Дидактическая цель | Ознакомить учащихся с проявлениями жизнедеятельности клетки; сформировать представления о движении, росте и развитии растительных клеток. |
Задачи | Образовательная: сформировать первоначальное представление о жизнедеятельности клетки, о взаимосвязи между строением и функциями клетки в растительном организме. Развивающая:продолжить развитие умения сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; развивать умения составлять и читать схемы, выделять главное, анализировать полученную информацию, делать выводы. Воспитательная: формировать коммуникативные качества у учащихся, культуру поведения на уроках, создать условия для учения с увлечением, воспитывать самостоятельность, чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности. |
Формировать УУД | Предметные УУД: у учащихся формируются первоначальные представления о жизнедеятельности клетки. Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им. Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательностьдействия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предложение. |
Планируемые результаты | Предметные: знать, какие процессы жизнедеятельности протекают в клетке. Метапредметные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действия на уроке, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предложение. Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения. Умение ориентироваться с своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
Основные понятия урока | Процессы жизнедеятельности в клетке, движение цитоплазмы, обмен веществ, размножение, деление. |
Организация пространства | Фронтальная работа, Работа в парах, Индивидуальная работа |
Формы учебной деятельности | Индивидуальная, групповая |
Технология | Развитие критического мышления. Личностно ориентированного обучения. Игровая технология. Проблемного обучения. |
Средства обучения | Технические: - компьютер; - мультимедийный проектор. Программные: -презентация -учебник Пасечника В.В. - печатная тетрадь. |
Этапы урока | Основное содержание | Виды деятельности учителя | Виды деятельности учащихся | Планируемые образовательные результаты |
предметные | УУД: регулятивные познавательные коммуникативные | Личностные |
Организационный момент | Создание благоприятной атмосферы на уроке Цель: осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться, работаем старательно, слушаем внимательно. Долгожданный дан звонок, начинаем мы урок. Надеюсь, что наш урок пройдет интересно и увлекательно. Предлагает перед началом урока поставить перед собой цель-оценку, которую учащиеся хотят получить в конце урока. | Слушают, наблюдают, настраиваются на восприятие материала урока. Проверяют свою готовность к уроку, концентрируют внимание.
Учащиеся ставят оценку в маршрутном листе урока (см. приложение): красный-отлично; зелёный-хорошо; синий-недостаточно хорошо | | | самоорганизация |
Повторение пройденного материала
Самостоятельная работа с самопроверкой | Цель: актуализация изученных способов действий, мыслительных опреаций и познавательных процессов. Цель: самостоятельно выполнять задание, провести взаимопроверку, корректировки возможных ошибок. | Задает вопросы (фронтальный опрос). 1.Из чего состоят все растения? 2.С помощью чего можно увидеть клетки?
Чтобы ответить на вопрос, какие органоиды входят в состав клетки, 1.предлагает собрать макет - «Строение растительной клетки» 2.Установить соответствие «Органоиды и их функции» Проверка выполнения самостоятельной работы. | Отвечают на вопросы: Из клеток. С помощью микроскопа.
Учащиеся собирают и склеивают макет «Строение растительной клетки»
2. устанавливают соответствие.
Проверка в парах. | Должны знать основные органоиды, входящие в состав клетки: ядро, цитоплазма, клеточная мембрана, вакуоли, ядро, ядрышко. Уметь различать органоиды клетки. | Регулятивные УУД: Учатся отличать правильно выполненное задание от неправильного. Познавательные УУД: формирование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. | Постепенное выстраивание собственного целостного мировоззрения |
Подведение к определению темы урока, целеполагание и мотивация | Цель: определение последовательности действий, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить. | Организует формулирование темы урока и постановку цели урока. Актуализация имеющегося опыта: обеспечивает воспроизведение знаний, умений и способов действия, на базе которых будет организована работа на уроке. Вступительное слово учителя -какими свойствами обладают живые организмы? -какие свойства растительной клетки мы с вами изучили на прошлом уроке?
Рассказ с элементами беседы Итак, мы сегодня продолжим знакомство с процессами , протекающими в клетке. | Учащиеся слушают, отвечают на вопросы и сами определяют тему и цели урока, отвечая на вопросы учителя.
- дыхание, питание, рост , размножение.
- дыхание и питание. Учащиеся с помощью наводящих вопросов сами формулируют тему и цели урока: Тема: - «Жизнедеятельность клетки: рост, развитие» Цели: используя знания о клетке, доказать, что в клетке протекают процессы жизнедеятельности. | Выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. | Регулятивные УУД: формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка темы урока) Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать речь других людей, инициативное сотрудничество в поиске информации. Познавательные УУД: структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков. | Осознание целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки |
Актуализация знаний | Цель: изучение процессов жизнедеятельности клетки | Эвристическая беседа Все клетки способны дышать, питаться, расти, размножаться. Что необходимо для того, чтобы проходили все эти процессы? Чтобы ответить на этот вопрос предлагаю прочитать текст учебника на странице 43, 1-ый абзац -Что необходимо клетке для нормальной жизнедеятельности? - Как вещества поступают в клетку? -О каком процессе жизнедеятельности вы прочитали? | | Должны знать основные процессы жизнедеятельности клетки: дыхание, питание, рост, обмен веществ. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структуритровать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, умение работать с различными источниками информации. Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске информации | Признавать право каждого на собственное мнение; умение соблюдать дисциплину на уроке. |
Физкультминутка | Цель: снятие усталости и напряжения, создание условий для психоэмоциональной разгрузки | Физкультминутка Все органоиды клетки способны к движении. Давайте и мы свами тоже немного отдохнем и подвигаемся | Учащиеся выполняют физкультминутку. | | | |
Создание проблемной ситуации | Цель: формирование у учащихся логического мышления | Почему не погибает все растение, если у него отмирает несколько клеток? -Как вы это можете узнать? -Прочитайте текст нас.45 учебника. Выполнить задание №33 в рабочей тетради на с.24. Фронтальная проверка задания. | Учащиеся слушают. Отвечают на вопрос.
-С помощью учебника и учителя.
Учащиеся выполняют задание. | | | |
Обобщение изученного материала | Цель: выявление качества усвоения содержания и способов действий, обеспечение развития способностей к оценочным действиям для подведения к выводу о достижениях цели урока | Рассказ с элементами беседы Вы уже знакомы с процессами жизнедеятельности клетки. А сейчас я прочитаю вам сказку, а выделите и запишите то, о чем мы говорили на уроке.
Просит отметить в маршрутных листка, что нового узнали, что непонятно, что уже знали | Слушают и изображают
Учащиеся отмечают в маршрутных листах, что нового узнали, что непонятно, что уже знали. | Знать основные виды процессов жизнедеятельности и объяснять их сущность | Регулятивные УУД: в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценивания Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать. | Признавать право каждого на собственное мнение; умение соблюдать дисциплину на уроке. |
Рефлексия | Цель: самооценка учащимися собственной учебной деятельности и деятельности одноклассников во время урока | | Учащиеся выставляют оценку своей работе на уроке и анализируют её. | У учащихся формируются первоначальные представления о жизнедеятельности клетки | Познавательные УУД: контроль и оценивание процесса и результатов деятельности. Коммуникативные УУД: умение планировать учебное сотрудничество с товарищем | Способность к самооцениванию. На основе критерия успешности учебной деятельности |
Домашнее задание | | Предлагает записать домашнее задание в дневнике | Учащиеся отмечают домашнее задание. | | | |
Прочитайте сказку еще раз, самостоятельно, отметьте, какие процессы происходят в клетке?