300 лет назад английский ученый Роберт Гук совершил величайшее открытие, он понял, что всё большое состоит из маленьких частей (ячеек), которые он назвал клетками. А в 20 веке английские ученые благодаря его открытию уже из малой части – 1 клеточки создали большие ткани, гибриды растений и … овечку Долли.
Представляете!!! Из маленькой-маленькой клеточки – большое животное. Как это удалось? Эти ученые очень хорошо изучали особенности клетки, ее строение, формы и свойства.
Хотите быть учеными-исследователями и поработать в нашей лаборатории. Может мы тоже совершим какое – нибудь открытие и обсудим на заседании ученого совета. Греческий ученый Архимед, сделав открытие, закричал «Эврика!».
У нас правило, совершил открытие, запиши его в дневник и кричи ЭВРИКА, только громко!
Открытие 1. Давайте повторим опыт Роберта Гука. Он рассматривал различные срезы живых растений. Ваша задача рассмотреть срез самого распространенного растения в мире – лука. Для этого вам понадобится микроскоп. Пододвиньте его к себе поближе. Включите его. На предметный столик положите микропрепарат и рассмотрите его.
Какое открытие вы совершили?
1 ученик – называет открытие, он же пишет на доске (все живые организмы состоят из клеток)
Других учитель спрашивает (3-4 человек).
Молодцы!
Открытие 2. Мы открыли, что все живые организмы состоят из клеток. Давайте исследуем дольку мандарина при помощи ручной лупы и клетки крови при помощи микроскопа. Не забывайте про наше условие, кричать «Эврика!», если сделали открытие.
Какие открытия вы совершили? (опрос разных пар)
Дети отвечают, что клетки разные по форме, цвету, размеру, и т.д.) Открытий много, давайте их попробуем объединить в одну формулировку.
Дети все клетки разные по форме и размеру.
1 ученик – пишет на доске.
Молодцы!
Открытие 3. Учитель показывает яйцо. Ребята, я думаю все знают, что это?
Дети – яйцо.
Научное название – Куринная яйцеклетка. Вы знали? Пододвиньте его к себе поближе.
Ребята, вы представляете, современные ученые даже сказки своим детям рассказывают по научному. Послушайте, что из этого получилось.
Учитель рассказывает сказку. Жили-были дед да баба. И была у них курочка Ряба. Снесла курочка яйцеклетку, не простую, а золотую. Дед бил, бил оболочку яйцеклетки – не разбил. Баба била, била оболочку яйцеклетки – не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яйцеклетка упала и разбилась. Разлилась цитоплазма по полу, а ядро жёлтенькое такое в центре осталось. Плачет дед. Плачет баба, а курочка кудахчет. Не плачь дед, не плачь баба, я снесу вам яйцеклетку не золотую, а простую.
Сделайте открытие, из чего состоит клетка? Заполните предложенную схему в дневнике наблюдений и открытий и кричите «Эврика!»
Ребенок кричит «Эврика!» Итак, какое открытие ты совершил? Покажи его всем,
1 ученик - составляет модель клетки.
2 ученик – подписывает части клетки.
Молодцы!
Исследования в лаборатории завершены, открытия сделаны – начинаем ученый совет.
Зачитываются все открытия с 3 по 1 (с конца).
Клетка состоит из трех главных частей: оболочки, цитоплазмы и ядра.
Все клетки разные по форме и размеру.
Все живые организмы состоят из клеток.
Учитель на латыни говорит «Ревенон а но мутон!», т.е. вернемся к нашим баранам, точнее к овечке Долли. В начале урока я говорила, что ученые взяли всего лишь одну маленькую клеточку, а создали большой живой организм, который обладает следующими свойствами: дышит, питается, растет, размножается, двигается … (учитель говорит один признак, а дети продолжают). Обсудите всем ученым советом следующее предложение: Если организм живой, и он дышит … то клетки, образующие этот организм … (тоже живые).
Каждый ученый мечтает получить награду за свой труд – нобелевскую премию. Наши с вами открытия тоже достойны награды – премии моего имени – Ивановской.
(Учитель достает вазу с мандаринами) Наверно при проведении открытий вам хотелось попробовать этот объект исследования. Я желаю, чтобы ваша жизнь каждый день была полна открытий и тогда кто знает, Ивановская премия станет началом пути к Нобелевской.