением.
- Запишите в тетрадях значение слова ОЩУЩЕНИЕ.
- Наш мозг выделяет эти свойства и тут же объединяет их, схватывает предмет в целом.
- Вспомните, как вы составляли характеристику предмета. Пальцы ощупывали поверхность, глаза различали цвет, форму, язык помогал определить вкус.
Б) Физминутка.
В) Работа с учебником.
- Откройте страницу 243 и найдите 3-й абзац. Света читает вслух.
Работа по вопросам:
- итак, каково значение органов чувств?
-Назовите органы чувств, которые помогают нам учиться.
- С каким органом тесно связаны органы чувств?
- Как вы думаете, а почувствовать опасность нам помогают органы чувств?
- Приведите примеры, в каких случаях органы чувств предупреждают нас об опасности.
- Вспомните, с помощью чего вы описали лист?
- Итак, перечислите все органы чувств. (на доске картинки с изображением всех органов чувств).
V .Закрепление изученного.
А) Работа с таблицей.
- А сейчас н а партах найдите таблицу :
«Значение органов чувств»
Органы чувств.
Значение.
1
2
3
4
5
- Рассмотрите её, Саша заполнит таблицу у доски, остальные на местах самостоятельно. (проверка правильности заполнения таблицы).
- Проверьте, у всех так как на доске?
Б) А сейчас проверим, как поняли материал. Я прочитаю слова, а вы выберите нужное.
Ухо, волосы, язык;
Яблоко, кожа, глаза;
Рыба, нос, лимон.
В) Тест-показ.
- Максим покажет слепого и глухого человека.- Легко ли жить человеку, если утрачен один из органов чувств?
VI. Итог урока.
- Какие органы чувств есть у человека?
- Зачем они нам нужны?
- Молодцы, вы отлично сегодня поработали и получили следующие оценки….
VII. Домашнее задание.
- Дома читать параграф и отвечать на вопросы после текста.
object(ArrayObject)#876 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(241) "Органы чувств: глаза, уши, нос, язык, кожа. Их значение и функция в жизни человека. Значение и функции органов чувств в жизни человека."
["seo_title"] => string(80) "orghany_chuvstv_ghlaza_ushi_nos_iazyk_kozha_ikh_znachieniie_i_funktsiia_v_zhizni"
["file_id"] => string(6) "434616"
["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1508956373"
}
}