kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Животные строители

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот урок предназначен для учащихся 7 класса факультативного курса по биологии. Тема: "Животные строители».

Цели урока. 
Образовательные: 
• Повторить, обобщить и расширить знания учащихся о жилищах животных, их многообразии, как форме эволюционных приспособлений организмов к различным условиям окружающей среды 
Воспитательные: 
• Воспитывать бережное отношение к животным и их жилищам. 
• продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха 
• Развивающие: 
• организовать деятельность учащихся по развитию учебно-интеллектуальных умений и навыков: работать с текстом, критически анализировать информацию, способность её систематизировать, оценивать, использовать с целью создания прогноза, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы; 
• продолжить развитие учебно-познавательных умений: составлять тезисы, пользоваться предметным языком.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Животные строители»

Класс: 7

Тема урока: Животные строители. Принципы строительства.
Цели урока. 
Образовательные: 
• Повторить, обобщить и расширить знания учащихся о жилищах животных, их многообразии, как форме эволюционных приспособлений организмов к различным условиям окружающей среды 
Воспитательные: 
• Воспитывать бережное отношение к животным и их жилищам. 
• продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха 
• Развивающие: 
• организовать деятельность учащихся по развитию учебно-интеллектуальных умений и навыков: работать с текстом, критически анализировать информацию, способность её систематизировать, оценивать, использовать с целью создания прогноза, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы; 
• продолжить развитие учебно-познавательных умений: составлять тезисы, пользоваться предметным языком.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, презентация.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Приветствие.

  2. Изучение нового материала.
    Без рук, без топоренка построена избенка.

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? О том как животные строят свои жилища!
Сообщение темы и цели урока. Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Для чего нам нужен дом?
- Дом нужен для укрытия от неблагоприятной погоды, сна, выращивания потомства, хранения припасов, отдыха. 
А для чего нужен дом для животных? Как они его строят? 
Ойкология — часть зоологии, обнимающая собой сведения касательно жилищ животных, т. е. нор, гнезд, логовищ и т. п. 
а- Работа в парах. Нарисуйте свой дом, и дома животных которые вы знаете и представьте их.

б- теперь мы узнаем знаете ли вы где живет то или иное животное (работа на интерактивной доске - флипчарт).  Соедините линией: название животного и его жилище.

ласточка раковина 
дятел хатка 
мышь норка 
корова дерево 
бобр муравейник 
хомяк улей 
тюлень озеро 
волк нора 
моллюск гнездо 
черепаха дупло

муравей скворечник 
летучая мышь нора

скворец лежбище

аскарида панцирь 
пчела пещера 
карась берлога 
ленивец организм человека 
медведь сарай

Закончили и теперь мы можем сказать, мы знаем примерно, где живот какое животное. А из чего и как сделаны дома, мы не знаем.
Учитель объясняет новый материал по подготовленной презентации и видео.

- Виды жилищ животных.

- Классификация жилищ животных.

- Принципы строительства.

Напоминаю, записи должны быть ёмкими, но краткими. 
Лабораторная работа 
Текст для учащихся 
Самое простое строение, которое сооружают, вернее, копают млекопитающие,— нора. Норы роют утконос и красная лиса, кролик и броненосец, сурок и тушканчик, хомяк и барсук и многие другие звери, обитатели всех континентов. Очень искусный мастер по прокладке подземных галерей среди зверей — европейский крот. Его норы — сложные лабиринты. О сети проложенных кротами подземных коридоров частично можно судить по всем нам известным кротовинам — холмикам выброшенной земли. Под одной из таких кротовин расположено жилье землекопа-крота. Обычно кротовина с жильем находится в более безопасном месте, например под корнями, под лежащим деревом и отдалена на довольно большое расстояние от места охоты крота. Жилье устроено очень искусно. Внутри кротовины — круглая камера, или гнездо, выстланное мхом, сухой травой, мягкими корешками. От гнезда ведет туннель сперва вниз, а затем к поверхности. Он используется в случае опасности для бегства. В разные стороны ответвляются многометровые ходы. 
Довольно сложное строение имеет и барсучья нора с несколькими этажами и со многими входами и выходами. Главное помещение, в котором собирается вся барсучья семья, находится на глубине до 5 метров. Оно выстлано сухой травой, регулярно заменяемой новой. В норе царит порядок и чистота, свежий воздух. 
Некоторые звери за многие миллионы лет приспособились строить гнезда на деревьях. Такого рода уютное гнездышко сооружает всем известная белка. Шаровидное ее гнездо помещается на ветках. Наружный слой гнезда сплетен из тонких веточек, внутренний — из сухой травы, мха, лишайника. В тех местах, где бывают более суровые зимы, белки утолщают стенки гнезда и выстилают его дополнительно пухом и перьями. Гнездо покрыто конусообразной кровлей из плотно сложенного хвороста и кусочков коры, чтобы дождь не проникал в жилье. А зимой снежную крышу достраивает сама природа. Гнездо имеет один или два входа. Отправляясь на охоту, белка закрывает вход в гнездо мхом или сухой травой. 
Белка очень чувствительна к дождю и грозам. Уже за несколько часов до наступления грозы она беспокоится. А как только начинается дождь, она забирается в свое жилище и сидит там до тех пор, пока не наступит хорошая погода. 
Искусное строение величиной со средний апельсин — шаровидное гнездышко мыши-малютки. Этот зверек — настоящий архитектор, а постройка его — оригинальное сооружение. Он строит гнездо из травинок и листьев. Обычно в стенки гнезда мышь вплетает живые листья растений: гнездо держится на них, а растения продолжают расти. Нередко мышь-малютка подвешивает гнездо к нескольким стеблям хлебных злаков, крапивы или к другим растениям на высоте от 20 до 80 сантиметров. 
У гнезда мыши-малютки нет ни входа, ни выхода. Оно довольно рыхлое. Поэтому, когда мышь уходит на кормежку или возвращается с нее, она легко раздвигает стенку домика и забирается внутрь. Жилье мыши-малютки временное: она пользуется им только для вывода детенышей. 
Самый выдающийся строитель среди млекопитающих — бобр. Многим известны знаменитые его хатки, плотины, запруды. Хатку бобр строит из ветвей, кусков стволов молодых деревьев, скрепленных илом. В потолке хатки имеется отверстие для доступа свежего воздуха. Хатку занимает единственное помещение шириной примерно в 1,5 метра и высотой около 1 метра. Наружу из хатки ведет подводный выход. Бобровые хатки достигают солидных размеров — они бывают диаметром до 10 метров и высотой до 3 метров. Обычно бобры устраивают их на неглубоком месте реки или озера. 
Улей - жилище пчел — Последние сами отыскивали себе места или в расщелинах скал, или в каких-либо дуплах бортях. 
Наиболее примитивный тип убежища - логово. Оно устраивается в небольшом углублении почвы среди опавшей листвы, в яме, в буреломе, под вывернутыми из земли корнями деревьев, пнями. Зайцы и копытные вообще не устраивают постоянных жилищ, у них одноразовые лежки. 
Кто научил их этому искусству? Все это поведение, похожее на разумное, объясняется сложнейшими инстинктами, которые сложились у животных в течение долгого исторического их развития. Однако важное значение имеет и то, что животные из поколения в поколение перенимая опыт старших, и постепенно закрепляя его, научились применять неизвестные им принципы и стали проявлять исключительный строительный талант, какой только известен в мире животных. 
Третий этап урока: “Рефлексия”. 
1. Вернитесь к тому, что Вы знали до прочтения текста. Какие знания подтвердились? Какие не подтвердились? Были ли ошибочные суждения? Посмотрите свои первичные списки, вычеркните неправильную, ошибочную информацию.

2. Посмотрите на список “Хочу узнать”, проверьте, удалось ли получить ответы на все вопросы? Какие знаки вопроса можно снять? Вы можете вновь обратиться к тексту и посмотреть на свои пометки. Какие вопросы у вас появились по ходу чтения? Есть ли в классе люди, которые могут дать ответ на этот вопрос? Записываю на доске вопросы, оставшиеся без ответа. (Остались вопросы) 
3. Обсудите: какая часть полученной информации произвела на Вас наибольшее впечатление. 
4. Попробуйте сгруппировать эти новые знания и составить структурно-логическую схему. (Окончательные кластеры). Проверяем схему у доски. 
К концу беседы ученики должны сформулировать вывод: Независимо от типов и видов жилищ животных, они выполняют функции - укрытия от неблагоприятной погоды, для сна, выращивания потомства, хранения припасов, отдыха. 
Возвращаемся к ключевому вопросу: Так почему же природа является гениальным конструктором, инженером и великим строителем?

Дополнительный материал 
Норы — вырытые животными в земле ходы. 
Гнездо - временное и даже часто кратковременное жилище, где размещается потомство птиц. Гнезда птиц чрезвычайно разнообразны по размерам, конструкции, материалу и месту расположения 
Ле́жбище — береговые пляжи, на которых формируются большие скопления животных. Как правило, этот термин применяется к описанию биологии морских млекопитающих. Например, береговые лежбища формируют ушастые тюлени — северный морской котик, сивуч и др 
Логово (логовище) место долговременного отдыха, спячки или выведения детенышей у некоторых млекопитающих. 
Логова, используемые кратковременно, называют лежкой; устраивают их зайцы, грызуны и большинство копытных. 
Раковина — укрытие, дом моллюска, являющийся частью его организма. 
Панцирь для черепахи — настоящий переносной дом. Дело в том, что черепаха — это очень медлительное и неуклюжее создание. Любой хищник мог бы поймать и съесть ее. А панцирь помогает этого избежать. 
Улей - жилище пчел

Итоги урока: “Помните, творения природы так удивительно хрупки, и оттого, насколько разумно и бережно мы будем сегодня к ним относиться, зависит не только развитие мысли человека, но и самой жизни”.

Просмотр презентации «Искусные строители»

Подведение итогов. 
Рефлексия. Закончите предложения: 
• Сегодня на уроке я впервые узнал (сделал открытие для себя)... 
• “Я думаю, что...” (Над чем вы задумались?) 
• Для меня этот учебный материал важен потому что...

Домашнее задание 
1. Составить более полную структурно-логическую схему (кластеры), подготовить устный развёрнутый ответ. 
2. Продумайте и предложите небольшую исследовательскую работу (Составить план эксперимента).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Животные строители

Автор: Салыкбаева Жанара Егизбаевна

Дата: 28.03.2016

Номер свидетельства: 311415

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Урок технологии «Человек – строитель, созидатель,творец» Взаимодействие с другими видами деятельности "
    ["seo_title"] => string(110) "urok-tiekhnologhii-chieloviek-stroitiel-sozidatiel-tvoriets-vzaimodieistviie-s-drughimi-vidami-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "246257"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446317147"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Викторина "В мире животных""
    ["seo_title"] => string(25) "viktorinavmiriezhivotnykh"
    ["file_id"] => string(6) "291908"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1455199181"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Интеллектуально-познавательная игра "Животные Татарстана" "
    ["seo_title"] => string(62) "intielliektual-no-poznavatiel-naia-ighra-zhivotnyie-tatarstana"
    ["file_id"] => string(6) "152880"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1420913302"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) ""В мире животных" внеклассное  мероприятие"
    ["seo_title"] => string(47) "v-mirie-zhivotnykh-vnieklassnoie-mieropriiatiie"
    ["file_id"] => string(6) "266323"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1450123724"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(30) "БОБР - СТРОИТЕЛЬ "
    ["seo_title"] => string(14) "bobr-stroitiel"
    ["file_id"] => string(6) "148484"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1419743594"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства