kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок биологии в 10 классе на тему Взаимоотношения организмов в биогеоценозе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Биотические взаимоотношения между организмами в биогеоценозах»

Цель урока:   формировать учебно-исследовательскую компетентность воспитанников;  исследовать  сущность понятия о типах межвидовых отношений; показать многообразие связей между организмами разных видов,  обитающих в местных сообществах.                                                              Задачи:                                                                                                  Образовательные: сформировать у школьников понятие о взаимоотношениях в природе; продемонстрировать на примерах основные принципы классификации биотических связей; продолжить работу с биологическими терминами.  Развивающие: продолжить развивать у учащихся основы поисковой работы; развивать умение делать выводы на основе полученных сведений.     Воспитательные: экологическое воспитание

Тип урока:  изучения нового материала с использованием ИКТ.                          Вид урока – проблемное изложение с использованием технологии самостоятельной исследовательской деятельности учащихся при изучении нового материала.

Форма: индивидуально-групповая.

Методы:  проблемный, частично-поисковый; самостоятельная работа.

Оборудование: ТСО: компьютер, мультимедийный проектор. Мультимедийная презентация к уроку,   таблицы, карточки-задания.

Учебное пособие: учебник « Биология» базовый уровень; авторы И.Н.Пономарева, О.А.Карнилова, Т.Е.Лощилина М., «Вентана -Граф», 2012г

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 10 классе на тему Взаимоотношения организмов в биогеоценозе. »

Урок биологии в 10 классе

МБОУ «Симонтовская СОШ» учитель - Л.А.Жогина

Тема: «Биотические взаимоотношения между организмами в биогеоценозах»

Цель урока: формировать учебно-исследовательскую компетентность воспитанников;  исследовать  сущность понятия о типах межвидовых отношений; показать многообразие связей между организмами разных видов,  обитающих в местных сообществах. Задачи: Образовательные: сформировать у школьников понятие о взаимоотношениях в природе; продемонстрировать на примерах основные принципы классификации биотических связей; продолжить работу с биологическими терминами. Развивающие: продолжить развивать у учащихся основы поисковой работы; развивать умение делать выводы на основе полученных сведений. Воспитательные: экологическое воспитание

Тип урока:  изучения нового материала с использованием ИКТ. Вид урока – проблемное изложение с использованием технологии самостоятельной исследовательской деятельности учащихся при изучении нового материала.

Форма: индивидуально-групповая.

Методы: проблемный, частично-поисковый; самостоятельная работа.

Оборудование: ТСО: компьютер, мультимедийный проектор. Мультимедийная презентация к уроку, таблицы, карточки-задания.

Учебное пособие: учебник « Биология» базовый уровень; авторы И.Н.Пономарева, О.А.Карнилова, Т.Е.Лощилина М., «Вентана -Граф», 2012г.



План  урока:

1.  Организационный момент. Постановка целей и задач (2мин.).

2.  Актуализация знаний (3мин.).

3.  Изучение нового материала (работа в малых группах)(20 мин.).

4.  Закрепление знаний  (работа в группах) (11мин.).

5.  Вывод по уроку. Рефлексия (7мин).

6.  Домашнее задание (2мин.).

Ход урока:

  I.  Организационный момент. Постановка целей и задач урока (2мин).

Взаимное приветствие. Проверка готовности к уроку. Организация внимания учащихся. Здравствуйте дорогие ребята, с ролью каких экологических факторов мы уже познакомились на прошлых уроках? Какие экологические факторы обеспечивают взаимоотношения организмов в среде обитания? Изучив абиотические факторы, какие факторы мы должны рассмотреть на сегодняшнем уроке? (Ответ учащихся: биотические факторы). Верно, тема нашего урока: «Биотические отношения в биогеоценозах». Она достаточно обширная и интересна. Какие задачи мы должны рассмотреть на уроке? Постановка целей и задач урока.

  II.  Актуализация знаний (3минуты)

Учитель: Любое живое существо зависит не только от абиотических факторов среды. Помимо абиотических воздействий живые организмы испытывают на себе и влияние друг друга. Жизнь любого живого существа невозможна без других. 

Докажите, что живой организм зависит от многих других видов, которые так или иначе на него воздействуют. (Ответы учащихся).

Вопрос учащимся: почему растения не могут существовать без микроорганизмов? (Ответы учащихся).

Вопрос: приведите примеры взаимосвязей организмов в природе и объясните, какую роль они имеют? (Ответы учащихся).

Вывод учителя: биотические связи необыкновенно разнообразны и имеют очень разное значение в жизни видов, попробуем рассмотреть эти взаимоотношения организмов.

III.  Изучение нового материала (20 минут)

На этом этапе урока перед учащимися ставится проблемная задача:  «Определить, какие взаимоотношения между различными видами в биогеоценозе могут существовать?». В процессе поисковой беседы  определяются вероятные типы взаимодействия. Ребята приводят известные им примеры.  Учитель: Связи между организмами могут быть прямыми и косвенными.  Прямые пищевые связи (трофические) – являются основными в природе. Они поддерживают жизнь организмов. Каждый вид, размножаясь, не только обеспечивает свое существование, но и  служит источником энергии для других.  Кроме того, пищевые связи служат механизмом регуляции численности видов. Формы трофических связей в природе многообразны. Вопрос: Приведите примеры известных вам видов таких связей в природе (хищничество, паразитизм, конкуренция; симбиоз)

1.Изучение различных форм взаимоотношений между организмами в природе. Организуется частично-поисковая деятельность, в малых группах в процессе которой учащиеся, используя текст, рисунки учебника и таблицы раскрывают разнообразие взаимоотношений между организмами в природе, составляя схему. Слайд № 2

Взаимоотношения

Негативные

Нейтральные

Позитивные

(Антибиоз)

Обе взаимодействующие популяции (или одна из них) испытывают отрицательное влияние (--) (-0) (+-)


(Нейтрализм)

Партнеры не влияют друг на друга (окунь-крот) (00)


(Симбиоз)

Оба партнера (или один из них) извлекает пользу от другого (++) (+0) (+-)


  1. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а учащихся с текстом учебника, электронной презентацией, (немой - без подписей,) таблицами. Слайды № 3-14.







Задание 1. (1 группа)

Внимательно прочитайте текст. Назовите формы симбиоза, составьте схему «Выгодные связи».

Выгодные связи (симбиоз)

Мутуализм Собственно симбиоз Протокооперация Комменсализм

(++) (++) (++) (+0)

Ответьте на вопрос: В чем заключаются особенности мутуализма, протокооперации, собственно симбиоза, комменсализма. Ответ:

*Собственно симбиоз - неразделимые взаимополезные связи (партнеры друг без друга не могут существовать).

*Протокооперация – существование выгодно, но не обязательно.

*Мутуализм – взаимополезное, присутствие партнера обязательно.

*При комменсализме – один вид получает пользу от сожительства, а другому это безразлично.

Комменсализм (+0) Квартирантство (использование в качестве жилища или убежища) Нахлебничество (потребление остатков пищи хозяина) Сотрапезничество (использование одного и того же ресурса)

Задание 2. Приведите примеры выгодных связей.

  1. Протокооперации (опыление пчелами растений)

  2. Мутуализма (рак-отшельник и актиния)

  3. Симбиоза (лишайник)

  4. Комменсализма А) нахлебничество (песцы в тундре подъедают за белым медведем) Б) сотрапезничество (бактерии-сапрофиты и высшие растения) В) квартирантство - лианы и эпифиты (орхидеи, мхи) живут на стволах деревьев.





3.С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а учащихся с текстом учебника, электронной презентацией,( немой - без подписей), таблицами. Слайды № 15 – 21.

Задание для группы 2.

1. Составьте схему: «Антибиотические взаимоотношения».

Антибиоз

Конкуренция (--) Паразитизм (+-) Хищничество (--)

2. Заполните таблицу «Виды взаимоотношений организмов»

Виды антибиотических взаимоотношений

Сущность взаимоотношений


Примеры


Хищничество (+-)


Представители одного вида поедают (уничтожают) представителей другого, т.е. организмы одной популяции служат пищей для организмов другой. Характерно охотничье поведение

Росянка, венерина мухоловка, волк - заяц.


Паразитизм (+-)


Организмы одного вида (паразита, потребителя) живут за счет питательных веществ или тканей организма другого вида (хозяина) в течение определенного времени. Паразит использует живого хозяина и как место постоянного или временного проживания

Аскариды в тонком кишечнике, блохи – собаки.


После выполнения работы от группы выступают учащиеся: подводят итог выполненной групповой работы, раскрывая виды взаимоотношений в природе, задают вопросы учащимся класса, отвечают на поставленные вопросы. Например: В чем состоит эволюционное значение симбиоза? С чем у вас ассоциируется термин «антибиоз»?

Учитель обращает внимание на часть «анти», учащиеся высказывают свои ассоциации. С помощью учителя, обобщив все возникшие ассоциации, учащиеся формулируют определение такого типа взаимоотношений живых организмов. Антибиоз – форма взаимоотношений, где обе взаимодействующие популяции (или одна из них) испытывают отрицательное влияние другой.

Группы сдают мини-проекты с использованием схем и электронной презентации. (В группе 2 -3 ученика: один подводит итог проделанной работы, второй демонстрирует слайды презентации, третий ставит для классов вопросы и отвечает на вопросы класса).

4.Значение в жизни человека знаний о взаимоотношениях организмов в среде обитания.

Учитель: Человек широко использует биологический метод борьбы с вредителями. Ввозит, акклиматизирует, создает условия для естественного увеличения численности, дополнительно разводит в лабораторных условиях полезных насекомых.

Проблемно-эвристические вопросы для всего класса:

а) как вы думаете, каково значение биологического метода борьбы с тлей -вредителем растений. Этих насекомых люди не только не убивают, но и разводят в лабораториях, чтобы вокруг селений было как можно больше этих красновато - оранжевых букашек, которые легко управляются со своими «дойными стадами» . Что это за насекомые и за что их ценят местные жители? (Божья коровка, которая «доит тлю».);

в) какие экологические знания позволят с наименьшими затратами получить на небольшой площади наибольший урожай?

в) как вы думаете, каким образом взаимоотношения между организмами различных систематических групп обеспечивают биологическое равновесие в экологической системе?

IV.  Закрепление знаний (11 минут) 1. Биологический диктант 1.По способу добывания пищи росянка круглолистная относится к … 2.Взаимоотношения крупных акул и рыб-прилипал относят к … 3.Членистоногие, живущие в гнездах птиц, вступают с ними во взаимоотношения, называемые … 4.… - такая форма взаимоотношений между организмами разных видов, при которой один организм использует другой в качестве постоянной или временной среды обитания и источника пищи. 5.Сожительство клубеньковых бактерий с корнями бобовых растений есть пример …

2.  Выполнение задания презентации «биотические связи в природе» слайд №23. Проверка – слайд №24.

3. Решение экологической задачи (устно)

Ч. Дарвин сформулировал проблему: «Существует ли какая-либо связь между количеством «старых дев» и величиной удоя коров в данной местности?»

Решение: Увеличение количества старых дев в данной местности / увеличение количества кошек, которых заводят старые девы / уменьшение количества мышей / увеличение количества шмелей, гнезда которых часто разоряют мыши / повышение урожайности клевера / увеличение удоя у коров в данной местности.

  V.  Вывод по уроку. Рефлексия (7минут)

1.  Обобщение учителя: в процессе эволюции между организмами возникли сложные взаимоотношения. Биотические факторы влияют не только на отдельные особи, но и на популяцию в целом, регулируя численность видов. Взаимоотношения между организмами различных систематических групп обеспечивают биологическое равновесие в экосистеме.

2.  Рефлексия: «проживание» ситуации позволяет лучше понять материал, разобраться с предложенными проблемами и принять самостоятельное решение, что, возможно, позволит в будущей взрослой жизни размышлять и действовать таким же образом.

Вопросы учащимся: где можно использовать полученные знания на уроке? Что мы можем предпринять, чтобы снизить негативное воздействие на окружающую среду?

3.  Анализ работы учащихся, эффективность усвоение учебного материала. Анализ активности, полноты, логичности ответов учащихся. Выставление оценок.

Домашнее задание: (2 минуты) стр. 91 -95, повторить 86 -90. Творческое задание: подготовить мини-проекты: биотические факторы пришкольного участка. Составить рассказ «Необычные взаимоотношения в природе».










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Урок биологии в 10 классе на тему Взаимоотношения организмов в биогеоценозе.

Автор: Жогина Любовь Александровна

Дата: 01.10.2015

Номер свидетельства: 235537

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "«Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии». "
    ["seo_title"] => string(107) "biotichieskiie-faktory-sriedy-tsiepi-i-sieti-pitaniia-ekologhichieskiie-piramidy-chisiel-biomassy-enierghii"
    ["file_id"] => string(6) "205438"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429890208"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Рабочая программа по биологии  7 класс В.В.Латюшин "
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-7-klass-v-v-latiushin"
    ["file_id"] => string(6) "168616"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423252240"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства