kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Взаимоотношения между организмами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  1. Продолжить формирование знаний о проявлениях биотических факторов среды.
  2. Раскрыть сущность позитивных отношений.
  3. Вызвать интерес учащихся к занятию, придать ему проблемно-творческий характер, что отвечает личностным интересам и потребностям учащихся.
  4. Создать условия для развития:

- умений различать проявления разных форм симбиоза;

- навыков работы с разнообразными источниками информации: раздаточным материалом, текстом и иллюстрациями учебника, таблицами, схемами;

..

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Экосистма.Тест.»

Экосистема.

Часть А.

А1. Примером конкуренции организмов является:

а) повилика, растущая на других растениях;

б) сурепка на пшеничном поле;

в) клубеньковые бактерии на корнях бобовых;

г) гриб-трутовик на березе.


А2. Полное истребление одного вида другим:

а) возможно в результате хищничества;

б)паразитизма;

в) конкуренции;

г) как правило, невозможно.


А3. В симбиотических взаимоотношениях находятся:

а) лев и шакал; б) акула и дельфин;

в) росянка и муха; г) рыба и дождевой червь;


А4. Явление конкуренции возникает между:

а) хищниками и жертвами; б) паразитами и хозяевами;

в) видами со сходными г) видами, извлекающими пользу из связи

потребностями; друг с другом.


А5. Форму существования популяций, при которой каждый вид извлекает пользу из

связи с другим видом, называют:

а) хищничеством; б) паразитизмом;

в) конкуренцией; г) симбиозом.


А6. Паразитизм – форма связи в популяциях, при которой паразит:

а) приносит пользу хозяину;

б) приносит хозяину вред, но не вызывает его немедленной гибели;

в) не приносит хозяину ни вреда, ни пользы;

г) всегда приводит хозяина к гибели.


А7. Роль консументов в лесной экосистеме играют:

а) зайцы-беляки; б) куколки насекомых;

в) почвенные бактерии; г) осины.


А8. Основными поставщиками энергии в сосновом лесу являются:

а) бактерии; б) белки;

в) сосны; г) насекомые.


А9. Укажите правильно составленную пищевую цепь:

а) клевер – ястреб – шмель – мышь; б) шмель – мышь – ястреб –клевер;

в) клевер – шмель – мышь – ястреб; г) мышь – клевер – мышь – ястреб.


А10. Роль продуцента и консумента одновременно может играть:

а) эвглена-зеленая; б) амеба обыкновенная;

в) инфузория-туфелька; г)лямблия печеночная.




Часть В.


В1. Выберите организмы, играющие роль консументов в биогеоценозе.

А) Синица

Б) Майский жук.

В) Почвенные бактерии.

Г) Гриб-трутовик.

Д) Сосна.

Е) Крот.


В2. В экоситеме луга обитают:

А) Крот.

Б) Выхухоль.

В) Полевая мышь.

Г) Дятел.

Д) Полевка обыкновенная.

Е) Ондатра.


В3. Найдите соответствие между природной и искусственной экосистемами и их признаками.

Признаки экосистем. А) Природная экосистема

Б) Агроценоз

1) Преобладание монокультур, популяций

немногих видов.

2) Действует естественный отбор.

3) Упрощенность взаимоотношений

между видами.

4) Разнообразие видового состава.

5) Разомкнутый круговорот веществ.

6) Сложная сеть взаимосвязей между

организмами.

7) Преобладание искусственного отбора.

8) Устойчивость, способность к длительному

существованию.



Часть С.


С1. На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно планктона, чтобы в море вырос один дельфин массой 300 кг, если цепь питания имеет вид:

Планктон – нехищные рыбы – хищные рыбы – дельфин.


С2. Почему даже при высоких осенних температурах опадают листья с деревьев и кустарников, желтеет трава, улетают птицы?








Как соотносятся между собой понятия: «биоценоз», «биогео­еноз», ц «экосистема» И «биосфера»?

- Что ~lВляется главным условием, поддерживающим существо­вание экосистем?

1.

Назовите возможные пары биотических отношений между сле­дующими организмами в лесу (соедините взаимодействующие организмы и объясните полученную схему.




Кровососущий

комар



Цветко-

вые

растения






2.

Из перечисленных названий организмов выберите продуцентов, консументов и редуцентов: медьведь, бык,дуб,белка, подосиновик, шиповник, щука, жаба, ленточный червь, баобаб,капуста, кактус, гнилостные бактерии, плесневые грибы.



3.

Что произойдет, если в биоценозе вдруг исчезнут редуценты?


4.

Назовите организмы, которые должны или могли быть на месте пропусков в пищевых цепях:


а) Древесина - ? – дятел;

б) семена - ? – гадюка – аист;

в) трава – кузнечик - ? – уж - ?

















Она система потому,

Что в ней по форме строгой

Необходимый всем продукт идет своей дорогой.

И кто в системе служит –

Живет себе,не тужит.

Вот на зеленый стебелек

Садится пестрый мотылек,

Попил нектар со всех цветов

Их опылил – и в путь готов.

Но тут попался – Боже мой! –

На завтрак птице луговой.

А у нее гнездо в траве

И куча птенчиков в гнезде.

И уж,конечно,их помет

Питанье травушке дает.


И так,короче говоря,

Экологической системе

Даноподдерживать себя

В упитанном,здоровом теле.




















Вставьте пропущенные слова.


Сообщество организмов разныхвидов, тесно взаимосвязанных между собой и населяющих

Более или менее однородный участок, называют ___________________. В его состав

входят: растения , животные,___________ и ___________. Совокупность организмов и

компонентов неживой природы, объединенных круговоротом веществ и потоком энергии

в едины природный комплекс, называют ____________________ или ________________________.








Вставьте пропущенные слова.


Сообщество организмов разныхвидов, тесно взаимосвязанных между собой и населяющих

Более или менее однородный участок, называют ___________________. В его состав

входят: растения , животные,___________ и ___________. Совокупность организмов и

компонентов неживой природы, объединенных круговоротом веществ и потоком энергии

в едины природный комплекс, называют ____________________ или ________________________.














Вставьте пропущенные слова.


Сообщество организмов разныхвидов, тесно взаимосвязанных между собой и населяющих

Более или менее однородный участок, называют ___________________. В его состав

входят: растения , животные,___________ и ___________. Совокупность организмов и

компонентов неживой природы, объединенных круговоротом веществ и потоком энергии

в едины природный комплекс, называют ____________________ или ________________________.









План работы на 3 четверть


П.н

Мероприятие

Ответст-

венные

Сро-

ки
















































Просмотр содержимого документа
«Этапы урока»

Этапы урока

Деятельность учителя

Предполагаемая деятельность ученика.

1. Организационный момент

Учитель входит в класс, здоровается, проверяет готовность учащихся к уроку. Предлагает учащимся выбрать форму работы на уроке: индивидуальную или парную.

Учащиеся проверяют наличие принадлежностей; определяют для себя наиболее оптимальную форму работы.

2. Мотивационно-целевой.

Определение темы и цели урока.

Учитель ведет диалог с детьми (с опорой на субъектный опыт учащихся),стараясь включить в него как можно больше детей.

Вопросы:

  1. Что называют экологическими факторами?

  2. Какие факторы среды вы знаете?

  3. Что называют биотическим фактором?

  4. Где в природе мы можем наблюдать эти взаимоотношения?

Ролевая игра:

Учитель предлагает каждому учащемуся выступить в роли определенного компонента сообщества и определить свои отношения с другими организмами этого сообщества.


Вопрос: Что олицетворяют многочисленные переплетения нитей? Только ли пищевые отношения складываются между организмами в сообществе?


Вопрос: можем ли мы обозначить тему урока, его цель и определить нашу дальнейшую деятельность?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, приходя к заключению о том, что все многообразие взаимоотношений между организмами встречается в сообществах.







Учащиеся встают в круг и выстраивают взаимоотношения между организмами в заданном сообществе, создавая сети питания (с помощью клубка ниток, передавая его от одного к другому).


Учащиеся приводят примеры и других взаимоотношений.



Учащиеся предполагают, чем будут заниматься на уроке, определяют тему и цель урока.

3. Организационно-деятельностный.

-Актуализация знаний.











-Работа в парах.

Слово учителя:

- Хотя взаимодействия организмов очень разнообразны, они приводят лишь к трем главным результатам. Каким?




Учитель предлагает поработать со схемой из раздаточного материала (приложение 1), отображающей типы отношений между организмами.

- По другой известной вам классификации, существуют следующие типы связей и виды взаимоотношений между организмами в сообществе. Вспомните, какие?


Учитель предлагает учащимся объединиться в рабочие группы (пары), каждая из которых получает инструктивную карту (приложение 3).


Заслушивает отчет о проделанной работе, если необходимо, вносит коррективы.

Учащиеся обобщают сказанное и с помощью учителя приходят к заключению о главных результатах:

  1. обеспечение пищей.

  2. изменение среды обитания.

  3. расселение видов в пространстве.

(Записывают в тетрадь)

Учащиеся записывают в тетрадь схему с пояснениями учителя: отношения трофические, топические, форические , фабрические.

Учащиеся восстанавливают с помощью учителя схему. Сравнивают с готовой из раздаточного материала (приложение 2).


Учащиеся объединяются в пары по желанию, получают инструктивные карты, в которых прописаны задания (работают с учебником, заполняют таблицу, отвечают на вопросы). Изучают типы симбиотических отношений (каждая пара – свой тип): кооперацию, мутуализм, комменсализм и его виды. Дают им характеристику, приводят примеры.

Выступают с сообщениями, вносят в таблицу информацию других групп.



4. Рефлексивно-оценочный (здесь же подразумевается и закрепление).

Учитель предлагает разнообразный дидактический материал (приложение 4).



Фронтальная работа (приложение5). Определите типы взаимоотношений в предложенной схеме.

Слово учителя: в результате сложности и переплетенности связей между видами обеспечивается эффективное использование ресурса биоценоза, контроль за ростом численности организмов. Таким образом поддерживается устойчивое функционирование сложных природных систем. Неосторожное вмешательство человека в жизнь природы может вызвать цепную реакцию событий, которые приведут к неожиданным и нежелательным последствиям. Каким? Приведите примеры (в случае затруднения с ответами или нехватки времени на уроке предлагается приготовить сообщение на заданную тему к следующему уроку).


Рефлексия:

  1. Трудно или легко тебе работалось на уроке?

  2. Что ты узнал нового на уроке, значимого именно для тебя?

  3. Ты предпочитаешь работать индивидуально или в паре, группе?

  4. Какую бы ты отметку выставил себе и своему партнеру по группе за урок?

Выставляет оценки, учитывая мнение учащихся.

Могут по своему усмотрению выбрать материал для закрепления (вопросы, тесты на соответствие, текст с пропущенными словами и т.д.). Работают каждый индивидуально. Затем производят взаимопроверку.

Определяют типы отношений и сталкиваются с новыми типами.










Стараются ответить на поставленный учителем вопрос.




Отвечают на вопросы, обсуждают оценки.

5. Задание на дом.

Учитель объявляет тему домашнего задания, объем с. 246-250. Предлагается дифференцированное домашнее задание.

  1. Прочитать с.246-250,ответить на вопросы (всем).

  2. Приготовить сообщения о растениях-эпифитах (по выбору).

  3. Поработать с терминологией на стр. 568-569, приготовить (опережающее задание для тех, кто отлично усвоил тему урока) сообщение о:

- растениях-хищниках;

-животных-паразитах (по выбору).



Выбирают домашнее задание.


Просмотр содержимого документа
«Приложения.»

Приложение. 1

















Приложение 2.















Приложение 3.

Задания.

  1. Прочтите текст на стр. 546-550 (выберите информацию только о заданной вам форме симбиоза).

  2. Ответьте на вопрос: в чем заключаются особенности кооперации,(мутуализма, комменсализма)?

  3. Приведите примеры кооперации,(мутуализма, комменсализма).

  4. В чем состоит эволюционное значение симбиоза?

  5. Заполните таблицу в тетради (только свою графу).



Характеристика

Кооперация

Мутуализм

Комменсализм

Особенности




Примеры




Приложение 4. Вопросы для закрепления.

  1. Какие характерные признаки свойственны симбиозу?

  2. Приведите примеры проявления кооперации среди позвоночных животных.

  3. Докажите, что типичным проявлением симбиоза является взаимоотношение термитов и жгутиковых простейших.

  4. Охарактеризуйте особенности взаимоотношения некоторых грибов и деревьев.

  5. Каковы особенности нахлебничества?

Найдите соответствие между терминами и характеристикой.



  1. Мутуализм.

  2. Комменсализм (нахлебничество).

  3. Комменсализм (квартиранство).

  4. Кооперация.



А. Особи одного вида используют остатки пищи особей другого вида.

Б. Особи одного вида предоставляют убежище особям другого вида, и это не приносит хозяину ни вреда, ни пользы.

В. Совместное взаимовыгодное сосуществование особей двух или более видов.

Г. Форма позитивных взаимоотношений между организмами, при которой особи одного вида могут вступать во взаимовыгодное сожительство с представителями других видов (не всегда обязательное).



Поставьте напротив предложенных типов биотических взаимодействий соответствующую пару символов(+, -,0).



Мутуализм ( )

Нахлебничество ( )

Квартиранство ( )

Кооперация ( )

Приложение 5.



Кровососущий комар


















































1.

Назовите возможные пары биотических отношений между сле­дующими организмами в лесу (соедините взаимодействующие организмы и объясните полученную схему.



2.

Из перечисленных названий организмов выберите продуцентов, консументов и редуцентов: медьведь, бык,дуб,белка, подосиновик, шиповник, щука, жаба, ленточный червь, баобаб,капуста, кактус, гнилостные бактерии, плесневые грибы.



3.

Что произойдет, если в биоценозе вдруг исчезнут редуценты?


4.

Назовите организмы, которые должны или могли быть на месте пропусков в пищевых цепях:


а) Древесина - ? – дятел;

б) семена - ? – гадюка – аист;

в) трава – кузнечик - ? – уж - ?

























Приложение 6.


Экосистема.

Часть А.

А1. Примером конкуренции организмов является:

а) повилика, растущая на других растениях;

б) сурепка на пшеничном поле;

в) клубеньковые бактерии на корнях бобовых;

г) гриб-трутовик на березе.



А2. Полное истребление одного вида другим:

а) возможно в результате хищничества;

б)паразитизма;

в) конкуренции;

г) как правило, невозможно.



А3. В симбиотических взаимоотношениях находятся:

а) лев и шакал; б) акула и дельфин;

в) росянка и муха; г) рыба и дождевой червь;



А4. Явление конкуренции возникает между:

а) хищниками и жертвами; б) паразитами и хозяевами;

в) видами со сходными г) видами, извлекающими пользу из связи

потребностями; друг с другом.



А5. Форму существования популяций, при которой каждый вид извлекает пользу из

связи с другим видом, называют:

а) хищничеством; б) паразитизмом;

в) конкуренцией; г) симбиозом.



А6. Паразитизм – форма связи в популяциях, при которой паразит:

а) приносит пользу хозяину;

б) приносит хозяину вред, но не вызывает его немедленной гибели;

в) не приносит хозяину ни вреда, ни пользы;

г) всегда приводит хозяина к гибели.



А7. Роль консументов в лесной экосистеме играют:

а) зайцы-беляки; б) куколки насекомых;

в) почвенные бактерии; г) осины.



А8. Основными поставщиками энергии в сосновом лесу являются:

а) бактерии; б) белки;

в) сосны; г) насекомые.



А9. Укажите правильно составленную пищевую цепь:

а) клевер – ястреб – шмель – мышь; б) шмель – мышь – ястреб –клевер;

в) клевер – шмель – мышь – ястреб; г) мышь – клевер – мышь – ястреб.



А10. Роль продуцента и консумента одновременно может играть:

а) эвглена-зеленая; б) амеба обыкновенная;

в) инфузория-туфелька; г)лямблия печеночная.









Часть В.



В1. Выберите организмы, играющие роль консументов в биогеоценозе.

А) Синица

Б) Майский жук.

В) Почвенные бактерии.

Г) Гриб-трутовик.

Д) Сосна.

Е) Крот.



В2. В экоситеме луга обитают:

А) Крот.

Б) Выхухоль.

В) Полевая мышь.

Г) Дятел.

Д) Полевка обыкновенная.

Е) Ондатра.



В3. Найдите соответствие между природной и искусственной экосистемами и их признаками.

Признаки экосистем. А) Природная экосистема

Б) Агроценоз

1) Преобладание монокультур, популяций

немногих видов.

2) Действует естественный отбор.

3) Упрощенность взаимоотношений

между видами.

4) Разнообразие видового состава.

5) Разомкнутый круговорот веществ.

6) Сложная сеть взаимосвязей между

организмами.

7) Преобладание искусственного отбора.

8) Устойчивость, способность к длительному

существованию.









Часть С.



С1. На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно планктона, чтобы в море вырос один дельфин массой 300 кг, если цепь питания имеет вид:

Планктон – нехищные рыбы – хищные рыбы – дельфин.



С2. Почему даже при высоких осенних температурах опадают листья с деревьев и кустарников, желтеет трава, улетают птицы?


























Просмотр содержимого документа
«Тема, цели урока.»

МБОУ Ельцовская средняя общеобразовательная школа Шипуновского района Алтайского края











Взаимоотношения между организмами.

Урок биологии, 11 класс.



Учитель первой квалификационной

категории Смолянинова Г. В.























Ельцовка 2012

Цели урока:

  1. Продолжить формирование знаний о проявлениях биотических факторов среды.

  2. Раскрыть сущность позитивных отношений.

  3. Вызвать интерес учащихся к занятию, придать ему проблемно-творческий характер, что отвечает личностным интересам и потребностям учащихся.

  4. Создать условия для развития:

- умений различать проявления разных форм симбиоза;

- навыков работы с разнообразными источниками информации: раздаточным материалом, текстом и иллюстрациями учебника, таблицами, схемами;

- навыков общения и совместной деятельности.

5. Помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений.



Средства обучения:

  1. Таблицы, иллюстрирующие многообразие позитивных отношений между организмами; таблицы, относящиеся к курсам «Растения», «Животные», «Грибы», «Бактерии».

  2. Раздаточный материал (схемы, таблицы, тесты, инструктивные карты)

  3. Учебник: В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин «Общая биология. 10-11 классы».


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Взаимоотношения между организмами.

Автор: Смолянинова Галина Владимировна

Дата: 02.09.2015

Номер свидетельства: 228219

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Биотические факторы среды. Взаимоотношения между организмами."
    ["seo_title"] => string(63) "bioticheskie_faktory_sredy_vzaimootnosheniia_mezhdu_organizmami"
    ["file_id"] => string(6) "552589"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1591267862"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "презентация к уроку биологии "Виды взаимоотношения живых организмов", 9 класс "
    ["seo_title"] => string(85) "priezientatsiia-k-uroku-biologhii-vidy-vzaimootnoshieniia-zhivykh-orghanizmov-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "225728"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1439838806"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Презентация по теме "Биотические взаимоотношения" "
    ["seo_title"] => string(59) "priezientatsiia-po-tiemie-biotichieskiie-vzaimootnoshieniia"
    ["file_id"] => string(6) "167546"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423116507"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Урок биологии в 10 классе на тему Взаимоотношения организмов в биогеоценозе. "
    ["seo_title"] => string(87) "urok-biologhii-v-10-klassie-na-tiemu-vzaimootnoshieniia-orghanizmov-v-bioghieotsienozie"
    ["file_id"] => string(6) "235537"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443726209"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Формы взаимоотношений между организмами"
    ["seo_title"] => string(44) "formy_vzaimootnoshienii_miezhdu_orghanizmami"
    ["file_id"] => string(6) "343946"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1473941466"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства