Образовательная цель: Способствовать ознакомлению с процессами жизнедеятельности клетки, раскрытию взаимосвязей между строением и функциями клетки, расширить базу биологических понятий за счёт включения в неё новых элементов. Называть главные части клетки, отличия в строении растительной и животной клетки, научиться применять биологические знания в современном мире.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«жизнедеятельность клетки»
Технологическая карта урока№ 13
Тема: Жизнедеятельность клетки, её деление и рост.
Тип урока: Урок комплексного применения знаний.
Технологии: Здоровье сбережения, развивающего обучения, развития исследовательских навыков, группового обучения.
Цель урока: Выделение существенных признаков процессов жизнедеятельности клетки. Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты. Готовить микропрепараты и работать с микроскопом.
Задачи урока:
Дидактическая цель: Создать условия для применения знаний в знакомой и новой учебной ситуации.
Образовательная цель: Способствовать ознакомлению с процессами жизнедеятельности клетки, раскрытию взаимосвязей между строением и функциями клетки, расширить базу биологических понятий за счёт включения в неё новых элементов. Называть главные части клетки, отличия в строении растительной и животной клетки, научиться применять биологические знания в современном мире.
Деятельностная: Формирование умений реализации новых способов действий: формулировать цель учебной деятельности; планировать этапы работы, уметь выбирать способ и средства реализации учебной цели, осуществляет самооценку собственной учебной деятельности на уроке и работы одноклассников.
Развивающая: Продолжить развитие умения сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Коммуникационная: Участие во фронтальном опросе,поиск нужной информации.
Задачи познавательной деятельности: Преобразовывать информацию в форму рисунка.
Воспитательная: Создать условия для учения с увлечением, воспитывать самостоятельность, чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности, воспитывать культуру общения при участии в беседе, при работе в группах;формировать нравственные качества у учащихся: чувство доброты, внимания к окружающим.
Планируемые результаты:
Метапредметные УУД:
Коммуникативные:Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность), устанавливать рабочие отношения в паре, проявлять интерес к исследовательской деятельности.
Познавательные: Вычитывать все уровни текстовой информации,преобразовывать информацию из одного вида в другой.
Личностные УУД: Формирование навыков применения биологических знаний в современном мире, формирование познавательного интереса к предмету исследования.
наглядный (работа с рисунками, схемами, текстами, таблицами),
практический (выполнение практической работы в парах),
Стимулирования и мотивации учения (познавательные факты, создание ситуаций успеха), самоконтроля и самооценки (самопроверка ответов на вопросы, самооценка знаний и работы в паре).
Формы организации познавательной деятельности на уроке: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая:
фронтальная беседа, работа с текстом, биологическими терминами, иллюстрациями и текстом учебника, таблицами, выполнение практической работы в паре.
Ресурсы: Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012. – 141 с.
Таблицы: таблица «Строение животной и растительной клетки»,таблица «Деление клетки».
карточки с заданиями для работы в парах, тесты для индивидуальной работы, ключ ответов, микроскопы, вода, компьютер, проектор, экран, электронный микроскоп.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса:
Учащиеся владеют
• регулятивными УУД:
формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов
(2 уровень);
преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную, совместно с учителем
(2 уровень);
• познавательными УУД:
собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя (1 уровень);
• коммуникативные УУД:
высказывать свою точку зрения по инициативе учителя;
• личностные УУД:
осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижения:
Вид планируемых учебных действий
Учебные действия
Планируемый уровень достижения результатов обучения
Предметные УД
• опознают понятия «клетка», «цитоплазма», «ядро» адекватно используют их в собственной речи.
1 уровень — понимание, адекватное употребление в речи.
• рассказывают и показывают по таблице (рисунку строение растительной клетки) строение.
2 уровень — воспроизведение.
• анализируя и оценивая факты, приходят к выводу о клеточном строении растений.
3 уровень — реконструкция (преобразование) информации.
Регулятивные УУД
• самостоятельно преобразуют практическую задачу в познавательную,
формулируют вопросы.
3 уровень — самостоятельное действие учащихся на основе усвоенного алгоритма действий.
• планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления
3 уровень — самостоятельное действие учащихся на основе имеющихся знаний о методах биологических исследования.
Познавательные УУД
• сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников
2 уровень — совместные (групповые), выполняемые под руководством учителя действия учащихся.
Коммуникативные УУД
• готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции.
1 уровень — высказывать свою точку зрения по инициативе учителя.
Личностные УУД
• осуществляют рефлексию своего отношения к содержанию темы
2 уровень — выполнение учебного действия с использованием опорных слов
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1. Организационный момент
Приветствует, проверяет присутствующих, готовит к работе на уроке, организует внимание к работе, включает в учебный ритм;
создаёт положительный, эмоциональный настрой.
Ученики эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность, проверяют готовность оборудования и школьных принадлежностей к работе
Коммуникативные:- учатся культуре общения.
Личностные:
Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам, самоопределение, смыслообразование.
Регулятивные:
Умение организовать выполнение
заданий учителя.
2. Вызов информации
1.Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности.
Предлагает определить тему урока по оформлению кабинета, определить связь темы с понятиями: клетка, микроскоп, ядро, цитоплазма, мембрана.
Сегодня урок открытия новых знаний.
На доске цитата “Отыщи всему начало, и ты многое поймешь!” Козьма Прутков.
Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир растительной клетки.
2.Актуализация
знаний, сообщение темы и целей урока.
Определите цель урока и предложите план, ход работы.
Вы узнали, что лист, плод, лепесток цветка состоит из клеток. Какой вывод можно сделать из этого?
Как осуществляются жизненно важные процессы в клетке?
Каковы признаки живого организма?
Является ли одна клетка живым организмом?
Выдвигает проблему, сообщает тему урока.
1.Формулируют тему урока, обсуждают в парах связь темы и понятий на доске,
высказывают мнения.
2. Определяют цель, планируют ход работы.
Решая проблему, определяют тему урока.
Запись числа, темы урока.
Познавательные:- учатся строить высказывания; анализировать, сравнивать. Предметные: - применяют изученный материал для решения практических задач. Коммуникативные:- учатся культуре общения.
Регулятивные:- учатся самостоятельно определять цель учебной деятельности, планировать ход работы.
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные:
Самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование. Умение организовать выполнение заданий учителя.
Коммуникативные:
Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.
3. Этап осмысления
Постановка учебной задачи.
Что сегодня нам предстоит выяснить?
Исходя из темы урока, сформулируйте главную цель.
Обсуждение затруднений
(почему возникли затруднения, чего мы еще не знаем).
Подводит к постановке цели – используя знания о клетке, доказать, что клетка обладает признаками живого организма.
Фронтальная беседа по вопросам, работа с текстом учебника, таблицами.
Конкретизируют тему.
Знакомятся с новыми понятиями: рост, развитие, деление клетки.
сравнивают строение растительной и животной клетки, находят части и органоиды на таблицах.
Коммуникативные: - учатся слушать и понимать речь другого человека; Познавательные:- учатся строить высказывания; сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное.
4. Выполнение практической работы. Усвоение новых знаний.
1.Предлагает работать по плану, который был предложен детьми в начале урока.
2.После самостоятельного приготовления детьми микропрепаратов демонстрирует результат через электронный микроскоп на экран.
3.Желающим предлагает показать части клетки на микропрепарате на экране, зарисовать клетку с подписями на доске.
4. Организует работу в группах. Демонстрирует видеофильм.
Предположите, как клетки питаются?
Клетки связаны между собой цитоплазматическими мостиками. Межклеточное веществосвязывает клетки между собой. Цитоплазма в клетке движется и, поэтому питательные вещества, газы от пор и оболочки поступают ко всем органоидам.
Межклетники – пространство между клетками - образуются в результате его разрушения и округления клеток. Они заполняются воздухом.
Какой можно сделать вывод из рассказа?
3. Деление клетки (рассказ с использованием дидактического материала).
Дочерние клетки несут столько же хромосом, что и материнская.
Старые клетки отличаются от молодых по размерам и количеству вакуолей.
Рис. 10 стр.22 .
Сравните клетки. В чем отличия старой клетки от молодой?
1.Повторяют строение микроскопа, технику безопасности и правила работы с ним (две пары: первая по тестам, вторая – устно с микроскопом). Устные ответы оценивают учащиеся, тесты – по ключу ответов.
2.Настраивают микроскопы, готовят микропрепараты (используют на выбор: таблицу, рабочую тетрадь)
3.Оформляют рисунки, делают подписи.
Работая в группах, анализируют информацию, составляют схему деления клетки в тетрадях.
Слушают объяснения и
инструкцию учителя. Отвечают на вопросы учителя;
Делают выводы и записывают в тетрадь.
Познавательные: учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию; преобразовывать информацию в соответствии с заданием; строить высказывания; анализировать, сравнивать. Коммуникативные:
Учатся слушать и понимать речь другого человека; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре; проявлять интерес к исследовательской деятельности.
Личностные:
Формирование личностного и жизненного самоопределения.
Личностные:
Умение соблюдать дисциплину
на уроке, уважительно относиться к
учителю и одноклассникам.
Регулятивные:
Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
Коммуникативные:
умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.
Познавательные:
Умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.
5.Физкультминутка
Закройте глаза, расслабьте тело,
Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!
Теперь в океане дельфином плывете,
Теперь в саду яблоки спелые рвете.
Налево, направо, вокруг посмотрели,
Открыли глаза, и снова за дело.
6. Закрепление изученного материала.
Даётся самостоятельная работа.
Регулятивные:
Умение организовать выполнение
заданий учителя, делать выводы
по результатам работы. Познавательные:
умение структурировать учебный
материал, выделять в нем главное
7. Рефлексия учебной деятельности.
Осознание учащимися
своей учебной деятельности,
самооценка результатов
деятельности своей и всего класса. Помогает провести рефлексию
1. Все ли вам было понятно в течение урока?
2. Какая часть урока показалась самой интересной?
3. Какая часть урока вызвала затруднение?
4. Комфортно ли вам было работать в паре? Почему?
5. Что вы узнали (чему научились) на уроке?
6. Что хотите ещё узнать?
7. Какое у вас настроение после урока?
По результатам урока заполни
табличку, и оцени уровень
твоей работы на уроке с
помощью шкалы, поставь
крестик на том уровне, какой ты достиг.
Оценивают комфортность работы в паре и работу отличившихся сверстников.
Формулируют ответы на вопросы.
Выбирают домашнее задание по своим интересам в теме.
Учащиеся заполняют таблицу и шкалу.
Коммуникативные УУД: учатся выражать мысли. Регулятивные УУД: учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию. Ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё не известно, но интересно. Личностные УУД:
Формирование личностного самоопределения. Самооценка на основе успешности. Адекватное
понимание причин
успеха и неуспеха в учебной
деятельности.
Познавательные:
Рефлексия. Контроль и
оценка процесса и результатов
деятельности.
8. Информация о домашнем задании.
Выставление оценок.
Формулирует задание, комментируя и отвечая на вопросы учащихся. Выставляет оценки. Задается домашнее задание на выбор: Изучите этикетки продуктов питания растительного происхождения и найдите информацию о содержании белков, жиров и углеводов. Выясните, какие продукты наиболее богаты этими веществами. Результаты исследования запишите в тетрадь.
Используя Интернет или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткие сообщения о том, какие масличные растения используют люди в разных странах?
Воспринимают информацию, фиксируя задание.
Информационный блок
Приложение №1.
Жизнедеятельность клетки
Дыхание Движение цитоплазмы
Питание
Размножение Рост
Как происходит?
Как поступают питательные вещества в клетку?
Приложение. № 2
Задание для 1 группы. Пользуясь учебником и предложенным текстом, выполните задания. Задания. 1. Прочитайте текст. Выделите главную мысль текста. Составьте план, используя который вы сможете рассказать о питании клетки. 2. Ответьте на вопросы. 1) Для чего клетка может использовать поглощаемые вещества? 2) Какими способами клетка может питаться?
Задание для 2 группы. Пользуясь учебником и предложенным текстом, выполните задания. Задания. 1. Прочитайте текст. Выделите главную мысль текста. Составьте план, используя который вы сможете рассказать о дыхании клетки. 2. Ответьте на вопросы. 1) Какое вещество поступает в клетку при дыхании? Для чего оно используется клеткой? 2) Как называются органоиды, отвечающие за дыхание?
Задание для 3 группы. Пользуясь учебником и предложенным текстом, выполните задания. Задания. 1. Прочитайте текст и материал из учебника по этой теме. Выделите главную мысль текста. Составьте план, используя который вы сможете рассказать об обмене веществ в клетке. 2. Ответьте на вопросы. 1) Какое значение имеет обмен веществ? 2) Когда и для чего использует клетка запасные питательные вещества?
Задание для 4 группы. Пользуясь учебником и предложенным текстом, выполните задания. Задания. 1. Прочитайте текст и материал из учебника по этой теме. Выделите главную мысль текста. Составьте план, используя который вы сможете рассказать о росте и развитии клетки. 2. Ответьте на вопросы: 1) В чем отличие понятий рост и развитие? 2) В чем отличие роста растительной клетки от клетки животных
Выполнение теста:
1.Зеленые пластиды называют:
А) хлоропластами,
Б) хромопластами
В) хромосомами
Границей клетки и окружающей среды являются:
2.А) цитоплазма
Б) межклеточное вещество
В) оболочка
3.Вакуоли заполнены:
А) клеточным соком
Б) воздухом
В) цитоплазмой
4.Клеточная оболочка не выполняет указанную функцию:
А) деления
Б) транспорта веществ
В) связи с другими клетками
5.Существование растительной клетки открыл:
А) Роберт Гук
Б) Антоний Ван Левенгук
В) Роберт Кох
6.К органическим веществам клетки относится:
А) вода, нуклеиновые кислоты
Б) белки, жиры и углеводы
В) жиры, углеводы и соли.
Выполнение теста:
1.Зеленые пластиды называют:
А) хлоропластами,
Б) хромопластами
В) хромосомами
Границей клетки и окружающей среды являются:
2.А) цитоплазма
Б) межклеточное вещество
В) оболочка
3.Вакуоли заполнены:
А) клеточным соком
Б) воздухом
В) цитоплазмой
4.Клеточная оболочка не выполняет указанную функцию:
А) деления
Б) транспорта веществ
В) связи с другими клетками
5.Существование растительной клетки открыл:
А) Роберт Гук
Б) Антоний Ван Левенгук
В) Роберт Кох
6.К органическим веществам клетки относится:
А) вода, нуклеиновые кислоты
Б) белки, жиры и углеводы
В) жиры, углеводы и соли.
Тест
1.Каковы различия в наборе органоидов в клетках растений и животных?
1) в клетках растений, но не в клетках животных, имеются пластиды;
2) в клетках растений, но не в клетках животных, имеются цитоплазматические вакуоли с клеточным соком;
3) в клетках животных, но не в клетках растений, имеются центриоли.
2.Каково строение и функции оболочки ядра?
1) отграничивает содержимое ядра от цитоплазмы
2) состоит из наружной и внутренней мембран, сходных по строению с плазматической мембраной
3) имеет многочисленные поры, через которые происходит обмен веществ.
3.Клеточная стенка:
а) имеется только в животных клетках;
б) имеется только в растительных клетках;
в) имеется и в животных и в растительных клетках;
г) отсутствует и в растительных, и в животных клетках.
между ядром и цитоплазмой.
4. Функция лизосом:
а) расщепление белков, жиров углеводов;
б) синтез белков, жиров, углеводов;
в) фотосинтез;
г) санитарную функцию.
5.Цитоплазма не выполняет функцию:
а) перемещения веществ;
б) взаимодействия всех органелл;
в) обмен веществ между клетками;
г) защитную.
6.Углеводы в клетке выполняют функции:
а) каталитическую;
б) защитную;
в) энергетическую;
г) хранение наследственной информации.
7.Способность клетки реагировать на изменения окружающей среды:
а) рост;
б) размножение;
в) раздражимость;
г) развитие.
В 1.Для животной клетки не характерно наличие:
1) хлоропластов
2) рибосом
3) жесткой клеточной стенки
4) оформленного ядра
5) вакуолей с клеточным соком
6) митохондрий.
В 2. В растительной клетке, в отличие от животной, имеются: