Экосистема.
Часть А.
А1. Примером конкуренции организмов является:
а) повилика, растущая на других растениях;
б) сурепка на пшеничном поле;
в) клубеньковые бактерии на корнях бобовых;
г) гриб-трутовик на березе.
А2. Полное истребление одного вида другим:
а) возможно в результате хищничества;
б)паразитизма;
в) конкуренции;
г) как правило, невозможно.
А3. В симбиотических взаимоотношениях находятся:
а) лев и шакал; б) акула и дельфин;
в) росянка и муха; г) рыба и дождевой червь;
А4. Явление конкуренции возникает между:
а) хищниками и жертвами; б) паразитами и хозяевами;
в) видами со сходными г) видами, извлекающими пользу из связи
потребностями; друг с другом.
А5. Форму существования популяций, при которой каждый вид извлекает пользу из
связи с другим видом, называют:
а) хищничеством; б) паразитизмом;
в) конкуренцией; г) симбиозом.
А6. Паразитизм – форма связи в популяциях, при которой паразит:
а) приносит пользу хозяину;
б) приносит хозяину вред, но не вызывает его немедленной гибели;
в) не приносит хозяину ни вреда, ни пользы;
г) всегда приводит хозяина к гибели.
А7. Роль консументов в лесной экосистеме играют:
а) зайцы-беляки; б) куколки насекомых;
в) почвенные бактерии; г) осины.
А8. Основными поставщиками энергии в сосновом лесу являются:
а) бактерии; б) белки;
в) сосны; г) насекомые.
А9. Укажите правильно составленную пищевую цепь:
а) клевер – ястреб – шмель – мышь; б) шмель – мышь – ястреб –клевер;
в) клевер – шмель – мышь – ястреб; г) мышь – клевер – мышь – ястреб.
А10. Роль продуцента и консумента одновременно может играть:
а) эвглена-зеленая; б) амеба обыкновенная;
в) инфузория-туфелька; г)лямблия печеночная.
Часть В.
В1. Выберите организмы, играющие роль консументов в биогеоценозе.
А) Синица
Б) Майский жук.
В) Почвенные бактерии.
Г) Гриб-трутовик.
Д) Сосна.
Е) Крот.
В2. В экоситеме луга обитают:
А) Крот.
Б) Выхухоль.
В) Полевая мышь.
Г) Дятел.
Д) Полевка обыкновенная.
Е) Ондатра.
В3. Найдите соответствие между природной и искусственной экосистемами и их признаками.
Признаки экосистем. А) Природная экосистема
Б) Агроценоз
1) Преобладание монокультур, популяций
немногих видов.
2) Действует естественный отбор.
3) Упрощенность взаимоотношений
между видами.
4) Разнообразие видового состава.
5) Разомкнутый круговорот веществ.
6) Сложная сеть взаимосвязей между
организмами.
7) Преобладание искусственного отбора.
8) Устойчивость, способность к длительному
существованию.
Часть С.
С1. На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно планктона, чтобы в море вырос один дельфин массой 300 кг, если цепь питания имеет вид:
Планктон – нехищные рыбы – хищные рыбы – дельфин.
С2. Почему даже при высоких осенних температурах опадают листья с деревьев и кустарников, желтеет трава, улетают птицы?
Как соотносятся между собой понятия: «биоценоз», «биогеоеноз», ц «экосистема» И «биосфера»?
- Что ~lВляется главным условием, поддерживающим существование экосистем?
1.
Назовите возможные пары биотических отношений между следующими организмами в лесу (соедините взаимодействующие организмы и объясните полученную схему.
Кровососущий
комар
Цветко-
вые
растения
2.
Из перечисленных названий организмов выберите продуцентов, консументов и редуцентов: медьведь, бык,дуб,белка, подосиновик, шиповник, щука, жаба, ленточный червь, баобаб,капуста, кактус, гнилостные бактерии, плесневые грибы.
3.
Что произойдет, если в биоценозе вдруг исчезнут редуценты?
4.
Назовите организмы, которые должны или могли быть на месте пропусков в пищевых цепях:
а) Древесина - ? – дятел;
б) семена - ? – гадюка – аист;
в) трава – кузнечик - ? – уж - ?
Она система потому,
Что в ней по форме строгой
Необходимый всем продукт идет своей дорогой.
И кто в системе служит –
Живет себе,не тужит.
Вот на зеленый стебелек
Садится пестрый мотылек,
Попил нектар со всех цветов
Их опылил – и в путь готов.
Но тут попался – Боже мой! –
На завтрак птице луговой.
А у нее гнездо в траве
И куча птенчиков в гнезде.
И уж,конечно,их помет
Питанье травушке дает.
И так,короче говоря,
Экологической системе
Даноподдерживать себя
В упитанном,здоровом теле.
Вставьте пропущенные слова.
Сообщество организмов разныхвидов, тесно взаимосвязанных между собой и населяющих
Более или менее однородный участок, называют ___________________. В его состав
входят: растения , животные,___________ и ___________. Совокупность организмов и
компонентов неживой природы, объединенных круговоротом веществ и потоком энергии
в едины природный комплекс, называют ____________________ или ________________________.
Вставьте пропущенные слова.
Сообщество организмов разныхвидов, тесно взаимосвязанных между собой и населяющих
Более или менее однородный участок, называют ___________________. В его состав
входят: растения , животные,___________ и ___________. Совокупность организмов и
компонентов неживой природы, объединенных круговоротом веществ и потоком энергии
в едины природный комплекс, называют ____________________ или ________________________.
Вставьте пропущенные слова.
Сообщество организмов разныхвидов, тесно взаимосвязанных между собой и населяющих
Более или менее однородный участок, называют ___________________. В его состав
входят: растения , животные,___________ и ___________. Совокупность организмов и
компонентов неживой природы, объединенных круговоротом веществ и потоком энергии
в едины природный комплекс, называют ____________________ или ________________________.
План работы на 3 четверть
П.н | Мероприятие | Ответст- венные | Сро- ки |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |